⁠`

Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье 21. Гласность производства по делам об административных правонарушениях Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Комментарий к статье 21. Гласность производства по делам об административных правонарушениях Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье 21. Гласность производства по делам об административных правонарушениях Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях 

      1. Суд, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляют производство по этим делам открыто. 

      2. В соответствии с законом закрытое производство осуществляется в отношении дел, содержащих сведения, являющиеся государственными секретами, а также при удовлетворении судом, органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость обеспечения тайны усыновления, сохранения личной, семейной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, сведений об интимных сторонах жизни физических лиц либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству. 

      3. Личная переписка и личные телеграфные сообщения физических лиц могут быть оглашены при открытом производстве только с согласия лиц, между которыми происходили переписка и телеграфные сообщения. В противном случае личная переписка и личные телеграфные сообщения этих лиц оглашаются и исследуются при закрытом производстве. Указанные правила применяются и при исследовании фото- и кинодокументов, звуко- и видеозаписей, информации на электронных носителях, содержащих сведения личного характера. 

      4. Лица, участвующие в деле, и физические лица, присутствующие при открытом производстве, имеют право фиксировать письменно или с использованием аудиозаписи ход производства с занимаемых ими мест в помещении, где осуществляется производство. Кино- и фотосъемка, видеозапись, трансляция по радио, телевидению и интернет-ресурсам в ходе производства допускаются по разрешению суда, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, с учетом мнения лиц, участвующих в деле. Эти действия не должны мешать нормальному ходу производства и могут быть ограничены во времени. 

      Принцип гласности является важным в административно-процессуальной деятельности судов и должностных лиц уполномоченных органов, наделенных юрисдикционными полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях. Любой гражданин может принять участие при рассмотрения дела с разрешения судьи или должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении. При этом не имеет никакого значения, является ли он участником административного процесса. Например, при рассмотрении дела об административном правонарушении могут присутствовать представители средств массовой информации, радио, телевидения, общественные наблюдатели и иные заинтересованные лица.  

      В соответствии с частью 1 комментируемой статьи, суды, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляют производство по этим делам открыто. Это общее правило.  

      Пунктом 5 нормативного постановления Верховного Суда РК от 22 декабря 2016 года №12 "О некоторых вопросах применения судами норм Общей части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях" разъяснено, что судам следует создавать необходимые условия для обеспечения открытости и гласности производства по делу об административном правонарушении и реализации права граждан и организаций на получение информации о такой деятельности судов и органов (должностных лиц). 

      В соответствии с п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года, ратифицирован Законом РК от 28 ноября 2005 года № 91, вступил в силу для Республики Казахстан 24 апреля 2006 года) ограничение публичности судебного разбирательства или части его допустимо "по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или – в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, – при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия". 

      Часть 2 предусматривает случаи, когда должен соблюдаться принцип конфиденциальности и производство по делу об административном правонарушении осуществляется в закрытом режиме: 

      1) когда дела содержат в себе сведения, являющиеся государственными секретами; 

      2) когда от участников административного процесса поступают ходатайства о необходимости обеспечения тайны усыновления, сохранения личной, семейной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны; 

      3) когда дела содержат в себе сведения об интимных сторонах жизни физических лиц; 

      4) в случаях возникновения иных обстоятельств, препятствующих открытому разбирательству. 

      Государственные секреты - защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права. 

      По этому поводу имеется разъяснение нормативным постановлением Верховного Суда РК от 22 декабря 2016 года №12. Разбирательство дела в закрытом производстве в целях сохранения государственных секретов проводится только при наличии в материалах дела сведений, которые отнесены к государственным секретам. Ходатайства участвующих в деле лиц о необходимости обеспечения охраняемой законом тайны, сведений об интимных сторонах жизни физических лиц, в случае удовлетворения их судом также являются основанием для разбирательства дела в закрытом производстве. О проведении разбирательства дела в закрытом производстве указывается в протоколе заседания, если он ведется, а также во вводной части принятого по делу постановления. 

      Согласно п. 5 ст. 10 ГК, коммерческая (предпринимательская) тайна охраняется законом. Порядок определения сведений, составляющих коммерческую тайну, средства ее защиты, а также перечень сведений, которые не должны входить в состав коммерческой тайны, устанавливаются ст. 28 Предпринимательского кодекса РК. 

      Субъект предпринимательства определяет круг лиц, имеющих право свободного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, и принимает меры к охране ее конфиденциальности. Порядок отнесения информации к категориям доступа, условия хранения и использования информации, составляющей коммерческую тайну, определяются субъектом предпринимательства. Принимаемые субъектом предпринимательства меры по охране информации, составляющей коммерческую тайну, могут включать в себя: 

      1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; 

      2) ограничение доступа к коммерческой тайне путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; 

      3) учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, и (или) лиц, которым эта информация была предоставлена или передана. 

      Право на охрану личной жизни, в том числе усыновления, рождения, врачебной, адвокатской тайны, тайны банковских вкладов, предусмотрено ст. 144 ГК. Опубликование дневников, записок, заметок и других документов допускается лишь с согласия их автора, а писем - с согласия их автора и адресата. В случае смерти кого-либо из них указанные документы могут публиковаться с согласия пережившего супруга и детей умершего. 

      Ответственность за нарушение тайн, перечисленных в ч. 2 исследуемой статьи предусмотрена кодифицированным законодательством за разглашение сведений: 

      1) ставших известными в ходе проведения медиации (ст. 85 КоАП); 

      2) о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей (ст.135 КоАП); 

      3) и (или) распространение информации, полученной в результате проведения проверки и составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну (пп. 7) ч. 1 ст. 175 КоАП); 

      4) о коммерческой или иной охраняемой законами Республики Казахстан тайны, полученной от кредитора и (или) его представителя, и (или) третьих лиц (пп. 4) ч. 1 ст. 211-1 КоАП); 

      5) о тайне бухгалтерской информации (ст. 240 КоАП); 

      6) о национальных реестрах идентификационных номеров (ст. 468 КоАП); 

      7) о сведениях, составляющих налоговую тайну (ст. 473 КоАП); 

      8) о разглашении первичных статистических данных, статистической информации и (или) баз данных (ст. 501 КоАП); 

      9) в сфере защиты государственных секретов, а также в работе со служебной информацией ограниченного распространения (ст. 504 КоАП); 

      10) о частной жизни лица, ставших известными им в ходе превентивных посещений (ст. 508 КоАП) и др. 

      В определенных случаях, при ряде обстоятельств может наступить уголовная ответственность.  

      На основании части 3 рассматриваемой статьи личная переписка и личные телеграфные сообщения физических лиц могут быть оглашены при открытом производстве только с согласия лиц, между которыми происходили переписка и телеграфные сообщения. В противном случае личная переписка и личные телеграфные сообщения этих лиц оглашаются и исследуются при закрытом производстве. Указанные правила применяются и при исследовании фото- и кинодокументов, звуко- и видеозаписей, информации на электронных носителях, содержащих сведения личного характера. 

      На защите персональных данных стоит Закон РК от 21 мая 2013 года N 94-V "О персональных данных и их защите". 

      Личная переписка и личные телеграфные сообщения физических лиц в деле об административном правонарушении признаются как документы, содержащие в себе фактические данные по факту правонарушения, могут быть признаны доказательствами.  

      На основании ч. 2 ст. 779 КоАП документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и иной форме. К документам могут относиться в том числе материалы, содержащие компьютерную информацию, фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, полученные, истребованные или представленные в порядке, предусмотренном КоАП.  

      Судья, орган (должностное лицо), в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры к обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять о них решение по окончании рассмотрения дела. 

      Оглашать документы открыто о личной переписке и телеграфные сообщения разрешается только с согласия обеих сторон, участвовавших в переписке и обменом информацией через телеграфные сообщения. Если эти стороны не согласны оглашать такие документы, то судья (должностное лицо) должен принять решение об оглашении и исследовании их в закрытом производстве, о чем делается соответствующая отметка в протоколе об административном правонарушении. 

      Часть 4 предусматривает право лиц, присутствующих при открытом производстве, фиксировать письменно или с использованием аудиозаписи ход производства с занимаемых ими мест в помещении, где осуществляется производство.  

      На основании ст. 829-13 КоАП все судебные заседания фиксируются секретарем судебного заседания с помощью средств аудио-, видеозаписи. Аудио-, видеозапись судебных заседаний используется только в целях судопроизводства для точного фиксирования хода судебного разбирательства, а также установления фактических данных по делам об административных правонарушениях. Часть 3 ст. 829-13 предусматривает обязанность судьи обеспечить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также другим участникам производства по делу об административном правонарушении возможность ознакомиться с аудио-, видеозаписью, кратким протоколом судебного заседания в течение трех суток после его подписания. 

      Более того, в реализации пункта 20 инициированной Главой Государства "Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ" в судебной системе внедрена аудио-, видеофиксация всех судебных процессов (в обязательном порядке).  

      Применение судом аудио-, видеозаписи в зале судебного заседания регламентируется ст. 282 ГПК, ст. 347-1 УПК и ст. 829-13 КоАП, а также нормативным постановлением Верховного Суда РК №25 от 6 декабря 2002 года "О соблюдении принципа гласности судопроизводства по уголовным делам". 

      Наличие аудио-, видеофиксации играет незаменимую роль при разрешении жалоб на действия судей и работников судебной системы, дисциплинирует как самих судей, так и остальных участников процесса, дополнительно обязывает тщательно соблюдать нормы закона и этики. 

      После окончания судебного заседания аудио-, видеофиксация судебного заседания просматривается, подписывается электронной цифровой подписью председательствующего по делу и секретаря судебного заседания и сохраняется на сервере системы аудио-, видеофиксации в областном суде после репликации данных. Протокол судебного заседания с применением средств аудио-, видеофиксации по завершении судебного заседания передается в автоматизированном режиме в Единую автоматизированную информационно-аналитическую систему судебных органов в текстовом формате со ссылкой на аудио-, видеофиксацию. Срок хранения аудио-, видеофиксации, приобщенной к материалам дела в качестве доказательства (например, аудио-, видео фиксация осмотра места преступления и т.д.), определяется судебным актом в соответствии с требованиями законодательства о судьбе вещественного доказательства. 

      Но несмотря на это, представители средств массовой информации и иные лица, участвующие в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении, имеют право самостоятельно осуществлять запись всех действий, происходящих на заседании. 

      Обязательное условие: осуществление кино- и фотосъемки, видеозаписи, трансляции по радио, телевидению и интернет-ресурсам в ходе производства допускается по разрешению суда, с учетом мнения лиц, участвующих в деле.  

      Судья может не разрешить производить запись судебного заседания, если такие действия мешают нормальному ходу производства. Также разрешение на запись процесса рассмотрения дела может быть ограничено во времени.  

 Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях 

 

Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива: 

      Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.); 

      Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23; 

      Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);  

      Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52; 

      Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49; 

      Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20; 

      Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); 

      Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);  

      Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490; 

      Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475; 

      Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44; 

      Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;  

      Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);  

      Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53; 

      Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.  

      Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.). 

Дата изменения акта:  01.01.2020  
Дата принятия акта:  01.01.2020  
Место принятия:  100050000000  
Орган, принявший акт:  103001000000  
Регион действия:  100000000000  
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  5  
Статус акта:  new  
Сфера правоотношений:  029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000  
Форма акта:  КОММ / КОД  
Юридическая сила:  1900  
Язык акта:  rus   

Об административных правонарушениях  Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании   О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный  Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда