Комментарий к статье 14. Неприкосновенность личности Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Никто не может быть подвергнут административному задержанию, приводу, доставлению в органы внутренних дел (полицию) или другие государственные органы, личному досмотру и досмотру находящихся при физическом лице вещей или иным мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом.
2. Административный арест как мера административного взыскания может налагаться только по постановлению судьи в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.
3. Каждому задержанному, подвергнутому приводу, доставленному в органы внутренних дел (полицию) или другой государственный орган, немедленно сообщаются основания задержания, привода, доставления, а также юридическая квалификация административного правонарушения, совершение которого ему вменяется.
4. Государственный орган (должностное лицо) обязан немедленно освободить незаконно задержанного, подвергнутого приводу, доставлению или находящегося под административным арестом свыше срока, предусмотренного постановлением судьи.
5. Никто из участвующих в деле об административном правонарушении лиц не может подвергаться пыткам, насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
6. Совершение в процессе производства по делу об административном правонарушении против воли лица либо его представителя действий, нарушающих неприкосновенность личности, возможно только в случаях и порядке, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
7. Содержание лица, в отношении которого в качестве меры административного взыскания избран административный арест, а также лица, подвергнутого административному задержанию, должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.
8. Вред, причиненный физическому лицу в результате незаконного административного ареста, содержания в условиях, опасных для жизни и здоровья, жестокого обращения с ним, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законом.
В 2003 году Указом Президента РК №1227 был подписан Международный пакт о правах человека, который был ратифицирован Законом Республики Казахстан от 21 ноября 2005 года "О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах". Признавая, что согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.
Комментируемый принцип, также закреплен в ст. 18 Конституции. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.
Исследуемая статья КоАП состоит из 8 частей и посвящена защите личности человека от незаконного применения мер административного принуждения к лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения.
Часть 1 предусматривает нормативный запрет на применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении без оснований, установленных Кодексом. Правовые основания и полный перечень мер обеспечения перечислен в ст. 785 КоАП. Основания применения мер обеспечения характеризуются целями:
1) установление личности;
2) составление протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте совершения административного правонарушения;
3) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела;
4) исполнение принятого по делу постановления о наложении административного взыскания;
5) предотвращение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, угрозы аварии или техногенных катастроф.
Более конкретные цели указаны в статьях 786, 787, 790-793, 795-797 и 800 КоАП. Механизм применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях разъяснен в нормативном постановлении Верховного Суда РК от 9 апреля 2012 года № 1. Причем применение мер обеспечения должно быть правомерным, отвечать критериям разумности, необходимости и достаточности. Каждая из перечисленных в ст. 785 КоАП мер обеспечения может применяться отдельно или одновременно с другими мерами, если это вызвано необходимостью.
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что административный арест может налагаться только по постановлению судьи в случаях и порядке, установленных Кодексом. Понятие и правовые основания применения (или запрета на применение) административного ареста предусмотрены ст. 50 КоАП. Административный арест не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, инвалидам 1 и 2 групп, а также женщинам в возрасте свыше пятидесяти восьми лет, мужчинам свыше шестидесяти трех лет и мужчинам, в одиночку воспитывающим детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Но это не полный перечень лиц, в отношении которых запрещается налагать административное взыскание в виде административного ареста. Согласно ч. 2 ст. 32, административный арест не применяется к военнослужащим и военнообязанным, находящимся на военных сборах, за исключением случаев, предусмотренных статьями 651, 652, 667, 676, 677, 680, 681 КоАП. Такая мера взыскания также не может быть применена к сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, судьям и лицам, которые обладают привилегиями и иммунитетом от административной ответственности.
На основании ч. 3 ст. 744 КоАП рассмотрение судом дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административное взыскание в виде административного ареста, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно.
Согласно ч. 3 ст. 759 КоАП, в отсутствие прокурора такие дела могут быть рассматриваться лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном извещении прокурора о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Часть 3 анализируемой статьи предусматривает особенности административного доставления, задержания и привода. При применении этих мер принуждения лицу немедленно сообщаются основания задержания, привода, доставления, а также юридическая квалификация административного правонарушения, совершение которого ему вменяется.
Основанием для применения доставления является наличие объективных данных о факте совершения административного правонарушения и обоснованного предположения о совершении его тем лицом, в отношении которого оно применяется. Одним из дополнительных оснований является отказ нарушителя подчиниться законным требованиям или распоряжениям представителей государственных органов о прекращении совершения административного правонарушения. Применение административного задержания с целью составления протокола об административном правонарушении, проверки документов, установления личности и т.д. не допускается.
Привод осуществляется органами внутренних дел, антикоррупционной службой, службой экономических расследований на основании определения судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении. Копия определения вручается лицу, подвергнутому приводу.
Часть 4 рассматриваемой статьи предусматривает, что государственный орган (должностное лицо) обязан немедленно освободить незаконно задержанного, подвергнутого приводу, доставлению или находящегося под административным арестом свыше срока, предусмотренного постановлением судьи.
Сроки административного задержания предусмотрены ст. 789 КоАП, в зависимости от совершенного правонарушения, может длиться до 48 часов. Доставление не имеет конкретных сроков, но должно осуществляться в наиболее короткие сроки, но если цели доставления, перечисленные в ст. 786 КоАП, достигнуты, то лицо должно быть освобождено или принято обоснованное решение об административном аресте. Сроки доставления не входят в сроки административного задержания.
Привод – это принудительное препровождение физического лица либо представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по административному делу, представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, в суд или орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, в случае уклонения этих лиц от явки по вызову судьи или органа (должностного лица).
Частью 5 комментируемой статьи запрещается подвергать пыткам, насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению лиц, участвующих в административном процессе. Содержание нормы направлено на реализацию конституционного права граждан о неприкосновенности достоинства человека, предусмотренного ст. 17 Конституции. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Следует отметить, что в правоохранительных и других государственных органах Казахстана действуют подразделения по вопросам внутренней безопасности, задачей которых являются предупреждение, выявление и пресечение правонарушений со стороны сотрудников, в том числе фактов пыток.
Пытки и жестокие обращения являются квалифицирующими признаками правонарушений, подпадающих под сферу уголовной юстиции. Нормативное постановление Верховного Суда РК №7 от 28 декабря 2009 года разъясняет порядок реагирования на такие негативные явления. Если доводы, жалобы о применении пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения подтвердились, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Наряду с этим прокурор должен отменить обжалуемое незаконное решение и принять меры к восстановлению нарушенных прав заявителя.
При поступлении обращения от лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что показания были даны им при физическом или психическом насилии со стороны должностных лиц, при этом он не был ознакомлен с правом пригласить защитника и не давать показания против самого себя, его опрос проводился без участия защитника, то оспариваемые показания должны признаваться недопустимыми в качестве доказательств.
Часть 6 предусматривает, что совершение действий, нарушающих неприкосновенность личности, против воли лица либо его представителя действий возможно только в случаях и порядке, прямо предусмотренных КоАП. Причиной этому могут являться цели, предусмотренные ст. 785 КоАП о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В случаях, предусмотренных законодательством, сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов имеют право применять меры специального пресечения, в том числе и за административные правонарушения. Например, в статьях 59-62 Закона РК "О правоохранительной службе" предусмотрены случаи (правовые основания), когда сотрудники правоохранительных органов имеют право применять к правонарушителю физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Согласно ч. 3 ст. 36 КоАП, правом на задержание лица, совершившего посягательство, наряду со специально уполномоченными на то лицами обладают также потерпевшие и другие физические лица. В этой связи, законопослушные граждане при пресечении административных правонарушений, могут нарушить неприкосновенность личности.
Согласно Закону РК от 9 июля 2004 года "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка", граждане, участвующие в охране общественного порядка, имеют право "применять в целях пресечения правонарушений и задержания правонарушителей физическую силу и другие средства, если иными способами достичь указанных целей не представляется возможным. При этом не должно быть допущено превышение необходимых для этого мер. Запрещается применять физическую силу и другие средства в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст известен или очевиден, кроме случаев совершения ими вооруженного либо группового нападения (насилия)".
Запреты на применение физической силы общественными помощниками полиции отличаются от запретов, предусмотренных ст. 60 Закона РК "О правоохранительной службе". Сотрудникам правоохранительных органов запрещено применять "специальные средства и боевые приемы борьбы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления". Здесь налицо три основных отличия:
- сотрудникам правоохранительных органов разрешено применять специальные средства и физическую силу к несовершеннолетним, возраст которых 14 и более лет, а общественным помощникам разрешено применять физическую силу только к лицам старше 18 лет;
- запреты на применение физической силы сотрудниками правоохранительных органов распространяются только на применение боевых приемов самбо, а общественным помощникам полиции разрешено применять любую другую физическую силу;
- общественные помощники могут применять любые средства, а сотрудники полиции только специальные средства, которые предусмотрены постановлением Правительства РК от 30 октября 2001 года №1375.
Часть 7 рассматриваемой статьи предусматривает особенность содержания лица, в отношении которого в качестве меры административного взыскания избран административный арест, а также лица, подвергнутого административному задержанию. Условия содержания в специальных учреждениях или в специально отведенных помещения для лиц, задержанных в административном порядке, должны исключать угрозу их жизни и здоровью.
Правовой основой о порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества, является Закон РК от 30 марта 1999 года №351 "О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества". Этот Закон определяет правовые основы деятельности специальных учреждений, обеспечивающих на законных основаниях временную изоляцию от общества, а также устанавливает права и обязанности содержащихся в них лиц. В ст. 4 указано, что содержание в специальных учреждениях осуществляется в соответствии с принципами законности, презумпции невиновности, равенства граждан перед законом, гуманизма, уважения чести и достоинства личности, нормами международного права и не должно сопровождаться действиями, содержащимся в специальных учреждениях.
На подзаконном уровне вышеперечисленные принципы, реализуются на основании ведомственных правовых актов уполномоченных органов, утверждающих режим и порядок содержания лиц, задержанных в административном порядке и подвергнутых административному аресту.
Органы внутренних дел, согласно п. 9 приказа Министерства внутренних дел РК от 23 мая 2011 года №232, разрешают эксплуатацию специальных приемников только при наличии помещений, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности, пригодных для безопасного содержания лиц, подвергнутых административному аресту.
Согласно Правилам внутреннего распорядка специальных приемников органов внутренних дел, утвержденных приказом п. 9 приказа Министерства внутренних дел РК от 9 января 2012 года, администрация специального приемника создает лицам, подвергнутым административному аресту, условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии, пожарной безопасности.
Норма санитарной площади в камерах устанавливается из расчета не менее 2,5 квадратных метра на человека. Лица, подвергнутые административному аресту, содержащиеся в специальных приемниках, обеспечиваются для индивидуального пользования:
1) спальным местом;
2) постельными принадлежностями: матрацем, подушкой и одеялом;
3) постельным бельем: двумя простынями и наволочкой;
4) столовой посудой на время приема пищи;
5) полотенцем;
6) мылом.
Ежедневно в камеры выдается кипяченая вода для питья. Не реже двух раз в неделю каждому лицу, подвергнутому административному аресту, предоставляется возможность принять душ, продолжительностью не более 15-ти минут. Лица, подвергнутые административному аресту, содержащиеся в специальных приемниках, обеспечиваются питанием по нормам, установленным для содержащихся под стражей и находящихся в изоляторе временного содержания. Для написания жалоб и заявлений, а также по просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка). Для пользования могут приниматься собственные постельные принадлежности, а также другие вещи и предметы. Допускается получать посылки, бандероли и передачи, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами.
Часть 8 предусматривает, что вред, причиненный физическому лицу в результате незаконного административного ареста, содержания в условиях, опасных для жизни и здоровья, жестокого обращения с ним, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законом. Возмещение вреда предусмотрено главой 48 КоАП, а также в порядке гражданского судопроизводства и установлен главой 47 ГК РК.
Часть 1 ст. 862 КоАП гласит, что вред, причиненный лицу в результате незаконного применения мер обеспечения производства по делу, возмещается из республиканского бюджета в полном объеме независимо от вины судьи, органа (должностного лица), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
На основании ст. 923 ГК РК, вред, причиненный гражданину в результате незаконного наложения административного взыскания в виде ареста, возмещается государством в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, прокуратуры и суда, в порядке, установленном законодательными актами.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда