Комментарий к статье 33. Административная ответственность частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат административной ответственности за административное правонарушение в случаях, предусмотренных Особенной частью настоящего раздела.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат административной ответственности за административное правонарушение, если предусмотренное Особенной частью настоящего раздела деяние (действие либо бездействие) было совершено, санкционировано, одобрено органом, лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом, или работником индивидуального предпринимателя и юридического лица, выполняющим организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции.
3. Структурные подразделения юридического лица, совершившие административные правонарушения и являющиеся самостоятельными налогоплательщиками (за исключением финансовых организаций), несут административную ответственность как юридические лица.
4. Привлечение к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц освобождает от административной ответственности за данное правонарушение работника индивидуального предпринимателя и юридического лица.
Примечание. Для целей настоящего Кодекса индивидуальные предприниматели и юридические лица несут административную ответственность в качестве субъектов предпринимательства.
Часть 1. В данной норме закрепляются особенности административной ответственности группы специальных субъектов, в которую входят частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Условием привлечения к ответственности данных лиц должно быть указание в санкции именно в отношении этих лиц в соответствующей статье Особенной части КоАП. Если такого указания нет, то данные лица несут ответственность на общих основаниях.
Нотариат в Республике Казахстан - это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.
Нотариусом может быть гражданин Республики Казахстан, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедший стажировку у нотариуса сроком не менее одного года, аттестацию в аттестационной комиссии юстиции и получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством. Нотариусы работают в государственных нотариальных конторах (государственные нотариусы) или занимаются частной практикой (частные нотариусы).
Частным нотариусом признается гражданин, осуществляющий нотариальную деятельность без образования юридического лица на основании лицензии, застраховавший свою гражданско-правовую ответственность по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате совершения нотариальных действий, вступивший в члены нотариальной палаты.
Задачами исполнительного производства являются обязательное и своевременное принятие мер, направленных на принудительное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений, предписаний и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений иных органов.
Частным судебным исполнителем может быть гражданин Республики Казахстан, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов, выданной уполномоченным органом.
Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи, а также содействовать мирному урегулированию спора.
Адвокатом может быть гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью, обязательно являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности.
Предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, оралманов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя. Физическое лицо, являющееся субъектом предпринимательства, регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В комментарии к ч. 1 следует более подробно остановиться на таких субъектах административного правонарушения, как индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Часть 2 ст. 34 КоАП, утратившего силу Кодекса, в вопросе об ответственности приравнивала индивидуальных предпринимателей к должностным лицам.
Такой симбиоз двух разных субъектов административных деликтов (индивидуальный предприниматель и должностное лицо) был обусловлен задачей упрощения конструирования санкций составов правонарушений, где возможными субъектами наряду с должностными лицами и юридическими лицами были и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть индивидуальные предприниматели.
При этом размеры штрафов для индивидуальных предпринимателей изначально приравняли именно к размерам штрафов для должностных лиц, сделав их больше, чем размеры штрафных санкций для граждан, но существенно меньше, чем для юридических лиц. При этом на ИП распространялся такой вид взыскания, как приостановление деятельности. Таким образом, с одной стороны, он приравнивался к должностным лицам, а с другой стороны, к юридическим лицам, что предполагало еще более неопределенное и противоречивое статусное положение.
В соответствии с Предпринимательским кодексом РК, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо теперь являются субъектами предпринимательства, в зависимости от среднегодовой численности работников и среднегодового дохода, которые подразделяются на категории малого, среднего либо крупного предпринимательства. Таким образом, Предпринимательский кодекс РК, можно сказать, приравнял статусное положение индивидуального предпринимателя и юридического лица.
Такие изменения в области предпринимательской деятельности, сподвигли разработчиков КоАП содержательно и структурно пересмотреть конструкцию санкций и разъединить субъектов административного правонарушения на: физических лиц, должностных лиц и субъектов предпринимательства (индивидуальные предприниматели и юридические лица), которые, как было отмечено ранее, в зависимости от среднегодовой численности работников и среднегодового дохода, подразделяются на категории малого, среднего либо крупного предпринимательства.
В зависимости от вида перечисленных субъектов правонарушения юридические последствия, соответственно, отличаются. К ним дифференцированно применяются виды административных взысканий, например, размеры штрафов для предпринимателей и для нотариусов разные (ч. 2 ст. 44 КоАП).
Таким образом законодатель четко разграничил ответственность каждого субъекта административного правонарушения в зависимости от того, к какой категории субъектов он относится.
В части 2 комментируемой нормы регламентируется императивное условие, без которого наступление административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц невозможно. Таким условием является санкция или одобрение на действие или бездействие, которое является элементом состава правонарушения.
Юридическое лицо не должно и не может нести ответственность за деяние, которое совершил работник по своей воле вопреки установленному порядку. Например, за нарушение требований безопасности при обращении с взрывчатыми материалами, радиоактивными и иными экологически опасными веществами (ст. 297 КоАП) юридическое лицо не будет нести ответственность если работник утилизировал пиротехнические изделия в открытом огнем без одобрения уполномоченного лица. В данном случае ответственность будет нести сам работник как физическое лицо. В такой конструкции усматриваются признаки виновной ответственности юридического лица, несмотря на то, что прямо это не указано.
То же самое относится и к работникам, нанятым по трудовому договору индивидуальным предпринимателем.
В целом следует отметить, что одним из самых проблемных и неопределенных в теории и в практике является принципиальный вопрос о вине юридических лиц.
Как известно, юридическое лицо создается, действует и прекращается в соответствии с нормами гражданского права. Будучи наделенным гражданской правосубъектностью, юридическое лицо обладает правоспособностью. Однако легальное определение дееспособности юридического лица, в действующем законодательстве отсутствует, возможно, потому что в силу искусственной природы юридического лица его дееспособность реализуется посредством органов управления, образованных из людей.
Сформулировать единое универсальное определение вины физических и юридических лиц довольно сложно. Природа вины этих субъектов в административных и других деликтах неоднородна, что обусловлено различными способами формирования, выражения и проявления их воли.
Казахстанский законодатель выбрал простой путь решения данной проблемы путем субъективного подхода в определении вины юридического лица посредством установления вины представителя юридического лица, что является своего рода "правовой фикцией".
Таким образом, при привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя и юридического лица необходимо доказать, что деяние было санкционировано, одобрено органом, лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом, или работником индивидуального предпринимателя и юридического лица, выполняющим организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции. Если доказательства санкционирования отсутствуют, то к ответственности должен привлекаться работник индивидуального предпринимателя (юридического лица) в качестве физического лица. Более подробно о вине юридического лица в комментарии к статьям 10, 11 и 25 КоАП.
В части 3 данной нормы учитываются свойства юридического лица, заключающиеся в его структуре. В соответствии с гражданским законодательством (ст.43 ГК), юридическое лицо вправе создавать собственные:
филиалы - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства;
представительства - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
иные структурные подразделения - территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющие часть функций юридического лица.
Филиалы и представительства не являются юридическими лицами (ст. 43 ГК, ст. 3 Закона РК от 17 апреля 1995 года "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств"). Однако их регистрация в качестве самостоятельного налогоплательщика признает их субъектом налогового законодательства и, соответственно, они могут стать субъектом налоговых административных правонарушений как юридическое лицо, что, собственно, и продекларировано в ч. 3 рассматриваемой статьи.
Часть 4 комментируемой нормы олицетворяет обратную сторону положения, закрепленного в ч. 2 настоящей нормы, когда юридическое лицо и индивидуальный предприниматель освобождаются от административной ответственности за несанкционированные действия работника.
Это новое положение в КоАП исключает ранее существовавшую в законодательстве об административных правонарушениях проблему, когда за одно и то же правонарушение могли нести ответственность как юридические лица, так и его должностные лица или руководитель.
В обновленной норме закреплено условие освобождения работника юридического лица и индивидуального предпринимателя от ответственности. Таким условием является привлечение к ответственности самого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Примером может служить обратная ситуация, когда работник действует с одобрения юридического лица или индивидуального предпринимателя, и тогда ответственность возлагается на последних.
Примечание к данной статье выполняет функцию закрепления понятийного аппарата, используемого в данном Кодексе. В нормах (санкциях) Особенной части КоАП административные взыскания адресованы субъектам предпринимательства, под которыми должны пониматься индивидуальные предприниматели и юридические лица. Содержание данного примечания распространяет свое действие на весь КоАП.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда