Комментарий к статье 11. Собственность на недра кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”
1. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан недра находятся в государственной собственности.
2. Государство предоставляет недра в пользование на основаниях, условиях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Действия физических и юридических лиц, нарушающие право государственной собственности на недра, влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан. Сделки, заключенные в нарушение государственной собственности на недра, являются ничтожными.
______________________________________________________________________________________
(Ерешев Д.Е.)
1. Все законодательные акты независимого Казахстана содержали положения, посвященные вопросам права собственности на недра, а также производному от права собственности – праву пользования недрами.
Общим для всех законодательных актов, является то, что они констатируют одну из основополагающих конституционных норм, декларирующую право собственности государства на недра.
Касательно непосредственно норм, регулирующих вопросы права собственности на недра, то в разное время их содержание менялось так же, как и менялось содержание понятия "недра" (см. комментарий к ст. 10 Кодекса о недрах).
Согласно Кодексу о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. недра находились в исключительной собственности государства, запрещалась как частная собственность на недра, так и любой оборот участков недр. Право собственности на недра осуществлялось Верховным Советом РК.
В Указе о недрах 1996 г. статья о праве собственности на недра помимо непосредственно вопросов права собственности, также регулировала вопросы права собственности на полезные ископаемые и минеральное сырье. Согласно Указу о недрах 1996 г. полезными ископаемыми признавалось минеральное вещество, находящееся в недрах, тогда как минеральным сырьем признавалась часть недр, содержащая полезное ископаемое и извлеченная на поверхность. Целью данной нормы было определить момент перехода недр из состояния недр, как объекта государственной собственности, в новое состояние –
минеральное сырье, являющееся самостоятельным объектом гражданского оборота. Схожие положения присутствовали и в Кодексе о недрах и переработке минерального сырья 1992 г., но в рамках понятия "недра".
Также в Указе о недрах 1996 г. в составе положений о праве собственности на недра регулировался вопрос права собственности на ТМО. Под ТМО понимались отходы горного, обогатительного, металлургического и других видов производства (шлаки, отвалы, хвосты и другие), содержащие полезное ископаемое.
Необходимость выделения ТМО, как отдельного объекта регулирования, связана с тем, что они не относились к недрам. Режим регулирования ТМО зависел от права собственности на ТМО. Режим ТМО, находящихся в государственной собственности, был приравнен к недрам. Тогда как ТМО, являющиеся частной собственностью, таким статусом не обладали и на них не распространялись положения Указа о недрах 1996 г. в части порядка разведки и добычи из них полезных ископаемых.
В целом регулирование вопроса о праве собственности на недра в Указе о недрах 1996 г. было акцентировано на правах в отношении содержащихся в недрах полезных ископаемых. Хотя использование пространства недр и было затронуто в Указе о недрах 1996 г., но в целом эта составная часть ресурсов недр фактически не была урегулирована с позиции вопросов права собственности на недра.
Такой же подход были заложен и в Законе о недрах 2010 г., нормы которого схожим образом регулировали вопросы права собственности на недра, включая вопросы права собственности на ТМО.
С принятием Кодекса о недрах понятие недр было изложено более широко, что повлияло на содержание нормы о праве собственности на недра, из которой были изъяты положения о праве собственности на минеральное сырье.
2. Недра, как объект права собственности, обладают особым статусом, поскольку единственным их собственником является государство. Только государство, являясь и регулятором, и собственником может устанавливать порядок предоставления, условия, пределы пользования недрами.
Любые действия в отношении недр, которые не санкционированы государством не только не имеют юридической силы, но являются наказуемыми.
3. П. 1 комментируемой статьи отсылает к положениям Конституции РК, которая является основополагающим актом, определяющим особый порядок регулирования отношений в сфере недропользования.
П. 2 комментируемой статьи условно состоит из двух частей. Первая его часть является развитием п. 1 этой же статьи, которая провозглашает право собственности государства на недра, вследствие чего все производные права в отношении недр могут предоставляться только государством, в пределах и порядке им определенными.
Ч. 2 данного пункта основана на положениях ст. 61 Конституции РК, согласно которой установление основополагающих принципов и норм по вопросам режима собственности и иных вещных прав относится к компетенции Парламента страны. В п. 2 комментируемой статьи эта норма Конституции раскрывается и детализируется, посредством указания на то, что вопросы предоставления права пользования недрами не могут быть предметом регулирования подзаконных актов.
П. 3 комментируемой статьи указывает на то, что нарушение права собственности государства на недра влечет не только гражданско-правовую ответственность, но и административную или уголовную ответственность. Меры такой ответственности устанавливаются соответствующим законодательством (КоАП РК, УК РК). Например, ст. 334 УК РК устанавливает ответственность за самовольное пользование недрами.
Любые сделки нарушающие права собственности на недра признаются ничтожными. Последствия ничтожности таких сделок определяются положениями ГК РК.
О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда
ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY"
Нур-Султан 2022
Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022
Уважаемые читатели!
Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании".
Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений.
Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны.
Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли.
В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров.
Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом.
Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в
понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса.
Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев.
С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин