Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / messages.НПА / КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 150. СОВМЕСТНОЕ ОСВОЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА РАЗНЫХ УЧАСТКАХ НЕДР  КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 150. СОВМЕСТНОЕ ОСВОЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА РАЗНЫХ УЧАСТКАХ НЕДР  КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 150. СОВМЕСТНОЕ ОСВОЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА РАЗНЫХ УЧАСТКАХ НЕДР  КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"   

      1. Под совместным освоением понимается проведение несколькими недропользователями совместных операций по недропользованию по углеводородам на основе соглашения, в том числе использование общей инфраструктуры для разработки месторождений. 

      2. Допускается совместное освоение нескольких месторождений, если такое освоение улучшает технические и экономические показатели разработки одного или нескольких месторождений. 

      3. Недропользователи, осуществляющие операции по разведке и (или) добыче углеводородов на разных участках недр, по согласованию с компетентным органом в установленном настоящим Кодексом порядке вправе: 

      1) при наличии имеющихся мощностей, инфраструктурных объектов и (или) иных технических и технологических возможностей у одного из недропользователей заключить с таким недропользователем договор на использование таких мощностей, инфраструктурных объектов и (или) иных технических и технологических возможностей с внесением (при необходимости) соответствующих изменений в проектные документы; 

      2) совместно проектировать и (или) строить инфраструктурные объекты либо совместно использовать их на основании соответствующего договора. 

      4. В случае совместного освоения несколькими недропользователями нескольких месторождений на разных участках недр в проектных документах обосновываются необходимость и эффективность совместного освоения, а также схема его осуществления. 

      5. Для целей реализации подпункта 2) пункта 3 настоящей статьи недропользователи могут определить управляющую компанию, осуществляющую оперативное управление совместными инфраструктурными объектами. 

      6. При совместном освоении недропользователь (в том числе управляющая компания) вправе по соглашению между недропользователями проводить часть или все операции по недропользованию другого недропользователя на его участке недр, если это необходимо для совместного освоения. 

      7. С учетом положений пункта 3 настоящей статьи распределение объемов добытых углеводородов при совместном использовании инфраструктурных объектов производится по соглашению между недропользователями. 

      8. При необходимости в соглашении между недропользователями предусматривается совместное использование систем инженерного обеспечения (в том числе электроэнергии, оборудования и материалов). 

      __________________________________________________________________________________________ 

      (Турысбекова М.Б.) 

      1. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в 2004 г. в Закон о недрах 1996 г., у недропользователя возникло обязательство по сооружению и совместному использованию инфраструктурных и иных объектов (ст.63-3 Закона о недрах 1996 г.). Данное обязательство подлежало уточнению в самом контракте на недропользование и дополнительном договоре на инвестирование объектов. Обязательство в отношении совместного использования инфраструктурных и иных объектов в том виде, в котором оно было задумано законодателем, оставалось невостребованным до тех пор, пока в 2014 г. компетентный орган (Министерство энергетики РК) не предложил недропользователям месторождений Каламкас-море и Хазар, расположенных на разных участках недр в казахстанском секторе Каспийского моря, рассмотреть возможность совместного освоения указанных месторождений. Данный совместный проект остался нереализованным ввиду отказа недропользователей по внутренним причинам. Тем не менее, положения Кодекса о недрах заложили достаточно проработанную правовую основу для совместного освоения месторождений на разных участках недр.  

      Следует отметить, что возможность совместного освоения месторождений предусматривается только на период добычи – освоение является частью операций по разработке, а разработка месторождения означает добычу углеводородов, проводимую в период добычи (пп. 12 п. 5 Единых правил). Само совместное освоение может осуществляться в виде совместных операций по недропользованию или использования общей инфраструктуры, а также в виде совокупности первой и второй деятельности. 

      Согласно общему правилу Кодекса о недрах (см. п.3 ст.23) проектный документ разрабатывается для каждого участка недр отдельно. Следовательно, ожидается, что совместные операции по недропользованию должны проводиться на основании отдельных проектных документов, разрабатываемых для каждого участка недр. Вместе с этим уместно задать вопрос, насколько допустимо объединение проектных документов в один документ с целью достижения еще большей синергии, которую преследует идея данной статьи. Ответ на него вероятно может быть получен только в ходе практической реализации данной статьи с учетом всех нюансов конкретных месторождений. 

      Использование общей инфраструктуры может предполагать любые варианты совместной деятельности: проектирование, строительство и использование объектов совместно всеми участниками совместных операций, либо проектирование и строительство отдельными участниками и использование всеми участниками совместной деятельности, либо совместное использование уже существующих объектов всеми участниками. Возможны и другие варианты совместного использования объектов, которые являются предметом договоренностей участников совместной деятельности.  

      Правовым основанием для совместного освоения месторождений является соглашение. Здесь под соглашением следует понимать гражданско-правовой договор, заключенный между двумя и более недропользователями, условия которого определяются по усмотрению сторон, за исключением условий, прямо установленных законодательством. Данной статьей определены некоторые условия, которые могут быть внесены в текст соглашения по усмотрению его сторон. 

      2. В п. 2 данной статьи законодатель устанавливает условие, при котором возможно совместное освоение. Такое условие состоит из совокупности следующих обязательных требований: 

      1) совместное освоение должно улучшать как технические, так и экономические показатели разработки; 

      2) такие показатели должны улучшаться либо только для одного, либо для двух или нескольких месторождений. 

      Согласно положениям Кодекса о недрах, показатели разработки определяются в проектных документах (см. п. 2 ст. 23 Кодекса о недрах), основные из которых определены в п. 12 ст. 277 Кодекса о недрах (см. также комментарий к ст.277 Кодекса о недрах): 

      1) плотность сетки эксплуатационных скважин; 

      2) соотношение добывающих и нагнетательных скважин по каждому эксплуатационному объекту; 

      3) коэффициент компенсации по залежам; 

      4) отношение пластового и забойного давления к давлению насыщения или давлению конденсации; 

      5) отношение пластового давления к забойному давлению; 

      6) максимально допустимая величина газового фактора по скважинам; 

      7) объемы добычи углеводородов; 

      8) объемы обратной закачки рабочего агента для повышения пластового давления; 

      9) показатели ввода эксплуатационных скважин. 

      Следует отметить, что показатели проектных документов, перечисленные в п. 7 – п. 9 выше, перестают считаться таковыми после 1 января 2024 г. (см. ст. 143 Кодекса о недрах). Причины такого изменения после 2024 г. поясняются в комментарии к ст.277 Кодекса о недрах. 

      Все перечисленные в п. 12 ст. 277 Кодекса о недрах показатели по своей природе относятся к техническим и технологическим показателям. Виды экономических показателей разработки не определены ни в Кодексе о недрах, ни в Единых правилах, которые определяют содержание проектных документов. 

      В связи с этим, для понимания примерного перечня экономических показателей предлагается обратиться к другим источникам норм права – Правилам проведения экономической экспертизы проекта дополнения к контракту на недропользование, утвержденным приказом Министра финансов РК от 17 мая 2018 г. № 530, согласно которым экономическая экспертиза рассматривает такие аспекты проектных документов, как: 

      1) экономическая обоснованность предполагаемых объемов работ и соответствующих затрат; 

      2) экономическая целесообразность реализации проекта при планируемых доходах и затратах с учетом применяемых технологий и социальное значение реализации проекта; 

      3) финансовые показатели проекта (поток денежных средств, чистая текущая стоимость, внутренняя норма прибыли, срок окупаемости); 

      4) бюджетная эффективность проекта. 

      Таким образом, для инициирования совместного освоения перечисленные технические и экономические показатели разработки должны иметь позитивные изменения хотя бы для одного месторождения. Предполагается, что, по умолчанию, показатели по другому (-им) месторождению (-ям), как минимум, не должны ухудшаться. 

      3. В п. 3 комментируемой статьи в общем виде раскрываются пределы совместного освоения месторождений. Данный пункт предусматривает две предпосылки для инициирования совместного освоения. 

      Первой предпосылкой является наличие мощностей, инфраструктурных объектов и (или) иных технических и технологических возможностей у одного из недропользователей. Причем такие мощности и объекты должны функционировать, т.е. быть введенными в эксплуатацию. Иные технические или технологические возможности могут относиться как непосредственно к производственным объектам, так и к характеристикам участков недр, к примеру возможности утилизации добываемого сырого газа одного месторождения путем его закачки в пласт другого месторождения. Именно такой вариант совместных операций предусмотрен в п. 6 ст. 147 Кодекса о недрах.  

      Совместное освоение при этом варианте предусматривает заключение договора с недропользователем – обладателем мощностей, объектов и возможностей, и внесение в проектные документы соответствующих изменений. Если проектные документы изначально предусматривали совместное использование мощностей, объектов или возможностей, то изменения в них не потребуются. Договор между недропользователями по общим правилам гражданского законодательства РК является возмездным (см п.3 ст.384 Гражданского кодекса РК). Однако не исключается возможность заключения недропользователями безвозмездного договора, при котором одна сторона обязуется предоставить что-либо другой (другим) стороне (сторонам) без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Видами договора могут быть возмездное оказание услуг, подряд, аренда, в том числе аренда зданий и сооружений, а также хранение, если предполагается совместное использование объектов по хранению углеводородов. Помимо перечисленного, стороны могут выбрать такой вид соглашения как договор о совместной деятельности. 

      Законодатель не ограничивает сценарии использования мощностей, объектов и возможностей – недропользователи могут использовать только ресурсы одного из них, либо делать это взаимно. Хотя это прямо не оговаривается, предполагается, что ресурсы недропользователя, которые планируется использовать совместно, должны иметь свободные мощности, доступные для другого(-их) недропользователя(-ей), так как их отсутствие приведет к невозможности заключения соглашения о совместном освоении.  

      Здесь следует отметить правовую коллизию, которая, однако, не имеет большого значения. В первом предложении данного пункта указано, что рассматривать возможность совместного освоения могут недропользователи, осуществляющие операции по разведке углеводородов. Однако, в п. 1 и п. 2 данной статьи речь очевидно идет об освоении и разработке, которые являются по своему содержанию операциями по добыче. Это, в свою очередь, означает возможность инициировать совместное освоение только недропользователями, реализующими добычу.  

      Вероятно, такое изложение первого предложения п. 3 было осуществлено намеренно с тем, чтобы недропользователи, находящиеся на периоде разведки, имели возможность заблаговременно планировать деятельность по совместному освоению. Тем не менее, мы рассматриваем этот момент как упущение, так как любые совместные действия недропользователей согласно идее данной статьи должны быть деятельностью по разработке, то есть операциями по добыче углеводородов. 

      Вторым основанием для совместного освоения является совместное проектирование и (или) строительство инфраструктурных объектов либо совместное использование их на основании соответствующего договора. Данный вариант совместного освоения предполагает объединение усилий двух и более недропользователей на любом этапе – проектировании, строительстве или эксплуатации объектов. При этом если совместная деятельность будет заключаться в совместном использовании объектов, то она будет аналогична варианту из предыдущего подпункта – использование имеющихся ресурсов одного из недропользователей. 

      Условия совместной деятельности при этом сценарии также определяются в договоре. Это может быть как договор о совместной деятельности, так и другие виды сделок – возмездное оказание услуг, подряд, аренда, хранение. 

      Условием для инициирования и осуществления совместного освоения недропользователями при любом варианте или сценарии является согласование такой деятельности с компетентным органом. По умолчанию такое согласование должно быть письменным и предварительным, то есть полученным до начала каких-либо договоренностей и деятельности между недропользователями. Согласно данному пункту, согласование с компетентным органом должно происходить в установленном Кодексом о недрах порядке. Однако, ни в самой статье, ни в Кодексе о недрах в целом не дается пояснения порядка такого согласования. Исходя из Кодекса РК "Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан" от 29 июня 2020 г. (ст.41), функции государственного органа подразделяются на стратегические, регулятивные, реализационные и контрольные. Данный вид согласования наиболее подходит под реализационную функцию государственного органа, так как предусматривает выдачу разрешительного документа – согласование на совместное освоение. Здесь вновь видится определенный правовой пробел в порядке получения согласования от государственного органа. Ввиду отсутствия иного, такое согласование предположительно должно быть осуществлено в рамках административных процедур по обращению физических и юридических лиц. 

      Помимо этого, отдельным вопросом является установление конкретного государственного органа, выступающего компетентным для целей данной статьи. Согласно ст. 60 Кодекса о недрах таковым является центральный исполнительный орган, определяемый Правительством РК. Следовательно, определение компетентного органа для целей ст. 150 Кодекса о недрах следует осуществлять на основании положений о министерствах. Согласно анализу полномочий всех министерств, задействованных в рамках Кодекса о недрах, компетентным органом в сфере недропользования по углеводородам выступает Министерство энергетики РК (п. 1 Положения о Министерстве энергетики РК, утвержденного Постановлением Правительства РК от 19 сентября 2014 г. №994) (см. также комментарии к статьям 60 и 62 Кодекса о недрах). 

      Таким образом, для согласования совместного освоения недропользователям следует подавать обращение в Министерство энергетики РК. 

      4. В п. 4 комментируемой статьи развиваются положения п. 1 и п. 2 данной статьи. В частности, определяется императивное (обязательное) требование об обосновании необходимости и эффективности совместного освоения в проектных документах. Согласно п. 1 ст. 134 Кодекса о недрах, проектные документы бывают базовыми и техническими. Технические проектные документы разрабатываются на основе базовых, следовательно, не могут менять или дополнять их содержание. Поскольку иное не установлено ни в Кодексе о недрах, ни в Единых правилах, указанное обоснование потенциально может быть изложено в техническом проектном документе, при условии, что базовый документ содержит концептуальное решение о совместном освоении. 

      Непосредственно сама необходимость и эффективность совместного освоения предположительно раскрывается в виде аргументации с соответствующей доказательной базой. К примеру, необходимость совместного освоения может быть обоснована невозможностью или непривлекательностью самостоятельной разработки отдельного месторождения. В случае с морскими месторождениями Каламкас-море и Хазар выбор совместного освоения был обоснован необходимостью и одновременно эффективностью ввиду комплекса факторов, присущих обоим месторождениям. 

      Относительно схемы осуществления совместного освоения, ввиду отсутствия иных норм, можно предположить, что это та часть проектного документа, которая содержит схематичную иллюстрацию реализации совместной деятельности недропользователей. Вероятно, это точки раздела самостоятельных и совместных действий и процессов или собственных и совместных объектов. 

      5. В п. 5 комментируемой статьи раскрываются отдельные детали при варианте совместного освоения, когда недропользователи совместно проектируют, строят и эксплуатируют новые инфраструктурные объекты. Кодекс о недрах определяет, что при таком сценарии недропользователи вправе назначить отдельное лицо, которое будет выступать управляющей компанией, осуществляющей оперативное управление совместными объектами. Исходя из толкования данного пункта, предполагается, что управляющая компания не является собственником объектов, а вероятно выступает по поручению собственника (собственников) объектов и действует от его (их) имени или от своего имени, в зависимости от условий назначения управляющей компании. 

      Здесь следует отличать управляющую компанию от оператора по контракту на недропользование. О таком разграничении указано в п. 4 ст. 49 Кодекса о недрах. 

      Данный пункт выглядит незавершенным в части правового статуса управляющей компании. Если законодатель намеревался наделить это лицо полномочиями, подобными полномочиям оператора, то возникший пробел не может быть разрешен в соглашении о совместном освоении, т.к. этому препятствует вышеупомянутый п. 4 ст. 49 Кодекса о недрах. Вместе с тем, согласно рассматриваемому пункту ст. 150 Кодекса о недрах, управляющая компания должна обладать полномочиями выполнять часть или все операции по недропользованию. Это означает наличие у нее полномочия выступать от имени и в интересах нескольких недропользователей по их контрактам на недропользование, вести соответствующую документацию и отчетность, получать все требуемые государственные одобрения, разрешительные документы и т.д. 

      6. В п. 6 комментируемой статьи дана еще одна особенность совместного освоения, которая может быть реализована по выбору недропользователей – ведение части или всех операций по недропользованию одним из недропользователей или управляющей компанией. 

      Здесь усматривается коллизия между данным пунктом и положениями ст. 49 Кодекса о недрах. В частности, данный пункт не предполагает передачу права недропользования одному из недропользователей для того, чтобы он вел операции по недропользованию на другом участке недр, и не предусматривает назначение оператора для другого недропользователя. Следовательно, исходя из положений ст. 166 ГК РК, речь идет о коммерческом представительстве, когда одно лицо (недропользователь или управляющая компания) представляет другое лицо (другого недропользователя). Однако, согласно п. 1 ст. 49 Кодекса о недрах это полномочие может быть предоставлено только оператору. Причем оператором не может выступать сам недропользователь. В связи с этим требуется дальнейшая доработка положений ст. 49 и данного пункта ст. 150 Кодекса о недрах для более ясного разграничения деятельности оператора от деятельности коммерческого представителя и управляющей компании при совместном освоении. 

      7. В п. 7 комментируемой статьи затрагивается такая особенность совместного освоения, как распределение между недропользователями объемов углеводородов, добытых на разных участках недр. 

      Данное положение дает недропользователям право самостоятельно решать вопросы об определении объемов добытых углеводородов, причитающихся недропользователям с разных участков недр. Исходя из их договоренностей соответствующие объемы вносятся в качестве показателей в базовые проектные документы. 

      Данная норма может быть востребована в таких случаях, когда, например, объемы добываемых углеводородов смешиваются в один поток и транспортируются посредством совместно используемых инфраструктурных объектов с мест их добычи до мест подготовки и перевалки на магистральные трубопроводы. Именно на такой подход было ориентировано совместное освоение морских месторождений Каламкас-море и Хазар, где добытые углеводороды с разных участков недр должны были доставляться на сушу в виде одного общего потока посредством единых трубопроводов. 

      Следует отметить, что законодатель предоставляет данное право только при сценариях, когда недропользователи совместно используют инфраструктурные объекты. При использовании мощностей технологических объектов такая возможность отсутствует. Вероятно, это связано с особенностями эксплуатации инфраструктурных объектов. 

      8. В п. 8 комментируемой статьи раскрывается еще один аспект совместной разработки месторождений – совместное использование систем инженерного обеспечения. Необходимо отметить, что данный пункт имеет некоторые неясности. 

      К примеру, определение системы инженерного обеспечения в Кодексе о недрах не дано, его поиск в законодательстве также не дает успешных результатов. Исходя из толкования на основании толковых словарей, это системы отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения. 

      Также не ясно, к какому из словосочетаний относятся слова, приведенные в скобках – к фразе "совместное использование" или "систем инженерного обеспечения". Более логичным является отнесение указанных слов к фразе "совместное использование". В таком случае законодатель определяет три дополнительные сферы взаимодействия для недропользователей – совместное использование инженерных систем, электроэнергии, оборудования и материалов. 

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин