Комментарий к статье 12. Недопустимость повторного привлечения к административной ответственности Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
Никто не может быть повторно привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
Подпункт 2) п. 3 ст. 77 Конституции гласит, что "никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение". Предлог "или" между словами "уголовной" и "административной" содержит в себе смысл, что за административное правонарушение нельзя привлекать правонарушителя дважды за одно и то же событие правонарушения.
За совершение административного правонарушения применяются меры административной ответственности (в некоторых случаях иные меры административно-правового воздействия, например, дисциплинарные). Например, по ст. 32 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться ответственность в административном порядке, а именно дисциплинарная ответственность.
Впервые такой принцип был предусмотрен Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года с диспозицией "Никто не может быть дважды подвергнут административному взысканию за одно и то же правонарушение".
В 2007 году норма подверглась корректировке. Так, слова "подвергнут административному взысканию" были заменены словами "привлечен к административной ответственности".
В новом Кодексе норма сохранила свою измененную редакцию. Однако Законом РК от 28 декабря 2017 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях" слово "дважды" было заменено словом "повторно", что, по сути, не является принципиальным отличием.
Понятие административной ответственности по смыслу является более широким понятием и поглощает понятие "административное взыскание".
Во многих словарях и учебниках понятие административной ответственности раскрывается так, что нельзя отличить от административного взыскания. Например, А.Б. Агапов считает, что административная ответственность представляет собой особую разновидность юридической ответственности. И далее указывает на ее особенности.
Г.В. Васильева и М.С. Студеникина дают понятие административной ответственности как разновидности юридической ответственности и считается, что так же, как уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная, она наступает только при наличии правонарушения.
Часть 2 ст. 25 КоАП утверждает, что административная ответственность за правонарушения, предусмотренные статьями Особенной части КоАП, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности.
Однако остается вопрос о сопряженности и эквиваленте административной ответственности и наложения административного взыскания. Поэтому, по нашему мнению, наиболее актуальное понятие следующее. Административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к юридическим лицам за совершенные административные правонарушения. То есть, обоснован вывод, что факт привлечения к административной ответственности нельзя приравнять к факту наложения административного взыскания.
Например, ч. 2 ст. 22 Закона РК "О профилактике бытового насилия" предусматривает, что установление особых требований к поведению правонарушителя является мерой административно-правового воздействия и применяется наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности. То есть применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении может применяться вместо наложения административного взыскания, но будет являться фактом привлечения к административной ответственности.
Аналогичные разъяснения дает нормативное постановление Верховного Суда РК от 22 декабря 2016 года № 12. Основанием установления особых требований к поведению правонарушителя является ряд административных правонарушений, перечисленных в ст. 54 КоАП, и может применяться независимо от назначения взыскания и распространяется на несовершеннолетних, которые привлекаются к административной ответственности повторно.
Запрету на привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение посвящены подпункты 6), 10) и 12) ч. 1 ст. 741 КоАП:
1) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления судьи, органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по тому же факту постановления о признании лица подозреваемым;
2) наличие документа, подтверждающего уплату административного штрафа в порядке, установленном ст. 897 Кодекса;
3) в связи с примирением сторон в порядке, предусмотренном ст. 64 Кодекса.
Также согласно ч. 2 ст. 741 КоАП, производство по делу об административном правонарушении прекращается, когда деяние совершено при обстоятельствах, которые в соответствии с главой 5 Кодекса, исключают административную ответственность.
На основании постановления Верховного Суда РК от 22 декабря 2016 года № 12 даны разъяснения, что назначение нового взыскания после отмены или изменения незаконного постановления по делу об административном правонарушении, по которому взыскание уже исполнено, не является повторным привлечением к административной ответственности.
Много вопросов возникает о повторности привлечения к административной ответственности при длящихся правонарушениях. Согласно примечанию к ст. 62 КоАП, длящимся признается правонарушение, которое характеризуется непрерывным осуществлением единого состава определенного деяния, предусмотренного статьей Особенной части настоящего раздела, и не завершено к моменту его обнаружения.
При длящемся административном правонарушении, а также при совершении административного правонарушения в области бюджетных отношений, посягающего на охраняемые законом интересы общества и государства, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 3 ст. 62 КоАП). Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Постановление о привлечении к административной ответственности прекращает правонарушение формально юридически, потому что после выявления нарушений обычно никто не вправе и не может запретить продолжить совершать административное правонарушение. Например, нарушать правила пожарной безопасности или санитарные нормы и правила. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Причем моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.
Если прошел достаточный срок для устранения нарушения и нарушение не устранено, то возможно привлечение к административной ответственности по той же самой статье. Первое постановление о назначении административного взыскания должно вступить в силу. Это не будет привлечением к ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Это будут два разных административных правонарушения.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда