Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье 3. Действие законодательства Республики Казахстан об ответственности за административные правонарушения в пространстве  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Комментарий к статье 3. Действие законодательства Республики Казахстан об ответственности за административные правонарушения в пространстве  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье 3. Действие законодательства Республики Казахстан об ответственности за административные правонарушения в пространстве  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях  

      1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Республики Казахстан, подлежит ответственности по настоящему Кодексу. 

      2. Административным правонарушением, совершенным на территории Республики Казахстан, признается деяние, которое начато или продолжилось либо было окончено на территории Республики Казахстан. Действие настоящего Кодекса распространяется также на административные правонарушения, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Республики Казахстан. 

      3. Лицо, совершившее административное правонарушение на судне, приписанном к порту Республики Казахстан и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Казахстан, подлежит административной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан. По настоящему Кодексу административную ответственность несет также лицо, совершившее административное правонарушение на военном корабле или военном воздушном судне Республики Казахстан независимо от места его нахождения. 

      4. Вопрос об административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных иностранцев, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами правонарушения на территории Республики Казахстан разрешается в соответствии с нормами международного права. 

      КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ 

      Немаловажное значение в определении порядка применения любого нормативного правового акта имеет действие его в пространстве, т.е. определение территории юрисдикции соответствующего документа.  

      По смыслу части 1 любое лицо (за исключением лиц, указанных в ч. 4 комментируемой статьи), совершившее административное правонарушение на территории Республики Казахстан, подлежит ответственности по Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях. Таким образом, границы применения норм КоАП определяются не просто к территории государства, а определяются по месту совершения административного правонарушения - на территории Республики Казахстан. 

      В соответствии с Постановлением Конституционного Совета от 23 апреля 2003 года N 4 "Об официальном толковании пункта 2 статьи 2 и пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан", территория государства представляет собой пространственный предел, в котором государство существует и действует как суверенная организация власти. Она есть высшая власть на этой территории, едина и независима. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, которые охватывает пространство Республики, находятся в публично-правовой собственности Казахстана. 

      В последующем Конституционный Совет в ряде своих постановлений, в том числе В нормативном постановлении от 25 апреля 2019 года № 4 "Об официальном толковании пункта 2 статьи 41 Конституции Республики Казахстан" уточнил толкование указанной дефиниции.  

      При этом территория Республики Казахстан определяется государственной границей, под которой в соответствии со ст. 1 Закона РК "О Государственной границе Республики Казахстан" понимается линия и проходящая по ней вертикальная плоскость, определяющие пределы территории Республики Казахстан (суши, вод, недр, воздушного пространства) и пространственный предел действия государственного суверенитета Республики Казахстан. Данное определение содержит в себе несколько составляющих, которые также разъясняются в отмеченном Законе: 

      - территориальные воды (море) Республики Казахстан (далее – территориальные воды (море) – морской пояс шириной двенадцать морских миль, отмеряемый в соответствии с нормами международного права и законами Республики Казахстан от исходных линий на Каспийском море, на который распространяется суверенитет Республики Казахстан, а его внешний предел является Государственной границей; 

      - континентальный шельф Республики Казахстан (далее – континентальный шельф) – участок морского дна и недр, отмеряемый от Государственной границы (внешнего предела территориальных вод (моря) до пределов, установленных международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан; 

      - пограничное пространство Республики Казахстан (далее – пограничное пространство) – Государственная граница и примыкающая к ней территория Республики Казахстан до внешних пределов пограничной зоны с имеющимися территориальными водами (морем) и внутренними водами Республики Казахстан, а также территории пунктов пропуска через Государственную границу и иных мест, где осуществляется пропуск через Государственную границу, континентальный шельф и воздушное пространство над ними, в пределах которых уполномоченными органами осуществляется пограничная деятельность. 

      При этом государственная граница устанавливается: 

      1) на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; 

      2) на Каспийском море – по внешнему пределу территориальных вод (моря) Республики Казахстан; 

      3) на Аральском море – по линии пограничных точек, соединяющих выходы Государственной границы к берегам, которая не перемещается при изменении очертания берегов и уровня воды в море; 

      4) на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки, на несудоходных реках, ручьях – по их середине или середине главного рукава реки, на озерах и иных водоемах (за исключением водоемов, указанных в пп. 5) п. 3 настоящей статьи) – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается при изменении очертания берегов или уровня воды, а также при отклонении русла реки, ручья; 

      5) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – в соответствии с Государственной границей, проходившей на местности до ее затопления; 

      6) на мостах, плотинах и иных сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, – по середине этих сооружений или их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. 

      Полный суверенитет Республики Казахстан, в том числе и действие административного законодательства, обеспечивается и в воздухе, что отражено в ст. 2 Закона РК "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", где указано, что Республике Казахстан принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством, расположенным над сухопутной и водной территорией Республики Казахстан и ее территориальными водами.  

      В случае совершения административного правонарушения на указанной территории, оно подлежит рассмотрению в соответствии с нормами Кодекса, который одновременно регламентирует и меры ответственности за его совершение. 

      При всех этих общих условиях существуют и исключения. Так, следует обратить внимание на комплекс "Байконур", расположенный хоть и на территории Казахстана, но находящийся под юрисдикцией Российской Федерации в соответствии с Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации, ратифицированным Указом Президента РК от 17 апреля 1995 года.  

      В части 2 законодатель закрепляет, что юрисдикция Кодекса распространяется на все административные правонарушения, т.е. которые начаты, продолжились или окончены на территории Республики Казахстан.  

      Необходимость данной нормы вызвана разнообразием составов административных правонарушений. Так, различают следующие составы правонарушений:  

      - формальные, которые признаются оконченными с момента совершения противоправного деяния и не требующие наступления противоправных последствий (например, ст. 443 - Неповиновение законному требованию лица, участвующего в обеспечении общественного порядка); 

      - материальные, признаются оконченными с момента наступления противоправных последствий (например, ст. 73-1 - Умышленное причинение легкого вреда здоровью); 

      - усеченные, ответственность за которые может наступить еще на стадии приготовления (например: ст. 478 - Действия, провоцирующие нарушение правопорядка в условиях чрезвычайного положения). 

      Различаются также длящиеся и продолжаемые правонарушения. Именно такие правонарушения имеют временное и пространственное распространение. 

      Ярким примером ответственности за правонарушения, которые начались или окончились на территории Казахстана, являются правонарушения, связанные с пересечением Государственной границы или транзитом.  

      Таким образом, даже если правонарушение было окончено за пределами Республики Казахстан, но начато на территории Казахстана, оно будет считаться совершенным на территории Республики Казахстан с соответствующими последствиями в виде административных санкций. Кроме того, действие КоАП также распространяется на административные правонарушения, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Республики Казахстан.  

      Понятие континентального шельфа содержится в Законе РК "О Государственной границе Республики Казахстан" и было указано выше по тексту.  

      Исключительная экономическая зона - это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Эта зона не входит в состав территории прибрежного государства, для нее Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года установлен особый правовой режим.  

      В исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет: суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией (ст. 56). 

      В части 3 к распространению Кодекса об административных правонарушениях законодатель Республики Казахстан относит и исключительные территории, к которым относятся: 

      - судно, приписанное к порту Республики Казахстан, но при этом находящееся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Казахстан (этот порядок может быть изменен международным договором); 

      - военный корабль или военное воздушное судно Республики Казахстан независимо от места его нахождения. 

      Гражданское судно Республики Казахстан, находящееся в открытом море, считается территорией Республики Казахстан, поскольку на водном или воздушном судне, несущем флаг Республики Казахстан, действуют законы Республики Казахстан. В случае нахождения гражданского водного или воздушного судна Казахстана в территориальных водах или воздушном пространстве других государств на него распространяется юрисдикция этого государства.  

      По-другому обстоят дела с военным кораблем или военным воздушным судном Республики Казахстан. Военный корабль или воздушное судно под флагом Республики Казахстан считается территорией Казахстана, где бы оно ни находилось. Поэтому лица, совершившие правонарушение на военном корабле или военном воздушном судне, независимо от места его нахождения, подлежат ответственности по Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях. 

      Часть 4. Дипломатический иммунитет берет свое начало из источников международного права, к котором смело можно отнести Венскую Конвенцию ООН "О дипломатических сношениях" от 18 апреля 1961 года, Венскую Конвенцию ООН "О праве международных договоров" от 23 мая 1969 года, Конвенцию ООН "О консульских сношениях" от 24 апреля 1963 года, Конвенцию "О привилегиях и иммунитетах" Шанхайской организации сотрудничества от 17 июня 2004 года, Конвенцию о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 года и др. 

      Поскольку международные правовые нормы имеют приоритет над национальными, принцип территориальности имеет исключение. Это экстерриториальность, т.е. право дипломатических представителей, находящихся в каком-нибудь государстве, подчиняться законам только своего государства. Это исключение называют дипломатическим или правовым иммунитетом. Лиц, пользующихся иммунитетом, нельзя без их согласия или согласия правительства страны, которую они представляют, привлечь к административной ответственности, подвергнуть мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении. 

      Иммунитет также распространяется на территории посольств и дипломатических представительств, а также на основании международных договоров на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства.  

      Более подробно применение положений административного законодательства в отношении субъектов, обладающих дипломатическим иммунитетом, регламентировано в главе 49 Кодекса.  

 

Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива: 

      Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.); 

      Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23; 

      Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);  

      Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52; 

      Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49; 

      Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20; 

      Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); 

      Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);  

      Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490; 

      Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475; 

      Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44; 

      Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;  

      Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);  

      Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53; 

      Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.  

      Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.). 

 

Дата изменения акта:  01.01.2020  
Дата принятия акта:  01.01.2020  
Место принятия:  100050000000  
Орган, принявший акт:  103001000000  
Регион действия:  100000000000  
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  5  
Статус акта:  new  
Сфера правоотношений:  029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000  
Форма акта:  КОММ / КОД  
Юридическая сила:  1900  
Язык акта:  rus   

 

Об административных правонарушениях  Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании   О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный  Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда