Комментарий к статье 4. Действие законодательства Республики Казахстан об ответственности за административные правонарушения во времени Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действовавшего во время совершения этого правонарушения.
2. Временем совершения административного правонарушения признается время осуществления деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, независимо от времени наступления последствий.
Большое практическое значение имеет вопрос о действии акта с административной санкцией во времени. По общему правилу в отношении правонарушителей должна применяться мера принуждения, установленная за данное деяние действующим во время его совершения правовым актом. Это наиболее распространҰнный в цивилизованных странах подход.
Основным принципом действия закона во времени в нашей стране является немедленное действие закона. Под немедленным действием понимается, что с момента введения закона в действие (а не вступления в силу) он распространяется на все существующие отношения и прекращает действие старого закона на эти отношения. Поэтому необходимо различать эти две дефиниции. Согласно п. 2 ст. 62 Конституции РК, законы вступают в силу после их подписания Главой государства. Факт приобретения законом юридический силы не означает начала регулирования им определенных общественных отношений. Это продиктовано рядом важных обстоятельств, указанных в отраслевом Законе РК от 6 апреля 2016 года "О правовых актах". Только с момента введения в действие закон начинает регулировать общественные отношения и порождает правовые последствия.
Под порядком введения в действие закона понимается придание ему юридической силы в сроки, указанные в самом законе (как правило, такой порядок регулируется заключительной статьей закона) или в специальном (сопутствующем) законе. Именно в этом смысле введение в действие закона означает его распространенность в пространстве, во времени, по кругу субъектов правоотношений.
Законодательные акты Республики Казахстан вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки. При этом закон, предусматривающий юридическую ответственность за действия (бездействие), которые ранее не влекли такой ответственности, либо устанавливающий более строгую ответственность по сравнению с прежней, не может быть введен в действие до истечения десятидневного срока после дня его первого официального опубликования.
К примеру, действующий КоАП был принят (подписан Главой государства) 5 июля 2014 года, а введен в действие с 1 января 2015 года. Ряд норм КоАП имели иной порядок введения в действие, что закреплено в ст. 920 КоАП. Несомненно, в этом смысле, как и в любом правиле, существуют исключения. Все они, а также другие требования, предъявляемые к нормативным правовым актам, в том числе законам, содержатся в Законе РК от 6 апреля 2016 года "О правовых актах", а также в Регламенте Парламента Республики Казахстан, утвержденного постановлением Парламента РК от 20 мая 1996 года, а также в Регламентах Мажилиса и Сената Парламента РК (указанные документы имеют силу закона).
В соответствии с частью 1 комментируемой статьи, применению подлежит тот нормативный правовой акт, который обладал юридической силой на момент совершения административного правонарушения.
Здесь может возникнуть вопрос относительно соотношения указанного положения с требованиями ст. 3 КоАП, так как составы административных правонарушений могут быть не только формальными и усеченными, но и материальными. Противоречий не усматривается. Если административный деликт совершен в момент действия старого, более мягкого закона, а последствия наступили в момент действия нового, более строго закона, то привлечение к административной ответственности по новому, более строгому закону нельзя признать справедливым по целому ряду причин. Главная из них то, что правонарушитель уже совершил те действия (бездействия), что запрещены законом, а наступление последствий, состоящих с этими действиями в причинной связи, не могут зависеть (контролироваться) сознанием и волей правонарушителя.
Если же административный деликт совершен в момент действия старого, более строго закона, а последствия наступают в момент действия нового, более мягкого закона, то в таком случае необходимо вести речь об обратной силе закона, предусмотренной ст. 5 КоАП.
Указанное справедливо и для тех случаев, когда в момент совершения административного деликта его противоправность не была предусмотрена законом, а также когда последствия наступают в момент действия закона, устраняющего ответственность за совершенный административный деликт.
Под административным законодательством, подлежащим применению в отношении лица, совершившего административное правонарушение, следует понимать как нормы Особенной части Кодекса, так и нормы Общей части, поскольку они также влияют на решение вопроса об ответственности лица, совершившего административное правонарушение. Особенная часть КоАП содержит в диспозиции описание признаков состава правонарушения и санкции, которые могут применяться за его совершение. В общей части Кодекса приведены, в частности, принципы назначения наказания. Необходимо помнить, что в данной статье речь идет о действии во времени только материального (деликтного) законодательства (об ответственности за административные правонарушения).
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что временем совершения деяния признается момент осуществления противоправного действия (бездействия), независимо от времени наступления последствий.
В науке по указанному вопросу выработано устойчивое мнение, что "данная конструкция обусловлена необходимостью акцентирования внимания на субъективном отношении лица к своему поведению в соответствии с законом, действующим во время совершения правонарушения, а не последствиями, которые, как правило, носят объективный характер и уже не контролируются волей виновного. Данная норма означает, что в ситуации, когда деяние совершено во время старого закона, а последствия этого деяния, являющиеся необходимым признаком состава правонарушения, наступили во время действия нового закона, должен применяться старый закон, менее строгий по отношению к лицу, совершившему правонарушение, чем новый".
Действительно, было бы грубейшим отклонением от требований законности, приводящим к нарушениям прав лица, совершившего административное правонарушение, применение к нему административного взыскание на основании утратившего юридическую силу закона. Только действующий закон, вступивший в силу и введенный в действие в установленном порядке, может служить реальным юридическим основанием для применения к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренных таким законом мер административной ответственности. Иное может иметь место лишь в случае обратной силы закона, что описано в комментарии к ст. 5 КоАП.
Обзор из судебной практики.
3 июля 2017 года в отношении гр. Б. составлен протокол о том, что в этот день в городе Караганда при остановке транспортного средства сотрудниками ОВД гр. Б. покинул салон без их разрешения, то есть нарушил требования пп. 1) п. 4.1 "Правил дорожного движения (далее - ПДД), утвержденных постановлением Правительства РК от 13 ноября 2014 года № 1196.
Часть 12 ст. 613 КоАП устанавливала ответственность за оставление водителем и пассажирами (пассажиром) кабины (салона) транспортного средства в случае его остановки сотрудником ОВД без его разрешения, а также невыполнение ими требований о выходе из кабины (салона) транспортного средства. Однако Законом РК от 3 июля 2017 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения" из ч. 12 ст. 613 КоАП слова "и пассажирами (пассажиром)" и "и пассажиров (пассажира)" исключены.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 КоАП, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на правонарушение, совершенное до введения этого закона в действие и в отношении, которого постановление о наложении административного взыскания не вступило в законную силу.
При таких обстоятельствах СМАС города Караганда обоснованно прекратил производство по делу в отношении гр. Б по ч. 12 ст. 613 КоАП, применив пп. 3) ч. 1 ст. 741 КоАП.
Другой пример. Постановлением Бурабайского районного суда Акмолинской области от 8 февраля 2018 года прекращено производством дело по ч. 1 ст. 281 КоАП в отношении ТОО "БТ".
29 августа 2017 года за нарушение п. 11 Правил оформления, получения, выдачи, учета, хранения и представления сопроводительных накладных на нефтепродукты, утвержденных приказом Министра финансов РК от 27 февраля 2015 года № 138, в отношении ТОО составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 281 КоАП. Согласно протоколу, в сопроводительной накладной, выписанной поставщиком ТОО "БТ" в адрес получателя ТОО "К", в графе "код операции" ошибочно указано "реализация оптовикам" вместо "конечному потребителю".
Между тем, Законом РК от 25 декабря 2017 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения" в вышеуказанную норму внесены изменения о том, что до 1 января 2020 года действовала следующая редакция ч. 1 ст. 281 КоАП: "непредставление либо несвоевременное предоставление сопроводительных накладных, декларации на нефтепродукты, на табачные изделия, а равно непредставление либо несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления мониторинга". То есть ошибка в коде операции не охватывается объективной стороной вмененного ТОО правонарушения.
В этой связи ТОО "БТ" не подлежало привлечению к ответственности ввиду отмены закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность.
Таково действие законодательства об административной ответственности за административные правонарушения (включая и производство по ним) во времени.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда