Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Публикации / Авторские и смежные права - О защите авторских (неимущественных) прав

Авторские и смежные права - О защите авторских (неимущественных) прав

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Авторские и смежные права - О защите авторских (неимущественных) прав

О защите авторских (неимущественных) прав

- авторства, на авторское имя, на обнародование, на отзыв, на неприкосновенность произведения, на защиту репутации автора;

- о признании авторских прав;

- о запрете незаконного использования авторских прав;

- споры об авторстве (соавторстве) на изобретение

            Иски имущественного характера о:

- взыскании гонорара по договору автора с пользователем;

-  возмещении ущерба;

- взыскании дохода, полученного в результате нарушения авторского права;

-  взыскании компенсации;

- взыскании (выплате) авторского вознаграждения

Об исполнении соглашений по спорам в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность, заключенных в порядке досудебного урегулирования в случаях, установленных законом или предусмотренных договором (упрощенное производство – статья 145 ГПК)

Подсудность.

Споры о защите нарушенных авторских и смежных прав подсудны районным (городским) судам, а также специализированным межрайонным экономическим судам, если сторонами в споре являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, и подлежат рассмотрению в порядке искового производства. Иски по спорам о защите авторских и смежных прав предъявляются по правилам подсудности, установленным главой 3 ГПК, то есть на споры данной категории распространяются общие правила подсудности по месту нахождения и проживания ответчика. В случаях, предусмотренных авторским и лицензионным договором, распространяются правила договорной подсудности.

На иски о защите личных неимущественных прав (право авторства, право на авторское имя, право на обнародование, право на отзыв, право на неприкосновенность произведения, право на защиту репутации автора) исковая давность не распространяется, поскольку эти права являются неотчуждаемыми. К искам имущественного характера (о взыскании гонорара по договору автора с пользователем, о взыскании ущерба, дохода, полученного в результате нарушения авторского права, компенсации и т.д.) применяется общий срок исковой давности, установленный статьей 178 ГК в три года.

Порядок предъявления иска по данной категории дел регулируется правилами главы 14 ГПК, прежде всего с соблюдением требований статьей 148-149 ГПК.

Для правильного определения подсудности данной категории дел, когда иск предъявляется в суд организацией, управляющей имущественными правами на коллективной основе в интересах автора, судам следует уточнять процессуальное положение сторон, полномочия организации на предъявление иска, предусмотренные в доверенности либо в договоре. Исковые заявления, подаваемые организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе в интересах авторов, по фактам нарушения имущественных прав авторов, членов указанных организаций или представителей, при наличии соответствующих полномочий на предъявление иска, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 2) статьи 541 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины в судах освобождены истцы – авторы, исполнители и организации, управляющие их имущественными правами на коллективной основе  – по  искам, вытекающим из авторского права и смежных прав. По данной категории дел предусмотрен обязательный досудебный порядок разрешения спора, если иное не предусмотрено договором.

Определение правоотношений сторон и закона, которым следует руководствоваться.

Соотношение понятий «право интеллектуальной собственности» и «авторское право». Среди объектов гражданских прав статья 115 ГК называет объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. В статье 961 ГК перечислены объекты интеллектуальной собственности, среди которых выделяются объекты авторских и смежных прав. Одним из основных вопросов, возникающих при рассмотрении данной темы, является вопрос о соотношении понятий «право интеллектуальной собственности» и «авторское право».

Согласно словарям «авторское право» – это раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, а «интеллектуальная собственность» – условный собирательный термин, включающий авторские права и права, связанные с различными видами промышленной собственности. Также рассматривает эти понятия ГК (Особенная часть).

Раздел 5 ГК «Право интеллектуальной собственности» включает в себя главы с 49 по 56. Первая глава этого раздела 49 «Общие положения» применяется ко всем остальным главам этого раздела, в том числе к главе 50 «Авторское право», и главе 51 «Смежные права». Помимо ГК авторские и смежные права регулируются специальным Законом «Об авторском праве и смежных правах» с последующими изменениями (далее – Закон). Из изложенного следует, что на права интеллектуальной собственности, предусмотренные в главах 52-56 ГК, положения специального Закона не распространяются. Указанные отношения регулируются другими специальными законами («О товарных знаках…», «Об охране селекционных достижений», Патентным законом).

Для разрешения споров по делам данной категории представляется необходимым для начала разобраться в понятиях авторское и смежное право, а также в терминах, связанных с возникновением, использованием и защитой указанных прав, которые являются предметом спорных правоотношений.

В теории права отличаются два основных определения авторского права, одно из них относит авторское право к произведению автора.

Так, в пункте 1 статьи 971 ГК указано, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также способа и формы их выражения. Из приведенной нормы закона следует, что произведение – это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме. Творческая деятельность – это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира, то есть само произведение не материальный, а идеальный объект. Однако охрана, предоставляемая авторским правом, возникает лишь с того момента, как этот идеальный результат будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме. Материальный объект, в котором произведение выражено, охраняется правом собственности, а само произведение авторским правом. Творчество представляет собой познание нового, то есть творчество приводит к новому, ранее неизвестному результату. Различают субъективную и объективную новизну творческого результата. Субъективная новизна – это неожиданность, неизвестность полученного результата для самого создателя. Объективная новизна – это неизвестность полученного творческого результата не только для лица, получившего этот результат, но и для остальных лиц. Авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной. Однако авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными, не повторяющимися, такие неповторяющиеся творческие результаты называются оригинальными. Таким образом, авторским правом охраняются оригинальные творческие результаты.

Пункт 1 статьи 971 ГК относит охраняемые произведения к определенной сфере «науки, литературы и искусства». Произведения необходимо правильно относить к той или иной сфере. В частности техническое творчество следует считать разновидностью научного творчества, технические результаты относить к научным результатам, а результаты художественно-промышленного конструирования (технической эстетики, дизайна) в понятие «наука» и «искусство». Научная литература должна быть включена в понятие «литература», а не в понятие «наука». Понятие «искусство» трактуется широко и включает в себя, кроме изобразительного искусства, музыку, танец, хореографию, театр, художественные аудиовизуальные произведения, художественные фотографии и тому подобное. Отнесение того или иного конкретного произведения к сфере «науки», «литературы» или «искусства» несущественно для решения вопроса о предоставлении произведению самой охраны авторским правом, однако такое отнесение произведения к одной из этих трех сфер в некоторых случаях имеет значение для определения объема предоставляемой охраны.   

К примеру, авторское право на литературное произведение обычно включает право на перевод, а авторское право на произведение науки и искусства этого права не знают. Право следования принадлежит только автору произведения изобразительного искусства. Второе определение авторского права относится к лицу, которое является автором произведения, то есть подчеркивается факт того, что автор имеет определенные права на собственное произведение. В подпункте 2) статьи 2 Закона дается понятие авторского права, как личных неимущественных и имущественных прав автора.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуются регистрация произведения, иное специальное оформление произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Авторское право распространяется на любые как обнародованные, так и не обнародованные произведения, выраженные в объективной форме. Следовательно, авторское право возникает не с момента обнародования или опубликования произведения, а с момента его создания, то есть выражения в объективной форме. Создание произведения как юридического факта, влекущего возникновение авторских прав, не является сделкой, а потому произведения могут создаваться малолетними и недееспособными гражданами. Обладателем имущественного авторского права может выступать как автор, так и любое другое лицо (физическое или юридическое) на основании договора или права наследования.

В соответствии со статьей 28 Закона авторское право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти.

Данное правило касается имущественных прав, а личные неимущественные права, в том числе право авторства, охраняются бессрочно. После смерти автора иск о нарушении права авторства может быть заявлен лицами, указанными в завещании, или наследниками  автора. Следует отличать охрану прав и защиту прав.

Охрана есть установление общего правового режима, а защита – это те меры, которые предпринимаются в случаях, когда авторские и смежные права нарушены или оспорены. Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований, установленных действующим авторским законодательством. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского или иного договора, имеющего дело с творческим произведением или объектом смежного права, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия договора о передаче авторских или смежных прав, применяются условия ответственности, предусмотренные договором. При отсутствии договора, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные условия, потерпевший вправе использовать те меры защиты, которые установлены действующим законодательством.

Защита исключительных прав на результат интеллектуальной творческой деятельности осуществляется способами, предусмотренными статьей 9 ГК и статьей 49 Закона, а также путем изъятия материальных объектов, с использованием которых нарушены исключительные права, и материальных объектов, созданных в результате такого нарушения, обязательной публикации о допущенном нарушении, с включением в нее сведений о том, кому принадлежит нарушенное право, и иными способами, предусмотренными законодательными актами (статья 970 ГК). Необходимость в применении такого способа защиты как признание авторского или смежного права возникает тогда, когда наличие у лица данного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется в тех случаях, когда авторское или смежное право в результате нарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушений.

Одним из способов защиты авторских и смежных прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Данный способ может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Такие способы защиты авторских и смежных прав как возмещение убытков, включая упущенную выгоду; взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав; взыскание компенсации в твердой денежной сумме – являются наиболее действенными, так как имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом указанные способы применяются судом по выбору обладателя авторских и смежных прав.

Выплата компенсации в твердой сумме производится в кратном исчислении месячного расчетного показателя (далее – МРП). Законодателем установлены в подпункте 6) пункта 1 статьи 49 Закона минимальное и максимальное кратное число, а конкретный размер компенсации должен определить суд в каждом конкретном случае. При этом суду следует учитывать предполагаемый убыток, размер извлеченных нарушителем доходов, степень вины нарушителя и иные факторы. В Законе прямо указано, что необходимо исходить из кратности МРП при взыскании компенсации, размер которой определяется судом вместо возмещения убытков и взыскания дохода. Наряду с применением одного из указанных способов защиты нарушенных авторских и смежных прав, выбор которого осуществляется потерпевшим, он вправе потребовать от виновного нарушителя компенсации причиненного морального вреда. Правовым основанием для этого служат положения статей 141 - 145 ГК, которые при наличии предусмотренных в них условий, в частности, нарушении личных неимущественных прав авторов и исполнителей, применяются в рассматриваемом вопросе.

При рассмотрении дел данной категории кроме норм национального законодательства подлежат непосредственному применению  нормы международных соглашений, ратифицированных Республикой Казахстан, примерный перечень которых содержится в пункте 1 нормативного постановления Верховного Суда «О применении судами некоторых норм законодательства о защите авторского права и смежных прав».

Лица, участвующие в деле.

Состав лиц, участвующих в деле, определяется по общим правилам, содержащимся в статье 43 ГПК, зависит от предмета и оснований требований, возражений сторон и других лиц, участвующих в деле, и подлежащих применению законов. По делам о защите авторских и смежных прав истцами являются автор (соавтор) произведения, исполнитель, производитель фонограмм, организация эфирного и кабельного вещания, наследники имущественных прав автора и исполнителя, издатели анонимных произведений, лица, которым конкретные имущественные права уступлены на основании авторского или лицензионного договора. Правом на предъявление иска обладают как физические лица (авторы, соавторы, исполнители, производители фонограмм, наследники, правообладатели), так и юридические лица (организация эфирного и кабельного вещания, организации по управлению имущественными правами авторов и исполнителей на коллективной основе, уполномоченный орган при отсутствии наследников авторов и исполнителей). Иные лица могут предъявлять иск в интересах автора или обладателя смежных прав только при наличии доверенности. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, уполномоченный государственный орган, если наследники автора или исполнителя отсутствуют, либо произведение перешло в общественное достояние, являются представителями истца в соответствии с уставной деятельностью или законом. Предъявление иска в соответствии с уставной деятельностью может иметь место в том случае, если между названной организацией и автором или исполнителем заключен договор управления их имущественными (исключительными) правами на коллективной основе.

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, вправе предъявить иск о защите нарушенных в Республике Казахстан прав иностранного автора или исполнителя, если между этой организацией и иностранной организацией по управлению аналогичными правами заключен договор об управлении в Республике Казахстан такими правами иностранного автора или исполнителя. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, по своей инициативе не вправе отказаться от иска, заявленного в интересах автора или исполнителя – членов организации, или заключить мировое соглашение, условием которого является отказ от возмещения убытков, причиненных ответчиком, отказ от взыскания дохода, полученного ответчиком, или отказ от выплаты компенсации взамен убытков или дохода, если совершение такого процессуального действия не предусмотрено доверенностью, выданной организации автором или исполнителем произведения.

Документами, подтверждающими право организации на обращение в суд с заявлением о защите авторского и (или) смежных прав, являются устав организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, договор с обладателем авторских и (или) смежных прав на управление имущественными правами на коллективной основе и (или) договор с иностранной организацией, управляющей аналогичными правами.

Надлежащим ответчиком по делу о защите авторских или смежных прав является лицо, которое своими действиями нарушило личные неимущественные или имущественные права автора (его наследников) или обладателя смежных прав либо права обладателей имущественных прав, уступленных им на основании авторского или лицензионного договора. В качестве ответчиков могут выступать несколько лиц, которые, в зависимости от нарушения имущественных прав автора или исполнителя, несут солидарную либо долевую ответственность (пункты 24 - 26 нормативного постановления Верховного Суда «О применении судами некоторых норм законодательства о защите авторского права и смежных прав»).

Факты, подлежащие установлению и доказыванию. Доказательства и доказывание.

Поскольку в соответствии со статьей 9 Закона действует презумпция авторства, то при отсутствии иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. При рассмотрении дел о защите нарушенных авторских или смежных прав истец в соответствии со статьей 72 ГПК обязан доказать факт неправомерного использования ответчиком принадлежащих ему прав, а ответчик обязан доказать, что совершенные им в отношении объекта авторского права или смежных прав действия соответствуют требованиям Закона и не нарушают прав автора, исполнителя, производителя фонограмм или организации эфирного и кабельного вещания. В противном случае ответчик должен признаваться нарушителем авторского или смежных прав с привлечением к гражданско-правовой ответственности. Таким образом, при рассмотрении дел данной категории, суду в первую очередь необходимо установить: является ли истец правообладателем; неправомерность действий ответчика по использованию объектов авторского права.

Истец в обоснование иска должен представить доказательства, подтверждающие его авторство и факт использования ответчиком объектов авторского права. В качестве доказательств авторства истец может представить экземпляр произведения, в котором он указан в качестве автора, либо свидетельство уполномоченного органа, если авторство было зарегистрировано, и другие доказательства, бесспорно подтверждающие права истца в отношении спорного объекта интеллектуальной собственности. Также истец должен представить доказательства использования ответчиком объекта авторского права. В качестве доказательств данного факта могут быть представлены: данные видеофиксации; акт об установлении факта использования объекта авторского права, составленный представителями автора с привлечением незаинтересованных лиц; материалы административных и уголовных дел о привлечении ответчика к административной либо уголовной ответственности за неправомерное использование объектов авторского права (постановления уполномоченного органа; приговор суда).

Ответчик в обоснование правомерности использования объекта авторского права должен представить договор с автором либо правообладателем об использовании объекта авторского права. Указанный договор составляется в обязательном порядке в соответствии со статьей 32 Закона.

Авторские права включают в себя: личные неимущественные права автора, перечисленные в статье 977 ГК и в статье 15 Закона. Эти права (право авторства, право на авторское имя, право на обнародование, право на отзыв и право на неприкосновенность произведения) являются неотчуждаемыми. Наследники автора или лицо, на которое автор возложил охрану его личных неимущественных прав, а равно уполномоченный государственный орган при отсутствии наследников, вправе осуществлять защиту этих прав автора без ограничения каким-либо сроком исковой давности в соответствии с подпунктом 1) статьи 187 ГК; имущественные (исключительные) права, перечисленные в статье 978 ГК и в статье 16 Закона. Эти права при их нарушении могут защищаться как автором, так и его наследниками, лицами, которым конкретные или все имущественные права автора переданы по авторскому договору, а равно уполномоченным государственным органом, способами, предусмотренными пунктом первым статьи 49 Закона. К требованиям о защите имущественных прав автора применяется общий срок исковой давности, предусмотренный пунктом первым статьи 178 ГК.

Имущественные (исключительные) права автора действуют в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. Этот срок распространяется на каждое произведение автора, независимо от того, считается ли произведение оконченным, единым или состоящим из отдельных частей. Имущественные (исключительные) права соавторов действуют в течение всей жизни каждого из соавторов и семидесяти лет после смерти автора, пережившего других соавторов. В случае смерти автора (соавторов) исчисление срока действия имущественных (исключительных) прав автора (соавторов) производится, начиная с первого января года, следующего за годом смерти автора (последнего из соавторов). Имущественные (исключительные) права автора в отношении произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, действуют в течение семидесяти лет после даты его правомерного обнародования. Под правомерным обнародованием произведения следует понимать доведение его до всеобщего сведения с согласия автора или его наследников путем опубликования, публичного исполнения, публичного показа, сообщения в эфир, в том числе по кабелю. Если в течение семидесяти лет после обнародованного анонимно или под псевдонимом произведения его автор раскроет свою личность или его личность не будет вызывать сомнений, то имущественные (исключительные) права автора будут действовать в течение его жизни и семидесяти лет после его смерти.

Имущественные (исключительные) права автора произведения, впервые выпущенного в свет (обнародованного) в течение тридцати лет после смерти автора, действуют в течение семидесяти лет после выпуска произведения в свет. Срок действия такого права автора исчисляется с первого января года, следующего за годом выпуска произведения.

Если автор произведения был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны имущественных (исключительных) прав автора на созданные произведения действует в течение семидесяти лет, начиная с первого января года, следующего за годом реабилитации.

Истечение срока охраны имущественных (исключительных) прав автора означает, что произведение перешло в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может быть использовано любым лицом без выплаты авторского вознаграждения при соблюдении права авторства, права на имя автора и права на защиту репутации автора произведения.

Имущественные (исключительные) права автора или исполнителя произведения, перешедшие к нескольким наследникам по закону или завещанию без конкретизации наследуемых объектов авторского права и (или) смежных прав, свидетельствует о возникновении прав на совместное использование всех произведений автора и (или) объектов смежных прав. При этом ни один из наследников не вправе без достаточных к тому оснований запрещать использование произведений. Вознаграждение за использование произведения распределяется между наследниками соответственно наследственным долям.

Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором выражено произведение. Передача прав на материальный объект не влечет передачу имущественных прав на использование произведения.

Имущественные (исключительные) права автора, уступленные полностью или частично им или его наследниками по авторскому договору, в случае их нарушения другими физическими или юридическими лицами могут защищаться обладателями таких прав от своего имени путем предъявления иска о запрете использовать произведение нарушителем таким же способом, какой предусмотрен авторским договором. Если обладатель имущественных (исключительных) прав автора, уступленных ему по авторскому договору, не осуществляет защиту этих нарушенных прав, то такая защита может осуществляться автором или его наследниками самостоятельно.

Исходя из содержания и формы авторского договора, предусмотренных статьей 32 Закона, автор или его наследники, а равно работодатель – обладатель имущественных прав на служебное произведение, могут уступать имущественные (исключительные) права другим лицам.

Судебная практика, основанная на обобщении данной категории дел (извлечение).

При заключении авторских/лицензионных договоров иногда возникает смешение понятий авторского права и смежных прав. Некоторые пользователи ошибочно полагают, что заключив договор на использование смежных прав, они могут не заключать авторский договор, а заключив авторский договор, они могут не заключать договор на использование смежных прав. В идеале каждый пользователь должен заключать два договора, один по авторским правам, а другой по смежным правам.

Некоторые пользователи полагают, что при использовании фоновой музыки нет необходимости заключать авторский договор, так как они не организуют концерты и не получают доход от их проведения. Однако согласно Закону автор имеет право получать вознаграждение за каждый вид использования произведений, в том числе путем публичного исполнения (что включает также фоновую музыку), вне зависимости от того, получает ли пользователь от этого прямой доход или нет.

Судам необходимо учитывать изменение законодательства, регулирующего спорные отношения (ГК, Закона) с 7 апреля 2015 года, и определять размер компенсации исходя из минимального расчетного показателя (МРП) а не из минимального размера заработной платы (МРЗП).

Наиболее распространенными на практике являются иски о взыскании компенсации за нарушение авторских прав, о возмещении убытков, включая упущенную выгоду.

Пример 1.

Р. и Р. обратились в суд с иском к ИП К. о взыскании компенсации в размере ста минимальных размеров заработной платы в сумме 1 866 000 тенге за нарушение авторских прав. В обоснование иска истцы указали, что являются авторами объекта авторского права под названием «Тренажер…». 18 мая 2013 года  ИП К. в своем магазине распространен один контрафактный экземпляр данной книги путем продажи по цене 1800 тенге. В свою очередь они как обладатели авторских прав, авторского договора не заключали и за данный вид использования от ответчика авторского вознаграждения не получали, тем самым их авторские права нарушены.

Решением суда от 10 сентября 2013 года в иске Р. и Р. отказано. Суд мотивировал выводы тем, что экземпляры произведения «Тренажер …», авторами которого являются истцы, правомерно опубликованы, введены в гражданский оборот, в связи с чем законом допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты вознаграждения. ИП К., реализуя указанный экземпляр произведения, не допустила нарушения авторских прав истцов. Суды апелляционной и кассационной инстанций, оставив решение суда без изменения, обоснованно указали, что выводы суда об отказе в иске соответствуют фактическим обстоятельствам дела и пункту 3 статьи 16 Закона. Согласно Закону если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты вознаграждения. 

Пример 2.

К. обратился в суд с иском к ТОО «Т. Н.» о взыскании компенсации в порядке защиты авторских прав в размере 20 000 минимальных размеров заработной платы. Требования мотивированы тем, что согласно свидетельству о государственной регистрации прав на объект авторского права за ним зарегистрированы исключительные имущественные права на объект авторского права под названием «Схема (план) города…». Истец указал, что его права нарушены и ему причинен имущественный вред, так как ответчиком без его согласия на протяжении ряда лет воспроизводится схема, и ее экземпляры распространяются при осуществлении им предпринимательской деятельности посредством продажи с целью извлечения дохода.

Решением суда в удовлетворении иска отказано, поскольку истец не доказал факт распространения ответчиком объекта авторского права посредством его продажи с целью извлечения дохода. Решение суда признано законным постановлением коллегии Верховного Суда со ссылкой на пункт 25 нормативного постановления Верховного Суда «О применении судами некоторых норм законодательства о защите авторского права и смежных прав». Согласно указанной норме типография, осуществляющая печатание тиража экземпляров произведения в соответствии с договором с издателем, выполняет технические функции и надлежащим ответчиком не является. Если же типография по своей инициативе увеличивает тираж издания, то она считается изготовителем контрафактных экземпляров произведения и несет предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан ответственность. Коллегия исходила из того, что К. не доказан факт распространения именно ТОО «Т.Н.» объекта авторского права посредством его продажи с целью извлечения дохода, не представлено доказательств участия ответчика в размещении плана-схемы на автобусных остановках, сайтах, телефонных справочниках и сборниках, а также в книге «Балхаш», в связи с чем права автора, предусмотренные пунктом 1 статьи 978 ГК, ответчиком не нарушены.

 Иски организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

Пример 3.

Республиканское общественное объединение «Казахстанское общество по управлению правами исполнителей» (далее – РОО) обратилось в суд с исковым заявлением к ИП П. о взыскании денежной компенсации в сумме 399 320 тенге за нарушение смежных прав. Требование мотивировано тем, что в присутствии свидетелей инспектора отдела по работе с пользователями и правообладателем К. составлен акт о том, что в помещении кафе, без заключения договора прослушивалось публичное исполнение произведений казахстанского исполнителя Н. путем использования технических средств, в результате чего нарушены требования законодательства об авторском праве и смежных правах. Обществом заключен договор на управление имущественными и смежными правами с исполнителем. Возражая против иска, ответчик указывал, что необходимо проведение видеофонографической экспертизы. Не зафиксирован источник воспроизведения музыки, видеоизображение низкого качества, с явными признаками технического вмешательства, не предоставлен суду источник видеозаписи; не указано, сертифицирован ли источник видеофиксации и возможно ли использовать его для видео-аудио фиксации. Решением суда иск удовлетворен. Постановлено: взыскать с ИП П. в пользу РОО компенсацию в сумме 399 320 тенге и произвести возврат госпошлины. Удовлетворяя исковые требования РОО, суд первой инстанции исходил из факта нарушения  имущественных смежных прав исполнителя, отраженного в акте о прослушивании публичного исполнения музыкального произведения исполнителя Н., и видеофиксации на DVD-диске и применил положения статьи 985 ГК, статей 37, 38, 39, 40, 49 Закона. Суд принял во внимание требования Закона, предусматривающие случаи исполнения без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, записанного на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения, а именно, публичное исполнение фонограммы; передача фонограммы в эфир; сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю. Согласно статье 22 Закона без согласия производителя фонограммы допускается публичное исполнение произведения с использованием технических средств в барах, кафе, ресторанах и других публичных местах обслуживания граждан, но с выплатой вознаграждения, если такое исполнение производится в присутствии лиц, не относящихся к обычному кругу семьи. Доводам ответчика о том, что акт составлен без участия представителя ответчика, судом дана оценка и указано, что акт подтверждает фиксацию исполнения без согласия исполнителя, что подтверждается показаниями свидетелей и оснований для назначения экспертизы не усматривается. Признаны несостоятельными доводы ответчика о наличии у него договора о передаче прав на управление имущественными правами, заключенного с РОО «Исполнители казахских песен», так как у данной организации отозвана аккредитация приказом Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции.  

 Споры между организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе.

Пример 4.

Е. обратился в суд с иском к РОО о предоставлении информации о поступивших суммах авторского вознаграждения, об уведомлении пользователей об исключении объектов смежных прав, правообладателем которых он является, путем сообщения через интернет-ресурс и направления пользователям официального письменного уведомления. Требования мотивированы тем, что он является правообладателем фонограмм в исполнении исполнителей, произведенных им под брендом студии на основании лицензионных договоров и договоров об уступке имущественных прав. Он является и правообладателем авторских и смежных (исполнительских) прав на произведения, исполнения и фонограммы в рамках указанных договоров. На основании лицензионных договоров ему принадлежат все права производителя фонограмм, а также исключительные права исполнителей в части воспроизведения их на носителях с последующей реализацией, а также путем сдачи в наем, с последующей передачей в эфир по кабельному ТВ. Данные права им не предоставлялись в коллективное управление ответчику РОО. В адрес ответчика им было направлено заявление с приложением на CD-дисках списка фонограмм, которые подлежат исключению из списка разрешений, предоставляемых этой организацией всем своим пользователям (воспроизведение, распространение, передача через кабель и в эфир). В заявлении он указал, чтобы ему выплатили причитающееся вознаграждение в соответствии с произведенным им распределением за последние три года. Ответчик требования не выполнил. В результате все пользователи, которые заключили договоры с ответчиком, продолжают использовать фонограммы и перечисляют суммы в адрес ответчика, тогда как, по его мнению, они должны перечислять их в его адрес, поскольку он является правообладателем фонограмм.

Решением суда в удовлетворении исковых требований Е. отказано. Суд первой инстанции указал, что истец не предоставил доказательств, подтверждающих его право на получение сведений о поступивших суммах авторского вознаграждения с пользователей (конкретно по каждому) по запрашиваемым музыкальным произведениям. Указанные выводы суда апелляционная коллегия признала обоснованными. Согласно пунктам 1, 2 статьи 35 Закона субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания. Производитель фонограммы, организации эфирного и кабельного вещания осуществляют права, предусмотренные главой III Закона «Смежные права», в пределах прав, полученных по договору с исполнителем, а также автором записанного на фонограмме либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения. В силу пункта 5 статьи 35 Закона, если не доказано иное, производителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме и (или) содержащем ее футляре. Согласно пунктам 1, 2 статьи 31 Закона имущественные права автора, указанные в статье 16 Закона, могут быть уступлены полностью или частично, а также могут быть переданы для использования по авторскому договору о передаче исключительных прав или по авторскому договору о передаче неисключительных прав. Любая уступка имущественных прав должна оформляться письменным договором, подписываемым автором и лицом, которому уступлены имущественные права. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.  Из дела следует, что истец Е. в обоснование своих требований представил суду договоры, заключенные между директором студии ИП Е. и исполнителями. При этом правообладателем Е. как физическое лицо не является, так как договоры с исполнителями заключены от имени студии, в лице директора Е., либо ИП Е. Договоров же, заключенных с Е. как физическим лицом, не имеется. Из анализа указанных договоров следует, что по договорам, заключенным с исполнителями, истекли сроки. Исполнители заключили договоры с ответчиком. Доводы жалобы о том, что имущественные права индивидуального предпринимателя, возникшие в ходе его деятельности, автоматически являются имущественными правами гражданина в лице Е., признаны коллегией несостоятельными. Согласно статье 1 Закона «О частном предпринимательстве» индивидуальный предприниматель – это гражданин Республики Казахстан или оралман, осуществляющий индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица; индивидуальное предпринимательство – это инициативная деятельность физических лиц, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность.(В редакции Закона на момент возникновения правоотношений).

В данном спорном случае исполнители передали свои права ИП Е. для осуществления последним предпринимательской деятельности, но не как физическому лицу Е. для защиты их интересов. Законом автоматическая передача прав ИП физическому лицу без согласия самих исполнителей не предусмотрена. Постановлением апелляционной судебной коллегии  решение суда оставлено без изменения.

Споры между правообладателями и операторами телерадиовещания.

При рассмотрении подобных исков правообладателей к операторам телерадиовещания судам необходимо исходить из условий договора, заключенного между теле,- радиоканалом и оператором в части разграничения ответственности за содержание теле,- радиоканалов, а также учитывать требования статьи 24 и пункта 3 статьи 34 Закона «О телерадиовещании», определяющие полномочия операторов телерадиовещания.

Пример 5.

 ОО обратилось в суд с иском к телерадиовещателю о возмещении ущерба, мотивируя тем, что ОО является организацией, осуществляющей защиту прав авторов и иных правообладателей объектов авторских прав на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также сообщение в эфир или по кабелю обнародованных произведений. Телерадиовещатель является оператором спутникового телерадиовещания, осуществляет трансляцию и (или) ретрансляцию теле,- радиоканалов и является пользователем объектов авторских прав, передаваемых, в том числе, и на телеканал РТРК «Казахстан». Согласно акту фиксации факта об использовании обнародованных произведений в музыкальных рубриках некоторых областей Казахстана были зафиксированы факты использования музыкальных произведений авторов, которые согласно договорам уступили исключительные права на обнародование произведений ИП Е. ИП Е. 26 марта 2010 года на основании договора передал ОО права по управлению имущественными правами, а также право осуществлять защиту неимущественных прав на коллективной основе на территории Республики Казахстан и за её пределами. Телерадиовещателю была им направлена претензия, так как ответчик не имел права обнародовать вышеуказанные произведения для неопределенного круга зрителей. Размер суммы компенсации за неправомерное использование объектов авторских и смежных прав составил 2 615 850 тенге (50 минимальных размеров заработной платы с каждой фонограммы), которую просил взыскать с ответчика в принудительном порядке.

Решением суда в иске отказано по следующим основаниям. Факты использования фонограмм в исполнении авторов установлены представленными суду доказательствами и не оспариваются ответчиком. Вместе с тем суд первой инстанции признал незаконным требования истца о выплате ответчиком Телерадиовещателем истцу вознаграждения за использование указанных фонограмм как правообладателю Лицензиату (производителю фонограмм) исключительного права на альбомы (фонограммы), смежных (и авторских) прав. Ответчик не несет ответственность за использование вышеперечисленных фонограмм на телеканале, поскольку осуществляет ретрансляцию обязательных теле,- радиоканалов и теле,- радиоканалов свободного доступа, выполняет лишь техническую функцию по доставке сигналов от телерадиокомпаний до конечного пользователя, не является пользователем объекта авторских и смежных прав, в процессе создания какой-либо программы участия не принимает; истцом пропущен срок исковой давности по требованию о выплате вознаграждения за использование фонограммы. Из дела следует, что фонограммы песен использованы на телеканалах, которые в соответствии со статьей 23 Закона «О телерадиовещании» осуществляют деятельность по формированию теле-, радиоканалов для дальнейшего их распространения в сетях телерадиовещания. АО «РТРК «Казахстан» заключило с Национальным оператором договор о государственных закупках на оказание услуг по распространению радиотелевизионных программ и перегону видео- и аудиоматериалов по спутниковому каналу связи. Заключен договор о предоставлении неисключительного права ретрансляции теле,- радиоканала в составе «Базового пакета программ национальной системы спутникового телерадиовещания по всей территории Республики Казахстан». По договору Оператор обязан осуществлять прием и обеспечивать прямую ретрансляцию теле,- радиоканала. Не допускается временный сдвиг, по всей его полноте, в том числе рекламы, включая все названия, логотипы и знаки авторского права без каких-либо изменений, перерывов, сокращений и добавлений в соответствии с представленной Телерадиокомпанией сеткой вещания, обеспечивать передачу сигнала теле,- радиоканала в соответствии с действующими техническими стандартами телерадиовещания. Из указанного следует, что Оператор непосредственно не занимается формированием телепрограммы с включением фонограмм песен, за использование которых истец просит вознаграждения, оно лишь является техническим оператором прямой ретрансляции Телеканала АО «РТРК Казахстан». Согласно договору ответственность за содержание теле,- радиоканалов несет Телерадиокомпания.

В случае возникновения требований, претензий и/или исков со стороны третьих лиц, оспаривающих обладание авторскими и/или смежными правами на произведения в Телерадиопрограммме, Телерадиокомпания единолично несет перед ними ответственность. Телерадиокомпания обязана урегулировать эти требования, претензии и/или иски своими силами и за свой счет. Суд с учетом указанных условий договора разъяснил истцу его право обращения с иском к Телерадиокомпании «Казахстан», однако истец настоял на рассмотрении его искового требования к национальному оператору. В удовлетворении иска отказано ввиду его предъявления к ненадлежащему ответчику.

Перечень основных документов, прилагаемых к исковому заявлению

В соответствии с требованиями статьи 149 ГПК, в том числе документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования:

- документ, подтверждающий авторство (свидетельство о регистрации, если объект авторского права зарегистрирован); доказательства, подтверждающие неправомерность действий ответчика;

- документ, подтверждающий направление ответчику или его представителю, третьим лицам копии искового заявления и приложенных к нему документов;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (если сторона освобождена от ее уплаты, должны быть указаны основания от ее освобождения -  статья 541 Налогового кодекса);

- доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;

- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора,

если иное не предусмотрено договором;

- описание изобретения, чертежи, схемы, платы, копия заявки на выдачу авторского свидетельства и др.

            Документы, указанные выше, а также:

- договор с пользователем;

- документ, подтверждающий неправомерное использование объекта авторского права (аудио,- видеозапись; - акт о фиксации; постановления уполномоченных органов либо суда; письменный расчет о размере причитающегося вознаграждения;

- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором

- документы, подтверждающие право на  интеллектуальную собственность (см. выше);

- соглашения, заключенные в порядке досудебного урегулирования спора.

Законы, подлежащие применению при рассмотрении и разрешении дел

Конституция.

ГК (главы 49-55).

Предпринимательский кодекс.

Патентный закон от 16 июля 1999 года № 427.

Законы:

- от 10 июня 1996 года № 6 «Об авторском праве и смежных правах»;

- от 10 ноября 1998 года № 297 «О присоединении Республики Казахстан к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 года)»;

- от 7 июня 2000 года № 54 «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 года)»;

- от 16 апреля 2004 года № 546 «О присоединении Республики Казахстан к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 года)»;

- от 16 апреля 2004 года № 547-II «О присоединении Республики Казахстан к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 года)»;

- от 17 февраля 2012 года № 563-IV «О ратификации Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 года)».

Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 года, пересмотрена в Париже 24 июля 1971 года, действует в Республике Казахстан в порядке правопреемства международных обязательств и договоров бывшего СССР, вступила в силу для СССР 27 мая 1973 году)».

Нормативное постановление Верховного Суда от 25 декабря 2007 года № 11 «О применении судами некоторых норм законодательства о защите авторского права и смежных прав».

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела