Комментарий к статье 214. Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан
1. Уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензии или других платежей в крупных размерах, —
наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное:
а) неоднократно;
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), —
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу месячных расчетных показателей.
Таможенные платежи — это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РК. Уплата платежей — одно из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.
Преступления в сфере экономической деятельности государства подрывают основы его функционирования путем ограничения поступлений в республиканский бюджет средств, получаемых от уплаты таможенных платежей и сборов, влияют на формирование валютных резервов, необходимых для стабилизации курса национальной валюты, посягают на стратегические интересы, связанные с добычей и использованием сырьевых природных ресурсов.
Под таможенными преступлениями следует понимать преступное посягательство на определенный вид экономической деятельности, соединенное с одновременным посягательством на таможенные правила, причиняющее вред как отношениям в сфере экономической деятельности, так и организации таможенного дела в Республике Казахстан.
Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает порядок и условия взимания таможенных платежей и налогов, таможенного оформления при перемещении через таможенную границу РК товаров и транспортных средств, в результате чего причиняется значительный ущерб экономике нашего государства.
Объектом рассматриваемого преступления являются экономические и финансовые интересы государства, а также отношения, возникающие между налогоплательщиками и государством.
Предметом преступления являются таможенные платежи и сборы, понятие которых дано в ст. 7 Таможенного кодекса РК от 5 апреля 2003 г. К ним относятся: таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, а также таможенные сборы за выдачу лицензии или другие таможенные платежи. Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, перемещаемых в качестве товара через границу РК.
Объективная сторона данного преступления характеризуется действием либо бездействием в виде уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов.
Уклонение от уплаты таможенных платежей — это предусмотренные и запрещенные уголовным законом общественно опасные, уголовно-наказуемые, умышленные деяния, направленные на полную или частичную неуплату в установленный срок предписанных в соответствии с законом таможенных платежей.
Под уклонением понимаются следующие альтернативные действия:
- заявление в таможенной декларации и иных документах необходимых для таможенных целей недостоверных сведений о таможенной стоимости, таможенном режиме, либо о стране происхождения товаров или транспортных средств, повлекших освобождение от таможенных платежей и налогов или занижение их размера;
- представление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения, дающие право на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений или их невозвращение, либо возвращение не в полном объеме либо без надлежащих документов;
- неуплата таможенных платежей таможенному органу в порядке, размерах и в установленные сроки, если такая неуплата произошла без уважительных причин;
- представление таможенному органу подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
- заявление таможенному органу иных ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей.
При транзитном перемещении товаров через территорию государства наиболее распространенным способом является «ложный транзит», когда товары реализуются на территории государства без взимания таможенных пошлин и платежей; при отправке приобретенного товара на экспорт нередки случаи совершения «ложного экспорта»; при доставке товара под таможенным контролем нередки случаи не поступления товара в таможню назначения, то есть совершается неуплата таможенных платежей и контрабанда товаров, сопряженная, как правило, с фиктивным оформлением должностными лицами таможенных органов документов на их доставку; при осуществлении расчетов по контрактам наиболее распространенным является невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
Под уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов, как видом таможенного преступления в сфере предпринимательской деятельности, следует понимать преступное посягательство на экономическую деятельность государства по формированию бюджетных средств и нормальную деятельность таможенных органов по сбору таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензии и других платежей, при наличии уклонения от их уплаты в крупном размере.
Диспозиция преступления, предусмотренного ст. 214 УК РК, является бланкетной. Чтобы дать правильную уголовно-правовую оценку общественно-опасному деянию, совершаемому в сфере таможенного налогообложения, правоохранительным органам приходится обращаться не только к нормам уголовного, но и к другим отраслям права (гражданского, финансового, таможенного, административного).
В разделе 9 Таможенного кодекса РК регламентировано таможенное оформление товаров или транспортных средств, в главе 34 названного кодекса — перемещение товаров и транспортных средств физическими лицами, а в главе 48 Таможенного кодекса РК — декларирование товаров. При этом таможенные платежи и налоги уплачиваются до или в день принятия таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленные сроки, то сроки уплаты таможенных платежей и налогов исчисляются со дня истечения сроков на подачу таможенной декларации. По решению таможенного органа плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин. Отсрочка и рассрочка уплаты таможенных пошлин не может превышать трех месяцев со дня принятия таможенной декларации.
Обязательный признак объективной стороны рассматриваемого преступления — крупный размер неуплаченных таможенных платежей или сборов, каковым в соответствии с примечанием к ст. 214 УК РК признается сумма, превышающая одну тысячу месячных расчетных показателей.
Размер уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов определяется на основе суммы этих платежей, которую необходимо было уплатить в соответствии с действующими таможенно-тарифными правилами. Преступление признается оконченным с момента причинения крупного размера.
Субъектом преступления является плательщик таможенных платежей и сборов. Плательщиками признаются декларанты или иные заинтересованные лица. Декларант (ст. 7 Таможенного кодекса РК) — это лицо, перемещающее товары через границу, который декларирует, представляет и предъявляет товары и транспортные средства от собственного имени.
Лицо, перемещающее товары (ст. 7 Таможенного кодекса РК), — то есть лицо, являющееся собственником товаров, их покупателем, владельцем либо выступающее в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством РК для совершения с товарами действий от собственного имени.
Таможенный брокер (гл. 51 Таможенного кодекса РК) — это специалист по таможенному оформлению, получивший квалификационный аттестат центрального таможенного органа РК и состоящий в штате юридического лица, имеющего лицензию центрального таможенного органа РК на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера.
С субъективной стороны анализируемое преступление совершается только с прямым умыслом. Лицо сознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей и сборов путем действия или бездействия в крупном размере и желает этого. В случаях, если при производстве таможенного контроля будут выявлены сугубо арифметические ошибки при подсчете подлежащих уплате таможенные платежи, то есть совершенные по неосторожности, то данные действия не повлекут ответственность по ст. 214 УК РК.
Квалифицирующими признаками данного преступления являются:
- неоднократно;
- совершенное должностным лицом таможенного органа с использованием своего служебного положения;
- организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).
Неоднократность означает совершение уголовно наказуемого уклонения от таможенных платежей и сборов два и более раза, если при этом за ранее совершенное уклонение лицо не было освобождено от уголовной ответственности (ст. ст. 65, 68, 69, 76 УК РК) либо судимость не была снята или погашена в установленном законе порядке (ст. 77 УК РК).
Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, совершенное должностным лицом таможенного органа с использованием своего служебного положения. Им признается лицо, которое по долгу службы обязано осуществлять контроль за уплатой таможенных платежей и сборов.
На этапе таможенного оформления в большинстве своем совершаются должностные преступления, когда работники таможенных органов за взятки осуществляют выпуск товаров в свободное обращение с полным либо частичным уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов.
Организованной группой признается устойчивая группа, состоящая из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Лица, создавшие организованную группу либо руководившие ее, несут ответственность по совокупности ст. ст. 214 и 235 УК РК, если умысел был направлен на совершение этих преступлений.
Преступным сообществом (преступной организацией) признается сплоченная организованная группа, созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданных в тех же целях. Если рассматривать преступное сообщество применительно к ч. 2 ст. 214 УК РК, то в отношении цели совершения тяжких и особо тяжких преступлений возникает проблема, поскольку рассматриваемое деяние не относится к разряду тяжких и особо тяжких преступлений. Таким образом, применение квалифицирующего признака, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 214 УК РК, с указанием на совершение деяния преступным сообществом может иметь место лишь тогда, когда сплоченная организованная группа, помимо уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов, имела целью совершение и других преступлений, относящихся к категории тяжких или особо тяжких.
Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.
Дата изменения акта: 02.08.2007
Дата принятия акта: 02.08.2007
Место принятия: НЕТ
Орган, принявший акт: 180000000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 167
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 028000000000
Форма акта: КОММ
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан