Комментарий к статье 150-1. Воспрепятствование законной деятельности редставителей работников УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан
Воспрепятствование законной деятельности представителей работников должностным лицом с использованием служебного положения, а равно вмешательство в их законную деятельность, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, повлекшее существенное нарушение их прав и законных интересов, —
наказываются штрафом в размере от ста до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
В соответствии со ст. 23 Конституции РК граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Деятельность профессиональных союзов регулируется Законом РК «О профессиональных союзах» от 9 апреля 1993 г. (с посл. изм. и доп.).
Общественная опасность преступления выражается в нарушении гарантированного Конституцией права граждан РК объединяться в профессиональные союзы и иные объединения, представляющие интересы работников.
Объектом рассматриваемого преступления является указанное конституционное право.
В соответствии с Трудовым кодексом РК представители работников - это органы профессиональных союзов, их объединений и (или) уполномоченные работниками физические и (или) юридические лица (п. 60 ст. 1).
Согласно ст. 1 Закона РК «О профессиональных союзах» профессиональные союзы РК (профсоюзы) это самостоятельные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов и улучшения условий труда.
В соответствии со ст. 11 ТК акты, издаваемые работодателем в пределах его компетенции в соответствии с ТК РК и иными нормативными правовыми актами, трудовым договором, соглашениями, коллективными договорами, подлежат согласованию с представителями работников и должным учитывать их мнение. Порядок учета мнения или согласования с представителями работников при издании актов работодателя регулируется ст. 12 ТК РК.
Объективную сторону преступления образуют: а) действия или бездействие, направленные на воспрепятствование законной деятельности представителей работников; б) вмешательство в их законную деятельность; в) последствия в виде существенного нарушения их прав и законных интересов; г) причинная связь между деянием виновных лиц и наступлением последствий.
Под воспрепятствованием следует понимать создание различных помех и препятствий для осуществления законной деятельности представителей работников, к примеру, необоснованный отказ в регистрации профессионального союза либо необоснованное запрещение его деятельности либо деятельности объединений и (или) уполномоченных работниками физических и (или) юридических лиц.
Под вмешательством в законную деятельность представителей работников следует понимать любое воздействие на руководителей профессиональных союзов, объединений и (или) уполномоченных работниками физических и (или) юридических лиц или их членов с целью изменения направления деятельности такого объединения. Воздействие может быть выражено в любой форме: устной, письменной, переданной по телефону, как в служебной, так и во вне служебной обстановки. Не образуют состава анализируемого преступления критические замечания, советы и пожелания общего характера в отношении деятельности представителей работников.
Преступление признается оконченным с момента существенного нарушение прав и законных интересов представителей работников, т. е. с момента наступления нежелательных для них последствий, например, срыв по этой причине законной забастовки.
С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме прямого умысла, то есть лицо сознает, что оно нарушает гарантированное Конституцией РК право на свободу законной деятельности профессиональных союзов и иных объединений представителей работников, предвидит, что в результате предпринятых им действий возможно или неизбежно наступление последствий и желает их наступления.
Субъект преступления специальный — должностное лицо, использующее свое служебное положение для создания помех и препятствий для законной деятельности общественных объединений.
Полномочия субъекта определяются его компетенцией, установленной в ТК РК и иных нормативных правовых актах, в которых регламентируются права и обязанности лица, занимающего ту или иную должность либо временно или по специальному полномочию исполняющего обязанности по этой должности. Поэтому под использованием лицом своих служебных полномочий следует понимать только такое деяние лица, которое вытекало из его полномочий и которыми это лицо было наделено в силу занимаемой должности.
Преступление, предусмотренное ст. 150-1 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.
Дата изменения акта: 02.08.2007
Дата принятия акта: 02.08.2007
Место принятия: НЕТ
Орган, принявший акт: 180000000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 167
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 028000000000
Форма акта: КОММ
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан