Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье 391. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

Комментарий к статье 391. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье 391. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

      1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —      

наказывается арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.      

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —      

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.      

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —      

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

      Общественная опасность нарушения правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины заключается в угрозе жизни и здоровью людей, в том, что оно снижает обороноспособность государства, ведет к срыву военных мероприятий.      

Признавая одинаковыми общественную опасность нарушения правил вождения машин и нарушения эксплуатации машин, законодатель сформулировал эти самостоятельные виды преступлений в виде альтернативных признаков состава одного преступления.      

Непосредственным объектом преступления является установленный порядок вождения и эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин, обеспечивающий безопасность их движения.      

Правила вождения машин определяется как специальными военно-правовыми нормами, так и «Правилами дорожного движения РК» от 25 ноября 1997 г. (с послед. изм. и доп.), и обязательны для всех лиц, которые непосредственно осуществляют вождение боевой, специальной транспортной машины.      

Правила эксплуатации машин — это совокупность норм, которые содержатся в названных актах, которые, в свою очередь, предписывают определенным лицам обязанность создавать благоприятные условия для безопасного использования военных машин.       

Боевая машина — это самоходная машина, специально предназначенная для поражения живой силы или военной техники противника. К ним относятся танки, боевая машина пехоты (БМП), бронетранспортеры (БТР), самоходные артиллерийские и ракетные установки (СА и РУ), машины, предназначенные для буксирования артиллерийских систем и прицепов с аппаратурой управления огнем, другие самодвижущиеся технические средства, мотоциклы, которые используются в Вооруженных Силах РК с целью выполнения возложенных на них задач.      

Специальные машины — это самодвижущиеся технические средства, используемые по особому, специальному предназначению, соответствующему типу машин или установленному на ней оборудованию. Специальными являются различные инженерные машины (траншеекопатели, бульдозеры, корчеватели и тому подобные), санитарный транспорт, передвижные ремонтные мастерские, лаборатории и так далее.      

Транспортными считаются машины, предназначенные для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, военно-технического имущества, а также машины, используемые для повседневного хозяйственного, культурно-бытового, медицинского и другого обслуживания воинской части.      

Объективная сторона преступления состоит из трех обязательных признаков, под которыми понимаются: нарушение правил вождения или эксплуатации машин; причинение вреда здоровью или смерти человеку; наличие причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями.      

Понятие «нарушение правил вождения и эксплуатации» в данном составе равнозначно аналогичному понятию, предусмотренное ст. 296 УК РК.      

Специфика заключается лишь в видах самоходных машин.       

«Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, несоблюдении очередности проезда перекрестков, нарушении правил обгона, нарушении правил при движении задним ходом, выезде на левую сторону дороги. Нередко ДТП происходят в результате управления автомашиной в утомленном состоянии, движения при ослепляющем свете фар встречной автомашины и т.п.     

 В соответствии с «Правилами дорожного движения РК» дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.      

Преступление считается оконченным с момента нарушения правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.      

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде самонадеянности или небрежности.      

При самонадеянности виновный сознательно нарушает правила вождения и эксплуатации военного транспорта, предвидит возможность наступления физического вреда или иных тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.      

При небрежности виновное лицо не сознает, что допускает нарушение правил, и не предвидит возможности наступления указанных в норме последствий из-за безответственности, невнимательности, хотя имел возможность сознавать факт нарушения правил и не допустить наступление вредных последствий.     

 Субъект преступления — специальный, т. е. военнослужащий, управляющий машиной или отвечающий за эксплуатацию машин. При этом субъектом нарушения правил вождения военной машины является военнослужащий, который управляет этой машиной, а субъектом нарушения эксплуатации военных машин является только тот военнослужащий, на которого специально возложена обязанность по соблюдению этих правил.      

Водитель, которому вверена военная машина, обязан соблюдать не только правила вождения, но и правила эксплуатации. В данном случае виновное лицо считается субъектом нарушения правил эксплуатации, которые допущены не в процессе движения машины, а после остановки управляемого транспорта.      

В качестве последствий в ч. ч. 2 и 3 ст. 391 УК РК названы смерть человека, смерть двух и более лиц.     

 Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 391 УК РК, относятся к преступлениям небольшой тяжести.      

Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 391 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.

Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.                  

Дата изменения акта:  02.08.2007 Дата принятия акта:  02.08.2007 Место принятия:  НЕТ Орган, принявший акт:  180000000000 Регион действия:  100000000000 Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  167 Статус акта:  new Сфера правоотношений:  028000000000 Форма акта:  КОММ Юридическая сила:  1900 Язык акта:  rus

Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан 

О судебной практике по делам о воинских уголовных правонарушениях Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 28 октября 2005 года N 6.

О судебной практике по делам о воинских уголовных правонарушенияхНормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 28 октября 2005 года N 6. Сноска. Заголовок...

Читать полностью »

Статья 463. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин  УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан

Статья 463. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан1 Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или...

Читать полностью »