Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье 380. Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти  УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

Комментарий к статье 380. Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти  УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье 380. Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти  УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

      1. Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, а равно бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие существенный вред либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов военнослужащих (граждан) или организаций, —
      наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
      2. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, —
      наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
      3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —
      наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

      Воинские должностные преступления представляют значительную общественную опасность. Они наносят серьезный ущерб правопорядку в армии и на флоте, ведут к ослаблению дисциплины, снижению боеготовности и боеспособности войск, нарушают нормальную деятельность аппарата военного управления, причиняют материальный вред государству.
      Совершение преступлений должностными лицами, которые в силу своего служебного долга обязаны обеспечивать законность в войсках, служить для подчиненных примером безупречного выполнения требований военной присяги, воинских уставов и приказов, подрывает уважение к закону, создает предпосылки для правонарушений со стороны подчиненных.
      Статья 380 УК РК предусматривает уголовную ответственность за воинские должностные преступления в силу особенностей главным образом объекта посягательства, а также субъекта, которые являются специальными видами по отношению к общеуголовным должностным преступлениям. Поэтому при их юридическом анализе необходимо исходить из тех положений, которые содержатся в статьях УК РК, раскрывающих общие объективные и субъективные признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 307 УК РК), превышения власти или должностных полномочий (ст. 308 УК РК), бездействия власти (ст. 315 УК РК), халатности (ст. 316 УК РК).
      Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность органов военного управления, установленный в Вооруженных Силах РК, порядок осуществления должностных функций военными начальниками, всеми воинскими должностными лицами, отвечающие интересам воинской службы и обеспечения постоянной высокой боевой готовности войск. Дополнительным объектом могут быть личность военнослужащего, охраняемые законом права и свободы, интересы воинов, общественные или государственные интересы.
      Согласно ст. 1 Закона РК «Об обороне и Вооруженных Силах РК» органы военного управления — это стратегические, оперативно-стратегические, оперативно-территориальные, оперативно-тактические, тактические и местные органы военного управления.
      Объективная сторона данного преступления выражается в злоупотреблении начальника или должностного лица властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, а равно бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие существенный вред либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов военнослужащих (граждан) или организаций.
      Злоупотребление властью или служебным положением заключается в умышленном использовании начальником или иным должностным лицом своего служебного положения в ущерб интересам воинской службы.
      Использование должностным лицом своего служебного положения означает совершение им таких действий, которые не выходят за пределы его компетенции, связаны с его служебными полномочиями, обусловленными занимаемой должностью, но совершены в данном случае незаконно. Использование служебного положения имеет место и тогда, когда должностное лицо умышленно не совершает тех действий, которые обязано было совершить.
      В соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» под злоупотреблением властью или служебным положением, указанным в ст. 380 УК, следует понимать противоправное деяние, которое совершается начальником или воинским должностным лицом с использованием им своего служебного положения и вопреки интересам воинской службы.
      Превышение власти, в отличие от злоупотребления властью, имеет место тогда, когда начальник или иное должностное лицо умышленно совершает действия, явно выходящие за пределы его прав и полномочий.
      Как превышение власти следует рассматривать, например, действия начальника караула или патрульного наряда и других должностных лиц, несущих специальную службу, которые, используя свое служебное положение, в нарушение уставных требований сами неправомерно применяют оружие либо отдают приказание применить оружие подчиненным.
      Составом превышения власти охватываются и такие умышленные действия начальника, которые не вправе совершать ни одно должностное лицо или орган ни при каких обстоятельствах. Эти действия в любом случае признаются неправомерными (учинение насилия и применение других неуставных методов воздействия в отношении подчиненных, незаконная передача предметов военной техники и имущества в пользование посторонним лицам и тому подобное).
      Решая вопрос о виновности лица в превышении власти, необходимо установить его компетенцию. Права и полномочия воинских должностных лиц четко определены законами, уставами, положениями, приказами командования. При этом необходимо иметь в виду, что применение оружия и физического насилия со стороны должностного лица может квалифицироваться как превышение власти, если эти действия связаны с исполнением им своих служебных обязанностей и выражаются в превышении полномочий, которыми оно наделено по службе, в отношении потерпевшего.
      В соответствии с ч. 1 ст. 37 УК РК не является преступлением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам лицом, действовавшим по исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.
      Под превышением власти или служебных полномочий, согласно  п. 25 вышеуказанного Нормативного постановления Верховного Суда РК понимается «совершение начальником или должностным лицом действий, явно превышающих права или служебные полномочия, предоставленные ему законами, уставами и приказами».
      Бездействие власти представляет собой умышленное невыполнение начальником действий, которые он по обязанностям воинской службы должен был совершить.
      Воинские уставы требуют, чтобы каждый начальник использовал в полной мере предоставленную ему власть в интересах воинской службы, в целях повышения боеспособности вверенной части (подразделения), строгого соблюдения дисциплины и порядка. Преступное бездействие начальника, непринятие им мер, которые он обязан был принять в данной обстановке для предотвращения общественно опасных последствий, может нанести большой вред воинской службе. Так, например, если сержант видит, что его подчиненный во время перевозки имущества подразделения похищает боевые патроны и продает их постороннему лицу, и не пресекает эти действия, в результате чего боеприпасы утрачиваются, то сержант должен нести уголовную ответственность за преступное бездействие.
      Для установления факта нарушения должностным лицом своих полномочий суду необходимо исследовать нормативные акты, регулирующие права и обязанности этих должностных лиц в условиях прохождения воинской службы (уставы, наставления, инструкции, приказы и иные нормативные правовые документы).
      Следует отметить, что уголовная ответственность по ст. 380 УК наступает лишь в тех случаях, когда деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности.
      Под корыстной заинтересованностью следует понимать стремление воинского должностного лица извлечь материальную выгоду, без признаков хищения, а под иной личной заинтересованностью — карьеризм, стремление прикрыть свою бездеятельность, избежать взыскания, оказать услугу родственнику, месть, расправа за критику, зависть и иные низменные побуждения.
      Определение вреда существенным, предусмотренным ст. ст. 380-381 УК, зависит от конкретных обстоятельств дела и решается на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, в частности, оценки обстановки, времени, места и способа совершения преступления, важности нарушенных интересов государства или прав и законных интересов граждан или организаций, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, значения утраченного или поврежденного имущества и т. п.
      Под существенным следует понимать вред, нанесенный интересам государства, конкретной воинской части, юридическим и физическим лицам, являющийся значительным по своему характеру и размерам.
      Существенный вред может выражаться в срывах важных воинских мероприятий, проводимых частью, подразделением в соответствии с Уставом, предписанием вышестоящего командования, а также в причинении вреда охраняемым законом правам и интересам военнослужащих, граждан, в систематическом отвлечении личного состава от несения обязанностей по воинской службе на выполнение различного вида работ в свою пользу или в пользу третьих лиц, в нанесении побоев, причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего и т.п.
      При причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью дополнительная квалификация по статьям о преступлениях против личности не требуется.
      Существенное нарушение прав и законных интересов военнослужащих (граждан) или организаций может выражаться в причинении вреда здоровью, ущемлении конституционных прав и свобод военнослужащих и граждан.
      Общественно опасное действие (бездействие), совершенное должностным лицом вне связи с его служебным положением и исполнением возложенных обязанностей, не может признаваться воинским должностным преступлением.
      Если ответственность за отдельные виды должностных преступлений предусмотрена специальными нормами (например, получение взятки, хищение с использованием служебного положения и т.п.), то совершение военнослужащим — должностным лицом таких действий квалифицируется по соответствующей статье уголовного закона без совокупности ст. 380 УК.
      В каждом конкретном случае необходимо устанавливать, входило ли в компетенцию данного должностного лица совершение действий, которые оказались невыполненными, и имелось ли у него для этого фактическая возможность.
      Преступление будет считаться оконченным с момента причинения существенного вреда.
      С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым и косвенным умыслом.
      Лицо сознает общественную опасность своего поведения, предвидит, что в результате этого охраняемым законом интересам может быть причинен существенный вред и желает его причинить (при прямом умысле) либо сознательно допускает его причинение (при косвенном умысле).
      Обязательным признаком субъективной стороны является корыстный мотив или иная личная заинтересованность.
      Субъектом воинского должностного преступления, предусмотренного ст. 380 УК, являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или администpативно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РК.
      К должностным лицам, являющимся субъектами воинских преступлений относятся все воинские начальники, а также иные военнослужащие, которые, не являясь начальниками, занимают постоянно, временно или по специальному поручению командования, отданному устно, письменно либо по техническим каналам связи, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
      Перечни воинских должностных лиц содержатся в уставах внутренней службы, гарнизонной и караульной служб, в Дисциплинарном уставе и в других нормативных правовых актах.
      Согласно Нормативному постановлению Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» деяния, предусмотренные ст. 380 УК, признаются коррупционными преступлениями, если они выразились в использовании воинским должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения имущественных благ и преимуществ для себя или других лиц или организаций.
      Начальник караула может нести ответственность по ст. 380 УК в тех случаях, когда совершенное им деяние, хотя и выходит за пределы обязанностей по несению специальной службы или непосредственно не относится к ней, явилось нарушением его общих должностных обязанностей командира-начальника (например, насильственные действия начальника караула по отношению к лицу, входящему в состав караула, не повлекшие каких-либо последствий для охраняемого объекта или иных вредных последствий).
      Часть 2 ст. 380 УК РК предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение рассматриваемого преступления, повлекшего наступление тяжких последствий.
      Под тяжкими последствиями, предусмотренными ч. 2 ст. 380 УК РК, следует понимать ущерб, значительный по своему характеру и размерам. Тяжкие последствия могут иметь как материальное, так и нематериальное проявление. Вопрос о том, какой ущерб следует считать тяжким последствием, решается судом на основе анализа всех материалов дела, важности нарушенных интересов, размера материального ущерба и так далее. Например, тяжкими последствиями следует считать срыв выполнения боевого задания, уничтожение боевой техники, создание угрозы безопасности государства, причинение вреда здоровью людей.
      Умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшие смерть по неосторожности, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 380 и 96, ч. 3 ст.  103 УК.
      Часть 3 ст. 380 УК РК рассматривает в качестве особо квалифицирующих обстоятельств совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, в военное время или в боевой обстановке, определение которых дано ранее.
      Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 380 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
      Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 380 УК РК, относится к тяжким преступлениям.
      Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 380 УК РК, относится к особо тяжким преступлениям.

Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.                  


Дата изменения акта:  02.08.2007
Дата принятия акта:  02.08.2007
Место принятия:  НЕТ
Орган, принявший акт:  180000000000
Регион действия:  100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  167
Статус акта:  new
Сфера правоотношений:  028000000000
Форма акта:  КОММ
Юридическая сила:  1900
Язык акта:  rus

Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан 

О судебной практике по делам о воинских уголовных правонарушениях Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 28 октября 2005 года N 6.

О судебной практике по делам о воинских уголовных правонарушениях Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 28 октября 2005 года N 6. Сноска. Заголо...

Читать полностью »

Статья 450. Злоупотребление властью  УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан

Статья 450. Злоупотребление властью УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан1 Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебным положением вопреки и...

Читать полностью »