Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / messages.НПА / КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 118. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 118. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

 КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 118. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ" 

1. По контрактам на разведку и добычу углеводородов после завершения периода разведки и до закрепления периода добычи по заявлению недропользователя допускается закрепление участка (участков) добычи и подготовительного периода (подготовительных периодов).

По контрактам на добычу углеводородов при их заключении закрепляются участок добычи и подготовительный период.

2. В течение подготовительного периода недропользователь вправе осуществлять:

1) разработку, утверждение и проведение предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проекта разработки месторождения;

2) при необходимости – обустройство месторождения углеводородов;

3) добычу углеводородов в объеме, не превышающем объемы добычи при пробной эксплуатации такого месторождения.

При этом недропользователь обязан поставлять принадлежащие ему углеводороды в полном объеме на внутренний рынок Республики Казахстан, за исключением углеводородов, потребляемых на собственные

технологические нужды или сжигаемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

3. Продолжительность подготовительного периода составляет не более трех лет с соответствующим сокращением максимальной продолжительности периода добычи, указанной в пункте 1 статьи 119 настоящего Кодекса.

В пределах срока, предусмотренного в части первой настоящего пункта, подготовительный период по контракту на разведку и добычу углеводородов определяется недропользователем самостоятельно в заявлении о закреплении участка добычи и подготовительного периода, а по контракту на добычу углеводородов – устанавливается компетентным органом в извещении о проведении аукциона либо по результатам прямых переговоров с национальной компанией в области углеводородов.

4. Обязательным условием закрепления участка добычи и подготовительного периода по контракту на разведку и добычу углеводородов является получение недропользователем положительного заключения государственной экспертизы недр в отношении отчета по подсчету геологических запасов.

5. Заявление о закреплении участка добычи и подготовительного периода подается недропользователем в компетентный орган в течение периода разведки.

В случае если в период рассмотрения заявления компетентным органом по участку недр, указанному в заявлении, завершился период разведки, то контракт на разведку и добычу углеводородов продолжает действовать в отношении такого участка недр на период рассмотрения заявления.

6. Заявление о закреплении участка добычи и подготовительного периода должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), наименование недропользователя;

2) номер и дату регистрации контракта на разведку и добычу углеводородов;

3) указание на участок (участки) добычи;

4) продолжительность подготовительного периода.

7. К заявлению дополнительно прилагается:

1) подписанное недропользователем дополнение к контракту, предусматривающее закрепление подготовительного периода (подготовительных периодов) и содержащее приложение к контракту, устанавливающее в соответствии со статьей 110 настоящего Кодекса участок (участки) добычи;

2) утвержденный недропользователем и получивший положительное заключение государственной экспертизы недр отчет по подсчету геологических запасов.

8. Заявление подлежит рассмотрению в течение двадцати рабочих дней со дня его поступления в компетентный орган.

9. По результатам рассмотрения заявления компетентный орган принимает решение о закреплении участка добычи и подготовительного периода или отказывает в таком закреплении.

10. Компетентный орган отказывает в закреплении участка добычи и подготовительного периода в случае:

1) если заявление не соответствует требованиям, установленным настоящим Кодексом;

2) наличия не устраненных недропользователем нарушений обязательств по контракту на недропользование, указанных в уведомлении компетентного органа.

Отказ компетентного органа в закреплении участка добычи и подготовительного периода не лишает недропользователя права на подачу повторного заявления в течение периода разведки.

11. Компетентный орган в течение двадцати рабочих дней со дня принятия решения о закреплении участка добычи и подготовительного периода заключает с заявителем соответствующее дополнение к контракту на разведку и добычу углеводородов и направляет заявителю его подписанный экземпляр.

12. В случае, если по завершении подготовительного периода в рамках контракта на разведку и добычу или добычу углеводородов не закреплен период добычи, действие такого контракта прекращается.

__________________________________________________________________________________________

(Мухамедов Р.Н.)

1. Как отмечалось ранее, подготовительный период является новым институтом, появившимся с введением в действие Кодекса о недрах в целях предоставления недропользователю необходимого времени для завершения обустройства месторождения, а также разработки и проведения экспертиз проекта разработки месторождения.

Учитывая тот факт, что он может быть закреплен в контракте только в отношении участка добычи и на его продолжительность сокращается максимальная продолжительность периода добычи (п.3 комментируемой статьи), такой период по своей сути может рассматриваться как подэтап периода

добычи, однако в рамках Кодекса он таковым не является и выделен в отдельный период.

2. В зависимости от вида контракта на недропользование использование подготовительного периода может быть как добровольным, так и обязательным. Так, по контракту на разведку и добычу закрепление подготовительного периода является правом недропользователя, которым тот может воспользоваться в случае, если в течение периода разведки он не успел завершить обустройство месторождения, подготовить проект разработки месторождения и (или) получить по нему положительные заключения предусмотренных Кодексом о недрах экспертиз. Но при этом недропользователь должен получить положительное заключение государственной экспертизы недр в отношении отчета по подсчету геологических запасов своего участка недр в течение периода разведки. Продолжительность подготовительного периода в случае контракта на разведку и добычу определяет сам недропользователь в пределах установленного максимума в три года.

В случае же контракта на добычу подготовительный период устанавливается в нем по умолчанию. На участках добычи, выставляемых на аукцион или предоставляемых национальной компании на основе прямых переговоров, положительное заключение государственной экспертизы недр в отношении отчета по подсчету геологических запасов уже имеется, однако проектный документ, на основании которого необходимо определить продолжительность периода добычи, еще не разработан. В этой связи, при заключении контракта на добычу в обязательном порядке закрепляется подготовительный период, продолжительность которого устанавливается компетентным органом в извещении о проведении аукциона либо по результатам прямых переговоров с национальной компанией в области углеводородов (п. 3 комментируемой статьи).

При этом, как уже отмечалось, в обоих случаях подготовительный период сокращает максимальный период добычи, установленный п. 1 ст. 119 Кодекса о недрах, поэтому недропользователю должно быть выгодно завершить его досрочно посредством подачи заявления о закреплении периода добычи в соответствии со ст. 119 Кодекса о недрах.

3. Согласно п. 2 комментируемой статьи в течение подготовительного периода недропользователь вправе осуществлять добычу углеводородов в объеме, не превышающем объемы добычи при пробной эксплуатации такого месторождения. Между тем, представляется неясным, как данная норма может работать на практике.

Так, согласно п. 1 ст. 125 Кодекса о недрах, добыча должна осуществляться в соответствии с проектом разработки месторождения, проектом пробной

эксплуатации или анализом разработки. При этом на подготовительном периоде пробная эксплуатация проводиться уже не может (п. 13 ст. 124 Кодекса о недрах), а при наличии проекта разработки месторождения недропользователю будет целесообразно перейти на период добычи. В свою очередь, анализ разработки (согласно п. 2 ст. 142 Кодекса о недрах) является механизмом мониторинга исполнения недропользователем проекта разработки месторождения, что также не соотносится с подготовительным периодом. В этой связи, в процессе дальнейшей законотворческой деятельности п. 2 комментируемой статьи было бы целесообразно исключить.

4. Следует отдельно отметить, что п. п. 4–11 комментируемой статьи применимы только к контрактам на разведку и добычу, поскольку в "добычных" контрактах закрепление участка добычи и подготовительного периода происходит при их заключении.

В п. 5 комментируемой статьи закреплена норма, аналогичная случаю с продлением периода разведки - контракт на разведку и добычу углеводородов продолжает действовать в отношении участка недр, указанного в заявлении, на период его рассмотрения. Таким образом, подать такое заявление можно вплоть до последнего дня периода разведки. Здесь законодателю, как и в п. 7 ст. 117 Кодекса о недрах, было бы уместно добавить, что контракт продолжает действовать и на период подписания соответствующего дополнения к контракту.

К заявлению прилагается отчет по подсчету запасов, что также, как и в случае с приложением проектных документов, представляется неудобным. В этой связи, в процессе дальнейшей законотворческой работы представляемый отчет по подсчету запасов предлагается заменить копией положительного заключения государственной экспертизы недр.

5. И для контрактов на разведку и добычу, и для "добычных" контрактов п. 12 комментируемой статьи установлено общее правило — если по завершении подготовительного периода в контракте не закреплен период добычи, действие такого контракта прекращается. Таким образом, несмотря на совмещение разведки и добычи в одном контракте, значительно снизившее риски инвесторов (подробнее см. в комментарии к ст. 35 Кодекса о недрах), а в случае "добычных" контрактов – несмотря на их заключение по результатам аукциона или переговоров с национальной компанией, остаются риски прекращения действия контракта до непосредственного проведения добычи. В этой связи, для недропользователя крайне важным является своевременное проведение всех необходимых мероприятий и максимально быстрый переход на период добычи.

6. В силу п. 3 ст. 277 Кодекса о недрах, комментируемая статья не имеет обратной силы, то есть не применима к отношениям по контрактам на недропользование, заключенным до введения в действие Кодекса о недрах.

   Комментарий к статье  кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”  

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин