Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / messages.НПА / КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 24. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ РАЗНЫМИ ЛИЦАМИ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ" ф

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 24. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ РАЗНЫМИ ЛИЦАМИ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ" ф

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 24. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ РАЗНЫМИ ЛИЦАМИ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ" 

1. Разные недропользователи могут проводить операции по недропользованию на одной и той же территории (совмещенная территория), если иное не предусмотрено положениями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Порядок проведения недропользователями операций на совмещенной территории определяется соглашением между ними. Соглашение определяет условия и порядок проведения всех или отдельных видов работ на совмещенной территории.

Соглашение заключается в простой письменной форме и представляется недропользователем в государственный орган, предоставивший право недропользования, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его заключения.

Соглашение может предусматривать обоснованную и соразмерную компенсацию за издержки, понесенные одним из недропользователей.

3. При недостижении недропользователями соглашения о порядке проведения операций на совмещенной территории устанавливается приоритет одного недропользователя перед другим в ведении работ на совмещенной территории. В этом случае недропользователем, имеющим приоритет в ведении работ на совмещенной территории, является недропользователь:

1) проводящий операции по добыче полезных ископаемых;

2) обладающий правом недропользования, предоставленным ранее, если оба недропользователя проводят операции по добыче полезных ископаемых;

3) обладающий правом недропользования, предоставленным ранее, если оба недропользователя проводят операции по разведке полезных ископаемых;

4) проводящий операции по использованию пространства недр, если другой недропользователь проводит операции по разведке полезных ископаемых.

4. Недропользователь, не имеющий приоритета в ведении работ на совмещенной территории, обязан учитывать время, продолжительность, место, объем и характер работ, проводимых или планируемых недропользователем, имеющим такой приоритет, и не создавать препятствий для их проведения. Недропользователь обязан пользоваться своим приоритетом добросовестно и разумно, не преследуя целей получения необоснованных выгод.

5. Недропользователь, имеющий приоритет в ведении работ на совмещенно

льзователю, не имеющему приоритета, информацию о продолжительности, месте, объеме и характере своих работ, проводимых и планируемых к проведению на общем участке недр, в месячный срок со дня получения письменного запроса последнего. Такая информация может составлять коммерческую тайну.

Время, продолжительность, объем, место и характер работ, информация о которых предоставлена недропользователю, не имеющему приоритета в ведении работ на совмещенной территории, могут быть изменены недропользователем, имеющим такой приоритет, не чаще одного раза в течение трех месяцев. В этом случае недропользователь, имеющий приоритет, обязан письменно уведомить другого недропользователя об изменении времени, продолжительности, объема, места и характера планируемых работ не позднее чем за один месяц до таких изменений. Недропользователь, не имеющий приоритета в ведении работ на совмещенной территории, вправе завершить работы, начатые до получения такого уведомления.

__________________________________________________________________________________________

(Одилов Т.А.)

1. Комментируемая статья предусмотрена в реализацию принципа рационального управления государственным фондом недр, предполагая возможность проведения на одной площади определенных видов операций по недропользованию: разведки, добычи и использования пространства недр. Данная ситуация возможна при совмещении территорий предоставленных в пользование участков недр (см. значение "территория участка недр" в комментарии к ст. 19). Совмещение – то же что и территориальное совпадение площадей участков недр на земной поверхности. На практике под "совмещением" также понимается "наложение" территорий. Совмещение территорий предполагает совмещение участков недр и в трехмерном пространстве, но не обязательно (см. п. 2 ниже).

Возможность совмещения территорий участков недр обеспечивает эффективное вовлечение необходимых и интересуемых площадей в изучение и освоение с учетом геологических рисков и природных особенностей. Это стало возможным и объясняется концепцией наличия у недропользователя лишь правомочия пользования участком недр, ограниченного проведением конкретных видов операций по недропользованию, в том числе по группам полезных ископаемых, на исключительной основе. Данная концепция, как

известно, вытекает из понятия и содержания права недропользования (см. комментарии к ст. 17).

Узкоограниченное содержание права недропользования исключает необходимость в наличии института сервитута относительно пользования участками недр при совмещении их территорий, поскольку в этом случае главенствует вопрос доступа к земной поверхности, без которого, разумеется, практически невозможно осуществлять операции по недропользованию.

Отсутствие практической необходимости в институте сервитута между недропользователями в этом случае, однако, не отменяет необходимость в урегулировании проблемы ограниченного пользования недрами между лицами, не являющимися недропользователями, и пользователями участков недр – недропользователями. Данная проблема может возникнуть при реализации инфраструктурных проектов (прокладка тоннелей, коммуникаций, трубопроводов в недрах) и должна, несомненно, найти свое решение при дальнейшем совершенствовании Кодекса о недрах. При этом необходимо принять во внимание наличие института земельного сервитута, который может применяться в том числе в отношении оформленного недропользователем земельного участка, призванного обеспечить реализацию права на проведение операций по добыче полезных ископаемых или использованию пространства недр, между таким недропользователем и другим лицом.

Предмет регулирования комментируемой статьи не является совершенно новым для казахстанского законодательства о недрах и недропользовании, поскольку ранее проведение операций по недропользованию на "одной контрактной территории" между двумя и более недропользователями в некоторой степени подлежало регулированию в п. 2 ст. 70 Закона о недрах 2010 г.

Новый подход, предложенный законодателем в комментируемой статье, адаптирован под введенный заявительный (в том числе на прямые переговоры) и инициативный аукционный принципы предоставления прав недропользования, не позволяющими предопределить время предоставления участка недр и его территорию, предполагая в этой связи иерархию приоритета в правах между недропользователями, проводящими разные операции по недропользованию на одной территории.

2. До принятия Кодекса о недрах совмещение территорий участков недр не было частым явлением на практике. В большинстве случаев совмещение происходило между участками недр, предоставленными МИО для проведения операций по разведке или добыче ОПИ, и участками недр, предоставленными компетентным органом (т.е. на центральном уровне) для проведения операций по разведке и/или добыче УВС или ТПИ.

Образно совмещение территорий участков недр представлено на следующем рисунке. 

Совмещение территорий участка недр допускается во всех случаях, если иное не предусмотрено Особенной частью.

Недопустимость совмещения территорий участков недр в Особенной части предусмотрена нормами о формировании территории участка разведки ТПИ, территории участка добычи ТПИ/ОПИ и территории использования пространства недр при выдаче соответствующих видов лицензий: пп. 3), 4) 5) и 7) п. 2 и ч. 3 п.3 ст. 186, пп. 3 п. 2 ст. 203, пп. 2 п. ст. 250. Таким образом, совмещение территорий участков недр не допускается по линии всех основных видов так называемых горных лицензий: на разведку ТПИ, добычу ДПИ/ОПИ, использованию пространства недр. В основе такой логической линии лежит исключительное право, предусмотренное по лицензии на разведку ТПИ в ст. 201, по которому ее обладатель имеет безусловный приоритет перед любыми лицами на получение лицензий на добычу ТПИ/ОПИ и лицензии на использование пространства недр в пределах границ территории разведки. Кроме того, сам характер проведения работ по каждой из указанных лицензий потенциально связан с горными работами, совместить которые между указанными лицензиями невозможно.

Недопустимость совмещения территорий участков недр предусмотрена в Особенной части не только между основными горным лицензиям, но также между территориями по таким лицензиям и территориями (контрактными) по аналогичным (горным) контрактам на недропользование, заключенным до введения в действие Кодекса о недрах. Поэтому в соответствии с п. 7 ст. 277: 1) к территории разведки ТПИ приравнивается контрактная территория, определенная геологическим отводом к контракту по ТПИ или ОПИ; 2) к территории добычи ТПИ/ОПИ или использования пространства недр приравниваются контрактная территория, определенная горным отводом к контракту по ТПИ/ОПИ или, соответственно, к контракту на строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей. В противном случае исключительные права по данным контрактам были бы нарушены.

По территориям разведки и добычи углеводородов случаи недопустимости их совмещения прямо не предусмотрены в Особенной части. Напротив, возможность совмещения территорий участков недр по углеводородам прямо предусмотрена в ст. 110, однако такое совмещение предусмотрено лишь в случае предоставления участков недр для операций по УВС на разных глубинах (принцип этажности), когда верхняя пространственная граница предоставляемого участка недр в пределах территории уже предоставленного

участка недр такого определяется по его нижней пространственной границе (п. 5 ст. 110). Иными словами, совмещение территорий участков недр для разведки или добыче УВС, как между собой, так и между другими участками недр по УВС (разведка – разведка, добыча – добыча, разведка – добыча) допустима в отсутствие совмещения самих участков недр, т.е. когда верхняя пространственная граница одного из данных участков совпадает с нижней пространственной границе другого участка или располагается ниже нее. В противном случае совмещение территорий в иных случаях противоречило бы ч. 2 п. 1 ст. 110 и нарушала бы исключительность прав недропользователя на проведение операций по УВС на предоставленном ему участке недр.

Вопрос допустимости совмещения между территориями участков недр на УВС, ТПИ/ОПИ и использованию пространства недр также находит ответ в Особенной части в нормах о выдаче соответствующих горных лицензий: на разведку ТПИ, на добычу ТПИ/ОПИ и использование пространства недр.

Так, в соответствии с пп. 2) п. 2 ст. и ч. 2 п. 3 ст. 186 формирование территории разведки ТПИ по выдаваемой лицензии не может осуществляться за счет блока, полностью или частично приходящегося на территорию уже предоставленного другому лицу участка недр для добычи УВС без его согласия. Аналогичный запрет не предусмотрен для участков недр для разведки УВС. Следовательно, территория разведки ТПИ может совмещаться: 1) с территорией разведки УВС; 2) территорией добычи УВС другого недропользователя при его согласии; и 3) с территорий добычи УВС, когда недропользователем по разведке ТПИ и добыче УВС выступает одно и то же лицо.

Аналогичное правило при выдаче лицензии и формировании территории добычи ТПИ вытекает из ст. 203, по которому: территория добычи ТПИ может совмещаться: 1) с территорией разведки УВС (запрет отсутствует); 2) территорией добычи УВС другого недропользователя при его согласии (пп. 2) п. 2 ст. 203); и 3) с территорий добычи УВС, когда недропользователем по добыче ТПИ и добыче УВС выступает одно и то же лицо (допустимость предполагается в силу фразы "у другого лица").

По территории использования пространства недр положений о недопустимости совмещения ее территории при выдаче лицензии с территорией разведки или добычи УВС Особенная часть не предусматривает. При этом необходимо принять во внимание положение п. 1 ст. 250, допускающее предоставление участка использования пространства недр только в том случае, если он не содержит месторождение полезных ископаемых или содержит малозначительные ресурсы полезных ископаемых, т.е. в том числе УВС, не являющихся ОПИ. Таким образом, законодатель допускает совмещение территории использования пространства недр с территорией разведки или

добычи УВС, если участок для использования пространства недр не будет содержать запасы ТПИ (кроме ОПИ) или УВС или их перспективные ресурсы, о чем должно быть указано в геологическом отчете, предоставляемом вместе с заявлением на выдачу лицензии на использование пространства недр в соответствии с пп. 3) п. 3 ст. 251.

Указанные случаи совмещения территорий разведки ТПИ, добычи ТПИ/ОПИ и использования пространства недр с территориями разведки и добычи УВС рассмотрены сквозь призму выдачи соответствующих видов лицензий (на практике данные лицензии также называются "горными") на территориях разведки и добычи участков УВС. Однако обратная ситуация, при которой участки недр для разведки или добычи УВС предоставляются по уже сформированным территориям участков недр для разведки ТПИ, добычи ТПИ/ОПИ или использованию пространства недр, в Особенной части не раскрывается. Возникающее при этом совмещение территорий является в соответствии с комментируемой статьей допустимым, однако приоритетность в проведении работ и возникающие при этом риски для потенциального недропользователя в сфере УВС должны быть приняты во внимание компетентным органом, как на стадии планирования в рамках ПУГФН, так и на стадии проведения переговоров с национальной компанией в области УВС (пар. 2 Гл. 15) или организации аукциона по предоставлению прав недропользования (пар. 1 Гл. 15).

Обобщенно совмещение территорий участков недр допускается по 3 видам операций по недропользованию: с одной стороны – разведка и добыча УВС, а с другой стороны – разведка и добыча ТПИ, урана, ОПИ, либо использование пространства недр. Особенной частью Кодекса о недрах в отношении УВС допускается совмещение территории (в ч. 3 п. 1 ст. 110 используется слово "совпадение" с идентичным смыслом) нескольких участков недр, у которых нижние и верхние границы пространственные находятся на разных глубинах, исключающая при этом совмещение самих участков в трехмерном пространстве.

3. Комментируемая статья предусматривает два режима урегулирования взаимоотношений между недропользователями, осуществляющими операции по недропользованию на совмещенной территории: согласительный и приоритетный.

Во всех случаях допустимого совмещения территорий участков недр, находящихся в пользовании разных недропользователем, порядок и условия ведения работ в рамках операций по недропользования на совмещенной территории, в том числе использования земной поверхности для проведения работ, может решаться ими путем заключения соглашения, предусмотренного в ч. 1 п. 2.

Порядок заключения и расторжения соглашения регулируется гражданским законодательством (подраздел 2 ГК), поскольку это не противоречит положениям Кодекса о недрах.

В части содержания такого соглашения следует отметить, что оно прежде всего определяется Кодексом о недрах, при этом, руководствуясь принципом "свободы договора", стороны также могут дополнить содержание соглашения и установить в нем любые условия, не противоречащие законодательству Республики Казахстан, в том числе и Кодексу о недрах.

Основным предметом соглашения являются условия и порядок проведения всех или отдельных видов работ на совмещенной территории. Под условиями и порядком проведения работ понимаются время (режим расписания), продолжительность, место, объем, характер работ и любые другие организационно-технические параметры, в том числе параметры безопасности, которые призваны упорядочить взаимоотношения недропользователей относительно использования совмещенной территории. Параметры безопасности, например, также могут включать требования к проведению мероприятий по ликвидации последствий работ или фиксированию характера проведенных работ каждой из сторон и их последствий для целей разграничения объема обязательств по ликвидации последствий операций по недропользованию, относящихся к сторонам.

Срок, на который может быть заключено соглашение, не регламентирован Кодексом о недрах, поэтому стороны вправе самостоятельно определить его, как на весь предполагаемый период совмещения территорий, так и лишь на короткий период.

Таким образом, конкретная конструкция и юридическое содержание соглашения полностью зависит от воли, усмотрения и договороспособности сторон.

Соглашение не является обязательно возмездным, поскольку из его содержания и существа регулируемых вопросов не вытекает иное. Однако соглашение, разумеется, является возмездным, если стороны пожелают определить в нем обоснованную и соразмерную компенсацию за издержки, понесенные одной из сторон вследствие действия другого или других недропользователей, о чем прямо предусмотрено в ч. 3 п. 2. Также, не исключается определением сторонами способов обеспечения исполнения обязательств сторон и ответственности за неисполнение обязательств.

Соглашение является гражданско-правовой сделкой, заключаемой в простой письменной форме, несоблюдение которой повлечет последствия, предусмотренные в п. 1 ст. 153 ГК.

Соглашение всегда заключается между лицами, являющимися недропользователями, территории участков недр которых совмещаются. Важно подчеркнуть, что поскольку в п. 3 понятие "недропользователи" приводится без количественного ограничения, комментируемая норма, с учетом положений Особенной части, охватывает случаи, при которых в границах совмещенной территории могут действовать более двух недропользователей (например, два недропользователя по УВС и один недропользователь по ТПИ/ОПИ). Правоотношения, связанные с установлением порядка проведения операций, в таком случае могут быть урегулированы соглашением, заключаемым между всеми недропользователями. При этом соглашение не прекращается непроизвольно (автоматически) с утратой одной из сторон права недропользования на участок недр с совмещенной территорией или с прекращением совмещения, поскольку соглашение может предусматривать права и обязанности сторон, осуществление и выполнение которых может происходить и после указанных обстоятельств.

Поскольку при заключении соглашения его сторонами всегда выступают недропользователи, в соответствии с ч. 2 п. 2 комментируемой статьи каждый из указанных недропользователей должен представить данное соглашение в тот государственный орган, который предоставил, а в его отсутствии в результате реорганизации – скорее всего, который предоставляет право недропользования для соответствующего вида операций по недропользованию, проводимых недропользователем на совмещенной территории.

Ч. 2 п. 2 не предусматривает последствий нарушений сроков представления заключенного соглашения государственному органу. Однако, очевидно, что его отсутствие в государственном органе может иметь значение при приемке результатов работ по ликвидации последствий проведения операций по недропользованию или осмотра в отношении совмещенной территории соответствующим недропользователем.

Если иное не предусмотрено условиями соглашения, переход права недропользования, предоставленного для проведения соответствующих операций по недропользованию на совмещенной территории, не подразумевает перемену лица в соглашении. Для это требуется внесение изменений в соглашение. В этой связи сторонам соглашения при его заключении, а также сторонам сделок по переходу права недропользования рекомендуется обратить внимание на данные обстоятельства.

В отличие от контрактов на недропользование, к которым императивно применяется право РК (п. 8 ст. 36 Кодекса о недрах), к соглашению такого требования Кодексом о недрах не предусматривается. Поэтому, подчинение соглашения праву иной юрисдикции регулируется ГК РК.

4. В отношении любых работ на совмещенной территории, не урегулированных соглашением между недропользователями, либо в отсутствии такого соглашения как такового, в п. 3 предусмотрены правила приоритетности в ведении таких работ.

Данные правила заимствованы из п. 2 ст. 70 Закона о недрах 2010, дополнены и скорректированы законодателем при принятии Кодекса о недрах в пользу операций по добыче полезных ископаемых относительно разведки полезных ископаемых или использования пространства недр. Данный приоритет установлен в пользу операций по добыче неслучайно, поскольку добыча полезных ископаемых предполагает выплаты в государственный бюджет и инвестиции в большем размере, чем остальные виды операций по недропользованию. При этом не имеет значение группа полезных ископаемых (УВС или ТПИ/ОПИ) и орган, предоставивший право недропользования, поскольку добыча указанных видов полезных ископаемых может иметь весьма важное локальное значение.

Однако при проведении добычи в пределах совмещенной территории приоритет в ведении работ принадлежит тому недропользователю, чье право недропользования предоставлено ранее (т.е. выдана лицензия на добычу или заключен контракт), причем вне зависимости от группы полезных ископаемых (УВС или ТПИ/ОПИ), по которым проводится добыча. Отсутствие безусловного приоритета добычи УВС над добычей ОПИ объясняется кардинальной разницей в способах и глубине добычи таких полезных ископаемых, а также не менее важным значением добычи ОПИ на локальном уровне.

Вторым видом операций по недропользованию в иерархии приоритетов является использование пространства недр. Приоритет данного вида операций над разведкой УВС или ТПИ объясняется меньшей определенностью в прибыльности для бюджета страны и недропользователя результатов разведки.

Наименьшим приоритетом в иерархии обладают операции по разведке ТПИ и УВС. Поэтому при совмещении территории разведки УВС с территорией добычи ТПИ/использования пространства недр или территории разведки ТПИ с территорией добычи УВС (см. п. 2 в комментарии выше о недопустимости совмещения по линии горных лицензий и контрактов), приоритет безусловно будет принадлежать операциям по добыче или использованию пространства недр.

При совмещении территорий участков разведки ТПИ и УВС приоритет в ведении работ принадлежит недропользователю, чье право недропользования представлено/возникло ранее. То же правило применимо при совмещении территорий разведки УВС по участкам разведки УВС, расположенным на разных глубинах. Однако, если речь идет о двух участка недр, находящихся на 

разных глубинах, один из которых предоставлен для проведения операций по добыче УВС, приоритет в проведении работ на совмещенной территории отводится операциям по добыче (пп. 1) п. 3). Возможность предоставления участков недр для проведения операций по УВС на разных глубинах не исключает возникновение совмещенной территории между тремя недропользователями: два по УВС, один – по ТПИ. Отношения между указанными недропользователями в данной ситуация, тем не менее, также подлежит урегулированию по иерархии приоритетности в отсутствие соглашения, предусмотренного в п. 2.

Важно отметить, что правила приоритетности применяются только в условиях законности/допустимости совмещения территорий (см. комментарии в п. 2 о случаях недопустимости совмещения территорий). Иными словами, в случаях, когда территории участков недр совмещаются в результате ошибок или нарушения норм Кодекса о недрах о выдаче лицензий на недропользование или заключения контрактов, в том числе правил формирования территорий участков недр по лицензиям и контрактам на недропользование, п. 3 не применяется.

5. Суть предоставляемого приоритета раскрывается в п. 4 и заключается в обязанности недропользователя, не обладающего приоритетом (далее – "неприоритетный недропользователь"), при ведении работ в рамках собственных операций по недропользованию учитывать и соблюдать время (режим времени), продолжительность, место, объем и характер работ, проводимых или планируемых недропользователем, таким приоритетом обладающим (далее – "приоритетный недропользователь"). Однако недропользователь, пользуясь своим приоритетом, обязать действовать добросовестно и разумно в отношении неприоритетного недропользователя, не преследуя целей получения необоснованных выгод. Соответственно, неприоритетный недропользователь вправе требовать от приоритетного недропользователя добросовестного поведения, в том числе требовать возмещения убытков (п. 4 ст. 9 ГК), совершить определенные действия, ограничения тех или иных операций, либо времени и продолжительности их проведения.

Подчеркивая, что приоритет в ведении работ не является абсолютным, в п. 5 предусматривается порядок реализации приоритетного положения, в основе которого лежит информирование неприоритетного недропользователя о работах приоритетного на совмещенной территории. При этом информация, определенная приоритетным недропользователем в соответствии со ст. 28 ПК в качестве конфиденциальной, подлежит защите согласно п. 1 ст. 126 ГК, и неприоритетный недропользователь обязан принимать меры к охране их конфиденциальности.

В соответствии с данным порядком, во-первых, приоритетный недропользователь обязан обеспечить по письменному запросу неприоритетного недропользователя необходимыми сведениями, позволяющими последнему учитывать при проведении своих работ продолжительность место, объем и характер текущих и планируемых работ приоритетного недропользователя. Указанные сведения в соответствии с ч. 1 п. 5 должны быть предоставлены неприоритетному недропользователю в месячный срок со дня направления последним запроса.

Во-вторых, в целях недопущения злоупотребления приоритетным недропользователем своим положением ч. 2 п. 2 комментируемой статьи ограничивает последнего в частоте изменения продолжительности, времени, объема, месте и характере проводимых им работ на совмещенной территории, о которых он сообщил неприоритетному недропользователю. Данные сведения могут изменяться не чаще чем один раз в три месяца. В случае их изменений приоритетный недропользователь обязан заблаговременно письменно уведомить неприоритетного недропользователя не позднее одного месяца до таких изменений.

Таким образом, несоблюдение приоритетным недропользователем порядка информирования об изменениях в проводимых или планируемых им работах позволяет неприоритетному недропользователю не учитывать данные изменения при проведении операций своих работ. С другой стороны, такое несоблюдение также может служит признанием правомерности проведения работ неприоритетным недропользователем в условиях, как если бы вышеупомянутые изменения не были внесены.

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин