Признание незаконными действий Управление архитектуры градостроительства и земельных отношений
№ 6001-23-00-6ап/255 от 18.05.2023г.
Истец: М.З.
Ответчики: акимат города, ГУ «Управление архитектуры,градостроительства и земельных отношений», НАО «Государственнаякорпорация «Правительство для граждан», Ж.Ф.
Предмет спора: о признании незаконными действий
Пересмотр по кассационной жалобе заинтересованного лица Ж.А.
ФАБУЛА:
Решением главы администрации Дзержинского района города от16.09.1992 года №343 «О выделении земельных участков в микрорайоне» истцувыделен земельный участок.
Постановлением акимата города от 05.07.2005 года земельный участок,площадью 0,0800 га (далее - спорный земельный участок) предоставлен Ж.Ф.в частную собственность с целевым назначением - под индивидуальноежилищное строительство.
Истец на указанном земельном участке возвела жилое строение,оградила его забором и несет бремя содержания имущества.
Спорный земельный участок М.З. накладывается с земельным участком,площадью 0,08 га, отведенный Ж.Ф. на основании постановления акиматагорода (далее - Акимат) от 05.07.2005 года.
Судебные акты:
1-я инстанция: иск удовлетворен частично. Признаны незаконнымидействия акимата города по отводу Ж.Ф. земельного участка площадью 0,0800га для ИЖС.
Признано незаконным и отменено постановление акимата города от05.07.2005 года в части предоставления в частную собственность Ж.Ф. данногоземельного участка для ИЖС.
В удовлетворении иска к ГУ «Управление архитектуры,градостроительства и земельных отношений города» отказано.
Апелляция: решение оставлено без изменения.
Кассация: судебные акты оставлены в силе.
Выводы:
Местные суды, разрешая спор и удовлетворяя иск частично, исходили изследующего:
- спорный земельный участок согласно акту обследования и базегосударственного земельного кадастра имеет наложение с земельным участкомЖ.Ф.;
- Акимат до принятия оспариваемого постановления по рассмотрениюи принятию решения по заявлению Ж.Ф. не обеспечил соблюдениеобязательной процедуры в виде принятия положительного решения земельнойкомиссий и постановки на учет;
- заявление Ж.Ф. Акиматом зарегистрировано 28.04.2005 года безего передачи на рассмотрение городской земельной комиссии, в том числе безпредварительного выбора участка, проведения полевого обследования, то естьпостановление о предоставлении права собственности на спорный земельныйучасток принято без соблюдения описанных процедур;
- согласно земельно-кадастровому делу в заявлении Ж.Ф. о разработкеземлеустроительного проекта указана дата «8 августа 2005 года» и той же датойбез фактического обследования выделяемого участка выданидентификационный документ - акт на право частной собственности наспорный земельный участок;
- Ж.Ф. не принимала действенных мер по владению и пользованиюспорным земельным участком.
Подпунктом 8) части первой статьи 4 АППК определено, чтоадминистративная процедура - это деятельность административного органа,должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию иисполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или пособственной инициативе.
Пунктом 1 статьи 43 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее
- Земельный кодекс) предусмотрено, что предоставление права наземельный участок из земель, находящихся в государственной собственности,производится в следующем порядке:
- принятие к рассмотрению заявления о предоставлениисоответствующего права на земельный участок;
- определение возможности использования испрашиваемого земельногоучастка по заявленному целевому назначению в соответствии стерриториальным зонированием;
- предварительный выбор земельного участка;
- подготовка заключения земельной комиссией;
- разработка и утверждение землеустроительного проекта;
- принятие решения местным исполнительным органом опредоставлении права на земельный участок.
Это означает, что предоставление права на земельный участок из земель,находящихся в государственной собственности, производится в строгопредусмотренном Земельным кодексом последовательном порядке.
Между тем местным исполнительным органом, то есть Акиматом, припредоставлении земельного участка Ж.Ф. были допущены нарушениятребований процедур, предусмотренных главой 5 Земельного кодекса.
В силу статьи 84 АППК административный акт может быть признаннедействительным как с момента принятия такого акта, так и с моментапризнания его незаконным. Незаконный обременяющий административный актподлежит обязательной отмене.
В совокупности изложенного судебная коллегия согласилась с выводамиместных судов о частичном удовлетворении иска, поскольку действиямиАкимата при принятии обжалуемого постановления были нарушены требованияЗемельного кодекса и охраняемые законом интересы истца, владеющегоспорным земельным участком.
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в юридической консультации, составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Скачать документ
-
22023~1
769 скачиваний