Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье 7. Значение принципов законодательства об административных правонарушениях  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Комментарий к статье 7. Значение принципов законодательства об административных правонарушениях  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье 7. Значение принципов законодательства об административных правонарушениях  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях 

      Значение принципов законодательства об административных правонарушениях состоит в том, что их нарушение в зависимости от его характера и существенности влечет признание состоявшегося производства по делу недействительным, отмену вынесенных в ходе такого производства решений либо признание собранных при этом материалов, не имеющих силы доказательств. 

      Под принципами права традиционно понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие единство и основополагающие тенденции развития конкретных правовых норм, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений. Аналогичные понятия изложены во многих учебниках и иной литературе. Конкретные принципы национального законодательства об административных правонарушениях изложены в статьях 8-24 КоАП.  

      Комментируемая норма содержит ряд бланкетных понятий, от которых зависит значение принципов законодательства об административных правонарушениях: 

      1) характер административного правонарушения; 

      2) существенность административного правонарушения. 

      К сожалению, кодифицированное и иное законодательство об административных правонарушениях не дает четкого понятия характеру административного правонарушения.  

      В юридической литературе имеются различные точки зрения по поводу его содержания. Термин "характер правонарушений" трактуется в правовой литературе неодинаково, а также различается по объему включаемых в этот термин дефиниций. 

      Следует полагать, что термин "характер административного правонарушения" является обобщенным, носит собирательный образ, в который вкладывается смысл в зависимости от конкретной деликтной ситуации. Поэтому термин "характер правонарушения" охватывает собой квалифицирующие признаки объективной и субъективной стороны правонарушения. Полагаем, что "характер" административного правонарушения выступает синонимом "степени" (уровня) общественной опасности административного правонарушения. В свою очередь степень общественной опасности индивидуальна для каждого административного правонарушения. 

      Пункт 5 нормативного постановления Верховного Суда РК от 6 октября 2017 года № 7 разъясняет особенность характера административного правонарушения, которая зависит от положений УК. Некоторые статьи КоАП содержат в качестве условия административной ответственности наступление последствий, не повлекших причинения крупного ущерба. В таких случаях определение размера ущерба содержится в УК, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 25 КоАП административная ответственность за правонарушения, предусмотренная статьями Особенной части КоАП, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой, в соответствии с законодательством уголовной ответственности. 

      Характер административного правонарушения также учитывается при наложении административного взыскания. Так в ст. 55 КоАП предусмотрено, что административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя. При наложении административного взыскания на физическое или юридическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. 

      Признав наложенное постановлением административное взыскание несправедливым вследствие его чрезмерной строгости, не соответствующим характеру совершенного правонарушения, личности виновного или имущественному положению юридического лица, судья смягчает взыскание, руководствуясь общими правилами наложения административного взыскания (ст. 844 КоАП).  

      Нарушение требований принципов законодательства об административных правонарушениях может повлечь следующие последствия: 

      1) признание состоявшегося производства по делу об административном правонарушении недействительным; 

      2) отмена вынесенных решений в ходе производства по делу об административном правонарушении; 

      3) признание собранных при производстве по делу об административном правонарушении материалов, не имеющих силу доказательств. 

      Так, ч. 4 ст. 9 КоАП гласит, что "Нарушение закона судом, органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, при производстве по делам об административных правонарушениях недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными принятых актов и их отмену". 

      Правовые основания об отмене или изменении постановления по делу об административном правонарушении, либо отмене предписания о необходимости уплаты штрафа предусмотрены в статьях 826-5 и 840 КоАП. Основаниями к отмене либо изменению постановления суда и вынесению постановления являются: 

      1) несоответствие выводов судьи о фактических обстоятельствах дела, изложенных в постановлении суда, исследованным при рассмотрении жалобы, апелляционного ходатайства прокурора доказательствам; 

      2) неправильное применение закона об административной ответственности; 

      3) существенное нарушение процессуальных норм КоАП; 

      4) несоответствие наложенного постановлением административного взыскания характеру совершенного правонарушения, личности виновного или имущественному положению юридического лица. 

      Признание собранных при производстве по делу об административном правонарушении материалов, не имеющих силу доказательств, осуществляется при оценке доказательств. Согласно ст. 784 КоАП, оценка доказательств - это логическая мыслительная деятельность, состоящая в анализе и синтезе доказательств и завершающаяся выводом об относимости, допустимости, достоверности и значении отдельных доказательств и достаточности их совокупности для обоснования принятого решения. 

      Судья, орган (должностное лицо), осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении доказательств в их совокупности, руководствуясь законом и совестью. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Доказательство признается допустимым, если оно получено в порядке, предусмотренном КоАП. Доказательство признается достоверным, если в результате проверки выясняется, что оно соответствует действительности. Совокупность доказательств признается достаточной для разрешения дела, если собраны все относящиеся к делу допустимые и достоверные доказательства, неоспоримо устанавливающие истину о всех и каждом из обстоятельств, подлежащих доказыванию. Более подробно особенности признания собранных фактических данных, не имеющих силу доказательств, регламентировано в главе 39 Кодекса.  

Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива: 

      Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.); 

      Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23; 

      Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);  

      Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52; 

      Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49; 

      Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20; 

      Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); 

      Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);  

      Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490; 

      Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475; 

      Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44; 

      Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;  

      Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);  

      Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53; 

      Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.  

      Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.). 

Дата изменения акта:  01.01.2020  
Дата принятия акта:  01.01.2020  
Место принятия:  100050000000  
Орган, принявший акт:  103001000000  
Регион действия:  100000000000  
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  5  
Статус акта:  new  
Сфера правоотношений:  029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000  
Форма акта:  КОММ / КОД  
Юридическая сила:  1900  
Язык акта:  rus   

Об административных правонарушениях  Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании   О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный  Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда