Комментарий к статье 382. Оставление погибающего военного корабля УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан
1. Оставление погибающего военного корабля командиром, не выполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, совершенное в военное время или в боевой обстановке, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Общественная опасность данного деяния заключается в том, что оно снижает обороноспособность безопасность государства на море, угрожает жизни и здоровью людей, которые находятся на борту военного судна, ведет к опасности экологического загрязнения акватории, срыву военно-морских мероприятий и выполнению принятых решений.
Оставление погибающего корабля может вызвать панику и страх среди личного состава, ослабить, парализовать борьбу за спасение корабля, привести к жертвам, утрате боеспособности и гибели военного судна либо захвату его противником.
Общественная опасность также характеризуется тем, что командир оставляет погибающий военный корабль, не выполнив до конца своих служебных обязанностей, равно как и лицом из состава команды корабля без ненадлежащего на то распоряжения или приказа командира.
Непосредственный объект преступления — это установленный порядок прохождения воинской службы на военном корабле, который обеспечивает и борьбу за живучесть корабля и организованное его оставление при угрозе гибели, а также на жизнь и здоровье лиц, находящихся на борту военного корабля.
Командир военного корабля, как и любой другой военнослужащий из состава корабля, должен не щадить своих сил и самой жизни при выполнении воинского долга, до конца выполнять свой воинский долг перед Родиной. Он не может оставить гибнущий корабль, не выполнив все свои должностные обязанности, не приняв в первую очередь меры по спасению личного состава, пассажиров, ценного военного имущества. Командир сходит с корабля последним.
Нарушение командиром корабля установленных законом требований способно причинить тяжкие последствия, которыми могут быть гибель корабля, личного состава, боевой техники, военного имущества и др.
Объективная сторона данного преступления характеризуется противоправным оставлением погибающего военного корабля командиром, не выполнившим до конца все свои обязанности, либо лицом из состава команды корабля без разрешения командира.
Под оставлением погибающего корабля понимается уход с корабля, которому угрожает гибель. Способ ухода на квалификацию не влияет. Обязательным признаком состава данного преступления является наличие обстановки, угрожающей гибелью корабля, созданной боевыми действиями или аварийной ситуацией.
Командир признается не выполнившим до конца свои обязанности, если он оставил погибающий корабль, не приняв все меры к спасению корабля, при возможности и корабельную технику, оружия и боеприпасов, документации и иного ценного имущества, не эвакуировал пассажиров и личный состав корабля.
Если у командира не было реальной возможности выполнить все предписанные ему действия, ответственность за оставление погибающего корабля исключается.
Применительно к лицам из состава команды, оставившим корабль без разрешения командира, также нужно установить, имелась ли у них возможность получить такое разрешение.
Данное преступление считается оконченным с момента незаконного или самовольного оставления командиром или лицом из состава команды гибнущего военного корабля, независимо от фактического наступления вредных последствий.
С субъективной стороны оставление погибающего корабля командиром, не выполнившим до конца свои обязанности, совершается умышленно.
Командир корабля сознает, что он не выполнил до конца своих служебных обязанностей в обстановке, угрожающей гибелью кораблю, предвидел возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желает их наступления.
Оставление погибающего военного корабля лицом из состава команды без надлежащего на то разрешения командира корабля также совершается умышленно: виновный сознает, что без разрешения командира покидает погибающий корабль.
Мотивы и цели на квалификацию не влияют, но могут быть учтены судом при назначении наказания.
Субъект преступления — специальный, т. е. командир корабля или лицо из состава команды корабля. Иные лица (пассажиры, личный состав перевозимых на корабле подразделений и тому подобные) не могут быть субъектами данного преступления.
Часть 2 ст. 382 УК РК предусматривает повышенную уголовную ответственность данного преступления, совершенного в военное время или в боевой обстановке, определение которых дано при анализе ст. 367 УК РК.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 382 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 382 УК РК, относится к тяжким преступлениям.
Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.
Дата изменения акта: 02.08.2007
Дата принятия акта: 02.08.2007
Место принятия: НЕТ
Орган, принявший акт: 180000000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 167
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 028000000000
Форма акта: КОММ
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан