Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Публикации / Изъятие земельных участков для государственной надобности

Изъятие земельных участков для государственной надобности

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Изъятие земельных участков для государственной надобности

Подсудность. Иски по спорам предъявляются исполнительным органом в районный (городской) суд по месту нахождения земельного участка, подлежащего отчуждению для государственных нужд. В случаях, когда в исках ответчиками указаны собственники, землепользователи, являющиеся негосударственными юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, использующими домостроение или иной участок для предпринимательской деятельности, такие иски предъявляются в специализированные межрайонные экономические суды.

Местный исполнительный орган в соответствии со статьей 88 Земельного кодекса, пунктом 7 статьи 65 и пунктом 4 статьи 69 Закона «О государственном имуществе» вправе обратиться в суд с иском, если:

а) собственник или землепользователь не согласен с постановлением о начале принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд;

б) с ним не достигнуто соглашение о стоимости за изымаемый земельный участок или других условиях принудительного отчуждения земельного участка;

в) не достигнуто соглашение о передаче имущества, в том числе лицами, права которых в отношении изымаемого имущества при принудительном отчуждении будут прекращены или ограничены.

В соответствии с Налоговым кодексом истец по делам данной категории освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем при вынесении решения об удовлетворении иска судебные расходы должны быть возложены на ответчиков.

Определение правоотношений сторон и закона, которым следует руководствоваться. В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Закона «О государственном имуществе» предметом иска является принудительное изъятие земельного участка. Отчуждение может осуществляться исключительно в отношении земельного участка. Также предметом является размер денежной компенсации за изымаемый земельный участок. В случае если право частной собственности на земельный участок не может быть подтверждено на основании сведений из правового кадастра и (или) правоустанавливающих документов, то принудительное отчуждение для государственных нужд осуществляется в отношении зданий, сооружений и иных объектов недвижимости (жилищ, жилых домов (жилых зданий), жилых помещений (квартир), нежилых помещений), расположенных на данном земельном участке.

Гражданские права и обязанности данной категории дел возникают из административных актов (постановление Правительства либо местного исполнительного органа о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд), порождающих в силу законодательства гражданско-правовые последствия (прекращение права частной собственности и права землепользования, выплата денежной компенсации).

Лица, участвующие в деле. Истец – аким соответствующей административно-территориальной единицы. Согласно подпункту 4) статьи 1 Закона «О местном государственном самоуправлении и управлении в Республике Казахстан» местный исполнительный орган (акимат) коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории; ответчик – собственник земельного участка; негосударственный землепользователь. Судам следует устанавливать круг лиц, проживающих с собственником, привлекая их к участию в рассмотрении дела, поскольку в большинстве случаев местный исполнительный орган совместно с требованиями об изъятии земельных участков для государственных нужд также предъявляет требования о выселении. Такие требования правильно мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона «О жилищных отношениях» при прекращении права собственности на жилище по основаниям, предусмотренных подпунктами 2), 4) и 5) пункта 1 статьи 29 Закона «О жилищных отношениях», члены (бывшие члены) семьи собственника выселяются из жилища и приобретают право проживания в жилище, полученном в качестве компенсации за прежнее жилище.

Ошибочным является мнение о необходимости привлечения к участию в деле ГУ «Аппарат акима», поскольку аппарат акима является государственным учреждением, обеспечивающим деятельность местного исполнительного органа и акима города. Согласно статьям 26, 29, 30, 33 Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» аким представляет интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами и государственными органами.

Гражданские дела по искам о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд рассматриваются и разрешаются в месячный срок со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству (пункт 7 статьи 65 Закона «О государственном имуществе»).

 Факты, подлежащие установлению и доказыванию. Доказательства и доказывание.

Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, процедуры изъятия земельного участка, сроков вручения уведомления является обязательным. В соответствии с правилами статьи 64 Закона «О государственном имуществе» исполнительный орган обязан не позднее трех календарных дней после опубликования постановления направить собственнику или негосударственному землепользователю письменное уведомление о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, с приложением к нему проекта договора о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, по почте с обязательным получением уведомления о получении почтового отправления. В случае отсутствия уведомления о получении почтового отправления документы, указанные в пункте 1 статьи 64 Закона «О государственном имуществе», направляются повторно. Документы об этом, переписка с ответчиком по данному вопросу прилагаются к исковому заявлению в подтверждение факта соблюдения досудебного урегулирования спора. Невыполнение указанных требований Закона является основанием к возврату искового заявления со стадии его принятия в соответствии с подпунктом 1) части первой статьи 152 ГПК.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству необходимо устанавливать, предлагалось ли равноценное жилье ответчику, так как согласно статье 15 Закона «О жилищных отношениях», при сносе жилого дома в связи с принудительным отчуждением земельных участков для государственных нужд собственнику до сноса его жилища по его выбору предоставляется в собственность благоустроенное жилище или выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости жилища.

Спорным фактом по делам данной категории, подлежащим доказыванию, является правильность определения размера компенсации за изымаемый участок. При определении размера возмещения стоимости земельного участка судам следует учитывать его целевое назначение. Из буквального толкования пункта 2 статьи 67 Закона «О государственном имуществе» следует, что в случае изъятия для государственных нужд земельного участка, предоставленного ранее для ведения личного подсобного хозяйства, под индивидуальное жилищное строительство, его стоимость определяется как сумма рыночной стоимости земельного участка и находящегося на нем жилого дома. Таким образом, стоимость земельного участка определяется по кадастровой (оценочной) стоимости, если предметом сделки является лишь земельный участок без находящихся на нем строений (сооружений). Если на земельном участке находится индивидуальный жилой дом, иное строение, то их стоимость определяется по цене договора, не превышающем их рыночную стоимость. В случае превышения собственнику предлагается рыночная стоимость имущества.

Указанное согласуется с положениями пунктов 1 и 3 статьи 52 Земельного кодекса, из которых следует, что право собственности на здания (строения, сооружения) влечет за собой право собственности на земельный участок, который занят указанными зданиями (строениями, сооружениями). Отчуждение права собственности на земельный участок, который занят зданиями (строениями, сооружениями), а также предназначен для их эксплуатации, без соответствующего отчуждения указанной недвижимости, а равно отчуждение недвижимости без соответствующего отчуждения земельного участка, который занят указанной недвижимостью, не допускаются.

Объектом сделки по отчуждению земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) является как земельный участок, так и расположенное на нем здание (строение и сооружение), как единый объект.

Некоторые вопросы, на которые следует обратить внимание:

  1. В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона «О государственном имуществе»: стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд (без учета убытков), приобретенного собственником у государства, определяется в размере суммы, уплаченной государству, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Из буквального содержания указанного пункта следует, что:

1) предметом принудительного отчуждения является любой земельный участок, независимо от его целевого назначения;

2) приобретенный лицом у государства за определенную сумму денежных средств;

3) не занятый неотделимыми зданиями и сооружениями.

В данной ситуации если лицо приобрело землю у государства и не понесло расходы, связанные со строительством каких-либо объектов, то данный земельный участок принудительно отчуждается по той же стоимости, которая была уплачена государству.

Если такой земельный участок использовался для извлечения полезных свойств и на момент фактического изъятия земельного участка они не были получены (например, плодоовощная продукция и т.п.), лицо, у которого изымается земельный участок, вправе ставить вопрос о возмещении убытков (упущенная выгода).

  1. Стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, предоставленного под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), для ведения личного подсобного хозяйства (кроме полевых наделов), на котором находится индивидуальный жилой дом, определяется в размере стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества в размере, не превышающем их рыночную стоимость.

Стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке или по решению суда, определяется в размере стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решении суда, но не превышающей рыночную стоимость. В случае если в гражданско-правовом договоре цена за земельный участок не указана, стоимость земельного участка определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости.

Из абзаца первого пункта 2 статьи 67 Закона «О государственном имуществе» следует, что объектом принудительного изъятия и определения стоимости является земельный участок, который был предоставлен государством бесплатно под ИЖС и для ведения личного подсобного хозяйства (кроме полевых наделов) и индивидуальный жилой дом. 

Право бесплатного получения земельного участка под ИЖС и для ведения подсобного хозяйства, в качестве социальной поддержки, носит единовременный характер в силу требований пункта 3 статьи 9 и подпункта 14) пункта 1 статьи 48 Земельного кодекса.

Поскольку лицо лишено возможности повторного безвозмездного получения от государства земельного участка под ИЖС и ведения подсобного хозяйства, указанным пунктом предусмотрено возмещение стоимости земельного участка вместе с домостроением по цене не выше рыночной, что согласуется с положениями, изложенными в статье 26 Конституции Республики Казахстан, статьях 255-257 ГК и статье 52 Земельного кодекса, направленными на защиту конституционных прав граждан на вещное право.

В отношении других земельных участков с иным целевым назначением указанные нормы не применяются.

Из абзаца второго пункта 2 статьи 67 Закона «О государственном имуществе» следует, что с момента принятия Закона «О государственном имуществе», если земельный участок приобретен по возмездной гражданско-правовой сделке у другого лица, то стоимость определяется цене, указанной в гражданско-правовой сделке.

Под земельным участком, указанном в абзаце 2 пункта 2 статьи 67 Закона «О государственном имуществе», следует понимать любой земельный участок, независимо от его целевого назначения, свободный от зданий и сооружений.

Второе предложение указанного пункта касается случая, если в гражданско-правовом договоре цена сделки не указана, что маловероятно, либо если была совершена безвозмездная сделка (дарение, приобретение имущества в порядке наследования).

В этом случае подлежащая выплате собственнику сумма должна соответствовать кадастровой стоимости земельного участка.

Вместе с тем имеют место факты, когда кадастровая стоимость выше рыночной. В этом случае собственнику подлежит выплата сумма, соответствующая рыночной стоимости земельного участка.

В любом случае в абзаце втором пункта 2 данной статьи речь идет лишь о земельном участке, независимо от его целевого назначения, не занятого прочно связанными с землей зданиями и сооружениями.

Следует также учитывать, что имеются случаи, когда земельный участок был приобретен в 2011 году, после введения в действие Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе», однако принудительное отчуждение осуществляется, например, в 2016 году со значительной разницей цены сделки и рыночной стоимости.

В этой связи следует иметь в виду, что при наличии объективных данных, свидетельствующих о значительной разнице между ценой сделки по ГПО и рыночной стоимости, заинтересованное лицо вправе потребовать возмещения убытков (например, за 5 лет в виде прироста стоимости земельного участка).

  1. Стоимость недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, определяется в размере, не превышающем его рыночную стоимость.

Из пункта 3 статьи 67 Закона «О государственном имуществе» следует, что если на земельном участке, приобретенном у государства, либо у иного лица по сделке за плату или безвозмездно, имеется строение или иное сооружение, прочно связанное с землей, компенсация за это недвижимое имущество осуществляется по стоимости, не превышающей рыночную.

Этот же пункт подлежит применению в случае, если строение возведено на земельном участке, находящемся в пользовании, например, на основании долгосрочной аренды.

 Судебная практика

В силу статьи 26 Конституции принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, при условии равноценного его возмещения.

Принудительное отчуждение земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд может осуществляться исключительно в отношении земельного участка.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 61 Закона «О государственном имуществе» (далее – Закон) предусмотрено исключение.

Названная норма предусматривает возможность принудительного отчуждения для государственных нужд в отношении зданий, сооружений и иных объектов недвижимости (жилищ, жилых домов (жилых зданий), жилых помещений (квартир), нежилых помещений), расположенных на земельном участке, если право частной собственности на земельный участок не может быть подтверждено на основании сведений из правового кадастра и (или) правоустанавливающих документов.

В силу пункта 2 статьи 86 Земельного кодекса, пункта 2 статьи 66 Закона при переходе прав на недвижимость в течение времени, указанного в пункте 1 статьи 66 Закона, другому лицу путем отчуждения или по иным основаниям, а также при смене правообладателя в силу универсального правопреемства, процедура принудительного отчуждения земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд применяется (продолжается) в отношении нового правообладателя. Следовательно, переход прав на недвижимость к другому лицу не препятствует процедуре принудительного отчуждения и не требует повторного вручения новому правообладателю уведомления о предстоящем изъятии земельного участка.

В пункте 7 нормативного постановления Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд» разъяснено, что невыполнение истцом норм законодательства о письменном уведомлении собственника земельного участка и негосударственного землепользователя о выкупе земельного участка (права землепользования) для государственных нужд не позднее чем за год, а в городах Астаны и Алматы – не позднее чем за три месяца до предстоящего выкупа, равно как и нарушение норм законодательства о предъявлении такого иска позднее двух лет с момента направления собственнику участка или землепользователю уведомления, являются основанием к отказу судом в удовлетворении иска, поскольку продление и восстановление указанных сроков законодательными актами не предусмотрено.

Перечень исключительных случаев для изъятия земельного участка для государственных нужд установлен пунктом 2 статьи 84 Земельного кодекса, в подтверждение случаев должны быть представлены доказательства. Пример. Судом  отказано в удовлетворении иска акима к С. о принудительном изъятии для государственных нужд земельного участка, поскольку доводы истца о наличии генерального плана города, которым предусмотрено строительство Дворца школьников на земельном участке, в суде не нашли подтверждения, измененный генеральный план города не утвержден и находится на рассмотрении.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона «О жилищных отношениях» при сносе жилого дома в связи с принудительным отчуждением земельных участков для государственных нужд собственнику до сноса его жилища по его выбору предоставляется в собственность благоустроенное жилище или выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости жилища. Данная норма согласуется с положениями статьи 119-1 Закона «О жилищных отношениях» и разъяснена в пункте 8 нормативного постановления Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд», согласно которому разрешение вопроса о цене выкупа земельного участка и других условиях выкупа является обязанностью местного исполнительного органа. В силу вышеизложенных положений Закона «О жилищных отношениях» условия возмещения отчуждаемого имущества должны быть предложены истцом, однако выбор оставлен за собственником имущества. Пример. Решением суда постановлено: произвести принудительное отчуждение объектов недвижимости, принадлежащих А. и З. Ответчики выселены совместно с проживающими лицами из спорных жилых помещений, с предоставлением им в счет возмещения отчуждаемой недвижимости в собственность равноценного благоустроенного жилья.

Основным принципом принудительного отчуждения является равноценное возмещение имущества. Стоимость изымаемого земельного участка определяется в зависимости от основания возникновения прав на земельный участок у собственника и землепользователя.

Рассматривая дела данной категории, судам при определении круга обстоятельств, подлежащих выяснению, следует установить основания возникновения прав на земельный участок у собственника или землепользователя, в зависимости от которых определяется стоимость земельного участка:

Если земельный участок приобретен собственником у государства – стоимость определяется в размере суммы, уплаченной государству. Исключение составляют случаи неполной оплаты суммы за земельный участок, при которых размер компенсации должен соответствовать выплаченной государству сумме. Положения пункта 1 статьи 67 Закона предусматривают случаи приобретения земельного участка по возмездной сделке, где продавцом выступает государство.

Если земельный участок предоставлен под индивидуальное жилищное строительство, для ведения личного подсобного хозяйства, на котором находится жилой дом – стоимость земельного участка определяется в размере, не превышающем их рыночную стоимость. Положения абзаца первого пункта 2 статьи 67 Закона предусматривают случаи, когда земельный участок предоставлен государством безвозмездно не для коммерческих целей, а только под размещение жилого дома, для ведения личного подсобного хозяйства.

Если земельный участок перешел к собственнику по гражданско-правовой сделке или по решению суда, законодатель предусматривает различный порядок определения стоимости в зависимости от того, указана стоимость земельного участка в договоре или нет:

- если она указана, то стоимость определяется в размере стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решении суда, но не превышающей рыночную стоимость,

- если она не указана – стоимость определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости.

Следует отметить, что приведенный различный порядок определения стоимости относится лишь к вопросу определения стоимости земельного участка, а не иного недвижимого имущества, расположенного на земельном участке.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 67 Закона стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, предоставленного под индивидуальное жилищное строительство, для ведения личного подсобного хозяйства (кроме полевых наделов), на котором находится индивидуальный жилой дом, определяется в размере стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества в размере, не превышающем их рыночную стоимость. Следовательно, определение размера стоимости изымаемого земельного участка по рыночной цене предусмотрено лишь в случае его предоставления собственнику местными исполнительными государственными органами для индивидуального жилищного строительства, либо ведения личного подсобного хозяйства. То есть при определении размера возмещения стоимости земельного участка судам следует учитывать его целевое назначение.

В соответствии с абзацем втором пункта 2 статьи 67 Закона стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке или по решению суда, определяется в размере стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решении суда, но не превышающей рыночную стоимость. В случае если в гражданско-правовом договоре цена за земельный участок не указана, стоимость земельного участка определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости.

Закон однозначно определяет стоимость земельного участка по цене сделки. Отступление от этого правила возможно лишь в случае, когда стоимость земельного участка, указанная в гражданско-правовой сделке, выше рыночной стоимости земельного участка. Интересы собственника земельного участка при этом не будут нарушены и подлежат защите путем выплаты ему суммы причиненных убытков, размер которых складывается из разницы между стоимостью земельного участка по цене сделки и рыночной стоимостью земельного участка.

В соответствии с подпунктом 1) статьи 165 Земельного кодекса убытки, причиненные собственникам или землепользователям, подлежат возмещению в полном объеме в случаях: принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд, влекущего прекращение права собственности или землепользования. Согласно пункту 2 статьи 166 Земельного кодекса при определении размера компенсации в нее включаются:

1) стоимость земельного участка или права землепользования;

2) рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения;

3) стоимость затрат, связанных с освоением земельного участка, его эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением плодородия почвы, с учетом их инфляции;

4) все убытки, причиненные собственнику или землепользователю изъятием земельного участка на момент прекращения права собственности или землепользования, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами;

5) упущенная выгода.

Указанные нормы корреспондируют с нормами пункта 4 статьи 67 Закона, согласно которому размер возмещения определяется в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 9 ГК, исходя из стоимости имущества и убытков в полном объеме, причиненных собственнику или негосударственному землепользователю в результате принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд и (или) вызванных досрочным прекращением исполнения собственником или негосударственным землепользователем обязательств перед третьими лицами.

Если в предоставленных сторонами оценочных документах имеются разногласия, в результате которых не представляется возможным выяснить размер компенсации за принудительно отчуждаемое имущество, то судом может быть привлечен специалист в области оценочной деятельности для дачи письменных консультаций, либо для изготовления письменного отчета об оценке. Если же разногласия о размере рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости имеют место из-за неясности использованного строительного материала исследуемого объекта, то суду следует назначить судебную экспертизу.

В пункте 5 нормативного постановления Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд» разъяснено, что требования ответчика к истцу о предоставлении другого равноценного земельного участка, благоустроенного жилища взамен предлагаемой истцом денежной компенсации не являются встречными требованиями. Поэтому все вопросы, связанные с выбором собственником формы компенсации, должны рассматриваться судом в рамках заявленного местным исполнительным органом иска.

В резолютивной части решений судов следует указывать не только о проведении принудительного изъятия земельного участка с выплатой денежной компенсации, но и о прекращении прав собственника или негосударственного землепользователя и возникновении прав государства на данное имущество после выплаты возмещения.

Перечень основных документов, прилагаемых к исковому заявлению

Документы в соответствии с требованиями статьи 149 ГПК, в том числе документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает требования, к которым могут быть отнесены:

- постановление Правительства, местного исполнительного органа о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд с приложением выписки из генерального плана города (населенного пункта) в части строительства объектов, подпадающих под перечень исключительных случаев, установленных пунктом 2 статьи 84 Земельного кодекса;

- письменное уведомление органа о решении с указанием даты его направления собственнику, негосударственному землепользователю и отметкой о получении;

- договор приватизации, купли-продажи, дарения и (или) другие идентификационные, правоустанавливающие документы на право собственности или землепользования на земельный участок, домостроение;

- акт о принятии домостроения в эксплуатацию, технический паспорт, планы домостроения и земельного участка, сведения правового кадастра о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в необходимых случаях земельно-кадастровые дела;

- отчет об оценке, подтверждающий рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества либо кадастровую (оценочную) стоимость в случае отсутствия в гражданско-правовом договоре цены за земельный участок;

- документ, подтверждающий предложения местного исполнительного органа о предоставлении другого равноценного земельного участка, благоустроенного жилища;

- справки об обременениях, если они имеются;

сведения о направлении копии постановления местного исполнительного органа об изъятии земельного участка в регистрирующий орган;

- сведения об опубликовании в СМИ постановления об изъятии земельного участка;

документ, подтверждающий предложение местного исполнительного органа о возмещении стоимости подлежащего изъятию земельного участка с указанием предлагаемой цены;

- иные документы, которые, по мнению истца, подтверждают его требования.

Законы, подлежащие применению при рассмотрении и разрешении дел

Конституция (статья 26).

ГК.

Земельный кодекс (глава 9).

Законы:

- «О государственном имуществе» (глава 6);

- «О жилищных отношениях»;

- «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»;

- «Об индивидуальном жилищном строительстве»;

- «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»;

- «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан».

Нормативные постановления Верховного Суда:

- от 25 декабря 2006 года № 8
«О некоторых вопросах применения судами законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд»;

- от 16 июля 2006 года № 6
«О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства»

Стандарты оценки «Оценка отчуждаемого для государственных нужд земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд».

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела