Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / messages.НПА / Комментарий к статье 55. финансирование ликвидации последствий недропользования кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

Комментарий к статье 55. финансирование ликвидации последствий недропользования кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

   Комментарий к статье 55. финансирование ликвидации последствий недропользования кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”  

1. Ликвидация проводится за счет недропользователя или лица, непосредственно являвшегося недропользователем до прекращения соответствующей лицензии или контракта на недропользование.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, недропользователь обязан предоставить обеспечение исполнения своих обязательств по ликвидации. Предоставление такого обеспечения не освобождает от исполнения обязательства по ликвидации последствий недропользования.

3. Обеспечение исполнения обязательства по ликвидации последствий недропользования осуществляется в пользу Республики Казахстан.

В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства по ликвидации в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом, сумма предоставленного обеспечения подлежит взысканию в пользу Республики Казахстан государственным органом, являющимся стороной контракта и (или) выдавшим лицензию на недропользование.

Если сумма соответствующего обеспечения окажется недостаточной для покрытия расходов по соответствующему проекту ликвидации, государство вправе получить недостающую сумму из имущества лица, которое было обязано осуществить ликвидацию последствий недропользования.

4. Исполнение недропользователем обязательства по ликвидации может обеспечиваться гарантией, залогом банковского вклада и (или) страхованием.

5. Обеспечение предоставляется отдельно по каждому участку недр.

Запрещается проведение операций по недропользованию, требующих ликвидации их последствий, без обеспечения, предоставляемого в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Отчуждение недропользователем права недропользования (доли в праве недропользования) третьему лицу не освобождает его от обязательств по ликвидации до предоставления приобретателем права недропользования (доли в праве недропользования) обеспечения в размере, определяемом в соответствии с настоящим Кодексом.

7. Если по не зависящим от недропользователя причинам предоставленное им обеспечение перестало соответствовать требованиям настоящего Кодекса или прекратилось, недропользователь обязан в течение шестидесяти календарных дней произвести замену такого обеспечения. Если в течение указанного срока такая замена не будет произведена недропользователем, последний обязан незамедлительно приостановить операции по недропользованию. Возобновление операций по недропользованию допускается только после восстановления или замены обеспечения.

8. Представляемое обеспечение исполнения обязательств по ликвидации последствий операций по недропользованию должно соответствовать требованиям настоящего Кодекса и иных законодательных актов Республики Казахстан (надлежащее обеспечение).

9. Порядок представления и учета принятых государственным органом обеспечений исполнения обязательств по ликвидации последствий операций по недропользованию определяется компетентным органом. __________________________________________________________________________________________

(Ногайбай З.М.)

1. Комментируемая статья устанавливает базовые требования и правила, касающиеся вопросов финансирования ликвидации.

Норма в п. 1 указывает, что ликвидация проводится за счет недропользователя или лица, непосредственно являвшегося недропользователем

до прекращения соответствующей лицензии или контракта на недропользование. Вторая категория лиц - "являвшихся недропользователем" звучит в комментируемой норме, поскольку ликвидация, по общему правилу (из которого есть исключения), осуществляется после прекращения контракта (см. ст. 126 Кодекса о недрах).

2. Норма в п. 2 комментируемой статьи отсылает (применительно к УВС) к положениям ст. 126 и других статей Особенной части Кодекса о недрах.

П. 2 ст. 55 также содержит ключевой момент, отделяющий обеспечение ликвидации от собственно ликвидации. В частности, указано, что "предоставление такого обеспечения не освобождает от исполнения обязательства по ликвидации последствий недропользования". Эта норма означает, из ее буквального содержания, что средства, внесенные в обеспечение ликвидации, в нормальной ситуации, не используются на ликвидацию – т.е. недропользователь обязан сформировать требуемое обеспечение, а затем, в момент наступления обязательства по ликвидации последствий недропользования – проводить такую ликвидацию за свой счет, сохраняя внесенное обеспечение. Обеспечение же, как следует из сути данного понятия, вносится для гарантирования государству того, что если по каким-либо причинам недропользователь не проведет ликвидацию за свой счет, у государства будет возможность прибегнуть к средствам, внесенным в обеспечение (нами используется термин "средства", поскольку применительно к сфере УВС основным способом обеспечения ликвидации выступает залог банковского вклада, см. п. 6 ст. 126 Кодекса о недрах).

Указанный посыл раскрывается далее в положениях п. 3 комментируемой статьи.

3. П. 4 комментируемой статьи устанавливает базовый перечень (исчерпывающий) допустимых способов обеспечения ликвидации: гарантия, залог банковского вклада и (или) страхование. Как отмечалось выше, в сфере УВС согласно п. 6 ст. 126 из перечисленных трех способов допускается только один – залог банковского вклада, за исключением разведки углеводородов на море.

Стоит отметить, что применительно к УВС-контрактам, заключенным до введения Кодекса о недрах в действие, действуют иные правила по допустимым способам обеспечения ликвидации (см. ст. 277 и комментарий к ней).

4. П. 5 комментируемой нормы устанавливает требование о предоставлении обеспечения отдельно по каждому участку недр. Данная норма призвана учесть случаи, когда в рамках одного контракта недропользователем ведутся операции по нескольким участкам недр (см. п. 4 ст. 35 Кодекса о недрах).

Норма в ч. 2 п. 5 комментируемой статьи устанавливает базовый запрет проведения операций по недропользованию, требующих ликвидации их последствий, без обеспечения, предоставляемого в соответствии с Кодексом о недрах. Данная норма обеспечивает практическую реализацию (соблюдение) недропользователями требований Кодекса, в частности, предусмотренных в ст. 126 и в иных статьях.

5. Норма в п. 6 комментируемой статьи призвана предотвращать уклонение недропользователя от исполнения обязательств по ликвидации при отчуждении права недропользования (доли в нем) третьему лицу. Данная норма побуждает недропользователя при отчуждении права недропользования или доли в нем третьим лицам – обращать особое внимание на вопрос своевременного внесения приобретателем права недропользования (доли в праве недропользования) обеспечения в размере, определяемом в соответствии с настоящим Кодексом.

6. П. 7 комментируемой нормы рассматривает ситуацию, когда по не зависящим от недропользователя причинам предоставленное им обеспечение перестало соответствовать требованиям настоящего Кодекса или прекратилось, и требует от недропользователя в таком случае в течение шестидесяти календарных дней произвести замену такого обеспечения. Таким образом, норма использует критерий "не зависящих от недропользователя причин", только при наличии которого недропользователю будет предоставлено право проводить замену обеспечения в течение 60 календарных дней и только если в течение указанного срока такая замена не будет произведена недропользователем, он будет обязан незамедлительно приостановить операции по недропользованию, с возобновлением операций по недропользованию только после восстановления или замены обеспечения.

Полагаем в этой связи, что, если проблемы с обеспечением возникли по зависящим от недропользователя причинам, он будет обязан проводить замену обеспечения без предоставления ему 60-дневного временного периода. При этом, в силу п. 5 комментируемой статьи, он будет обязан незамедлительно приостановить операции по недропользованию.

7. Норма в п. 8 комментируемой статьи является новой (внесена в январе 2021 года и введена в действие с марта того же года). Смысл данной нормы заключается в том, что в качестве надлежащего обеспечения (т.е. того, которое будет принято со стороны государства) рассматривается только такое обеспечение, которое в полной мере соответствует не только требованиям Кодекса о недрах, но и других законодательных актов (см. к примеру, ст. 147 и иные статьи Экологического кодекса).

8. Норма в п. 9 комментируемой статьи восполнила правовой пробел в компетенции компетентных органов по определению порядка представления и

учета принятых государственным органом обеспечений исполнения обязательств по ликвидации последствий операций по недропользованию (см. приказ и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 22 июля 2021 года № 241 "Об утверждении Правил представления и учета принятых государственным органом обеспечений исполнения обязательств по ликвидации последствий операций в области углеводородов и (или) добычи урана").

 

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин