Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье 5. Обратная сила закона об административных правонарушениях  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Комментарий к статье 5. Обратная сила закона об административных правонарушениях  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье 5. Обратная сила закона об административных правонарушениях  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях  

      1. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на правонарушение, совершенное до введения этого закона в действие и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. 

      2. Закон, устанавливающий или усиливающий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 

      Комментируемая статья вытекает из пп. 5) п. 3 ст. 77 Конституции, согласно которой законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон.  

      Часть 1. Между совершением правонарушения и применением мер, предусмотренных административным законодательством, а также между вынесением постановления о наложении административного взыскания и его исполнением проходит определенное время, в течение которого может вступить в силу новый правовой акт.  

      Возникает вопрос: может ли новый закон применяться к деянию, совершенному до его издания? Какое влияние оказывает новый закон на исполнение постановления о наложении административного взыскания, вынесенного на основании старого закона? Комментируемая статья дает ответы на указанные вопросы.  

      Прежде всего следует отметить, что новый КоАП расширил круг случаев применения положений об обратной силе. Если КоАП 2001 года говорил только о законе, отменяющем или смягчающем ответственность за административное правонарушение, который распространялся на правонарушение, совершенное до введения такого закона в действие, то новый Кодекс дополнен нормой, согласно которой закон, иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено, также имеет обратную силу. В последнем случае речь идет о положении ст. 919 КоАП.  

      Таким образом, ч. 1 комментируемой статьи звучит следующим образом. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на правонарушение, совершенное до введения этого закона в действие и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено.  

      Под законом, смягчающим ответственность за административное правонарушение, следует понимать закон, исключивший из санкции более строгое взыскание, заменивший более строгое взыскание на менее строгое, снизивший размер взыскания либо исключивший дополнительное взыскание. К примеру, санкция ч. 4 ст. 597 КоАП за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, которая ранее предусматривала штраф в размере 50 МРП (120 250 тенге), снижена до 10 МРП (24 050 тенге). Другим примером можно указать санкции частей 4 и 5 ст. 246 КоАП, в которых исключены дополнительные виды взыскания в виде приостановления и лишения действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности. 

      Под законом, отменяющим ответственность за административное правонарушение, понимается закон, который исключает статьи или ее части в Особенной части КоАП. К примеру, части 8 и 9 ст. 282 КоАП, которые в рамках Закона РК от 25 декабря 2017 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения" были исключены из КоАП.  

      Под формулировкой "иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение" следует понимать любые указания закона, которые облегчают ответственность таких лиц, включая снижение административного штрафа и др.  

      Например, КоАП в некоторых санкциях статей наряду со штрафом на альтернативной основе предусматривает также предупреждение, однако на практике зачастую уполномоченные органы не применяли институт предупреждения, а накладывали сразу административный штраф. Вместе с тем ст. 43 КоАП была дополнена положением, согласно которой при отсутствии отягчающих обстоятельств, уполномоченный орган либо суд, налагающий административное взыскание, обязан будет применить институт предупреждения.  

      При решении вопроса о возможности придания закону обратной силы следует учитывать не только санкции сопоставляемых статей Особенной части Кодексов, но и положения их Общих частей. В каждом конкретном случае возможна ситуация, что при прочих равных условиях в Общую часть будет включена (включены) норма (-ы), к примеру, в виде обстоятельства, смягчающего или освобождающего от административной ответственности. Или, к примеру, ст. 741 КоАП может быть дополнена обстоятельством, исключающим производство по административному делу.  

      Важно отметить, что законы, смягчающие или отменяющие ответственность, учитываются при их применении на любой стадии производства по делу об административном правонарушении. 

      Часть 2. Пп. 5) п. 3 ст. 77 Конституции также утверждает, что законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.  

      При разъяснении положений комментируемой части необходимо учитывать позиции Конституционного Совета изложенные им в Постановлении Конституционного Совета от 10 марта 1999 г. № 2/2 "Об официальном толковании пунктов 1 и 2 статьи 14, пункта 2 статьи 24, подпункта 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан". В частности, он детализировал содержание конституционной нормы таким образом, что "обратной силы не имеют те законы, которые регулируют юридическую ответственность граждан за правонарушения и устанавливают новые виды ответственности или усиливают ее путем введения новых санкций. Эта конституционная норма распространяется на судей, государственные органы и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность".  

      Таким образом, под законом, устанавливающим ответственность, следует понимать как закон, который предусматривает новое правонарушение и взыскание за него, так и действующий закон, который дополняет включенные в него административные правонарушения новыми составами.  

      Например, КоАП дополнен новой ст. 300-1 "Превышение энергопередающими организациями утвержденных нормативных значений показателей надежности электроснабжения", согласно которой за превышение энергопередающей организацией нормативных значений показателей надежности электроснабжения, на должностных лиц данной организации предусматривается штраф в размере ста двадцати пяти МРП. Другой пример: ст. 597 КоАП "Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств" Законом РК от 5 мая 2015 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам естественных монополий и регулируемых рынков" дополнена новыми составами, устанавливающими административную ответственность за уклонение от уплаты за парковку в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, определенных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы (части 4-1 и 4-2).  

      Под законом, усиливающим ответственность за административное правонарушение, следует понимать закон, включающий в санкцию новое, более строгое взыскание, или увеличивающий размер уже имеющегося взыскания, либо включающий дополнительное взыскание либо увеличивающий его размер. Например, санкция ст. 283 КоАП предусматривала штраф с приостановлением действия лицензии на соответствующий вид деятельности, за нарушение производителем или импортером правил маркировки подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными и (или) учетно-контрольными марками. Законом РК от 29 декабря 2014 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях" в данную статью были внесены поправки, согласно которым за нарушение производителем или импортером правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, учетно-контрольными марками и табачных изделий акцизными марками, наряду со штрафом устанавливаются дополнительные виды взыскания в виде конфискации подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения, а также лишение лицензии. 

      Под формулировку "иным образом ухудшающий положение лица" подпадает, в частности, увеличение размера штрафной санкции, усиление порядка исполнения административного взыскания и т.п. В подобных случаях на него не распространяется принцип обратной силы. 

      Вместе с тем, в ходе практической деятельности, зачастую возникают вопросы обратной силы закона относительно норм процессуального порядка (Процессуальной части КоАП). Здесь необходимо учитывать положение нормативного постановления Конституционного Совета от 18 апреля 2007 года N 4 "Об официальном толковании пункта 2 статьи 12, пунктов 2 и 8 статьи 62, пункта 1 статьи 76, подпунктов 3) и 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан". Конституционный Совет детализировал вышеприведенный тезис (относительно обратной силы материальных норм) позицией, согласно которой "вопросы придания обратной силы закону, устанавливающему или расширяющему процессуальные права человека, подпунктом 5) пункта 3 статьи 77 Конституции не регулируются".  

      Таким образом, Конституционный Совет умалил процессуально-правовые гарантии пп. 5) п. 3 ст. 77 Конституции в отношении процессуальных норм (на примере уголовно-процессуального законодательства (УПК).  

      Вместе с тем, позже, законодателем был принят Закон РК от 6 апреля 2016 года "О правовых актах", ст. 43 которого носит фундаментальное и решающее значение в контексте комментируемой статьи. В частности, она гласит: 

      "1. Действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. 

      2. Исключения из правила пункта 1 настоящей статьи представляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта, а также когда последний исключает обязанности, возложенные на граждан, или улучшает их положение. 

      3. Нормативные правовые акты, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. 

      4. Законодательные акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон". 

      Из текста следует, что нормативные правовые акты, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. А нормативные правовые акты, которые исключают обязанности, возложенные на граждан, или улучшают их положение, распространяют свое действие на отношения, возникшие до его введения в действие. 

      Еще одним заслуживающим внимания вопросом является соотношение указанной нормы со ст. 919 КоАП.  

      Особенностью указанной статьи является то, что она ограничивает пересмотр лишь в отношении тех дел, по которым новым законом смягчена или отменена ответственность либо иным образом улучшено положение лица, совершившего административное правонарушение, лишь теми постановлениями по делу об административном правонарушении, что были вынесены, но не были исполнены.  

      Данное положение было актуальным в связи с принятием КоАП в новой редакции и, соответственно, изменением диспозиций и санкций большинства статей особенной части. Однако указанной норме не был придан временный характер и она сохраняет свое действие и по настоящее время.  

      Второй особенностью указанной нормы является то, что ее вторая часть позволяет применить обратную силу в отношении процессуальных норм на отношения, действовавшие ранее. Это связано с тем, что новый КоАП содержал на момент его принятия большие процессуальные гарантии и возможности для участников административных правоотношений нежели отмененный.  

 

Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива: 

      Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.); 

      Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23; 

      Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);  

      Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52; 

      Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49; 

      Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20; 

      Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); 

      Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);  

      Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490; 

      Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475; 

      Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44; 

      Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;  

      Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);  

      Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53; 

      Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.  

      Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.). 

 

Дата изменения акта:  01.01.2020  
Дата принятия акта:  01.01.2020  
Место принятия:  100050000000  
Орган, принявший акт:  103001000000  
Регион действия:  100000000000  
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  5  
Статус акта:  new  
Сфера правоотношений:  029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000  
Форма акта:  КОММ / КОД  
Юридическая сила:  1900  
Язык акта:  rus   

 

Об административных правонарушениях  Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании   О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный  Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда