Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Публикации / Исполнение судебными исполнителями судебных актов об обеспечении иска

Исполнение судебными исполнителями судебных актов об обеспечении иска

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Исполнение судебными исполнителями судебных актов об обеспечении иска

              В соответствии с подпунктом 4-1) статьи 9 Закона об исполнительном производстве, определения судов об обеспечении иска или отмене мер обеспечения иска являются исполнительными документами.

В силу части 3 статьи 156 ГПК меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию и не нарушать публичных интересов и интересов третьих лиц.

Пунктом 4 статьи 63 Закона об исполни тельном производстве предусмотрено, что при исполнении определения об обеспечении иска судебный исполнитель в зависимости от исковых требований налагает арест на все имущество или его часть, соразмерную заявленному требованию.

Типичной ошибкой судебных исполните лей и, как следствие, основанием предъявления исков по данной категории, является нарушение соразмерности при исполнении определений судов по принятию обеспечительных мер.

На практике при поступлении к судебным исполнителям определения суда об обеспечении иска арест накладывается на все вы явленное имущество, денежные средства на банковских счетах.

В случае если данные действия обеспечивают исполнение судебного акта, они являются законными.

К примеру, АО обратилось в суд с иском к М., ТОО и М. о взыскании суммы 48 646 369 тенге.

В целях обеспечения иска судом принято определение о наложении ареста на имущество ответчиков в пределах суммы иска.

Ввиду отсутствия денежных средств на банковских счетах ответчиков, судебный исполнитель наложил арест на движимое и недвижимое имущество ответчиков.

Эти действия ЧСИ суды посчитали законными и соразмерными принятым обеспечительным мерам (6001-22-00 6ап/133).

Следовательно, при исполнении данного вида исполнительных документов судебному исполнителю надлежит проверять и выяснять наличие денежных сумм на банковских счетах, достаточных для исполнения определения суда.

Выставление инкассовых распоряжений при исполнении определения суда об обеспечении иска недопустимо.

При рассмотрении указанной категории споров судебным исполнителям должники предоставляют перечень имущества с указанием его рыночной стоимости, достаточной для обеспечения исковых требований.

Однако предоставляемые отчеты об оценке ЧСИ не принимаются, поскольку вопрос о реализации имущества не рассматривается, ЧСИ исполняет лишь требование суда о наложении ареста.

Также судебные исполнители при рассмотрении дел указанной категории указывают о невозможности совершения каких-либо действий, поскольку исполнительное производство по определению об обеспечении иска прекращено.

При этом законодательного запрета на вы несение постановления об отмене принятых судебным исполнителем мер обеспечения в виде ареста не имеется.

При предоставлении сведений о достаточности денежных средств на банковском счете (сумма обеспечения иска, указанная в определении суда) ЧСИ следует вынести постановления о снятии ареста с имущества (движимого и недвижимого) либо иных банковских счетов, по стоимости превышающих сумму обеспечения.

Одним из принципов исполнительного производства является принцип со относимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

При исполнении определений судов об обеспечении иска судебные исполнители обязаны проверять соразмерность указанной в судеб ном акте сумме стоимости имущества, на которое наложен арест.

В случае отсутствия денежных средств судебному исполнителю надлежит определить имущество, стоимость которого будет в пол ной мере обеспечивать исполнение определения суда.

Наличие арестов на имуществе, стоимость которого значительно превышает пределы обеспечения иска, влечет нарушение прав граждан и юридических лиц.

Порядок исполнения судебных актов о принятии обеспечительных мер также требует разъяснения в НП ВС «О применении судами некоторых норм законодательства об исполни тельном производстве» с указанием алгоритма действий судебного исполнителя.

Формулирование требований по административным искам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных исполнителей

При подаче административного иска об обжаловании действий (бездействия) судебных исполнителей истцами требования заявляются в различных редакциях.

В силу статьи 132 АППК при нарушении обременяющим административным актом прав, свобод и законных интересов истца он вправе предъявить иск об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в какой-либо его части.

В случае несогласия с вынесенным судебным исполнителем постановлением, требования заявляются о признании данного постановления незаконным.

Одновременной подачи иска о признании действий незаконны ми не требуется. В соответствии с частью 2 статьи 84 АППК, незаконный административный акт может быть отменен полностью или в части.

В случае признания постановления незаконным суд отменяет указанное постановление.

Подведомственность исков административным судам

              В соответствии со статьей 127 Закона об исполнительном производстве, решение и действие (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа или отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем или должником в суд.

Жалоба подается в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об административном судопроизводстве.

Исходя из содержания указанной нормы, правом на судебное обжалование действий судебного исполнителя обладают только стороны исполнительного производства.

Вместе с тем, на практике часто возникают споры с судебными исполнителями у лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства.

Пунктом 2 НП ВС «О применении судами некоторых норм законодательства об исполнительном производстве» предусмотрено право заинтересованных лиц оспаривания действий ЧСИ.

В силу части 1 статьи 9 АППК каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный орган, к должностному лицу или в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Данная норма предусматривает право за щиты в судебном порядке при наличии интереса.

При поступлении исков лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства, судам надлежит проверять – имеется ли иной способ защиты и восстановления оспариваемого права и возникли ли для истца не посредственные правовые последствия от совершенных действий.

К примеру, АО является взыскателем по исполнительному производству о взыскании с ТОО задолженности в сумме 220 989 149 тенге, судебных расходов.

Также ТОО является должником по исполнительному производству о взыскании задолженности по заработной плате в пользу физических лиц на общую сумму 17 569 000 тенге.

Действия ЧСИ в рамках исполнения взыскания задолженности по заработной плате обжалованы АО, который обладает правом предъявления иска об оспаривании действий ответчика, порождающих для него правовые последствия, поскольку реализованное имущество было построено в рамках условий Договора об инвестировании и являлось пред метом залога на основании Договора залога.

Судами требования рассмотрены по существу, иск удовлетворен частично (6001-22-00 6ап/607).

Для исключения различного толкования норм Закона об исполнительном производстве в НП ВС «О применении судами некоторых норм законодательства об исполнительном производстве» необходимо детализировать условия, при которых заинтересованное лицо вправе в судебном порядке обжаловать действия (бездействие) судебных исполнителей.

Истец обязан доказать свою материальную или правовую заинтересованность в обжаловании действий (бездействия) судебных исполнителей.

Однако при отсутствии реальной правовой заинтересованности и наличия иного способа защиты иски таких лиц подлежат возврату.

К примеру, возвращен иск лица, не являющегося залогодержателем реализованного имущества (6001-22-00-6ап/394).

Взыскание государственной пошлины

              Истцы по искам об обжаловании действия (бездействия) судебных исполнителей от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд освобождены согласно подпункту 15) статьи 616 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

В соответствии с частью 1 статьи 122 АППК, вопросы по распределению судебных расходов рассматриваются по правилам ГПК.

В силу части 1 статьи 117 ГПК государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, а также издержки, связанные с производством по делу, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства полностью или пропорционально удовлетворенной части иска.

При удовлетворении иска государственная пошлина в доход местного бюджета подлежит взысканию с судебного исполнителя соразмерно удовлетворенной части иска.

Ставка государственной пошлины рассчитывается по правилам подпункта 8) пункта 1 статьи 610 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (0,5 МРП).

Приостановление исполнительного производства

              В соответствии с подпунктом 13) статьи 42 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство подлежит приостановлению в течение одного рабочего дня в случаях истребования исполнительного производства судом.

На практике суды в определениях о действиях по поступившему административному делу указывают об истребовании материалов исполнительного производства.

После получения материалов исполнительного производства суды до рассмотрения дела по существу либо до вступления решения суда в законную силу не возвращают материалы исполнительного производства.

Такая практика влечет длительное приостановление исполнительного производства, нарушение прав взыскателя, не всегда соответствует целям и задачам административного судопроизводства. С целью исключения нарушений и соблюдения прав сторон исполнительного производства следует соблюдать следующую последовательность:

- истребование материалов исполнительного производства определением о действиях суда по поступившему административному делу;

              - получение от судебного исполнителя оригиналов исполнительного производства на бумажном либо электронном носителе;

- приобщение необходимых для рассмотрения спора материалов к материалам административного дела;

- возвращение исполнительного производства по минованию надобности.

Исходя из предмета административного иска, ответчику следует воздержаться от исполнительных действий в рамках оспариваемой стадии.

Таким образом, при наличии определения суда, которым суд истребовал у судебного исполнителя материалы исполнительного производства, необходимо вынесение судебным исполнителем постановления о приостановлении исполнительного производства до официального возврата материалов судом.

Для формирования единообразной прак тики по данному процессуальному вопросу необходимо разъяснение в НП ВС «О приме нении судами некоторых норм законодательства об исполнительном производстве».

Срок обжалования решения суда

              Частью 4 статьи 168 АППК предусмотрено, что апелляционные жалоба, ходатайство прокурора по административным делам об оспаривании действий (бездействия) судебных исполнителей могут быть поданы в течение десяти рабочих дней со дня вынесения решения.

Датой вынесения решения считается дата оглашения судебного акта.

Судам надлежит при разъяснении решения суда указывать сторонам об особенностях сроков обжалования.

В целях обеспечения гарантий на скорое рассмотрение споров и исключения злоупотребления правом со стороны должников предусмотреть вступление решения суда в законную силу с даты оглашения постановления апелляционной инстанции.

Срок предъявления иска (практика восстановления сроков)

              Частью 4 статьи 136 АППК предусмотрено, что иски на действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов подаются в суд в течение десяти рабочих дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенному о времени и месте совершения действия судебным исполнителем, стало о нем известно.

Установление такого срока обусловлено необходимостью обеспечить непрерывность исполнительного производства и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.

На практике встречаются дела, когда действия судебных исполнителей обжалуются должниками в целях затягивания сроков исполнительного производства, с приведением мотивов о том, что сторона не была ознакомлена с материалами исполнительного производства своевременно, в связи с чем, иски подаются с нарушением установленных сроков обращения в суд.

              Особое внимание при рассмотрении данной категории споров следует уделять изуче нию материалов исполнительных производств и устанавливать способы и даты извещения сторон исполнительного производства о со вершенных действиях.

В силу части 7 статьи 134 АППК пропущенный по уважительной причине срок на по дачу иска может быть восстановлен судом по правилам ГПК.

Причины пропуска сроков на подачу иска в суд и их значение для правильного разрешения административного дела выясняются судом в предварительном слушании.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 ГПК, сроки, установленные законом, могут быть восстановлены судом, если они пропущены по причине, признанной судом уважительной.

При этом уважительность пропуска срока должна быть подтверждена допустимыми и относимыми доказательствами.

Анализ показал, что суды возвращают иски, когда причины пропуска срока не являются объективными и не свидетельствуют о наличии каких-либо фактов, которые бы воспрепятствовали своевременному обращению истца в суд.

К примеру, в производстве ЧСИ находи лось исполнительное производство об обращении взыскания на имущество.

Электронные торги проведены 4 января 2019 года, результаты которого обжалованы должником.

Возвращая иск, суды указали, что не представлены допустимые и достоверные доказательства уважительности причин пропуска срока для обжалования действий судебного исполните ля.

Доводы истца о том, что срок обжалования электронных торгов составляет три года, несостоятельны, поскольку данный спор вытекает из действий судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов (6001-22 00-6ап/726).

Другой пример также связан с отсутствием доказательств, уважительности причин про пуска срока. С материалами исполнительно го производства истец ознакомлен 8 февраля 2021 года, о чем имеется в деле расписка.

Однако в установленный 10-дневный срок в суд не обратился.

В ходатайстве о восстановлении срока обращения в суд в качестве уважительности причин его пропуска указано, что о фактическом взыскании суммы задолженности истцу стало известно 29 сентября 2021 года.

В период октябрь, ноябрь 2021 года в связи с болезнью он не имел возможности подготовить иск в суд.

Суд дал оценку предоставленным документам (справке от терапевта), указав, что они не подтверждают уважительность причин пропуска срока (№6001-22-00-6ап/398).

Возврат иска

Частью 2 статьи 138 АППК предусмотрено 17 оснований для возвращения административного иска.

Дела рассматриваемой категории наиболее часто возвращаются по следующим основани ям:

пп.6) части 2 статьи 138 АППК - истцом отозван поданный иск;

пп.9) части 2 статьи 138 АППК - стороны заключили соглашение о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры, и оно утверждено судом;

пп.11) части 2 статьи 138 АППК - дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства;

пп.17) части 2 статьи 138 АППК - дело не подсудно данному суду.

Также основание возвращения иска пред усмотрено частью 8 статьи 136 АППК, со гласно которой пропуск срока на подачу иска в суд без уважительной причины, а также не возможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для возвращения иска.

Трудностей при разрешении вопроса о возврате исков по анализируемой категории у судов не возникает.

              При этом, реализация принципа актив-ной роли суда позволила значительно увеличить количество дел, разрешенных мирным путем (заключение соглашение либо отзыв иска).

Нормативно-правовые акты

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы исполнитель ного производства, являются:

Конституция Республики Казахстан;

АППК;

ГК; ГПК;

Закон об исполнительном производстве;

Закон Республики Казахстан «Об оценоч ной деятельности в Республике Казахстан»;

НП ВС от 31 марта 2017 года №1 «О приме нении судами некоторых норм законодательства об исполнительном производстве»;

НП ВС от 19 декабря 2003 года №12 «Об ответственности за неисполнение судебных актов»;

Правила, утвержденные приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года №100;

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 мая 2014 года № 437 «Об утверждении размеров оплаты деятельности частного судебного исполнителя».

В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Конституции Республики Казахстан, вступившие в законную силу судебные акты обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами, должностными лица ми, гражданами и подлежат исполнению на всей территории Республики Казахстан.

Целью исполнительного производства является обеспечение реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав или охраняемых законом интересов.

           Обжалование действий (бездействия) судебного исполнителя представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, целью которого является защита прав и интересов сторон исполнительного производства.

Использованные сокращения

АППК – Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан;

ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан;

ГК – Гражданский кодекс Республики Казахстан;

Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» – Закон об исполнительном производстве;

НП ВС – Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан;

Правила реализации арестованного имущества, в том числе на торгах в форме электронного аукциона – Правила;

АИАС – Автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан «Төрелік»;

СКАД ВС – Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан; СКАД или коллегия – судебная коллегия по административным делам;

СМАС – специализированный межрайонный административный суд;

ДЮ – Департамент (-ы) юстиции;

ГСИ – государственный (-ые) судебный (-ые) исполнитель (-и);

ЧСИ – частный (-е) судебный (-е) исполнитель (-и);

ЦГО – центральный государственный орган;

МИО – местные исполнительные органы.

 

Внимание!

          Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в юридической консультации,  составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

          Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела