Комментарий к статье 54. Установление особых требований к поведению правонарушителя Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. При рассмотрении дела об административном правонарушении судом по собственной инициативе либо по ходатайству органов полиции или других участников производства по делу об административном правонарушении могут быть установлены особые требования к поведению лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное статьями 73, 73-1, 73-2, 127, 128, 131, 434, 435, 436, 440 (частью третьей), 442 (частью третьей), 448, 461, 482, 485 (частью второй) настоящего Кодекса на срок от трех месяцев до одного года, предусматривающие в полном объеме или раздельно запрет:
1) вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать потерпевшего, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи;
2) приобретать, хранить, носить и использовать огнестрельное и другие виды оружия;
3) несовершеннолетним посещать определенные места, выезжать в другие местности без разрешения комиссии по защите прав несовершеннолетних;
4) употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные вещества.
2. При установлении особых требований к поведению лица, совершившего административное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений, для охраны и защиты потерпевшего и членов его семьи суд в исключительных случаях вправе применить на срок до тридцати суток меру административно-правового воздействия в виде запрета лицу, совершившему бытовое насилие, проживать в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим в случае наличия у этого лица другого жилища.
3. В течение срока действия особых требований к поведению правонарушителя на него могут быть возложены обязанности являться в органы внутренних дел для профилактической беседы от одного до четырех раз в месяц.
Часть 1. По отчетам подразделения МВД Республики Казахстан по защите женщин от насилия в Казахстане за 2018 год особые требования к поведению правонарушителя устанавливались около 6000 раз. Самое большое распространение применение ст. 54 КоАП получило в сфере семейно-бытовых отношений.
Впервые комментируемая мера воздействия была предусмотрена в Казахстане Законом РК от 4 декабря 2009 года №214 "О профилактике бытового насилия".
КоАП (действующий до 1 января 2015 года) был дополнен статьей 59-1 "Установление особых требований к поведению правонарушителей" в соответствии с Законом РК от 29 апреля 2010 года №272-IV "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профилактики правонарушений".
В действующем КоАП с 1 января установление особых требований к поведению правонарушителей было предусмотрено ст. 54, но до настоящего времени уже 3 раза в эту статью были внесены изменения и дополнения.
Во-первых, Законом РК от 31 октября 2015 года № 378 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы отправления правосудия" изменился перечень административных правонарушений, за которые можно установить ограничения к поведению, предусмотренные анализируемой статьей. Так, только за нарушение ч. 3 ст. 442 судам разрешено применить ст. 54 КоАП, а именно за повторное нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время без сопровождения законных представителей с 22 до 6 часов утра, и нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища с 23 до 6 часов утра.
Во-вторых, Законом РК от 9 апреля 2016 года № 501 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка" ст. 54 КоАП была дополнена новым запретом к поведению правонарушителя употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные вещества, в том числе и в быту. Если правонарушитель, в отношении которого установлен запрет на употребление алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, появится в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, то его действия следует квалифицировать не только по ст. 669 КоАП, но и по ст. 440 КоАП.
В-третьих, согласно Закону РК от 3 июля 2017 года № 84 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы", перечень административных правонарушений, за которые можно установить особые требования к поведению правонарушителя, был дополнен новыми статьями 73-1 и 73-2, перенесенными из УК.
В связи с принятием нового КоАП существенно изменился перечень административных правонарушений, за которые можно установить особые требования к поведению правонарушителя. Если в первоначальной редакции ст. 59-1 действующего до 31 декабря 2014 года возможно было применить только за нарушения пяти статей КоАП, то в настоящее время количество статей выросло в три раза. Следует отметить, что указанный в ст. 54 КоАП перечень административных деликтов относится не только к сфере семейно-бытовых отношений.
Правовые основы применения анализируемой меры административно-правового воздействия возникли с момента принятия Закона РК "О профилактике бытового насилия", и защитное предписание имеет ту же цель – обеспечить безопасность потерпевшего от бытового насилия путем разобщения контактов конфликтующих сторон. Кроме запретов защитного предписания (разыскивать, преследовать, посещать потерпевшего, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами) существовали дополнительные ограничения - приобретать, хранить, носить и использовать огнестрельное и другие виды оружие. Также данной мерой воздействия судом могут быть возложены обязанности - являться в органы внутренних дел для профилактической беседы от одного до четырех раз в месяц.
Установить особые требования к поведению правонарушителя возможно за административные правонарушении, предусмотренные статьями:
73 - Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений;
73-1- Умышленное причинение легкого вреда здоровью;
73-2 - Побои;
127 - Невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей;
128 - Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
131 - Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения;
434 – Мелкое хулиганство;
435 – Хулиганство, совершенное несовершеннолетним;
436 - Стрельба из огнестрельного, газового, пневматического оружия, запуск пиротехнических веществ и изделий с их применением в населенных пунктах;
440 (ч. 3) - Распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения;
442 (ч. 3) - Нахождение несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время;
448 - Вандализм несовершеннолетних;
461 - Нарушение защитного предписания;
482 - Незаконные приобретение, передача, реализация, хранение, ношение, перевозка физическими и юридическими лицами оружия;
485 (ч. 2) - Нарушение порядка регистрации (перерегистрации) гражданского и служебного оружия либо порядка постановки его на учет.
Прямое отношение к сфере семейно-бытовых отношений имеют только статьи 73 и 461 КоАП. Так, комментируемая норма предусматривает следующие запреты на поведение к бытовому насильнику:
1) вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать потерпевшего, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи;
2) приобретать, хранить, носить и использовать огнестрельное и другие виды оружия;
3) несовершеннолетним посещать определенные места, выезжать в другие местности без разрешения комиссии по защите прав несовершеннолетних;
4) употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные вещества.
Вышеперечисленные ограничения могут применяться к правонарушителю в сфере быта в полном объеме или раздельно друг от друга на срок от трех месяцев до одного года.
На основании ч. 3 ст. 69 КоАП установление особых требований к поведению несовершеннолетнего является мерой воспитательного воздействия, и срок применения устанавливается продолжительностью от трех до шести месяцев.
По смыслу ограничения "разыскивать", "преследовать", "посещать" и "вступать в контакты" должны исключать совместное проживание конфликтующих сторон в сфере быта, но так как изгнание лица, совершившего бытовое насилие, предусмотрено только в исключительных случаях, то в правоприменительной практике такие запреты носят формальный характер. Трудно себе представить соблюдение таких запретов, если конфликтующие стороны семейно-бытовых отношений продолжают проживать совместно в пределах индивидуального жилого дома, квартиры или иного жилища.
Кроме жертвы бытового насилия объектом охраны и защиты по статье являются и иные лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию от бытового насилия, а именно несовершеннолетние и (или) недееспособные члены его семьи, с которыми правонарушителю также суд может запретить контактировать любыми способами.
Ведение устных или телефонных переговоров, не связанных с оказанием психологического (эмоционального) бытового насилия, нельзя расценивать как нарушение запретов, устанавливаемых ст. 54 КоАП. Например, бытовой насильник может вступить в контакт с жертвой бытового насилия для решения вопросов содержания детей, оплаты коммунальных платежей и т.п. То есть такие контакты не содержат признаки субъективной стороны правонарушения, так как умысел правонарушителя не направлен на нарушение запретов, установленных ст. 54 КоАП.
С введением в действие нового КоАП, комментируемой нормой, в отличие от положений ст. 22 Закона РК "О профилактике бытового насилия", начал действовать еще один запрет при установлении особых требований к поведению для несовершеннолетних - "посещать определенные места, выезжать в другие местности без разрешения комиссии по защите прав несовершеннолетних".
Часть 2 комментируемой статьи предусматривает меру административно-правового воздействия в виде запрета лицу, совершившему бытовое насилие, проживать в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим в случае наличия у этого лица другого жилища, и впервые была введена Законом РК от 18 февраля 2014 года №175 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты РК по вопросам противодействия бытовому насилию".
Но из-за слов в норме "в случае наличия у этого лица другого жилища" данная норма обречена на редкое ее применение в практической деятельности правоохранительных органов.
Временное "изгнание" бытового правонарушителя предусмотрено только в исключительных случаях. Под "исключительными случаями" следует понимать реальные угрозы жизни и здоровью жертвы насилия и членам ее семьи, а также случаи, когда в действиях правонарушителя имеются обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение, предусмотренные ст. 57 КоАП.
Так как анализируемая норма почти всегда выносится после защитного предписания, и если требования защитного предписания показали свою неэффективность, то действия лица, допустившего неоднократное бытовое насилие, следует считать исключительными случаями. Особые требования к поведению правонарушителя полностью поглощают ограничения при вынесении защитного предписания.
Запретить проживать бытовому насильнику в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим суд может определить сроком только до 30 суток. Продление этого срока не предусмотрено законодательством РК. При назначении данного запрета суд должен учитывать, что под наличием иного жилища для правонарушителя следует понимать наличие в семье другого жилья (квартиры, дома, дачи), возможность его проживания у родственников, друзей, знакомых и т.п. Исключить совместное проживание конфликтующих сторон в сфере семейно-бытовых отношений возможно на основании п. 3 ст. 15 Закона РК "О профилактике бытового насилия" от 4 декабря 2009 года №214, где предусмотрено, что организации по оказанию помощи "в соответствии с возможностями предоставляют временное проживание потерпевшим".
Судам следует учитывать, что "установление особых требований к поведению правонарушителя" является мерой административно-правового воздействия и применяется наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности" (ч. 2 ст. 22 Закона РК "О профилактике бытового насилия).
Сравнивая содержание статей законов и КоАП с одинаковым наименованием "Установление особых требований к поведению правонарушителя", приходим к выводу, что имеются существенные отличия между ст. 54 КоАП, в которую несколько раз вносились изменения и дополнения, ст. 27 Закона РК "О профилактике правонарушений" и ст. 22 Закона РК "О профилактике бытового насилия". Таким образом, механизм установления и контроля за исполнением особых требований к правонарушителю трактуется по-разному.
В этой связи обосновано мнение С.В. Корнейчука и Н.С. Гладыря, которые считают, что "статья 54 КоАП является высшей по статусу перед нормами сравниваемых законов. Часть 3 и 4 Закона РК "О профилактике бытового насилия" частично дублирует положения ст.54 КРКоАП. Никаких особенностей не содержит в себе статья 22 Закона РК "О профилактике бытового насилия" по механизму применения особых требований к поведению бытового насилия, поэтому существование этой нормы в специализированных Законах РК не имеет смысла".
Контроль за исполнением запретов, установленных настоящей статьей, постановку на профилактический учет и осуществление индивидуальной профилактической работы в отношении лиц, совершивших правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений, осуществляют ОВД на основании ведомственных Правил МВД РК.
В случае нарушения ограничений, установленных ст. 54 КоАП, действия правонарушителя следует квалифицировать по ст. 669 КоАП за неисполнение решения суда или иного судебного акта. Порядок привлечения к административной ответственности по ст. 669 КоАП указан в комментариях к этой статье.
Если правонарушитель, к которому могут быть установлены особые требования к поведению, имеет официальное разрешение на оборот любого вида оружия, то лицо, производящее административно-процессуальные действия, должно изъять оружие до вынесения постановления по делу с установлением особых требований к поведению правонарушителя.
Пункт 4 ст. 19 Закона РК от 30 декабря 1998 года №339 "О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия" гласит, что "прекращение действия разрешений на хранение или хранение и ношение оружия без предварительного приостановления производится органами внутренних дел в случаях:
- совершения повторно в течение года административного правонарушения, предусмотренного статьями 127, 128, 131, 382, 434, 437, 438, 440, 443, 444, 448, 450, 460, 476, 477, 478, 481, 482, 484, 485-1, 486, 487, 489, 490, 493, 506 КоАП;
- совершения уголовного проступка, предусмотренного статьями 109, 287 (частью первой), 288 (частью четвертой), 289, 296 (частью первой), 337 (частями первой и второй), 346 (частью первой), 379 (частью первой) 389 (частями первой и второй) УК и административного правонарушения, предусмотренного статьями 73, 436, 453и 461 КоАП.
Вместе с тем следует обратить внимание, что ст. 109 УК перенесена в КоАП Законом РК от 3 июля 2017 года № 84 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы".
В этой связи прекращать действия разрешений на хранение или хранение и ношение оружия в отношении правонарушителей следует по всем статьям, указанным в ст.54 КоАП.
Часть 3 ст. 54 предусматривает обязанности правонарушителя являться в органы внутренних дел для профилактической беседы от одного до четырех раз в месяц.
На основании п. 6 ст. 22 Закона РК от 4 декабря 2009 года "О профилактике бытового насилия", "лицо, в отношении которого установлены особые требования к поведению, ОВД ставится на профилактический учет и за ним осуществляется профилактический контроль".
Механизм исполнения этой меры изложен в Правилах осуществления профилактического контроля за лицами, состоящими на профилактическом учете, утвержденных приказом Министра внутренних дел РК от 15 июля 2014 года №432.
Результаты проведения профилактической беседы оформляются справкой или рапортом лица, осуществляющего профилактический контроль, которые подшиваются в профилактическое дело на лицо, в отношении которого установлены особые требования к поведению.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда