КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 16. ПРОСТРАНСТВО НЕДР КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"
Пространством недр является трехмерное пространственное свойство недр, которое с учетом геотехнических, геологических, экономических и экологических факторов может быть использовано в качестве среды для размещения объектов производственной, научной или иной деятельности.
________________________________________________________________________________________
(Телемтаев М.Б., Ильясова К.М., Ибрагимов М.А.)
1. Комментируемая статья включает положения, которые являются новеллами казахстанского законодательства о недрах и недропользовании, и содержит в себе краткую формулировку понятия, которое в ранее действовавшем законодательстве Республики Казахстан не применялось. Вместе с тем следует отметить, что недра практически всегда достаточно широко использовались для строительства и эксплуатации подземных сооружений, которые не были непосредственно связаны с разведкой или добычей полезных ископаемых. Такое использование имело место, к примеру, в целях подземного хранения нефти, газа, других материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и т.п. Поэтому нормы, которые
регулировали отношения, не связанные разведочными или добычными работами, но предполагавшие использование подземного пространства в иных целях хозяйственной деятельности, издавна составляли институт законодательства о недропользовании (ст.ст.9, 30 Кодекса о недрах и переработке минерального сырья 1992 г., пп.2), 11), 21) ст.1, ст.ст.10, 19 Закона о недрах 1996 г., пп.6), 18), 38) ст.1, ст.ст.28, 44 Закона о недрах 2010 г.).
Анализ предшествующих законодательных актов показывает, что отношения по использованию недр для целей, непосредственно не связанных с операциями по разведке и добыче полезных ископаемых, были впервые упомянуты в Кодексе о недрах Казахской ССР 1976 г. Регулируя данную сферу недропользования, указанный закон определял и относительно подробно регламентировал эти отношения в качестве самостоятельного вида, однако не содержал подробного закрепления статуса, прав и обязанностей владельцев соответствующих подземных сооружений, не определял процесс захоронения в этих сооружениях вредных веществ и отходов производства, сброса в них сточных вод и т.д.
Последовавший за этим Кодекс о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. в значительной мере устранил имевшиеся пробелы. Так, этим законодательным актом был установлен порядок предоставления недр в пользование для захоронения вредных веществ и отходов производства, весьма подробно определялся процесс проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию подземных сооружений для иных целей, вводились правила о выборе участка недр и т.д.
Достаточно подробному регулированию данный круг вопросов позднее был подвергнут в Законе о недрах 1996 г., который в первоначальных редакциях, в частности, закреплял положение о том, что к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей полезных ископаемых, относятся работы (операции) по строительству и эксплуатации подземных сооружений общего хозяйственного назначения, а также используемых для захоронения радиоактивных отходов, вредных веществ и сточных вод. При этом устанавливалось, что данный вид недропользования осуществляется на основе контракта и к нему применяются правила, связанные с добычей полезных ископаемых, если иное не предусмотрено законодательством.
Во многом схожие положения относительно строительства и использования подземных объектов и сооружений, не связанных с разведкой и добычей полезных ископаемых, нашли свое закрепление и в Законе о недрах 2010 г.
азличия в законодательстве о недрах и недропользовании, действовавшего в разные периоды, в определении указанного понятия заключались в определении перечня подземных сооружений, строительство которых относилось к операции по недропользованию.
Вместе с тем, необходимо отметить, что, наряду с использованием недр для строительства подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей, ранее действовавшее законодательство предусматривало также положения, согласно которым такая функция недр как пространственно-операционный базис использовалась также и для строительства подземных сооружений, связанных с осуществлением операций по недропользованию.
Недропользователь, заключивший контракт на разведку и (или) добычу полезных ископаемых, мог строить различные подземные сооружения производственного назначения (скважины, подземные трубопроводы, хранилища, резервуары и т.д.). Так, определение понятия "недра" в Кодексе о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. указывало на то, что свойства недр не сводятся к природной кладовой и могут использоваться для размещения подземных сооружений. В ст.3 Кодекса о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. недра определялись как часть природной среды, которая может быть использована для удовлетворения народнохозяйственных и иных нужд путем извлечения (отделения) ее составных частей или для размещения подземных сооружений, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод. При этом из данного определения не следует, что речь идет только о размещении подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей полезных ископаемых.
В законодательных актах о недрах и недропользовании, которые были приняты позже, также были предусмотрены нормы о строительстве подземных сооружений, связанных с разведкой и добычей (пп.21), 24) ст.1 Закона о нефти 1995 г., п.1-3 ст.13 Закона о недрах 1996 г., пп.5-2), 76) ст.1 Закона о недрах 2010 г.).
Так, например, согласно пп.24) ст.1 Закона о нефти 1995 г. понятие "добыча" охватывало строительство и эксплуатацию подземного и наземного промышленного оборудования и сооружений, в том числе трубопровода подрядчика для транспортировки нефти от места добычи до места перевалки в магистральный трубопровод и (или) на другой вид транспорта. В пп.5-2) ст.1 Закона о недрах 2010 г. предусматривалось самостоятельное определение понятия "строительство и (или) эксплуатация подземных сооружений, связанных с разведкой и (или) добычей", под которым понимались работы по
строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, предназначенных для захоронения и складирования производственных отходов согласно утвержденному проектному документу на разведку и (или) добычу, образующихся в результате работ по разведке и (или) добыче. Определение же понятия "нефтяные операции" в пп.76) указанной статьи включало в себя не только работы по разведке, добыче нефти, но и по строительству и (или) эксплуатации необходимых технологических и сопутствующих объектов.
Такой подход законодательства о недрах и недропользовании, который предусматривает положения об использовании недр не только для разведки или добычи полезных ископаемых, но и для строительства и эксплуатации подземных сооружений, основан на так называемом "геометрическом" подходе в определении понятия "недра" в казахстанском законодательстве, которое достаточно противоречиво регулирует отношения по использованию пространства недр. Хотя ранее действовавшее законодательство предусматривало такой вид пользования недрами (участками недр) как строительство подземных сооружений, однако, ни Кодекс о недрах Казахской ССР 1976 г., ни Кодекс о недрах и переработке минерального сырья 1992 г., ни Закон о недрах 1996 г., ни Закон о недрах 2010 г. никак не определяли и не использовали такой термин, как "пространство недр", оперируя исключительно такими понятиями как "подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых", "подземные сооружения для иных целей", "строительство и (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей" и т.п. Лишь однажды Кодекс о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. упоминал о "пространстве недр", под которым по смыслу соответствующего положения имелись в виду, прежде всего, горные выработки и пустоты, образовавшиеся в результате добычи полезных ископаемых.
Таким образом, предыдущее законодательство не оперировало понятием пространства недр как ресурсом недр, как это имеет место в Кодексе о недрах, а называло непосредственные объекты и сооружения, использование и/или строительство которых было или не было связано с недропользованием в форме разведки или добычи полезных ископаемых, но, в то же время, предполагало проведение определенной хозяйственной деятельности в пространственных рамках (пределах) недр.
2. Пространство недр в п.2 ст.10 Кодекса о недрах признается самостоятельным ресурсом для целей пользования недрами, наряду с полезными ископаемыми и техногенными минеральными образованиями. Признание
пространства недр отдельным видом ресурсов недр требует отграничения его от иных видов ресурсов, что может быть достигнуто определением такого понятия, указанием его признаков, целей, форм и способов использования указанного ресурса.
Исходя из изложенного, регулятивной целью комментируемой статьи является определение понятия и общая характеристика пространства недр, которая подразумевает его использование в качестве среды для пребывания людей, размещения объектов производственной, научной и иной деятельности, включая использование в качестве среды для протекания имеющих практическое применение процессов.
В целях более детального представления о содержании термина "пространство недр", следует обратиться к вопросу о ранее существовавшем понимании того, что именно входит в недра и их ресурсы, а также кратко определить соотношение понятий "недра" и "пространство недр", как "пространственное свойство недр". С одной стороны, считалось, что недрами являются только содержащиеся в них полезные ископаемые, тогда как иной подход предполагал, что всякое проникновение в глубь недр для строительства и размещения под поверхностью земли тех или иных объектов, следует также считать использованием недр.
Не подлежит сомнению, что основной экономический интерес недра вызывают, прежде всего, как источник добычи содержащихся в них полезных ископаемых. Именно наличие последних в первую очередь привлекает к себе главное внимание человека и определяет его основную хозяйственную деятельность по отношению к недрам. Вместе с тем нельзя не согласиться и с тем, что право государственной собственности распространяется не только на собственно полезные ископаемые, как некие полезные вещества, находящиеся в недрах, но и на все недра в целом, которые расположены ниже земной поверхности и представляют собой вполне определенную часть природной среды. В этом смысле любая часть, составляющая недра, включая пустую породу, тепловую энергию, пустоты и т.д., является материальным объектом права государственной собственности на недра. Только такое понимание дает основание для того, чтобы определять право собственности государства на недра полным и исключительным.
В связи с этим, неслучайно в рамках дискуссии о границах (пределах) недр справедливо утверждалось, что недра - "в принципе понятие объемное" и его следует распространять не только на полезные ископаемые и иные названные материальные объекты, но и на пространство, расположенное ниже почвенного
слоя, а при его отсутствии на пространство ниже земной поверхности, дна водоемов и водотоков, что и нашло отражение в ст.10 Кодекса о недрах. При этом, понятие "недра", определенное в Кодексе о недрах, почти полностью повторяет определение, данное в ранее действовавшем Законе о недрах 2010 г., где недрами, как это имеет место и сейчас в Кодексе о недрах, признавалась часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности, дна водоемов и водотоков. Однако, в отличие от Кодекса о недрах, ранее действовавшее законодательство не давало точного определения "ресурсам недр". Впервые о видах ресурсов и что именно к ним относится сказано в Кодексе о недрах. Таким образом, комментируемая статья содержит определение того, что является одним из указываемых в Кодексе о недрах видов ресурсов недр, а именно пространство недр, а также определяет основные цели использования этого ресурса.
Наиболее представимыми объектами пространства могут выступать, прежде всего, естественно возникшие или искусственно созданные полости недр, а также иные участки недр, пригодные для вышеупомянутых целей, в пределах которых отсутствуют месторождения полезных ископаемых и техногенные минеральные образования. При этом, следует отметить, что ранее действовавший Закон о недрах 2010 г. также регулировал отношения в связи с использованием недр в виде расположенных в них естественных или искусственных полостей или сооружений. Так, под его регулирование подпадало осуществление строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей, как один их видов права недропользования. В частности, ст.44 Закона о недрах 2010 г. указывала, что условия и порядок осуществления данного вида недропользования определяются контрактом, к которому применялись соответствующие нормы Закона о недрах 2010 г., относящиеся к добыче. Более того, данная норма была правовой основой для соответствующего Приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 94 "Об утверждении Правил предоставления права недропользования на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей, а также особенностей осуществления строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей", который ныне утратил силу в связи с введением в действие Кодекса о недрах. Заключенные в соответствии с указанными Правилами контракты давали право на строительство и (или) эксплуатацию:
1) подземных или заглубленных ниже почвенного слоя сооружений для хранения нефти и газа, за исключением автозаправочных станций;
2) тоннелей, метрополитенов, подземных путепроводов и инженерных сооружений с глубиной залегания свыше трех метров;
3) сооружений, предназначенных для закачки подземных вод в недра для искусственного восполнения запасов;
4) заглубленных ниже почвенного слоя хвостохранилищ, шламохранилищ для захоронения и складирования твердых, жидких и радиоактивных отходов, вредных ядовитых веществ и сброса сточных и промышленных вод в недра.
Таким образом, строительство и эксплуатация перечисленных объектов являлись конкретными видами использования пространства недр, подпадавшими под действие Закона о недрах 2010 г., хотя при этом данный законодательный акт и принятые на его основе подзаконные акты не содержали в себе даже упоминания о "пространстве недр". Кроме того, указанный Закон, так же, как и Закон о недрах 1996 г., и Закон о нефти 1995 г., предусматривали нормы о строительстве подземных сооружений, связанных с разведкой и добычей.
В отличие от этого Кодекс о недрах оперирует понятием "пространство недр", которое охватывает не только некие полости (пустоты), находящиеся или специально создаваемые под землей, но и весь тот объем, который занимают недра в целом как часть природной среды. Таким образом, ресурсом недр, который является объектом использования, является именно пространственное свойство (объем) недр, за исключением пространства, занятого месторождениями, в отношении которых выявлены или имеются перспективные запасы полезных ископаемых (за исключением общераспространенных), либо в пределах которого имеются участки хозяйственно-питьевых вод, а также объемов недр, входящих в участки, на которых проведение операций по недропользованию Кодексом о недрах запрещается.
В этой связи будет вполне уместным провести следующую аналогию: как газовая смесь, именуемая "воздухом", заключена в объеме, именуемом "воздушное пространство", так и "недра", расположенные в определенном пространстве в виде "части земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности, дна водоемов и водотоков", заполняют соответствующий объем под почвенным слоем, который является "пространством недр" и представляет собой "трехмерное пространственное свойство недр".
3. В комментируемой статье дается определение понятия "пространство недр", которое в ст.10 Кодекса о недрах отнесено к ресурсам недр. Предусмотрено, что пространством недр является трехмерное пространственное свойство недр, которое с учетом геотехнических, геологических, экономических и экологических факторов может быть использовано в качестве среды для размещения объектов производственной, научной или иной деятельности.
Из изложенного определения следует, что данное понятие относится к свойствам недр. При этом данное свойство характеризуется как трехмерное пространственное свойство недр. Указанное свойство недр предполагает характеристику данного пространства такими измерениями как длина, ширина и высота.
Из комментируемой статьи следует, что трехмерное пространственное свойство недр позволяет использовать пространство недр в качестве среды для размещения объектов производственной, научной или иной деятельности с учетом геотехнических, геологических, экономических и экологических факторов.
Кодекс о недрах определяет режим пользования недрами, особенности возникновения, осуществления и прекращения прав на участки недр, правового положения недропользователей и проведения ими соответствующих операций, а также вопросы пользования недрами и распоряжения правом недропользования и другие отношения, связанные с использованием ресурсов недр.
Вместе с тем, необходимо отметить, что Кодексом о недрах регулируются два вида пользования недрами (участком недр): 1) в режиме права недропользования; 2) в режиме добычи ОПИ для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. При этом право недропользования представляет собой возможность пользоваться недрами в предпринимательских целях, в то время как добыча ОПИ для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляется собственниками земельных участков и землепользователями в границах принадлежащих им земельных участков. Между тем, цели использования трехмерного пространственного свойств недр в комментируемой статье не ограничиваются предпринимательскими целями. В этой связи следует полагать, что определение понятия "пространство недр" в комментируемой статье распространяется и на иные отношения по использованию указанных свойств недр, не связанных с операциями по недропользованию.
4. Сфера применения комментируемой нормы определяется тем, что пространство недр является одним из ресурсов недр, который может быть
использован при осуществлении не только такого специального вида операций по недропользованию как использование пространства недр, но и других видов операций по недропользованию, в которых пространственные рамки участка недр определяют границы таких операций.
При этом положения комментируемой статьи являются общими положениями, характеризующими пространственное свойство недр. Поскольку понятие "пространство недр" определяется как трехмерное пространственное свойство недр, то сфера применения данного положения, на первый взгляд, ограничивается таким объектом как недра, которые, как известно, являются объектом только права государственной собственности. Вместе с тем, в комментируемой статье содержатся положения о такой цели использования трехмерного пространственного свойства недр как среда для размещения объектов производственной, научной или иной деятельности. Данные виды использования указанного свойства недр осуществляются не столько субъектом права собственности на недра, сколько юридическими и физическими лицами, в частности, недропользователями и иными субъектами, которые используют пространственные свойства недр.
На основании изложенного, полагаем, что сфера применения комментируемой статьи не ограничивается отношениями собственности. Положения статьи относятся и к иным правам, в рамках которых используется пространственное свойство части недр. В частности, речь идет об использовании пространственного свойства недр (части недр) недропользователями и иными субъектами в рамках принадлежащих им прав недропользования или иных прав пользования пространством, расположенным ниже почвенного слоя. Так, следует учитывать, что указанное свойство недр (части недр) может быть использовано в качестве среды для размещения не только объектов производственной, но и научной или иной деятельности. Субъектами такого пользования могут быть не только недропользователи. Однако, к другим субъектам не подлежат применению положения Кодекса о недрах, которые относятся к операциям по недропользованию. При использовании пространственных свойств недр (части) недр при осуществлении видов деятельности, которые не относятся к операциям по недропользованию, соответствующие отношения относятся к сфере регулирования иного законодательства (ГК РК, ПК РК, законодательство об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, о магистральных трубопроводах, о разрешениях и уведомлениях и др.).
Отнесение к сфере регулирования комментируемой статьи отношений по осуществлению различных видов операций по недропользованию обусловлено тем, что использование трехмерного пространственного свойства недр, а вернее, части недр, неразрывно связано с такими операциями.
Необходимо отметить, что в Кодексе о недрах использование пространства недр определяется как один из видов операций по недропользованию. Наряду с этим, Кодексом о недрах регулируются порядок и особенности использования пространственных границ участков недр при осуществлении других операций по недропользованию.
Пространственные границы участка недр при этом образуются замкнутыми контурами (границами) на земной поверхности (территория участка недр), и глубиной, формирующей верхние и нижние пространственные границы. Так, внешние границы территории участка недр для проведения операций по добыче полезных ископаемых (участок добычи), по старательству (участок старательства) и использованию пространства недр (участок использования пространства недр) должны образовывать прямоугольник. При этом, если природные особенности или границы иного участка недр не позволяют определить территорию соответствующего участка в форме прямоугольника, территория такого участка недр может иметь форму четырехугольника, две противоположные стороны которого должны быть параллельны друг другу.
Изложенные правила основаны на концепции ст. 16 Кодекса о недрах о трехмерном пространственном свойстве недр. Соответственно, положения комментируемой статьи являются базовыми и определяют правовой режим использования пространственного свойства недр (части недр) при осуществлении операций по недропользованию.
Так, например, весьма подробно регулируется Кодексом о недрах вопрос о территориях, предоставляемых для операций по использованию пространства недр. Сведения об участках недр, предоставленных в том числе для использования пространства недр, содержатся в Едином кадастре государственного фонда недр, где информация об объектах пространства недр включает в себя данные о координатах расположения и характеристиках полости недр, о возможности размещения в них производственных, хозяйственных и иных объектов и веществ, осуществления в них технологических и иных процессов.
Для использования пространства недр уполномоченным органом по изучению недр в соответствии с порядком, определяемым Кодексом о недрах, выдается лицензия на проведение одного из следующих подвидов операций:
1) размещение и эксплуатация подземных хранилищ нефти и газа, газо- и нефтепродуктов на глубине ниже пяти метров от земной поверхности;
2) размещение и (или) эксплуатация подземных мест (сооружений) для хранения или захоронения твердых, жидких и радиоактивных отходов, вредных ядовитых веществ, сброса (закачки) сточных, промышленных и технических вод в недра;
3) закачка воды в недра для искусственного восполнения запасов подземных вод, в том числе строительство и (или) эксплуатация предназначенных для этих целей подземных сооружений;
4) размещение и (или) эксплуатация объектов размещения техногенных минеральных образований горнодобывающего и (или) горно-обогатительного производств.
Следует отметить также, что теперь в соответствии с Кодексом о недрах владелец одной или нескольких лицензий на разведку твердых полезных ископаемых, участки недр которых имеют общие границы (смежные участки), обладает исключительным правом, помимо прочего, на получение лицензии на использование пространства недр в случаях отсутствия месторождения полезных ископаемых или малозначительности его ресурсов, подтвержденных отчетом о результатах геологоразведочных работ путем обращения также в уполномоченный орган по изучению недр с заявлением о выдаче такой лицензии. Кодекс содержит также ряд других норм, основывающихся на положениях комментируемой статьи, которые регулируют иные вопросы использования пространства недр.
5. Сопоставление предусматриваемых Кодексом о недрах подвидов операций по использованию пространства недр дает основание заключить, что Кодекс о недрах почти полностью повторяет Закон о недрах 2010 г., а также принятые на его основе и упомянутые выше "Правила предоставления права недропользования на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей, а также особенностей осуществления строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой или добычей". Разница состоит лишь в том, что в Кодексе о недрах из предшествующего перечня операций исключено строительство и (или) эксплуатация тоннелей, метрополитенов, подземных путепроводов и инженерных сооружений с глубиной залегания свыше трех метров, вместо которого в перечень включено "размещение и (или) эксплуатация объектов размещения техногенных минеральных образований горнодобывающего и (или) горно-обогатительного производств".
Несложно заметить, что в обоих случаях законодатель, имея в виду конкретные действия по использованию пространства недр, перечисляет операции, связанные с использованием неких полостей (объемов, пустот), располагающихся ниже почвенного слоя, которые могут иметь естественное или искусственное происхождение и использоваться в целях, непосредственно не связанных с разведкой или добычей полезных ископаемых. При этом операции эти и в том, и в другом случае, практически идентичны, если не считать отдельного непринципиального различия между ними.
В этой связи вполне закономерен вопрос, насколько обоснованным является выделение Кодексом о недрах пространства недр как нового отдельного понятия и ресурса недр, если в предыдущий период законодательство и практика его применения вполне обходились без того, чтобы рассматривать эти операции безотносительно к такому понятию как "пространство недр". Каким образом введение в законодательный обиход этого нового понятия, обозначающего отдельный и особый ресурс недр, служит теоретическим и правовым обоснованием тех конкретных видов операций, которые давно существовали и практически осуществлялись до введения Кодекса о недрах и продолжают реализовываться в почти неизмененном виде уже на основании Кодекса о недрах?
Более того, следует иметь в виду, что объектами использования для целей недропользования являются такие объекты как участки недр, в том числе для размещения подземных сооружений. При таком использовании значение имеет трехмерное пространственное свойство участка недр, а не недр в целом.
С учетом изложенного, следует полагать, что именно в ответах на эти вопросы, в первую очередь, состоят перспективы дальнейшего теоретического обоснования и совершенствования комментируемой статьи.
Другим направлением такого совершенствования может стать уточнение границ возможного применения рассматриваемой нормы. В комментируемой редакции она предполагает возможность использования пространства недр как ресурса в качестве среды для размещения объектов производственной, научной или иной деятельности. Между тем Кодекс о недрах в Главе 33 содержит положения, регулирующие только производственную деятельность, тогда как иные виды деятельности остаются пока вне рамок регулирования Кодексом. Таким образом, очевидно, что границы регулирования, устанавливаемые комментируемой статьей, являются потенциально более широкими, чем те, которые конкретно определяются отдельными нормами Особенной части Кодекса о недрах. Однако, вполне представимо, к примеру, что в дальнейшем
Кодекс о недрах может быть расширен и дополнен нормами, регулирующими порядок операций по использованию геотермальных ресурсов недр, лечебных грязей и минеральных вод и т.д., что также станет видами по использованию пространства недр, но лишь с того момента, когда на данные операции будет распространено действие Кодекса о недрах. Именно поэтому комментируемая статья, как представляется, должна быть дополнена конкретизирующим указанием на то, что закрепляемые ею направления использования пространства недр в виде производственной, научной или иной деятельности должны осуществляться "в порядке и на условиях, определяемых Кодексом".
Другим альтернативным направлением совершенствования положений ст. 16 Кодекса о недрах с учетом того, что цели использования пространства недр не ограничиваются сферой недропользования, может заключаться в том, что в статье могут быть предусмотрены отсылочные нормы к иному законодательству, в соответствии с которым может использоваться трехмерное пространственное свойство недр для целей, не связанных с недропользованием.
О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда
ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY"
Нур-Султан 2022
Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022
Уважаемые читатели!
Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании".
Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений.
Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны.
Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли.
В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров.
Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом.
Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в
понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса.
Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев.
С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин