Исполнение договорных обязательств с недропользованием
Согласно положению Правил предоставления права недропользования, утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан №1456 от 30 декабря 2010 года, предоставление права недропользования на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, осуществляется компетентным органом.
Компетентными органами по предоставлению права недропользования являются:
1) на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу углеводородного сырья, урана и угля, – Министерство энергетики Республики Казахстан;
2) на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу подземных вод, лечебных грязей и твердых полезных ископаемых, за исключением урана и угля, – Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
Предоставление права недропользования на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых осуществляется местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы.
Предоставление права недропользования на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей, осуществляется местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы.
В пункте 2 статьи 2 Закона «О недрах и недропользовании» регламентировано, что гражданско-правовые отношения, связанные с правом недропользования, регулируются нормами гражданского законодательства Республики Казахстан, если они не урегулированы нормами настоящего Закона.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Так, определением специализированного межрайонного экономического суда Алматинской области от 30 марта 2015 года исковое заявление Управления индустриально-инновационного развития Алматинской области к АО «НК «СПК «Жетысу» о расторжении контракта на недропользование было возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 154 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК), со всеми приложенными документами в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка разрешения спора.
При этом свои выводы суд мотивировал нормами статьи 402 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК), в соответствии с которой требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа от другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.
Полагаем, что возвращение искового заявления по такому основанию является неверным, поскольку порядок заключения, изменения, расторжения контрактов регламентированы в специальном Законе «О недрах и недропользования» от 24 июня 2010 года №291-IV (далее – Закон).
В силу статьи 128 Закона, споры, связанные с исполнением, изменением или прекращением контракта, решаются путем переговоров. Если споры, связанные с исполнением, изменением или прекращением контракта, не могут быть разрешены в соответствии с пунктом 1 названной статьи, то стороны вправе разрешать споры в соответствии с законами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Согласно пункту 2 и подпункту 1) пункта 3, пункту 6 статьи 72 Закона РК «О недрах и недропользовании», досрочное прекращение действия контракта допускается по соглашению сторон, а также в случаях, предусмотренных настоящим Законом, по требованию одной из сторон. Компетентный орган вправе в одностороннем порядке досрочно прекратить действие контракта в следующих случаях:
1) при неустранении недропользователем в указанный в уведомлении компетентного органа срок более двух нарушений обязательств, установленных контрактом на недропользование либо проектными документами; Нарушение условий контракта, полностью устраненное недропользователем в срок, установленный в уведомлении компетентного органа, не является основанием для досрочного прекращения действия контракта в одностороннем порядке.
Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы вправе в одностороннем порядке досрочно прекратить действие контракта на разведку или добычу общераспространенных полезных ископаемых при неустранении недропользователем в указанный в уведомлении компетентного органа срок более двух нарушений обязательств, установленных контрактом на недропользование либо проектными документами.
Нарушение условий контракта, полностью устраненное недропользователем в срок, установленный в уведомлении местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, не является основанием для досрочного прекращения действия контракта в одностороннем порядке.
Из данной нормы Закона следует, что при неисполнении условий контракта либо нарушений его условий Компетентный орган вправе прекратить его действие в одностороннем порядке.
Таким образом, при выявленных нарушениях, Компетентный орган, без обращения в суд с иском о расторжении контракта, вправе досрочно прекратить действие контракта в одностороннем порядке.
В статье 72 Закона регламентирован порядок прекращения действия контракта на недропользования по инициативе компетентного органа и недропользователя. Обращение компетентным органом в суд с иском о расторжении контракта не предусмотрено данным Законом.
Отсюда следует, что иски Компетентных органов о расторжении контракта не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку данный вопрос не относится к компетенции суда.
Вместе с тем, в соответствии с нормой пункта 8 статьи 72 Закона, в судебном порядке подлежат рассмотрению требования недропользователя о досрочном расторжении контракта, либо недропользователь вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта по основаниям, установленным контрактом.
Закон Российской Федерации «О недрах» (далее – Закон РФ). В статьях 20, 21 данного Закона регламентированы основания и порядок прекращения контрактов на недропользования. Из указанных норм следует (пункты 2,3 и 5 части 2 статьи 20), что решение о прекращении права пользования недрами компетентным органом может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения; систематического нарушения пользователем недр установленных правил недропользования; при нарушении существенных условии лицензий и не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр. В статье 50 указанного Закона предусмотрено право недропользователя обжаловать в судебном порядке решение компетентного органа о прекращении права недропользования.
Таким образом, и в российском законодательстве не предусмотрена норма о расторжении контракта в судебном порядке по инициативе компетентного органа.
Вместе с тем, данный вопрос подлежит обсуждению и требует разъяснения, поскольку по указанным категориям дел отсутствует судебная практика Верховного Суда Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 5 статьи 68 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» заключение контракта является основанием для оформления земельного участка местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы в течение тридцати рабочих дней с даты обращения недропользователя , за исключением случаев принудительного изъятия земельного участка (права землепользования) для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.
Из анализа данной нормы закона следует, что в течение тридцати рабочих дней с даты обращения недропользователя местный исполнительный орган должен представить право землепользования при наличии соблюдения требований предусмотренных статьей 43 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Государственное учреждение (далее - ГУ) «Управление предпринимательства и промышленности Акмолинской области» обратилось в суд с иском к Товариществу с ограниченной ответственностью (далее - ТОО) «Карьер-Кум» о возложении обязанности исполнить обязательства, мотивируя тем, что ответчиком нарушены требования контракта на проведение работ по совмещенной разведке и добыче строительного песка на участке «Романовский» Целиноградского района
Акмолинской области от 19.08.2005 года № 50 и законодательства о недрах и недропользовании. Действие контракта прекращено приказом от 14.10.2014 года № 69. Решением специализированного межрайонного экономического суда Акмолинской области от 28 апреля 2015 года иск удовлетворен.
Судом постановлено: обязать ТОО «Карьер-Кум» исполнить обязательства по восстановлению контрактной территории «Романовский» Целиноградского района Акмолинской области Республики Казахстан до безопасного для здоровья и жизни населения и окружающей среды состояния и провести мероприятия по ликвидации последствий своей деятельности, связанной с проведением операций по недропользованию по контракту № 50 от 19.08.2005 года, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Указанное решение суда не было обжаловано и вступило в законную силу 15 июня 2015 года.
Выводы суда основаны на следующих нормах закона и условиях контракта. Согласно п.7.2.19 Контракта подрядчик обязан восстановить участки земли и другие природные объекты, состояние которых было нарушено деятельностью Подрядчика по Контракту, до состояния, пригодного для дальнейшего использования в соответствии с требованиями законодательства Государства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 72 Закона прекращение действия контракта не освобождает недропользователя от исполнения обязательств по возврату государству контрактной территории и ликвидации последствий операций по недропользованию в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.
Согласно пп.25) п.1 статьи 76 Закона недропользователь обязан восстанавливать участки земли и другие природные объекты, нарушенные вследствие проведения операций по недропользованию, до состояния, пригодного для дальнейшего использования, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Пунктом 1 статьи 80 Закона установлено, при прекращении операций по недропользованию все производственные объекты недропользователя и земельные участки должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья населения и охрану окружающей среды, а последствия деятельности недропользователей должны быть ликвидированы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Законодательная база
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими споры по вопросам заключения, изменения, расторжения договоров по недропользованию являются:
Конституция Республики Казахстан,
Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года,
Экологический кодекс Республики Казахстан,
Гражданский кодекс Республики Казахстан,
Земельный кодекс Республики Казахстан,
Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан,
Правила предоставления права недропользования, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан №1456 от 30 декабря 2010 года и др.
Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» является базовым законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении операций по недропользованию.
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела
Скачать документ
-
Заключение изменение расторжение договора и исполнением договорных обязательств с недропользованием
514 скачиваний -
201625~1
503 скачиваний -
О некоторых вопросах применения судами экологического законодательства Республики Казахстан по гражданским делам от 25 ноября №8
495 скачиваний -
201676~1
503 скачиваний -
О некоторых вопросах недействительности сделок и применении от 07.07.2016 №6
506 скачиваний -
Решение суда Заключение изменение расторжение договора и исполнением договорных обязательств с недропользованием (1)
498 скачиваний -
Решение суда Заключение изменение расторжение договора и исполнением договорных обязательств с недропользованием (2)
510 скачиваний -
Решение суда Заключение изменение расторжение договора и исполнением договорных обязательств с недропользованием (1)
506 скачиваний