Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / messages.НПА / КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 64. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН ПО ИЗУЧЕНИЮ НЕДР КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 64. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН ПО ИЗУЧЕНИЮ НЕДР КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

 КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 64. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН ПО ИЗУЧЕНИЮ НЕДР КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ" 

Уполномоченный орган по изучению недр реализует государственную политику в области геологического изучения недр и использования пространства недр посредством:

1) предоставления права недропользования для геологического изучения и использования пространства недр;

2) организации и проведения государственного геологического изучения недр;

3) регулирования операций по геологическому изучению и использованию пространства недр;

4) осуществления государственного контроля за операциями по геологическому изучению, а также операциями по использованию пространства недр;

5) осуществления государственного контроля за соблюдением требований настоящего Кодекса по учету, хранению, сохранности и достоверности геологической информации;

6) обеспечения доступа к геологической информации, не являющейся конфиденциальной, а также к информации о выданных им лицензиях на недропользование;

7) организации и ведения государственного учета действующих объектов размещения техногенных минеральных образований;

8) осуществления государственного мониторинга недр, сбора и обобщения геологической информации;

9) ведения единого кадастра государственного фонда недр;

10) участия в ведении государственного водного кадастра в части подземных вод;

11) участия в разработке программы управления государственным фондом недр;

12) разработки и утверждения карты идентификации блоков с соответствующими координатами и индивидуальными кодами;

13) взаимодействия и координации с компетентным органом по определению границ предоставляемых в пользование участков недр, использованию геологической информации и другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом;

14) осуществления ликвидации и консервации бесхозных самоизливающихся и аварийных скважин;

15) согласования изменений в проекты поисково-оценочных работ на подземные воды по выданным лицензиям на геологическое изучение недр;

16) организации и проведения государственной экспертизы запасов участков подземных вод;

17) разработки и утверждения нормативных правовых актов в области геологии и геологического изучения недр в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан;

18) контроля соблюдения недропользователями условий лицензии на геологическое изучение недр и лицензии на использование пространства недр;

19) утверждения норм времени и расценок на проведение работ по государственному геологическому изучению недр;

20) принятия и передачи недропользователю на баланс скважин, технологических едини;

21) осуществления иных полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

__________________________________________________________________________________________

(Телемтаев М.Б., Ибрагимов М.А.)

1. Важнейшее значение и особый статус уполномоченного органа по изучению недр определяется тем, что он выступает субъектом реализации государственной политики и управления в такой сфере недропользования, как геологическое изучение недр, без успешного проведения которого, как правило, невозможно осуществление дальнейших результативных разведочных работ, а также использование пространства недр. С этим связано и то обстоятельство, что в соответствии с комментируемой статьей уполномоченный орган по изучению недр обладает рядом важных функций и полномочий, от реализации которых в немалой степени зависит состояние дел в сфере недропользования, включая вопросы сбора, обработки и обеспечения доступа к геологической

информации в масштабах всей республики и связанную с ними деятельность по разработке программы управления и ведению единого кадастра государственного форда недр, государственному мониторингу недр, формированию карты идентификации блоков, на основе которой, в том числе, строится процедура предоставления этих блоков в пользование и т.д.

2. Реализуя государственную политику в сфере геологического изучения недр уполномоченный орган, прежде всего, организует и проводит государственное геологическое изучение недр, осуществляемое за счет государственного бюджета путем привлечения подрядчиков посредством процедуры государственных закупок и заключения с ними соответствующих договоров. При этом уполномоченный орган утверждает нормы времени и расценки на проведение работ по государственному геологическому изучению недр, что является весьма важным в определении объема, качества и сроков проведения тем или иным подрядчиком соответствующих операций.

3. Другой важной областью в деле геологического изучения недр является деятельность по такому изучению, осуществляемая заинтересованными лицами на основании права недропользования, предоставляемого уполномоченным органом путем выдачи соответствующих лицензий. Здесь уполномоченный орган по изучению недр наряду с выдачей лицензий и предоставлением, таким образом, желающим субъектам прав на операции по геологическому изучению недр, непосредственно контролирует и регулирует такие операции, в том числе путем разработки и утверждения нормативных правовых актов в области геологии и геологического изучения недр, а также контролирует соблюдение недропользователями условий лицензии на геологическое изучение недр.

Аналогичными полномочиями (предоставление лицензий, регулирование и контроль за проведением операций и др.) государственный орган по изучению недр располагает и в сфере недропользования, связанной с использованием пространства недр.

4. Весьма широкой является компетенция государственного органа по изучению недр в сфере сбора, обработки, обобщения, учета и хранения, а также оборота геологической информации, как весьма ценного инструмента, наличие, достоверность и доступность которого в решающей степени определяет результативность любых операций по недропользованию. В этой связи государственный орган по изучению недр от имени государства контролирует соблюдение требований законодательства по вопросам учета, хранения, сохранности и достоверности геологической информации. В случаях, когда такая информация не является конфиденциальной, он обеспечивает всем заинтересованным лицам доступ к ней, а также к сведениям о выданных им лицензиях путем публикации таких сведений в установленном порядке. Кроме 

того, государственный орган по изучению недр на постоянной основе проводит государственный мониторинг сбора и обобщения геологической информации, а также взаимодействует с тем или иным компетентным органом по вопросам использования имеющейся геологической информации.

5. Наряду с деятельностью по сбору, хранению, систематизации, обобщению и анализу геологической информации, которые осуществляет государственный орган по изучению недр, важнейшую роль в учете состояния государственного фонда недр играют также ведение единого кадастра государственного фонда недр и государственный мониторинг недр, в рамках осуществления которых государственный орган по изучению недр занимает ключевое место.

Так, комментируемая статья прямо закрепляет за государственным органом по изучению недр полномочия по ведению единого кадастра государственного фонда недр, который содержит целый ряд сведений о содержащихся в недрах полезных ископаемых, участках недр, предоставленных в пользование, ликвидированных объектах недропользования и т.д. Кроме того, к полномочиям государственного органа по изучению недр относится деятельность по осуществлению государственного мониторинга недр, который представляет собой систему наблюдений за состоянием недр.

6. Основываясь на всем объеме имеющейся в его ведении геологической информации, государственный орган по изучению недр разрабатывает и утверждает карту идентификации блоков с соответствующими координатами и индивидуальными кодами, которая лежит в основании принятия решений компетентных органов при предоставлении прав недропользования заинтересованным лицам.

7. Наряду с упомянутыми полномочиями общего характера, направленными на реализацию государственной политики в отношении недр и регулирование недропользования в целом, государственный орган по изучению недр обладает также полномочиями применительно к отдельным объектам недропользования и некоторым конкретным ресурсам недр. Речь идет о том, что к компетенции государственного органа по изучению недр Кодекс о недрах относит осуществление ликвидации и консервации бесхозных самоизливающихся и аварийных скважин, принятие и передачу недропользователю на баланс скважин и других технологических единиц, организацию и ведение государственного учета действующих объектов размещения техногенных минеральных образований.

8. Отдельными полномочиями обладает государственный орган по изучению недр применительно к регулированию отношений по поводу водных ресурсов. В этой связи он принимает участие в ведении государственного водного кадастра в части подземных вод, организует и проводит

государственную экспертизу запасов участков подземных вод, согласует изменения в проекты поисково-оценочных работ на подземные воды по выданным на геологическое изучение недр лицензиям.

9. Перечень полномочий, закрепленных за государственным органом по изучению недр в комментируемой статье, не является исчерпывающим. Примером упоминаемых в ней иных полномочий, которые данный орган осуществляет в сфере недропользования, может служить право данного органа по согласованию застройки территорий залегания полезных ископаемых и утверждению порядка выдачи разрешения на застройку таких территорий и др.

Таким образом, комментируемая статья закрепляет за уполномоченным органом по изучению недр одно из ключевых положений в системе органов, проводящих государственную политику в сфере недропользования и определяет наиболее важные полномочия этого органа по осуществлению регулятивных и контрольные функций, а также его участию в решении стратегических задач в сферах государственного геологического изучения, мониторинга и воспроизводства минерально-сырьевой базы и государственного управления недропользованием.

   Комментарий к статье  кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”  

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин