Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / messages.НПА / Комментарий к статье 103. Условия предоставления национальной компании в области углеводородов права недропользования по углеводородам на основании прямых переговоров кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

Комментарий к статье 103. Условия предоставления национальной компании в области углеводородов права недропользования по углеводородам на основании прямых переговоров кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

    Комментарий к статье 103. Условия предоставления национальной компании в области углеводородов права недропользования по углеводородам на основании прямых переговоров кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”  

1. Национальной компанией в области углеводородов признается акционерное общество, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, контрольный пакет акций которого принадлежит государству или национальному управляющему холдингу, осуществляющее деятельность в сфере недропользования по углеводородам.

2. Национальная компания в области углеводородов вправе получить право на разведку и добычу или добычу углеводородов на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, за исключением случаев, указанных в настоящем параграфе.

3. Участок недр, расположенный на территории, включенной в программу управления государственным фондом недр, в пределах которой право недропользования предоставляется национальной компании в области углеводородов, может быть предоставлен такой национальной компании в пользование на основании прямых переговоров.

4. Участок недр, расположенный на территории, включенной в программу управления государственным фондом недр, в пределах которой право недропользования на разведку и добычу или добычу углеводородов предоставляется на основании аукциона, может быть предоставлен в пользование национальной компании в области углеводородов на основании прямых переговоров только до подачи заинтересованным лицом заявления на проведение аукциона.

5. Контракт на разведку и добычу или добычу углеводородов по участкам недр, предоставляемым национальной компании в области углеводородов на основании прямых переговоров, может быть заключен с национальной компанией как самостоятельно, так и совместно со стратегическим партнером.

6. Стратегическим партнером национальной компании в области углеводородов может быть признано юридическое лицо (консорциум юридических лиц), соответствующее требованиям, утвержденным национальной компанией в области углеводородов и согласованным с компетентным органом, взявшее на себя обязательства по осуществлению инвестиционного финансирования.

7. Инвестиционным финансированием признается финансирование разведки по договору (соглашению) о совместной деятельности и

(или) соглашению о финансировании, заключенным для целей получения права недропользования на основании прямых переговоров между национальной компанией или юридическим лицом, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) в котором прямо или косвенно принадлежат такой национальной компании, и стратегическим партнером, в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом. Стратегический партнер определяется национальной компанией при подаче заявления на заключение контракта на разведку и добычу углеводородов.

Соглашение о совместной деятельности должно предусматривать обязательство стратегического партнера по оплате подписного бонуса либо возмещению суммы подписного бонуса, уплаченной национальной компанией.

8. Право недропользования (доля в праве недропользования), предоставленное национальной компании в области углеводородов на основании прямых переговоров, не может быть передано в течение двух лет со дня регистрации контракта, за исключением случаев его передачи юридическому лицу, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) в котором прямо или косвенно принадлежат национальной компании в области углеводородов.

При этом такое юридическое лицо не вправе передавать полученное право недропользования (долю в праве недропользования) в течение двух лет со дня регистрации контракта.

__________________________________________________________________________________________

(Мукушов А.Ж., Ерназаров И.Б.)

1. Практика создания национальных компаний в нефтяной индустрии широко распространена в мире и РК здесь не исключение.

Ниже можно увидеть годы основания национальных нефтяных компаний в разных странах.

Год основания Страна Компания

1914 Великобритания BP

1922 Аргентина YPF

1924 Франция CFP

1926 Италия Agip

1938 Мексика Pemex

1951 Иран NICC

1953 Бразилия Petrobras

1956 Индия ONGC

1960 Кувейт KNPC

1962 Саудовская Аравия Petromin

1965 Алжир Sonatrach

1967 Ирак INCC

1970 Ливия LNOC

1971 Индонезия Petromina

1971 Нигерия NNOC

1972 Норвегия Statoil

1974 Катар QGPC

1974 Малайзия Petronas

1975 Венесуэла PdvSA

1975 Вьетнам Petrovietnam

1975 Канада Petro-Canada

1975 Великобритания BNOC

1976 Ангола Sonangol

1982 Китай CNOOC

1983 Китай Sinopec

1988 Китай CNPC

1997 Казахстан Казахойл (КазМунайГаз)

2002 ЮАР PetroSA

2006 ЧАД SHT

2. В 1999 г. национальной компанией определялось закрытое акционерное общество, сто процентов акций которого принадлежит государству, созданное Указом Президента РК для проведения операций по недропользованию в РК непосредственно, а также посредством долевого участия в контрактах.

Начало создания первой в РК национальной нефтегазовой компании берет 4 марта 1997 г., когда Указом Президента РК №3378 Правительству РК было поручено обеспечить создание ННК "Казахойл".

В целях реализации данного Указа 24 марта 1997 г. было принято постановление Правительства РК №410, которым в уставный капитал ННК "Казахойл" были переданы государственные доли (пакеты акций) таких компаний как АО "Эмбамунайгаз", АО "Узеньмунайгаз", АО "Мангистаумунайгаз", АО "Тенгизмунайгаз", АО "Атырауский НПЗ", АО "Павлодарский НПЗ", ТОО "Тенгизшевройл", ТОО "Казтуркмунай", АО "Каракудукмунай", АО "Актобемунайгаз" и др.

3. До этого времени государство через Министерство энергетики и природных ресурсов РК само осуществляло управление указанными предприятиями и данный шаг можно понимать, как очередной этап перехода к рыночной экономике.

К примеру, согласно положению о Министерстве энергетики и природных ресурсов РК, утвержденному постановлением Правительства РК от 23 апреля 1997 г. № 645, данное министерство осуществляло владение, пользование и

управление имуществом, находящимся в государственной собственности в соответствии с полномочиями, делегированными ему Правительством РК.

4. В дальнейшем, в положении о вновь созданном Министерстве энергетики, индустрии и торговли РК, утвержденном постановлением Правительства РК от 22 ноября 1997 г. № 1642, появилась задача по осуществлению экономического регулирования деятельности промышленных предприятий на основе управления государственным пакетом акций.

5. Позднее, в целях систематизации работы нефтегазовой отрасли и создания единой системы управления магистральными трубопроводами 2 мая 2001 г. постановлением Правительства РК № 591 было создано ЗАО НК "ТНГ" со 100-процентным участием государства в его уставном капитале.

В уставный капитал ЗАО НК "ТНГ" были переданы государственные пакеты акций таких компаний как ЗАО "КазТрансГаз", ОАО "Вертолетная авиакомпания "Евро-Азия Эйр", ОАО "Актюбнефтесвязь", ОАО "Байланыс", ЗАО "Мунай-Импэкс", ОАО "КазТрансСвязь", ОАО "Международный аэропорт Атырау". Одновременно было поручено также передать государственные пакеты акций ЗАО "КазТрансОйл" и АО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот".

6. Таким образом, можно предполагать, что государство, фактически реализовывая до этого коммерческие функции, стояло на пороге определения своей роли в управлении множеством нефтегазовых предприятий.

Создание ННК "Казахойл" и ЗАО НК "ТНГ" показывает, что руководство страны, консолидировав все государственные пакеты акций (долей участия) в двух холдингах и организовав управление ими через такие холдинги, взяло вектор по сосредоточиванию у себя только стратегических, а также контрольно-надзорных функций.

7. Очередным доказательством этому послужило образование в 2002 г. ЗАО НК "КМГ" (впоследствии преобразованное в АО НК "КМГ") путем слияния ННК "Казахойл" и ЗАО НК "ТНГ". Так, впервые все нефтегазовые активы государства, т.е. акции и доли участия в нефтегазовых компаниях, которые осуществляют нефтяные операции, были консолидированы в одном месте. При этом активом государства являются только акции и доли участия, но не имущество юридических лиц с участием государства.

8. Следующим шагом было разграничение в 2002 г. полномочий в нефтяных операциях между государственными органами и ЗАО НК "КМГ".

Так, компетентный орган по вопросам недропользования, государственные органы по использованию и охране недр, по охране окружающей среды, по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и иные государственные органы осуществляли возложенные на них функции в области

нефтяных операций в соответствии с законодательством и положениями о каждом государственном органе.

Вместе с тем ЗАО НК "КМГ" были отведены следующие функции:

1) участие в разработке стратегии использования, воспроизводства и дальнейшего увеличения ресурсов нефти и газа;

2) участие в реализации единой государственной политики в нефтегазовой отрасли;

3) участие в организации конкурсов на нефтяные операции на территории РК, включая секторы Каспийского и Аральского морей;

4) участие в международных и внутренних проектах РК по осуществлению нефтегазовых операций в установленном законодательством порядке;

5) участие во всех внутренних и международных проектах РК по транспортировке углеводородного сырья в установленном законодательством порядке;

6) участие в подготовке ежегодных отчетов Правительству РК о ходе выполнения контрактов.

7) представление государственных интересов в контрактах с подрядчиками, осуществляющими нефтяные операции посредством обязательного долевого участия в контрактах.

8) подготовка и реализация новых проектов, связанных с нефтяными операциями;

9) осуществление прикладных научных исследований в области поиска и разведки месторождений нефти и газа, нефтедобычи;

10) обеспечение и (или) осуществление эффективного и рационального освоения нефтегазовых ресурсов республики;

11) участие через своих представителей в работе комиссий по проведению конкурсов инвестиционных программ, центральной комиссии по разработке нефтяных и газовых месторождений, специально уполномоченного органа по государственной экспертизе недр; и

12) осуществление корпоративного управления и мониторинга по вопросам разведки, разработки, добычи, переработки, реализации, транспортировки углеводородов, проектирования, строительства, эксплуатации нефтегазопровода и нефтегазопромысловой инфраструктуры.

Таким образом, государство поэтапно вело работу по разграничению своих коммерческих и контрольно-надзорных функций.

9. Также, в 2002 г. Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК было определено органом государственного управления, участвующим в осуществлении регулирования и контрольно-надзорных функций в сфере строительной деятельности по вопросам планирования, проектирования,

строительства объектов нефтегазотранспортной инфраструктуры, связанных с транспортировкой по магистральным нефтепроводам, последующим хранением и перевалкой нефти и газа на другие виды транспорта, а также по вопросам использования существующих объектов нефтегазотранспортной инфраструктуры.

Функции рабочего органа данного министерства по вышеуказанным вопросам, за исключением вопросов осуществления государственного регулирования и контрольных и надзорных функций были возложены на ЗАО "НК КМГ".

На сегодняшний день Устав АО НК "КМГ" содержит порядка сорока видов деятельности, осуществляемых им в установленном законодательством порядке.

10. Закрепленная ранее законодательством норма о стопроцентной принадлежности акций национальной компании государству в дальнейшем претерпевала изменения в связи с созданием национального управляющего холдинга (АО "Самрук", АО "Самрук-Қазына") и передачей ему акций АО НК "КМГ", а также принятием в 2012 г. закона, направленного на развитие фондового рынка.

В 2015 г. АО НК "КМГ" включено в перечень юридических лиц, подлежащих передаче в конкурентную среду в приоритетном порядке, способ реализации был определен IPO. В связи с переносом сроков IPO, в 2020 году АО НК "КМГ" был включен в План приватизации на 2021-2025 годы.

11. Согласно п. 1 комментируемой статьи, национальной компанией в области углеводородов признается акционерное общество, созданное по решению Правительства РК, контрольный пакет акций которого принадлежит государству или национальному управляющему холдингу, и осуществляющее деятельность в сфере недропользования по углеводородам.

Понятие национальной компании, содержащееся в Кодексе о недрах, корреспондируется с понятием, приведенным в Законе о государственном имуществе (п. 4 ст. 1). При этом акционером национальной компании может быть как государство, так и национальный управляющий холдинг.

12. На сегодняшний день национальной компанией в области углеводородов является АО НК "КМГ", акции которого принадлежат АО "Самрук-Қазына" (90,42%) и Национальному Банку РК (9,58%). До 2006 г. акции АО НК "КМГ" не подлежали приватизации, а в настоящее время они включены в перечень стратегических объектов.

Согласно постановлению Правительства РК от 30.11.2021г. № 854 "Об утверждении разграничения деятельности национальных компаний в сфере недропользования" национальной компанией в области углеводородов является 

также АО "НК "QazaqGaz". Согласно указанному постановлению Правительства РК, предусмотренное им разграничение деятельности национальных компаний в сфере недропользования применяется при реализации приоритетного права государства, представлении государственных интересов в контрактах, предусматривающих долевое участие в них национальной компании, определении национальной компании, имеющей право на получение права недропользования без проведения конкурса на основе прямых переговоров, принятии в доверительное управление контрактной территории в случаях досрочного прекращения компетентным органом действия контракта. При этом разграничение деятельности между АО НК "КМГ" и АО НК "QazaqGaz" при реализации полномочий национальной компании в области углеводородов в рамках законодательства о недрах и недропользовании осуществляется путем заключения соответствующего соглашения.

13. Следует отметить, что помимо своего особого права на получение права недропользования на основании прямых переговоров, национальная компания в области углеводородов также имеет возможность получить право на разведку и добычу или добычу углеводородов на общих основаниях.

Несмотря на то, что законодательство о недрах, действовавшее до введения в действие Кодекса о недрах, всегда содержало такую возможность, нам не известно о прецедентах получения АО НК "КМГ" права недропользования в общем порядке. Однако, учитывая особенности и отличия предоставления права недропользования по Кодексу о недрах, в последующем такой сценарий вполне вероятен. При этом национальной компании необходимо будет конкурировать с другими потенциальными инвесторами уже на рыночных условиях.

14. До принятия Кодекса о недрах национальная компания имела возможность в любое время подать заявление о получении права недропользование на основании прямых переговоров.

Следует отметить, что ранее высказывалось достаточно много критики на столь привилегированное положение национальной компании и непрозрачное распределение участков недр. При этом инвесторам было важно знать, на какие участки недр можно претендовать и подавать заявления. Отдельным инвесторам было выгодней сотрудничать с национальной компанией, чтобы получить доступ к наиболее привлекательным участкам недр. Это осуществлялось, в том числе, путем создания с АО НК "КМГ" совместных предприятий.

15. В целом, компетентный орган предоставил АО НК "КМГ" на основе прямых переговоров право недропользования по четырнадцати участкам недр на суше, в том числе:

Урихтау – 240 кв.км;

Узень-Карамандыбас – 2100 кв.км;

Каратон-Саркамыс – 3690 кв.км;

Темир – 3874 кв.км;

Кансу – 4374 кв.км;

Оркен – 278 кв.км;

Бектурлы Восточный – 286 кв.км;

Самтыр – 10 937 кв.км;

Прибрежное – 18 кв.км;

Бейнеу – 4 759 кв.км.

По участкам Королевское, Жайык, Сарайшык, Забурунье в Атырауской области были подписаны протоколы прямых переговоров по предоставлению права недропользования на проведение разведки углеводородного сырья, но не были подписаны контракты.

16. В связи с новым механизмом предоставления права недропользования, установленным Кодексом о недрах, участок недр, не включенный в ПУГФН не может быть предоставлен национальной компании на основании прямых переговоров (см. ст. 110).

Безусловно, данные нововведения осложнили получение участков недр для АО НК "КМГ", однако такой подход видится справедливым.

17. К примеру, в настоящее время согласно Приложению 3 к ПУГФН включены всего два участка УВС, которые АО НК "КМГ" может получить на основании прямых переговоров. Это участки 1-Р-2 (1958 блоков) и Женис (2581 блоков), расположенные в казахстанском секторе Каспийского моря. При наличии намерения национальная компания вправе получить определенный участок недр на основании прямых переговоров, и он подлежит включению в ПУГФН. Согласно п. 4 комментируемой статьи, если такой участок недр уже включен в ПУГФН как подлежащий предоставлению на основании аукциона, то национальная компания путем прямых переговоров может претендовать на него при условии, что другое заинтересованное лицо не подало заявления на проведение аукциона.

В случае, если определенное заинтересованное лицо уже подало заявление на проведение аукциона на участок недр, АО НК "КМГ" может участвовать в таком аукционе на равных правах.

18. Согласно п. 5 комментируемой статьи национальная компания может заключить контракт как самостоятельно, так и совместно со стратегическим партнером.

Впервые понятие "стратегический партнер" было введено в законодательство РК в 2004 г. Выбор стратегического партнера национальной компанией всегда контролировался государством.

19. До принятия Кодекса о недрах стратегический партнер определялся национальной компанией по согласованию с компетентным органом для совместной реализации проектов по контрактам, заключенным по итогам прямых переговоров.

На практике национальная компания сперва заключала контракт на недропользование по итогам прямых переговоров, а затем привлекала стратегического партнера. Это могло реализовываться путем отчуждения доли в контракте на недропользование, отчуждения доли в уставном капитале юридического лица – недропользователя или создания совместно со стратегическим партнером юридического лица с передачей в качестве вклада в уставный капитал права недропользования, принадлежащего национальной компании.

20. Критерии и порядок выбора стратегического партнера определялся внутренними документами АО НК "КМГ", утверждаемыми его соответствующими органами.

К примеру, АО НК "КМГ" для реализации совместно со стратегическими партнерами были получены такие участки недр как Прибрежное (Атырауская область), Бектурлы Восточный, Самтыр, Бейнеу (Мангистауская область), Оркен (Кызылординская область).

Кодекс о недрах концептуально изменил порядок привлечения стратегического партнера.

21. Так, в соответствии с п. 6 комментируемой статьи стратегический партнер должен соответствовать требованиям, утвержденным национальной компанией и согласованным с компетентным органом, а также взять на себя обязательство по осуществлению инвестиционного финансирования (в Законе о недрах 2010 г. понятие стратегического партнера не привязывалось к инвестиционному финансированию).

Таким образом, национальная компания в первую очередь утверждает требования к стратегическим партнерам и согласовывает эти требования с компетентным органом. При этом процедура и форма согласования законодательством не определена.

22. Полагаем, что, исходя из нормы п. 6 комментируемой статьи, требования к стратегическим партнерам национальной компании будут установлены ее внутренним документом, утверждаемым одним из органов АО НК "КМГ" исходя из уставной компетенции.

Согласно п. 32 Правил документирования, такой документ может быть согласован компетентным органом путем оформления грифа с проставлением личной подписи должностного лица, письмом, протоколом или другим документом с указанием в грифе соответствующих реквизитов.

23. Следующим шагом является поиск и выбор стратегического партнера, с которым национальная компания намерена получить право недропользования на основании прямых переговоров.

24. Следует учесть, что 25 марта 2016 г. РК ратифицировала Соглашение о сотрудничестве с Европейским Союзом, в соответствии с которым государственные предприятия сохраняют свое право на получение права на недропользование посредством прямых переговоров.

В указанном Соглашении под государственным предприятием понимается любое предприятие, участвующее в коммерческой деятельности, в котором Сторона на центральном или на региональном уровне прямо или косвенно владеет более 50% акционерного капитала предприятия или голосов, закрепленных за акциями, выпущенными предприятием. Таким образом, национальная компания в данном случае подпадает под определение государственного предприятия (пп. (j) ст. 138).

Однако, если государственное предприятие (национальная компания) решает передать свое право недропользования полностью или частично другому лицу, то это должно осуществляться на недискриминационной основе, т.е. после опубликованной процедуры или приглашения путем уведомления к потенциальным заинтересованным заявителям (ст. 141 Соглашения с ЕС).

Вместе с тем детальная регламентация реализации этих норм никак не закреплена. К примеру, где должна публиковаться процедура выбора потенциальных партнеров, скольким и каким потенциальным заинтересованным компаниям отправлять уведомления, в какие сроки и т.д.

Следует отметить, что соблюдение указанных требований необходимо только в отношении стран Европейского союза (всего 27 стран, не включая Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) и, на наш взгляд, соответствующие процедуры возможно регламентировать на уровне внутренних документов национальной компании.

25. П. 7 комментируемой статьи дает определение инвестиционному финансированию.

В международной практике это понятие известно как "кэрри-финансирование". Оно означает, что национальная компания не несет затраты на геологоразведочные мероприятия. В случае, если геологоразведка оказывается положительной, то в дальнейшем стратегический партнер может вернуть затраченные средства, добывая нефть. При этом в первую очередь инвестор будет возмещать свои понесенные затраты, в связи с чем, доля национальной компании в распределении доходов на определенных этапах может быть меньше. Если же коммерческого обнаружения не происходит, то все затраты на

геологоразведку стратегический партнер принимает на себя, нивелировав финансовые риски для национальной компании.

Следует различать инвестиционные отношения, установленные Кодексом о недрах от отношений, возникающих при осуществлении инвестиций в рамках ПК РК.

Так, ССД и (или) СОФ со стратегическим партнером не являются инвестиционными контрактами, являющимися основанием для получения инвестиционных преференций.

Согласно п. 2 ст. 285 ПК инвестиционные преференции предоставляются на основании инвестиционного контракта, заключенного между уполномоченным органом по инвестициям и юридическим лицом Республики Казахстан, реализующим инвестиционный проект.

Уполномоченный орган по инвестициям определяется Правительством РК и осуществляет деятельность по заключению инвестиционных контрактов и контролю за их исполнением, за исключением специальных инвестиционных контрактов (п. 1 ст. 282 ПК РК).

Таким образом, Сторонами контракта на недропользование и инвестиционного контракта выступают разные государственные органы, отличаются также предмет и цели таких контрактов.

В инвестиционном портфеле национальной компании около 40% занимают проекты разведки и добычи нефти и газа. Данные проекты финансируются как непосредственно из средств АО НК "КМГ", так и совместно со стратегическими партнерами на условиях паритетного соглашения.

К примеру, ряд морских проектов реализуется на условиях carry-финансирования (Абай, Исатай, Женис, I-Р-2, Бектурлы Восточный), где капитальные вложения на стадии геологоразведочных работ несет только стратегический партнер АО НК "КМГ". В случае обнаружения углеводородного сырья АО НК "КМГ" с партнером финансирует добычу на последующих стадиях реализации проектов. Финансирование разведки закрепляется ССД и (или) СОФ.

ССД и (или) СОФ со стратегическим партнером может быть заключено как АО НК "КМГ", так и юридическим лицом, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) в котором прямо или косвенно принадлежат АО НК "КМГ".

26. Если прямая принадлежность голосующих акций (долей участия в уставном капитале) юридического лица АО НК "КМГ" не вызывает вопросов, то Кодекс о недрах не раскрывает дефиниции "косвенной принадлежности".

Такие понятия раскрываются в ПК РК (п. 2 ст. 166) и в Законе РК "О Фонде национального благосостояния" № 550-IV от 1 февраля 2012 г. (п. 1 ст. 1) в рамках специфики регулируемых отношений.

Так, под косвенной принадлежностью следует понимать принадлежность каждому последующему юридическому лицу пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) иного юридического лица.

В свою очередь, в пункте 5 ст. 47 Кодекса о недрах раскрывается понятие косвенного контроля, который означает возможность лица, организации контролировать другую организацию через третью организацию (третьи организации), между которыми существует прямой контроль.

27. Необходимо отметить, что в целях сокращения участия государства в предпринимательской деятельности и создания условий для развития частного сектора 3 июля 2019 г. Президент РК подписал Указ № 51, вводящий до 31 декабря 2021 г. мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора.

Исключение составляет создание:

1) юридических лиц, осуществляющих деятельность в социальной сфере и (или) в области жизнеобеспечения населенных пунктов;

2) юридических лиц, создаваемых в рамках оптимизации действующих юридических лиц путем их реорганизации (слияния или преобразования);

3) акционерных обществ (товариществ с ограниченной ответственностью), в уставном капитале которых субъектам квазигосударственного сектора будет принадлежать пятьдесят и менее процентов голосующих акций (долей участия);

4) юридических лиц, создаваемых по поручению и (или) согласованию с Президентом РК.

28. При этом из буквального толкования п. 7 комментируемой статьи следует, что голосующие акции (доли участия в уставном капитале) могут принадлежать АО НК "КМГ" не только на праве собственности, но и на иных законных основаниях (к примеру, на праве доверительного управления).

Стратегический партнер определяется национальной компанией при подаче заявления на заключение контракта на разведку и добычу углеводородов.

ССД должно предусматривать обязательство стратегического партнера по оплате подписного бонуса либо возмещению суммы подписного бонуса, уплаченной АО НК "КМГ".

С налоговой точки зрения, доход от списания до коммерческого обнаружения в период разведки стратегическим партнером, обязательства национальной компании и по вознаграждению по инвестиционному

финансированию не рассматриваются в качестве дохода (пп. 17 п. 2 ст. 225 НК РК).

В целом институт "стратегического партнера" призван решать не только вопросы финансирования, но и вопросы привлечения новых технологий и заимствования передового опыта в разработке сложных участков недр.

29. П. 8 комментируемой статьи устанавливает запрет национальной компании на передачу в течение двух лет со дня регистрации контракта права недропользования в случае получения такого права на основании прямых переговоров.

Цель такого ограничения вполне понятна, и законодатель исключил спекулятивную составляющую в данном вопросе. Ограничение касается и доли в праве недропользования.

Исключением является передача юридическому лицу, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) в котором прямо или косвенно принадлежат АО НК "КМГ". При этом такое юридическое лицо не вправе передавать полученное право недропользования (долю в праве недропользования) в течение двух лет со дня регистрации контракта.

Следует отметить, что существовавшее ранее в Законе о недрах 1996 г. и Законе о недрах 2010 г. ограничение на передачу права недропользования в течение двух лет снято для остальных недропользователей.

На наш взгляд, это видится нецелесообразным, так как данное ограничение вводилось с целью недопущения спекуляций со стороны недобросовестных недропользователей, которые имели своим намерением не разработку и освоение участков недр, а выгодную их "перепродажу".

Вместе с тем, по данному вопросу имеется и другая точка зрения, заключающаяся в том, что исключение указанного ограничения будет способствовать стимулированию развития недропользования в стране.

30. Согласно базе судебных актов имеется лишь один спор, связанный с предоставлением права недропользования на основании прямых переговоров.

В указанном споре, имеющим начало в 2017 г., истцом выступило ТОО, которое обратилось в суд с заявлением о понуждении Министерства энергетики РК заключить контракт на недропользование на участках в Атырауской области на условиях протокола о прямых переговорах от сентября 2015 г.

В указанный период Закон о недрах 2010 г. предусматривал возможность получения права недропользования субъектами индустриальной инновационной деятельности.

В связи с исключением проекта указанного товарищества из карты индустриализации, указанные участки были переданы в АО НК "КМГ" на основании прямых переговоров.

Данный спор прошел все инстанции и оспариваемые участки были сохранены за национальной компанией.

31. В связи с вступлением в силу Кодекса о недрах, Верховный Суд РК при вынесении своего решения в качестве одного из оснований указал на положения ст.ст. 103-105 Кодекса о недрах о возможности предоставления права недропользования на основании прямых переговоров исключительно национальной компании в области углеводородов, т.е. АО НК "КМГ".

В этой связи, на сегодняшний день уже имеется судебная практика, когда никто кроме национальной компании в области углеводородов не может претендовать на получение права недропользования на основании прямых переговоров.

Следует отметить, что из этого случая имеется исключение, которое Кодекс о недрах оговорил в переходных положениях, о чем будет сказано в комментариях ниже.

 

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин