Комментарий к статье 223. Обман потребителей УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан
1. Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в магазинах или на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, независимо от формы собственности, либо гражданами, зарегистрированными в сфере торговли (услуг), если эти действия совершены в значительном размере, —
наказываются штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. Те же деяния, совершенные:
а) лицом, ранее судимым за обман потребителей;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) в крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечание. В значительном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну третью часть месячного расчетного показателя, в крупном размере — в сумме не менее трех месячных расчетных показателей.
Обман потребителей является на сегодняшний день одним из наиболее распространенных преступлений в сфере торговли. Учитывая степень распространенности фактов обмана потребителей, можно констатировать, что право гражданина в Республике Казахстан на качественное обслуживание, доброкачественную продукцию попирается повсеместно и ежедневно. Разросшиеся сети торговли, свобода цен, устанавливаемых собственником продукции, многочисленность малого и индивидуального предпринимательства в сфере торговли и услуг, подчас владеющих лишь элементарными профессиональными навыками, способствуют наличию и распространению негативных факторов, мотивирующих противоправное поведение работников торговли и сферы обслуживания.
Общественная опасность обмана потребителей определяется высокой значимостью торговых отношений, в результате чего причиняется значительный ущерб потерпевшим.
Объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере торговли и оказания услуг населению, а также потребительских рынков, регулирующие деятельность экономических субъектов в этой сфере и защищающие права и интересы потребителей, в том числе и материальные.
Потребитель имеет право на полноценное обслуживание, не допускающее нарушения законодательства, а также право требования соблюдения своих законных прав. При этом, требования, предъявляемые в защиту своих интересов должны быть законными, т.е. соответствовать Конституции РК, в том числе Закону РК «О защите прав потребителей».
Рынок — это такая закономерная система, в которой спрос и предложение должны находиться в равновесных для рынка состояниях. Предложение, как известно, обеспечивается торговыми организациями и фирмами; спрос — гражданами. Обман потребителей нарушает, подрывает порядок рыночных отношений в сфере реализации товаров и оказания услуг населению.
Потребительские свойства или качество товара или услуги определяются стандартом, образцом, описанием, установленным сроком годности и представляют собой нормативно-определенную характеристику товара (услуги), которая при необходимости конкретизируется в договоре. В потребительские свойства или качество товара (услуги) могут входить срок годности, гарантийный срок, обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, безопасность товара (услуги) и другие свойства, значимые для потребителя.
В постановлении Пленума Верховного Суда РК «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей» от 25 июля 1996 г. (с посл. изм. и доп.) говорится, что информация о товарах (услугах) в обязательном порядке должна содержать: обозначения стандартов, сведения об основных потребительских свойствах товаров и услуг, включающих по продуктам питания сведения о составе, весе, объеме, калорийности и прочем; цену и условия приобретения, гарантийный срок, правила и условия эффективного и безопасного использования, срок службы и срок годности, а также информацию о действиях потребителя и возможных последствиях невыполнения таких действий по истечении сроков, юридический адрес изготовителя и место нахождения организации, уполномоченной им на принятие претензий, ремонт и технологическое обслуживание. Потребителю, также должна быть представлена информация о сертификации товаров, услуг, если она обязательна, и о правилах продажи товаров, выполнении работ, а также о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток.
Объективная сторона преступления выражается как в активных действиях, так и в бездействии. Действия при обмане выражаются: в обмеривании, обвешивании, обсчете, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или в ином обмане потребителей. К обману, совершенному путем бездействия можно отнести: невыдачу сдачи, не доведение до потребителя сведений о свойствах и качестве товаров и т. д.
В диспозиции отдельных норм уголовного закона обман непосредственно указан как способ совершения преступления (мошенничество — ст. 177 УК РК; причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием — ст. 182 УК РК), в других же — названы такие фактические признаки действия, из которых видно, что способом совершения преступления является обман (изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг — ст. 206 УК РК). В каждом из этих преступлений обман обладает такими индивидуальными, своеобразными признаками, которые зависят от характера объекта посягательства, мотива или цели.
Обман — это умышленное искажение действительного положения дел или умолчание об истине, которое виновное лицо было обязано сообщить, направленные на введение в заблуждение другого лица, в целях побудить его по собственной воле к определенным действиям или бездействию для достижения определенного преступного результата.
Обмеривание и обвешивание (недолив, недовес, недовложение) представляют собой передачу товаров в объеме, не соответствующем заключенному договору и установленным стандартам либо иным условиям, определяющим вес, объем и иные количественные параметры передаваемого товара. Обмеривание сводится к тому, что потребитель посредством обманных действий виновного лица получает товары и услуги в меньших объемах (недомер, недолив). При обвешивании потребителю отпускается товар меньшего веса, чем это было согласовано с продавцом (использование фальсифицированных весоизмерительных приборов, других средств измерения). При этом не имеет значения способ, которым изменены с отступлением от стандарта или договора количественные параметры товара, например, в случае предварительного расфасовывания.
Обсчет (неправильное исчисление цены товаров и услуг, неправильная сдача денег потребителю) представляют собой отступление продавцом или лицом, оказывающим услугу, от заранее условленной либо объявленной цены без ведома потребителя. При обсчете посредством обманных действий с покупателя взимается другая сумма платежа за товар (завышенная сумма покупки либо заниженная сумма сдачи). Обсчетом может быть также заведомо неправильное указание цены, если ее размер определен нормативно-правовыми актами и не устанавливается по соглашению с потребителем, обсчет по поштучном отпуске товара и т. д.
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара есть передача заведомо искаженной информации в целях воздействия на принятие решения покупателем. При этом, сюда относятся случаи недостоверной или недостаточно полной информации о тех или иных свойствах товара, о дате его изготовления, о сорте, о стране изготовления, сокрытие прейскуранта, исправление ценников и т. д. Искажением является несоответствие информации, которую должен получить потребитель, реальным свойствам и качеству реализуемого товара или оказываемой услуги (разбавливание молочных продуктов водой, смешивание одноименных продуктов разной категории и т. д.). Объективно такая информация является искаженной уже в момент ее передачи.
Иной обман потребителя направлен на дезориентацию потребителя относительно значимых для него условий договора, например, доставки на дом, установки и послепродажного обслуживания; продажа товаров низшего сорта по цене высшего, оформление обычного заказа как срочного и т. д. Иной обман образуют любые действия виновного, направленные на получение от потребительских сумм, превышающих стоимость приобретенного товара или оказанной услуги (продажа фальсифицированного товара, завышение сложности и объема фактически выполненных работ, оформление обычного заказа как срочного, завышение количества израсходованного сырья и т. д.).
Верховный Суд РК в своем Нормативном постановлении «О некоторых вопросах квалификации преступлений в сфере экономической деятельности» от 18 июня 2004 г. в п. 15 дает разъяснение, что лица, совершившие обман потребителей, подлежат уголовной ответственности и в тех случаях, когда факт обмана установлен в ходе контрольно-проверочных действий, направленных на их выявление и пресечение. Лица, совершившие обман потребителей, не зарегистрированные в сфере торговли (услуг) как предприниматели, либо не состоящие на работе в торговых и иных предприятиях, обслуживающих население, не являются субъектами преступления, предусмотренного статьей 223 УК. Обман потребителей, совершенный указанными лицами, следует квалифицировать как мошенничество по ст. 177 УК РК.
Обязательным условием уголовной ответственности по ч. 1 ст. 223 УК РК является совершение обмана потребителей в значительном размере. Согласно примечанию к данной статье в значительном размере признается обман, причинивший потребителю ущерб в сумме, превышающей одну третью часть месячного расчетного показателя.
Субъектом преступления могут быть работники организаций, реализующих товары или оказывающих услуги населению, управомоченных на совершение соответствующих сделок полностью или частично, а также индивидуальные предприниматели. Лица, реализующие товары или оказывающие услуги без соответствующего разрешения (лицензии), не могут понести ответственность по ст. 223 УК РК, так как их действия подпадают под признаки преступления, предусмотренного ст. 190 УК РК «Незаконное предпринимательство».
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Виновный сознает, что путем обмеривания или другими обманными действиями он недодает покупателю определенную часть купленного им товара или же получает с заказчика лишние деньги, предвидит причинение значительного ущерба и желает этого.
Квалифицированным видом обмана потребителей является совершение этого деяния: а) лицом, ранее судимым за обман потребителей; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) в крупном размере.
Виновный будет нести ответственность за обман потребителей по ч. 2 ст. 223 УК РК в том случае, если судимость за ранее совершенное им преступление не была снята или погашена в установленном законом порядке;
Признаки группы лиц по предварительному сговору и организованной группы рассмотрены в предыдущих составах преступлений. данной темы (комментарий к ч.ч. 2 и 3 ст. 31 УК РК);
Обман потребителей в крупном размере, согласно примечанию к ст. 223 УК РК, признается обман, причинивший потребителю ущерб в сумме, превышающем не менее трех месячных расчетных показателей.
Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.
Дата изменения акта: 02.08.2007
Дата принятия акта: 02.08.2007
Место принятия: НЕТ
Орган, принявший акт: 180000000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 167
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 028000000000
Форма акта: КОММ
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан