Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / messages.НПА / КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 72. ЕДИНЫЙ КАДАСТР ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА НЕДР КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 72. ЕДИНЫЙ КАДАСТР ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА НЕДР КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 72. ЕДИНЫЙ КАДАСТР ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА НЕДР КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ" 

1. Единый кадастр государственного фонда недр содержит:

1) сведения о государственном учете полезных ископаемых, их проявлениях и об объектах пространства недр;

2) сведения об участках недр, предоставленных в пользование для геологического изучения недр, разведки и (или) добычи углеводородов, твердых полезных ископаемых, общераспространенных полезных ископаемых, использования пространства недр, а также старательства;

3) сведения о ликвидированных объектах добычи углеводородов и твердых полезных ископаемых, общераспространенных полезных ископаемых, старательства, захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра;

4) сведения о государственном учете действующих объектов размещения техногенных минеральных образований.

2. Государственный учет полезных ископаемых содержит сведения о месторождениях полезных ископаемых, количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других характеристиках месторождения, имеющего промышленное значение, их размещении, степени изученности, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности полезными ископаемыми, а также об изменениях в оценке ресурсов и запасов полезных ископаемых за отчетный год в результате их добычи или переоценки ресурсов и (или) запасов полезных ископаемых.

По каждому проявлению полезных ископаемых фиксируются геолого-экономические данные о прогнозных (перспективных) ресурсах полезных ископаемых, гидрогеологических и других характеристиках их проявления.

Сведения об объектах пространства недр включают данные о координатах расположения и характеристиках полости недр, о возможности размещения в них производственных, хозяйственных и иных объектов и веществ, осуществления в них технологических и иных процессов.

3. По каждому участку недр фиксируются идентификационные характеристики, позволяющие определить участок недр в

пространственных границах, его размеры и местоположение, сведения о недропользователе, документах, на основании которых предоставлено право недропользования, сведения о залоге права недропользования, отчетность и иная документация, представленная недропользователем, геологическая информация.

4. К сведениям о ликвидированных объектах добычи углеводородов, твердых полезных ископаемых, общераспространенных полезных ископаемых относятся планы размещения ликвидированных объектов добычи, акты ликвидации и другие данные о ликвидации последствий добычи.

5. Формирование сведений единого кадастра государственного фонда недр обеспечивается за счет проведения государственного геологического изучения, мониторинга недр, отчетности и иных сведений, представляемых недропользователями в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Уполномоченный орган по изучению недр предоставляет информацию по государственному учету запасов полезных ископаемых государственным органам в установленном им порядке.

7. Ведение единого кадастра государственного фонда недр осуществляется уполномоченным органом по изучению недр в целях учета и состояния минерально-сырьевой базы Республики Казахстан в утверждаемом им порядке.

__________________________________________________________________________________________

(Телемтаев М.Б., Ибрагимов М.А., Крайбеков Ч.Е.)

1. Термин "кадастр" является весьма многозначным. Однако, как правило, он употребляется прежде всего для обозначения систематизированных по тем или иным критериям крупных массивов определенной информации относительно разного рода объектов, ресурсов, видов деятельности и т.д. Обычно тот или иной кадастр содержит в себе информацию, касающуюся места размещения соответствующих объектов, основных их свойств и параметров, а также ряда других характеристик, информация о которых позволяет использовать данный кадастр по его предназначению. Как правило, кадастры создаются для детального учета соответствующих объектов или ресурсов в целях их мониторинга, рационального управления, эффективного использования, охраны, регулирования и контроля отношений, складывающихся по поводу внесенных в кадастр объектов, и других операций, составляющих содержание деятельности соответствующих органов государства.

2. Являясь собственником недр, государство обладает вполне естественным стремлением знать их состав и состояние, иметь на достоверном учете находящиеся в них объемы полезных ископаемых и их проявления, знать их местонахождение и изученность, иметь полные сведения о находящихся в пользовании участках недр и ликвидированных объектах недропользования, т.е. обладать максимально широкой и детальной информацией, являющейся важнейшим элементом и необходимой предпосылкой эффективного государственного управления и учета в сфере недропользования, когда все сведения об учитываемом в кадастре объекте в виде недр строго систематизированы и сведены в единый и доступный для использования массив данных. Именно такое стремление лежит в основе того, что кадастр недр всегда был необходимым элементом системы государственного управления в сфере недропользования.

3. Кадастр недр существовал в РК с самого первого законодательного акта в сфере недропользования. Еще в Кодексе о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. государственный учет состояния недр велся при помощи кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также кадастра отходов добычи и переработки минерального сырья, захоронения отходов. И хотя принятый несколько позднее Закон о нефти 1995 г. создание отдельного кадастра нефтяных месторождений не предусматривал, последовавший за ним Закон о недрах 1996 г. к указанным двум видам кадастра добавил указание также на кадастр техногенных минеральных образований.

Закон о недрах 2010 г. во многом повторил подход предшествовавшего ему законодательного акта и аналогично выделял три вида кадастров: это были кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недрах, а также кадастр техногенных минеральных образований.

4. В РК существует целый ряд кадастров, включая земельный кадастр, водный кадастр, лесной кадастр, кадастр животного мира, кадастр особо охраняемых природных территорий, которые объединены в Единую систему государственных кадастров природных ресурсов РК. В эту же Единую систему государственных кадастров входит и Единый кадастр государственного фонда недр, предусмотренный комментируемой статьей. Известно, что правовым основанием и предпосылкой любого кадастра выступает соответствующая законодательная база. Именно в ней определяется состав, форма и содержание информации, подлежащей включению в кадастр, называются субъекты, обязанные предоставлять соответствующие сведения в целях формирования кадастра, назначается соответствующий государственный орган, ответственный за сбор необходимых сведений и ведение кадастра и т.д.

Комментируемая статья представляет собой главную основу такой законодательной базы. При этом она призвана органично объединить ранее существовавшие отдельные кадастры в сфере недропользования в единый кадастр государственного фонда недр с включением в него также кадастра о государственном учете полезных ископаемых, функции которого до этого выполнялись с помощью государственного учета баланса полезных ископаемых.

5. В соответствии с п.1 комментируемой статьи, единый кадастр государственного фонда недр включает в себя следующие четыре группы сведений:

1) сведения о государственном учете полезных ископаемых, их проявлениях и об объектах пространства недр;

2) сведения об участках недр, предоставленных в пользование для геологического изучения недр, разведки и (или) добычи углеводородов, твердых полезных ископаемых, общераспространенных полезных ископаемых, использования пространства недр, а также старательства;

3) сведения о ликвидированных объектах добычи углеводородов и твердых полезных ископаемых, общераспространенных полезных ископаемых, старательства, захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра;

4) сведения о государственном учете действующих объектов размещения техногенных минеральных образований.

6. П.п.2, 3 и 4 комментируемой статьи содержат более подробную характеристику и состав информации, подлежащей учету в каждой из указанных групп сведений.

Так, государственный учет полезных ископаемых содержит информацию о месторождениях полезных ископаемых, количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других характеристиках месторождения, имеющего промышленное значение, их размещении, степени изученности, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности полезными ископаемыми, а также об изменениях в оценке ресурсов и запасов полезных ископаемых за отчетный год в результате их добычи или переоценки ресурсов и (или) запасов полезных ископаемых. Ранее, согласно предыдущим законодательным актам, перечисленные сведения, входящие в соответствии с п.2 комментируемой статьи в государственный учет полезных ископаемых, содержались в Государственном балансе запасов полезных ископаемых.

В государственном учете полезных ископаемых находят также свое отражение и сведения о проявлениях полезных ископаемых, которые пока

месторождениями не являются. По каждому такому проявлению в учете фиксируются геолого-экономические данные о прогнозных (перспективных) ресурсах полезных ископаемых, гидрогеологических и других характеристиках их проявления.

Входящие в государственный учет полезных ископаемых сведения об объектах пространства недр включают в себя данные о координатах расположения и характеристиках полости недр, о возможности размещения в них производственных, хозяйственных и иных объектов и веществ, осуществления в них технологических и иных процессов.

7. В соответствии с п.3 комментируемой статьи по каждому участку недр в едином кадастре фиксируются идентификационные характеристики, позволяющие определить участок недр в пространственных границах, его размеры и местоположение, сведения о недропользователе, документах, на основании которых предоставлено право недропользования, сведения о залоге права недропользования, отчетность и иная документация, представленная недропользователем, геологическая информация.

8. В рамках сведений о захоронениях в соответствии с пунктом 4 комментируемой статьи собираются планы размещения ликвидированных объектов добычи, акты ликвидации и другие данные о ликвидации последствий добычи.

В отношении объектов размещения техногенных минеральных образований (ТМО) сведения государственного учета включают в себя подробную информацию о горно-технических условиях хранения ТМО, об организации-недропользователе и организации, заскладировавшей данные ТМО, местонахождении объекта, расстоянии до ближайших магистралей, данные о виде ТМО и условиях их образования, размеры и подробный состав ТМО, условия их хранения и изученности, экологическое воздействие ТМО на окружающую среду, фактическое использование и перспективы комплексного использования объекта учета и др.

9. Следует отметить, что при сопоставлении сведений, подлежащих включению в учет участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения недр, разведки и (или) добычи, может возникнуть вопрос о соотношении сведений, содержащихся в нем и сведений, указанных в иных реестрах и базах данных. Так, в учет участков недр включаются сведения о недропользователе. В то же время аналогичные сведения содержатся в реестре выданных лицензий и заключенных контрактов. Похожим образом дублируются сведения о залоге права недропользования, фиксируемые как в учете участков недр, так и в реестре выданных лицензий.

При ответе на данный вопрос следует иметь в виду, что кадастр, будучи системой учета и инвентаризации, находится в этой части в подчиненном отношении к реестрам выданных лицензий и заключенных контрактов. В этом смысле он призван лишь отражать содержащиеся в указанных реестрах сведения, которые по отношению к кадастру являются первичными. Поэтому, если в реестре фиксируется, к примеру, смена недропользователя или отражается установление залога, то такие измененные и дополненные сведения из соответствующих реестров дублируются в кадастре таким образом, что данные кадастра всякий раз должны быть гармонизированы с реестром.

10. П.5 комментируемой статьи определяет те источники, сведения из которых подлежат включению в единый государственный кадастр государственного фонда недр. К таким источникам относятся результаты проведения государственного геологического изучения, мониторинга недр, а также данные из отчетности и иные сведения, представляемые недропользователями в уполномоченные государственные органы в соответствии с Кодексом о недрах. Помимо названных источников сведений, формирование данных единого кадастра обеспечивается также за счет отказа недропользователей от части или всего участка по разведке, добыче полезных ископаемых и использованию пространства недр, за счет сведений, содержащихся в актах ликвидации последствий операций по разведке, добыче твердых полезных ископаемых и использованию пространства недр, за счет отзывов лицензий на разведку и добычу полезных ископаемых и (или) лицензий на использование пространства недр.

11. В соответствии с п.7 комментируемой статьи ведение единого кадастра государственного фонда недр в целях учета и состояния минерально-сырьевой базы РК осуществляет уполномоченный орган по изучению недр. Такое ведение единого государственного реестра недр производится указанным органом в соответствии со специальными Правилами ведения единого кадастра государственного фонда недр, утвержденными Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 25 мая 2018 года № 393.

Для учета различных параметров обозначаемых кадастром объектов, включая месторождения и проявления полезных ископаемых, геологически и пространственно обособленные участки крупных месторождений, перспективные участки поисковых работ, нефте- и газопроявления, ТМО и объекты пространства недр, проявления подземных вод и другие объекты, недропользователи независимо от форм их собственности и источников финансирования составляют по установленным правилами формам паспорта, учетные карточки и учетные листки, которые затем представляются в уполномоченный орган по изучению недр через его территориальные

подразделения и служат основой для внесения содержащейся в паспортах, учетных листках и учетных карточках информации в единый кадастр в целях сбора, учета, систематизации и хранения материалов и внесения их в автоматизированную систему обработки данных единого кадастра.

12. П.6 комментируемой статьи устанавливает, что Комитет геологии как уполномоченный орган по изучению недр предоставляет собранную, обработанную и систематизированную в едином кадастре информацию по государственному учету запасов полезных ископаемых ряду государственных органов. Такое предоставление производится в порядке и по формам, установленным Правилами предоставления информации по государственному учету запасов полезных ископаемых государственным органам. Государственными органами, которым предоставляется такая информация, являются Канцелярия Премьер-Министра РК и уполномоченный орган в области государственного планирования, уполномоченный орган в области углеводородов, уполномоченный орган в области урана и уполномоченный орган в области использования и охраны водного фонда.

Информация из единого кадастра предоставляется указанным государственным органам по их официальному запросу, при этом переданная информация тиражированию не подлежит. Таким образом, можно констатировать, что сведения из единого кадастра в части сведений о государственном учете полезных ископаемых для заинтересованных третьих лиц являются недоступными. Однако, данное положение умалчивает о режиме сведений из единого кадастра применительно к участкам недр, предоставленных для разведки и добычи, о ликвидированных объектах и объектах ТМО. Представляется, что устранение данного пробела в свете закрепляемого Кодексом о недрах принципа доступности информации в сфере недропользования внесет ясность по этому вопросу.

   Комментарий к статье  кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”  

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин