Комментарий к статье 296. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан
1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются тракторы, мотоциклы и иные самоходные машины.
Общественная опасность преступления выражается в том, что при не соблюдении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств причиняется существенный вред жизни и здоровью людей, либо отношениям собственности.
Часть 1 ст.296 УК предусматривает ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
В постановлении Пленума Верховного Суда Каз.ССР «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» от 23 сентября 1983 г., в п.2 дается разъяснение о том, что суды обязаны полно и всесторонне исследовать все обстоятельства автодорожного происшествия с тем, чтобы были исключены факты необоснованного осуждения или освобождения от ответственности лиц, в действиях которых содержится состав преступления; тщательно выяснять, какие правила безопасности движения и эксплуатации транспорта нарушены, находится ли нарушение в причинной связи с наступившими последствиями; выявлять других лиц, виновных в создании аварийной обстановки, в нарушении правил эксплуатации транспортных средств, автодорог.
Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации конкретных видов механических транспортных средств. При этом имеются в виду все виды механического транспорта, за исключением железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Дополнительным объектом здесь выступают отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье граждан либо отношения собственности.
Под транспортными средствами, указанными в диспозиции ст.296 УК, понимаются все виды автомобилей (автобусы, легковые и грузовые автомашины), мототранспорт (мотоциклы, мотороллеры и т.п.), электротранспорт (трамваи, троллейбусы), трактора и иные самоходные машины (скреперы, грейдеры, асфальтоукладчики, дорожные катки, экскаваторы, самодвижущиеся краны, автопогрузчик и т.д.). Все эти самоходные машины рассматриваются как транспортные средства только во время их движения по улицам и дорогам. В случае же нарушения правил эксплуатации таких машин при непосредственном выполнении ими производственных работ (дорожных, строительных, посевных, погрузочно-разгрузочных) ответственность по ст.296 УК исключается.
Для транспорта характерны два основных признака:
самоходность транспортных средств, то есть они приводятся в движение двигателями внутреннего сгорания с рабочим объемом более 50 куб.см. либо равноценными по мощности двигателями иного вида (электрическими, паровыми, газовыми и т.д.);
порядок их движения регулируется Правилами дорожного движения.
Согласно ст.1 Закона РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.):
автомобильный транспорт – отрасль экономики, основной сферой деятельности которой являются организация и осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты с использованием автотранспортных средств и инфраструктуры;
автомобильное транспортное средство – единица подвижного состава автомобильного транспорта, включающего автобусы, микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили, автомобильные прицепы, полуприцепы к седельным тягачам, а также специализированные автомобили (предназначенные для перевозки определенных видов грузов) и специальные автомобили (предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ);
легковой автомобиль – автотранспортное средство, предназначенное для автомобильной перевозки пассажиров и багажа и имеющее не более восьми мест для сидения, исключая место водителя;
техническая эксплуатация автотранспортных средств – комплекс мероприятий, технических воздействий (диагностирование, техническое обслуживание, ремонт), направленных на организацию и обеспечение безопасной эксплуатации автотранспортных средств.
Под иными самоходными машинами следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.д.).
Не относятся к числу транспортных средств в уголовно-правовом смысле мопеды, велосипеды с подвесными двигателями и другие транспортные средства с объемом двигателя менее 50 куб.см. и максимальной скоростью не более 50 км/час, а также прицепы и полуприцепы автомобилей, так как они не имеют своего двигателя и поэтому не могут быть отнесены к самоходным машинам. Причинение вреда здоровью человека или имущественного ущерба в случае нарушения правил дорожного движения при управлении мопедом, велосипедом или гужевым транспортом возможна ответственность по ст.300 УК «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта», ст.111 УК «Неосторожное причинение вреда здоровью» или ст.188 УК «Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества».
С объективной стороны преступление характеризуется тремя обязательными признаками: а) нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; б) наличием предусмотренных в законе вредных последствий; в) причинной связью между нарушением указанных правил и наступившими в результате этих нарушений вредными последствиями.
Диспозиция ст.296 УК является бланкетной и отсылает к Закону РК “О транспорте” от 21 сентября 1994 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК “О безопасности дорожного движения” от 15 июля 1996 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.), к Указу Президента РК «О транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года» от 11 апреля 2006 г. При этом, основным нормативным актом, определяющим права и обязанности всех участников движения являются «Правила дорожного движения». Поэтому для привлечения лица, к уголовной ответственности по ст.296 УК, управляющего транспортным средством, в первую очередь следует установить факт нарушения им тех или иных пунктов названных «Правил», повлекшего наступление вредных последствий. В случае невиновного их причинения в действиях такого лица (водителя) отсутствует состав этого преступления.
Согласно ст.1 Закона РК «О безопасности дорожного движения» от 15 июля 1996 г.:
1) дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих при перемещении людей и грузов по дорогам с использованием транспортных средств либо без них (пешеходы), а также в процессе регулирования условий этого перемещения;
2) безопасность дорожного движения – состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников и государства от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
3) обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предотвращение возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, в несоблюдении очередности проезда перекрестков, в нарушении правил обгона, в нарушении правил при движении задним ходом, в выезде на левую сторону дороги и т.д.
Нарушение правил движения транспортных средств возможно в процессе его движения, то есть с момента, когда транспортное средство тронулось с места и до полной его остановки. Нетрезвое состояние водителя – участника дорожно-транспортного происшествия не всегда свидетельствует о том, что виноват в случившемся водитель. За управление в нетрезвом состоянии транспортным средством наступает административная ответственность. Поэтому, в случаях нарушения «Правил дорожного движения» водителем, находящимся в нетрезвом состоянии необходимо установить факт нарушения им указанных Правил, что явилось причиной дорожно-транспортного происшествия и наступления последствий, предусмотренных ч.ч.1-3 ст.296 УК.
Ст.296 УК предусматривает также ответственность за нарушение правил эксплуатации, которое может иметь место в случае управления технически неисправным транспортом, перевозки людей в автомашине, специально не предназначенной для этого, при несоблюдении требований к габаритам грузов и т.д. Важно отметить, что речь идет о тех нарушениях правил эксплуатации, которые находятся в тесной связи с обеспечением безопасности дорожного движения.
Так, например, М. не зная о том, что машина Н. находится в технически неисправном состоянии, тормоза не работали, выехал на ней без разрешения и совершил столкновение с встречной машиной. В результате ДТП водитель встречной машины О. получил вред здоровью легкой степени тяжести, а сам М. – вред здоровью средней тяжести.
Нарушения правил технической эксплуатации транспорта при производстве ремонтных, погрузочно-разгрузочных, уборочных и других работ, даже если они допущены во время движения автомашины, не могут квалифицироваться по ст.296 УК. В таких случаях действия виновного подлежат квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за нарушения этих правил, а в соответствующих случаях - за преступления против личности, за уничтожение или повреждение чужого имущества.
На практике имеют место случаи, когда лицо, управляющее транспортным средством, оставляет его, не приняв мер, исключающих самопроизвольное движение транспорта на уклоне. Это может привести к тому, что автомобиль, двигаясь самопроизвольно, например, совершит наезд на киоск, пешехода и т.д. Правила дорожного движения запрещают водителю покидать свое место или оставлять транспортное средство, если не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства. В таких случаях, водители данного транспорта понесут ответственность по ст.296 УК за нарушение правил эксплуатации транспортного средства.
Действия водителя, виновного в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение потерпевшему вред здоровью средней тяжести или тяжкий вред и оставление его без помощи, подлежат квалификации по ст.296 и ч.1 ст.119 УК РК, когда потерпевший в результате причиненного ему вреда здоровью оказался заведомо для виновного в опасном для жизни состоянии. Поэтому, в случаях причинения указанного вреда здоровью, если они по обстоятельствам дела не создавали опасности для жизни потерпевшего, в действиях водителя отсутствует состав оставления в опасности.
Причинная связь в дорожно-транспортных преступлениях должна устанавливаться в случаях, когда наступившие вредные последствия закономерно вытекают из допущенных лицом нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В подобного рода случаях от правильного установления причинной связи зависит решение вопроса об ответственности виновных лиц. Следует учесть, что наступившие последствия нередко являются результатом взаимодействия целого ряда причин и условий. Ими могут быть не только противоправные действия водителей автомототранспортных средств, но и неправильное поведение других участников дорожного движения, неисправность транспорта, неблагоприятные погодные условия и т.д. В целях установления факта нарушения и его правильной оценки необходимо проведение автотехнической экспертизы. При отсутствии нарушений со стороны водителя его ответственность по ст.296 УК исключается.
Место совершения дорожно-транспортного преступления (шоссе, проселочная дорога, двор, территория какого-либо предприятия, железнодорожный переезд и т.д.) не влияют на квалификацию и ответственность для виновного наступает в установленном порядке по ст.296 УК.
При совершении этого преступления ответственность возможна лишь в случае наступления вредных последствий (в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью), которые состоят в причинной связи с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Если потерпевшему причинен вред здоровью легкой степени, то наступает административная ответственность. При определении тяжкого вреда здоровью по неосторожности следует руководствоваться ч.1 ст.111 УК. Признаки средней тяжести и тяжкого вреда здоровью потерпевшего определяются согласно Приказа Министра здравоохранения РК “Правила организации и производства судебно-медицинской экспертизы” от 20 декабря 2004 г. № 875/1. В случае причинения при совершении данного преступления тяжкого вреда здоровью по неосторожности не требуется дополнительная квалификация по ч.1 ст.111 УК, поскольку содеянное полностью охватывается ч.1 ст.296 УК.
В случае причинения материального ущерба (при отсутствии последствий, предусмотренных ст.296 УК) виновный понесет ответственность по ст.ст.187 или 188 УК РК (умышленное либо неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества).
В постановлении Пленума Верховного Суда Каз.ССР «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» от 23 сентября 1983 г. в п.4 отмечено, что суды должны строго выполнять требование закона об индивидуализации наказания, не допускать послаблений в отношении виновных в грубом нарушении правил безопасности движения и эксплуатации автотранспортных средств, повлекшем тяжелые последствия.
Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта, повлекшее смертельный исход, причинение вреда здоровью средней тяжести или тяжкий вред для потерпевшего, уничтожение или повреждение имущества, надлежит квалифицировать в зависимости от наступивших последствий по ч.ч.1, 2 или 3 ст.296 УК РК без дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против жизни, здоровья и статьям об уничтожении или повреждении имущества.
Если транспортное средство умышленно использовалось как средство совершения убийства, то такие преступные действия следует квалифицировать по соответствующей статье против личности (ст.96 УК) без дополнительной квалификации по ст.296 УК.
Суд не вправе вменить виновному вместо предъявленного другое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации автотранспорта, если это влечет изменение формулировки обвинения.
В п.8 вышеназванного постановления Верховный Суд дает разъяснение о том, что в целях дальнейшего совершенствования деятельности по предупреждению транспортных преступлений судам надлежит принимать все предусмотренные законом меры для выяснения причин и условий, способствующих совершению этих преступлений, частными определениями реагировать на недостатки и упущения в работе должностных лиц автохозяйств, дорожного строительства, других предприятий и организаций, добиваться от них устранения этих недостатков.
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, неосторожно совершившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее наступление указанных в законе вредных последствий. Для квалификации преступных действий виновного лица не имеет значения, являлся ли он работником транспорта либо водителем-непрофессионалом, равно как не имеет значения, имеется ли у него вообще водительское удостоверение либо он самовольно воспользовался чужим автомобилем, мотоциклом и т.д. Таким образом, согласно закона, им может быть лицо, управляющее автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством.
В судебно-следственной практике встречаются случаи ДТП, когда за рулем автомашины находятся водители-курсанты или инструкторы по вождению. В таких случаях ответственность должен нести инструктор, если он своевременно не принял мер к предотвращению аварии. В случае грубого нарушения Правил дорожного движения обучающимся водителем, при наступлении последствий, предусмотренных ч.ч.1-3 ст.296 УК, не исключена ответственность и обучающегося лица.
Не могут быть субъектами ст.296 УК военнослужащие или военнообязанные лица во время прохождения учебных сборов. Такие лица отвечают по статье, предусматривающей ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин - ст.391 УК, так как посягают на установленный порядок несения воинской службы.
С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины. Поскольку нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств обязательно предполагает наступление указанных в законе последствий, то психическое отношение водителя к самому нарушению этих правил нельзя рассматривать в качестве формы вины. Здесь вина субъекта в уголовно-правовом смысле определяется по его отношению к наступившим последствиям, поэтому следует признать, что преступление, предусмотренное ст.296 УК, совершается только с одной формой вины - неосторожной, которая проявляется в двух ее видах: в преступной самонадеянности и в преступной небрежности.
При совершении деяния в виде преступной самонадеянности виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. Этот расчет опирается, например, на опыт вождения, хорошее знание участка дороги и т.д. Например, при переезде водителя на красный свет, он предполагает, что аварии не произойдет, рассчитывает на опыт вождения автомобилем и т.д.
При преступной небрежности виновный не предвидит возможность наступления вредных последствий своих действий (бездействия), хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Например, при езде задним ходом, водитель не посмотрел в зеркало и наехал на заправщика, который заполнял ему бензин в бак. А вот, если бы водитель посмотрел в зеркало заднего вида, то этого могло бы и не произойти.
В случаях, когда транспортное средство умышленно применялось с целью убийства, причинения вреда здоровью потерпевшего либо уничтожения имущества, такие преступные действия следует квалифицировать по статьям УК о преступлениях против жизни, здоровья или по статьям УК об уничтожении или повреждении чужого имущества.
Автотранспортные преступления должны рассматриваться как совершенные по неосторожности, поскольку субъективную сторону этих деяний определяет неосторожность лица к возможности наступления общественно опасных последствий при нарушении им правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.
Выяснение мотива и цели поведения лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного ст.296 УК, имеет существенное значение при назначении наказания, так как может учитываться либо как смягчающее, либо как отягчающее ответственность обстоятельство.
Содержание квалифицирующих признаков, предусмотренных в частях 2 и 3 ст.296 УК, идентичны квалифицирующим признакам, предусмотренным в частях 2 и 3 ст.295 УК.
Несколько деяний, предусмотренные разными частями ст.296 УК, совершенные одним и тем же лицом в разное время, подлежат квалификации по соответствующей части указанной статьи самостоятельно. Если при нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, лицом, управляющим транспортным средством, одновременно причинен тяжкий вред здоровью одному потерпевшему и смерть по неосторожности одному или нескольким лицам, то деяние в целом подлежит квалификации по соответствующей части ст.296 УК, предусматривающей наступление более тяжких последствий. При этом менее тяжкие последствия, причиненные этим же деянием, должны быть указаны при предъявлении обвинения и в приговоре суда.
Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.
Дата изменения акта: 02.08.2007
Дата принятия акта: 02.08.2007
Место принятия: НЕТ
Орган, принявший акт: 180000000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 167
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 028000000000
Форма акта: КОММ
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан