Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Досудебное урегулирование индивидуальных трудовых споров

Досудебное урегулирование индивидуальных трудовых споров

Досудебное урегулирование индивидуальных трудовых споров

Досудебное урегулирование индивидуальных трудовых споров

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 159 Трудового кодекса индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица. Согласительные комиссии являются постоянно действующими органами, создаваемыми в организациях, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников. Количественный состав членов согласительной комиссии, порядок ее работы, содержание и порядок принятия решения согласительной комиссией, срок полномочий согласительной комиссии, вопрос о привлечении посредника устанавливаются в письменном соглашении между работодателем и представителями работников либо в коллективном договоре. Заявление, поступившее в согласительную комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день подачи. Спор рассматривается в присутствии заявителя и (или) уполномоченного им представителя в пределах делегированных ему полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Согласительная комиссия обязана рассмотреть спор в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления и выдать сторонам спора копии решения в трехдневный срок со дня его принятия. Решение согласительной комиссии подлежит исполнению установленный ею срок, за исключением спора о восстановлении на работе. В случае неисполнения решения согласительной комиссии в установленный срок либо по неурегулированным вопросам сторона трудового спора вправе обратиться с заявлением в суд. Таким образом, обращение в согласительную комиссию является обязанностью стороны трудового спора.

 Согласительными комиссиями по соглашению сторон могут рассматриваться любые категории трудовых споров. Указанное нововведение обусловлено повышением эффективной защиты прав работников, позволяющей сократить реальный срок разрешения того или иного трудового спора, и способствуют существенному уменьшению нагрузки судов.

Согласно пункту 2 статьи 161 Трудового кодекса решение согласительной комиссии либо суда по рассмотрению индивидуального трудового спора о восстановлении работника на прежней работе подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения решения о восстановлении на работе согласительная комиссия либо суд выносит решение о выплате работнику средней заработной платы или разницы в заработной плате за время задержки исполнения решения.

Несмотря на указанное императивное требование Трудового кодекса на практике возникают вопросы, связанные с отказами работодателей исполнять решения согласительных комиссий.

Судами ранее предлагалось закрепить возможным на законодательном уровне закрепить исполнение решения согласительной комиссии как исполнительного документа, который в силу своей природы подлежит неукоснительному исполнению, что, безусловно, повысит как эффективность работы комиссии, так и ее реальную значимость в разрешении трудовых споров. В таких случаях споры, например, по искам о взыскании задолженности по заработной плате или иные трудовые споры, не представляющие особой сложности, находили бы конечное реальное разрешение непосредственно в трудовом коллективе. По таким делам не требовалось, бы повторно обращаться за разрешением спора в судебную инстанцию уже в рамках вопроса о неисполнении решения согласительной комиссии.

Согласно подпункту 6) части первой статьи 148 ГПК в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором. Также к иску должны быть приложены документы, подтверждающие досудебное урегулирование спора (статья 149 ГПК).

В соответствии с подпунктом 1) части первой статьи 152 ГПК судья возвращает исковое заявление, если истцом не соблюден установленный законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон порядок досудебного урегулирования спора и возможность применения этого порядка не утрачена.

Следовательно, исковые заявления по трудовым спорам, к которым не приложены доказательства, подтверждающие обращение в согласительную комиссию, либо заключение такой комиссии подлежат возврату истцу.

Данные нововведения в трудовое законодательство в части обязательного досудебного урегулирования трудовых споров, безусловно, повлияло бы на упрощение процесса отправления правосудия. Такой досудебный порядок по ряду трудовых споров, как о взыскании заработной платы и других, способствует более быстрому разрешению трудовых конфликтов. При этом, не нарушая конституционное положение о праве каждого на судебную защиту, так как последующее обращение сторон в суд с иском за разрешением спора или по поводу обжалования, или не исполнения решения согласительной комиссии, предусмотрено Трудовым кодексом.

Например судами индивидуальные трудовые споры, которые до обращения истцов в суд были предметом рассмотрения согласительных комиссий, как и споры связанные с пропуском срока на обращение в суд ввиду несвоевременного вынесения решения согласительной комиссией, вынесением согласительными комиссиями решений без участия работников, восстановление срока для обращения в согласительную комиссию, не рассматривались.  

Следует отметить, что возвраты исковых заявлений на стадии принятия искового заявления и возбуждения гражданского дела ввиду необходимости выяснения вопроса о статусе работодателя для отнесения его к категории субъекта малого, среднего либо крупного предпринимательства, что влияет на необходимость досудебного порядка.

При выяснении в предварительном судебном заседании вопроса об отнесении работодателя к субъектам среднего или крупного предпринимательства суды на основании подпункта 1) части 1 статьи 152 оставляли исковые заявления без рассмотрения ввиду несоблюдения указанного в законе досудебного порядка урегулирования спора.

Трудовые споры, вытекающие из предусмотренных Трудовым кодексом трудовых договоров, могут рассматриваться как во внесудебном порядке согласительной комиссией, так и непосредственно судом.

По трудовым спорам, возникшим из трудовых правоотношений после введения в действие Трудового кодекса в новой редакции (с 1 января 2016 года) обращение в согласительную комиссию является обязанностью стороны трудового спора, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица.

Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников. Количественный состав членов согласительной комиссии, порядок ее работы, содержание и порядок принятия решения согласительной комиссией, срок полномочий согласительной комиссии, вопрос о привлечении посредника устанавливаются в письменном соглашении между работодателем и представителями работников либо в коллективном договоре.

Заявление, поступившее в согласительную комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день подачи. Спор рассматривается в присутствии заявителя и (или) уполномоченного им представителя в пределах делегированных ему полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Согласительная комиссия обязана рассмотреть спор в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления и выдать сторонам спора копии решения в трехдневный срок со дня его принятия.

Решение согласительной комиссии подлежит исполнению установленный ею срок, за исключением спора о восстановлении на работе. В случае неисполнения решения согласительной комиссии в установленный срок работник или работодатель вправе обратиться в суд.

В случае неисполнения решения согласительной комиссии, либо по неурегулированным вопросам сторона трудового спора вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно подпункту 6) части первой статьи 148 ГПК в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором. Также к иску должны быть приложены документы, подтверждающие досудебное урегулирование спора (статья 149 ГПК).

В соответствии с подпунктом 1) части первой статьи 152 ГПК судья возвращает исковое заявление, если истцом не соблюден установленный законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон порядок досудебного урегулирования спора и возможность применения этого порядка не утрачена.

Следовательно, исковые заявления по трудовым спорам, к которым не приложены доказательства, подтверждающие обращение в согласительную комиссию, либо заключение такой комиссии подлежат возврату истцу.

Вместе с тем, в судебной практике суды принимают к производству дела по трудовым спорам, когда истцы не прикладывают соответствующие документы об обращении или урегулировании спора в согласительной комиссии.

Исследование вопросов об обращении истца в согласительную комиссию, о наличии решения согласительной комиссии, создании работодателем такой комиссии, отнесение работодателя к субъекту предпринимательства (малого, среднего, крупного), производится судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству. При этом суд истребует у стороны соответствующие документы. Факт отнесения юридического лица к субъекту предпринимательства (малого, среднего, крупного) возможно, установить путем направления запроса в органы юстиции.

В случае если истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора в согласительной комиссии, в соответствии с подпунктом 1) статьи 279 ГПК исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

В судебной практике возникают вопросы о необходимости создания согласительной комиссии в государственных, правоохранительных органах.

Согласно Трудового кодекса труд государственных служащих, депутатов Парламента и маслихатов, судей Республики Казахстан регулируется настоящим Кодексом с особенностями, предусмотренными законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, устанавливающими особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения, особые условия труда, условия оплаты труда, а также дополнительные льготы, преимущества и ограничения.

Поскольку обязанность стороны индивидуального трудового спора обратиться в согласительную комиссии установлена Трудовым кодексом, а труд лиц, указанных в регулируется Трудовым кодексом с особенностями, установленными специальными законами, то обращение в согласительную комиссии не требуется.

 

Внимание!

       Юридическая компания Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Скачать документ