Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / messages.НПА / Комментарий к статье 158. Запрет строительства и эксплуатации хранилищ и резервуаров нефти на море  кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

Комментарий к статье 158. Запрет строительства и эксплуатации хранилищ и резервуаров нефти на море  кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье 158. Запрет строительства и эксплуатации хранилищ и резервуаров нефти на море  кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”    

      1. Запрещаются строительство и эксплуатация хранилищ и резервуаров нефти на море. 

      2. Запрещаются хранение и складирование нефти на морских объектах, за исключением временного (не более двадцати календарных дней) хранения нефти при транспортировке такой нефти танкерами непосредственно с морских объектов. 

      ________________________________________________________________________________________ 

      (Турысбекова М.Б.) 

      1. В п. 1 комментируемой статьи установлен запрет на создание отдельных объектов и их эксплуатацию.  

      Для раскрытия такого запрета следует выяснить, что понимается под хранилищами и резервуарами нефти на море. 

      Исходя из существующих НПА и нормативных технических документов, хранилища бывают подземными; наземные сооружения для хранения нефти именуются резервуарами. При этом само пространство недр, задействованное и используемое для хранилищ нефти, также именуется резервуаром. 

      Согласно СН РК 3.05-04-2014 "Подземные хранилища нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов" подземным хранилищем нефти является система горных выработок в непроницаемых породах, оборудованная для закачки, хранения и выдачи жидкостей и газов и состоящая из вскрывающих, вспомогательных горных выработок и выработок-емкостей. 

      Согласно ГОСТ 31385-2008 "Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия" резервуаром является наземное строительное сооружение, предназначенное для приема, хранения и выдачи жидкости. 

      Таким образом, законодатель запрещает строительство и последующую эксплуатацию указанных объектов на море. Данный запрет повторяется в п. 23 Правил эксплуатации морских объектов. 

      Для понимания пределов данного запрета следует отличать строительство и эксплуатацию хранилищ и резервуаров от хранения нефти. Поскольку разработка месторождений на море предполагает размещение нефтегазопромысловых сооружений как на море (сооружения для добычи и дальнейшей эвакуации нефти и газа), так и на суше (сооружения для подготовки нефти и газа до товарного состояния, хранения и перевалки на транспорт), очевидно, что сбор и хранение нефти на море является одной из неизбежных операций. К примеру, определение "добыча", данное в НК РК, означает весь комплекс работ (операций), связанных с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность, в том числе временное хранение минерального сырья (пп. 49 п. 1 ст. 1 НК РК). 

      Хранение нефти на море осуществляется с целью дальнейшей эвакуации на нефтяные танкеры или морские трубопроводы. То есть запрет на строительство и эксплуатацию хранилищ и резервуаров не означает запрет на хранение нефти на море. Такое хранение может осуществляться на искусственных островах, морских стационарных платформах, подводных платформах (см. п. 7.1.3, таблицу 1.А приложения А к СП РК 3.05-105-2014 "Проектирование, строительство и монтаж стационарных сооружений при проведении нефтяных операций на море и внутренних водоемах").  

      Здесь следует отметить правовую коллизию при толковании норм законодательства. Хранение нефти обеспечивается путем его размещения в некоторой емкости. Такая емкость является резервуаром (см. п. 8 Методических рекомендаций по техническому обследованию, диагностике, наладке, настройке и ремонту дыхательных и предохранительных клапанов на резервуарах нефти и нефтепродуктов, согласованных приказом Комитета по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью Министерства по чрезвычайным ситуациям РК от 9 июля 2012 г. №39). При этом строительство и эксплуатация резервуаров на море запрещены. 

      2. В п. 2 комментируемой статьи установлены особенности запрета на отдельные виды деятельности.  

      Если рассматривать данный пункт как логичное продолжение первого пункта комментируемой статьи, следует вывод, что запрещено не только строительство и эксплуатация хранилищ и резервуаров, но в целом хранение и складирование нефти какими-либо способами. Если этот вывод соответствует намерению законодателя, то нефтяные операции на море полностью исключают хранение и складирование нефти (за одним исключением). 

      Однако, такой вывод не соответствует ряду норм (указаны в комментарии к предыдущему пункту) и объективным процессам на море. Недропользователь, в силу объективных причин может нуждаться в хранении нефти на морских объектах. К примеру, при непредвиденной остановке морского трубопровода или отсутствии возможности налива нефти в танкеры, некоторые объемы нефти должны быть складированы на морском объекте в соответствующей емкости – резервуаре. Следовательно, такие вынужденные ситуации не должны рассматриваться как нарушение запрета. В ином случае законодатель устанавливает заведомо невыполнимый запрет на технологически неотъемлемые операции по обращению с нефтью на море, такие операции должны рассматриваться как допустимые.  

      Данное понимание поддерживается отдельными положениями Кодекса о недрах, которые обозначают, что процесс разработки месторождений углеводородов предполагает обустройство месторождений, которое, в свою очередь, предусматривает строительство и эксплуатацию объектов, необходимых для хранения и транспортировки углеводородов от места добычи (т.е. на морских объектах) до места перевалки в магистральный трубопровод и (или) на другой вид транспорта (см. п. 1 ст. 124 Кодекса о недрах). 

      В качестве единственного исключения из указанного запрета законодатель устанавливает право недропользователя на временное хранение и складирование нефти на морских объектах до 20 календарных дней с дальнейшей ее транспортировкой танкерами. Для ясного понимания данного исключения следует выяснить несколько аспектов. 

      Во-первых, значение фразы "транспортировка такой нефти танкерами непосредственно с морских объектов" может иметь несколько интерпретаций. Согласно ст. 124 Кодекса о недрах транспортировка может быть частью операций по недропользованию, например, с морских объектов до объектов подготовки углеводородов до товарного состояния, расположенных на суше. Транспортировка также может означать коммерческую операцию по транспортировке товарной нефти, предусмотренную Законом РК "О магистральном трубопроводе" № 20-V от 22 июня 2012 г. или Законом РК "О торговом мореплавании" № 284-II от 17 января 2002 г.  

      Учитывая строгие экологические требования к операциям по недропользованию в Каспийском море, установленные в экологическом законодательстве, очевидно, что подготовка нефти и газа до товарного состояния на море не допускается. В таком случае рассматриваемый пункт должен бы иметь толкование, согласно которому транспортировка нефти танкерами с морских объектов является внутрипромысловой операцией. Следовательно, речь, скорее всего, идет не о коммерческой операции по транспортировке, а об операции по недропользованию. 

      Далее рассматриваемый пункт обозначает срок временного хранения – 20 календарных дней. Поскольку иное не предусмотрено Кодексом о недрах, указанный срок исчисляется в соответствии с правилами гл. 6 ГК РК, а именно, первым календарным днем будет считаться следующий день после календарной даты или события, которое привело к необходимости временного хранения нефти на морском объекте. Последний календарный день будет истекать в 24 часа последнего дня. 

      Еще одним неясным условием является отличие хранения нефти от ее складирования. Вероятно, разница состоит в способе хранения нефти: хранение в хранилище или резервуаре (вертикальном или горизонтальном) предполагает размещение продукта в одном едином пространстве; хранение на складе предполагает хранение продукта в отдельных резервуарах (канистрах, цистернах) или таре. Такое понимание может быть поддержано положениями СНиП 34-02-99 "Подземные хранилища газа, нефти и продуктов их переработки". 

      В заключение стоит отметить еще один нюанс, который, однако, не имеет правового значения – рассматриваемый пункт по своему содержанию выходит за пределы наименования статьи. 

 

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин