⁠`

Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье 13. Принцип гуманизма  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Комментарий к статье 13. Принцип гуманизма  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье 13. Принцип гуманизма  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях 

      Административное взыскание, применяемое к лицу, совершившему правонарушение, не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. 

      Принцип гуманизма изложен в диспозиции статьи, которая характеризуются следующими юридическими понятиями: административное взыскание, причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства. 

      Понятие административного взыскания дано ст. 40 КоАП. Административное взыскание – мера государственного принуждения, применяемая уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном Кодексом лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение. Часть 3 этой статьи дублирует элемент принципа гуманизма и предусматривает этот принцип для юридического лица. Административное взыскание не имеет своей целью причинение физических страданий лицу, совершившему административное правонарушение, или унижение его человеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. 

      Административное взыскание также выполняет функцию предупреждения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами. 

      Исходя из многочисленных определений, изложенных в юридической литературе, причинение физических страданий - это причинение ущерба чувствам человека, ассоциирующимся с физической болью и, как правило, они возникают при причинении вреда здоровью. На основании ст. 951 ГК физические страдания рассматриваются как составная часть морального вреда. Моральный вред - это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п. ), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения, а в случае его смерти в результате такого правонарушения - его близкими родственниками, супругом (супругой). 

      Унижение человеческого достоинства – является квалифицирующим признаком административных (ст. 73) и уголовных правонарушений (ст. 105, 130, 131). 

      Например, Асанов Ж.К. и Корнейчук С.В., комментируя этот квалифицирующий признак, обосновали определение унижения человеческого достоинства, которое является действием психологического характера. Унижать это - обвинять в надуманных проступках, слабом интеллекте, плохом психическом развитии, упрекать в физическом недостатке, распускать сплетни, в том числе интимного характера, оскорбление близких родственников и потерпевшего неприятными для него словами (например, словами животных, растений и т.п. ), публично высказывать мнение при членах семьи об интимной несостоятельности жертвы бытового насилия, игнорирование и призыве бойкотирования иными членами семьи и т.п. . 

      Гуманизм в переводе с латинского означает "человечный", "человеческий". Это, прежде всего, признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, выражающую признание ценности человека как личности (индивида), уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного развития. Принцип гуманизма вытекает из основ конституционного строя Республики Казахстан, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Как гласит ст. 1 Конституции, "…высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы". Это не что иное, как нормативное закрепление одного из проявлений принципа гуманизма. 

      Демократический политический режим, кроме народовластия, включает в себя широкую систему прав и свобод, принадлежащих человеку и гражданину, гарантии их реализации. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция не только увеличила количество прав и свобод, но и произвела определенную переориентацию в приоритетах этих прав, поставив на первое место те из них, которые связаны непосредственно с личностью человека. Важным конституционным положением является закрепление неотчуждаемых прав и свобод от человека и принадлежность их каждому от рождения. Провозглашая равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, происхождения и других обстоятельств (ст. 12), Конституция гарантирует и контроль за их реализацией. Важен и закрепляемый Конституцией и имеющий также всеобщий характер принцип, гласящий, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. 

      В признании человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 1 Конституции) выражен гуманистический принцип конституционного строя Казахстана. Таким образом, гуманизм провозглашается важнейшим качественным признаком государства, его экономической, правовой систем, идеологии, основополагающим принципом деятельности всех органов власти и местного самоуправления, предприятий и учреждений, руководящей идеей, определяющей поведение каждой конкретной личности и его взаимоотношения с гражданским обществом. 

      Понятие "высшая ценность" в большей мере нравственное, а не юридическое. Однако будучи закрепленным в Конституции, оно становится правовой нормой, то есть правилом поведения, обязательным для всех. Но это не традиционная правовая норма, а, скорее, норма-принцип. Принцип, который при решении любого вопроса требует отдавать приоритет именно личности, ее правам и свободам, даже когда так называемая "целесообразность" подсказывает иной вариант поведения. В этой связи недопустим самосуд по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение, недопустимы пытки и жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение с лицом, подозреваемым в совершении административного правонарушения. Ради скорейшего разрешения дела недопустимо вмешательство в личную и частную жизнь, исходя из неких нравственных установок. 

      Защита требует от всех государственных органов, и прежде всего судебных, предпринимать действия по предотвращению нарушений прав и свобод, восстановлению нарушенного права. Государство также гарантирует предоставление каждому человеку квалифицированной юридической помощи для защиты своих прав и свобод, а в отдельных случаях, в рамках, установленных законом, - и право на самозащиту. 

      Итак, принцип гуманизма — это основополагающее начало (идея), закрепленное в действующем административном законодательстве, человечное, милосердное, уважительное отношение к субъектам юридической ответственности при ее установлении и применении. 

      Основными требованиями принципа гуманизма выступают: запрет применения пыток, насилия и унижающего человеческое достоинство обращения; установление юридической ответственности с учетом уважения прав человека и нравственных норм; функциональное осуществление юридической ответственности на основании критериев человеколюбия, милосердия, уважения; установление системы льгот (изъятий из принципов неотвратимости, равенства) в зависимости от особых характеристик субъекта (старость, инвалидность, несовершеннолетие, болезнь и т.д.) или вне зависимости от них, проявляющихся в актах амнистии и помилования. 

      Принцип справедливости юридической ответственности — это идея, основополагающее начало, закрепленное в системе норм, предусматривающих юридическую ответственность, заключающееся в равенстве, уважении и защите прав и свобод человека, соответствии правовых норм моральным нормам, категориям разумности и добросовестности, учете иерархии личных, общественных и государственных интересов. 

Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива: 

      Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.); 

      Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23; 

      Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);  

      Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52; 

      Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49; 

      Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20; 

      Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); 

      Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);  

      Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490; 

      Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475; 

      Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44; 

      Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;  

      Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);  

      Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53; 

      Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.  

      Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.). 

Дата изменения акта:  01.01.2020  
Дата принятия акта:  01.01.2020  
Место принятия:  100050000000  
Орган, принявший акт:  103001000000  
Регион действия:  100000000000  
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  5  
Статус акта:  new  
Сфера правоотношений:  029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000  
Форма акта:  КОММ / КОД  
Юридическая сила:  1900  
Язык акта:  rus   

Об административных правонарушениях  Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании   О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный  Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда