Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан статьи 197 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 14-НП

О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан статьи 197 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 14-НП

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан статьи 197 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года

Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 14-НП

     Конституционный Суд Республики Казахстан в составе Председателя Азимовой Э.А., судей Ескендирова А.К., Жакипбаева К.Т., Жатканбаевой А.Е., Кыдырбаевой А.К., Мусина К.С., Нурмуханова Б.М., Онгарбаева Е.А., Подопригоры Р.А., Сарсембаева Е.Ж. и Ударцева С.Ф., с участием представителей:

     субъекта обращения – адвоката Куряченко Д.П.,

     Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу – заместителя председателя Елемесова Ж.Ф.,

     Министерства внутренних дел Республики Казахстан – заместителя министра Сунтаева К.И.,

     Министерства юстиции Республики Казахстан – вице-министра Мукановой А.К.,

     Министерства финансов Республики Казахстан – заместителя председателя Комитета государственных доходов Миятова К.И.,

     Министерства энергетики Республики Казахстан – директора департамента транспортировки и переработки нефти Мергенова С.К.,

     Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – советника Генерального Прокурора Адамова Т.Б.,

     эксперта – доктора юридических наук, профессора Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Балтабаева К.Ж.,

      рассмотрел в открытом заседании обращение Шамиева Ержана Хайроллаевича о проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан статьи 197 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (далее – Уголовный кодекс).

     Заслушав сообщение докладчика – судьи Конституционного Суда Республики Казахстан Онгарбаева Е.А., изучив материалы конституционного производства, проанализировав международный опыт, законодательство Республики Казахстан и отдельных зарубежных стран, Конституционный Суд Республики Казахстан

      установил:

      В Конституционный Суд Республики Казахстан поступило обращение Шамиева Е.Х. с просьбой признать статью 197 Уголовного кодекса не соответствующей пункту 1 статьи 1, пунктам 1 – 4 статьи 12, статьям 13, 14, пункту 1 статьи 16, статьям 17, 18, 21, пунктам 1 и 2 статьи 24, статье 26, пунктам 1 и 2 статьи 27, пунктам 1 и 3 статьи 29, пунктам 1, 2 и 4 статьи 33 и статье 39 Конституции Республики Казахстан.

      Приговором суда № 2 города Павлодара от 19 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением судебной коллегии по уголовным делам Павлодарского областного суда от 3 августа 2022 года, Шамиев Е.Х. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом 2) части четвертой статьи 197 Уголовного кодекса, с назначением наказания в виде лишения свободы с конфискацией имущества.

      В соответствии с оспариваемой нормой Уголовного кодекса лицо привлекается к уголовной ответственности за транспортировку, приобретение, реализацию, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработку нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения.

      Из обращения следует, что в законодательстве Казахстана не раскрывается понятие документа, подтверждающего законность происхождения нефти и нефтепродуктов. Отсутствуют его форма, содержание, порядок утверждения и выдачи. Документы, изымаемые правоприменителями, используются в обычном деловом обороте нефтепродуктов (сопроводительные накладные, накладные на выдачу запасов на сторону и другие) и выступают документами, подтверждающими законность транспортировки, приобретения, реализации, хранения нефти и нефтепродуктов, но не их законное происхождение. Кроме того, несмотря на то, что статья 197 Уголовного кодекса расположена в главе "Уголовные правонарушения против собственности", в уголовных делах по рассматриваемой статье отсутствуют потерпевшие, являющиеся собственниками.

      При проверке конституционности рассматриваемой нормы Уголовного кодекса применительно к предмету обращения Конституционный Суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Конституции каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. Установление для каждого данной обязанности является необходимым инструментом защиты конституционного строя, общественного порядка, исполнения государством своих социально-экономических, политических и иных функций, обеспечения верховенства права.

      Нарушение норм Конституции и законодательства Республики Казахстан в зависимости от характера и степени тяжести совершенного деяния влечет юридическую ответственность с возложением определенных лишений и ограничений личного или имущественного характера.

      Основания и пределы ограничения прав человека и их характер вытекают из нормы пункта 1 статьи 39 Конституции, согласно которому "права и свободы человека могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения".

      Конституционный Совет Республики Казахстан в ряде своих нормативных постановлений давал официальное толкование пункту 1 статьи 39 Конституции в контексте предмета разных обращений (от 9 июля 2001 года № 11/2, от 10 июня 2003 года № 8, от 1 июля 2005 года № 4, от 28 мая 2007 года № 5).

     В пункте 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 года, отмечается, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Уголовный закон, принимаемый Парламентом в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 61 Основного Закона, устанавливает ответственность за самые серьезные посягательства на ценности и объекты, охраняемые Конституцией, и в наибольшей степени ограничивает права и свободы граждан.

     При криминализации тех или иных деяний законодатель в первую очередь исходит из степени их общественной опасности. Кроме того, учитываются социальные и экономические предпосылки и последствия принимаемых законов, которые направлены на противодействие преступности.

      Конституционный Суд полагает, что при разрешении вопросов, связанных с криминализацией противоправного поведения, в диспозициях норм уголовного закона должны четко соблюдаться требования определенности правовых предписаний и их согласованности в общей системе правового регулирования. Поэтому любое уголовное правонарушение и установленное за него наказание необходимо предусматривать таким образом, чтобы каждый мог предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий (бездействия). В нормативном постановлении Конституционного Совета от 27 февраля 2008 года № 2 отмечалось, что закон, ограничивающий права и свободы человека и гражданина, должен быть сформулирован предельно ясно, четко указывать как на признаки правонарушения, так и на конституционные цели, в защиту которых он принят, не допуская возможности неоднозначного его толкования.

     Признание уголовно наказуемыми действий по транспортировке, приобретению, реализации, хранению нефти и нефтепродуктов, а также переработке нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения, было обусловлено необходимостью противодействия увеличивающемуся объему теневой экономики и незаконному обороту нефти и нефтепродуктов (статья 197 Уголовного кодекса). Государство, принимая меры по государственному регулированию производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов как стратегически важных энергоносителей, ставит целью обеспечение экономической безопасности страны, а также удовлетворение потребностей населения.

      Правовой анализ статьи 197 Уголовного кодекса свидетельствует о необходимости акцентирования внимания на отдельных недостатках, которые приводят к неоднозначному пониманию и, соответственно, применению норм уголовного закона.

      Сложность и неопределенность конструкции статьи 197 Уголовного кодекса вызывают проблемы в правоприменительной практике. Законодатель объединил в одном составе два предмета уголовного правонарушения (нефть и нефтепродукты) и несколько общих для них действий (транспортировка, приобретение, реализация, хранение), выделив отдельно наказуемое действие, связанное с нефтью – ее переработку.

     Криминализирующим признаком этих действий является отсутствие документов, подтверждающих законность происхождения нефти и нефтепродуктов.

     Отсутствие точного и четкого законодательного определения, какой именно документ выступает в качестве подтверждающего законность происхождения нефти или нефтепродуктов, создает предпосылки для широкого толкования со стороны правоприменителя и потенциально может привести к нарушению конституционных прав и свобод граждан.

     Анализ действующего законодательства показывает, что определенные требования к документам, связанным с оборотом нефти и нефтепродуктов, установлены, хоть и в недостаточной степени.

      Так, Закон Республики Казахстан от 20 июля 2011 года "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" (далее – Закон от 20 июля 2011 года) оперирует понятием "документ, подтверждающий происхождение" только применительно к обязанности производителей нефтепродуктов приобретать, принимать на переработку сырую нефть, газовый конденсат, продукты переработки при наличии у поставщиков таких документов (подпункт 10) пункта 1 статьи 12).

      Приказом Заместителя Премьер-Министра – Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 8 июля 2014 года № 257 утвержден Перечень документов, подтверждающих происхождение товара (далее – Перечень). Данный Перечень сформирован в соответствии с подпунктом 8) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2013 года "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан" и направлен на реализацию функций Национальной палаты в сфере развития внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства. Национальная палата выдает сертификат о происхождении товара в целях подтверждения страны происхождения товаров, а не законности их происхождения.

 

      Закон от 20 июля 2011 года не возлагает на оптовых поставщиков и розничных реализаторов обязанность иметь при обороте нефтепродуктов документы, подтверждающие законность их происхождения.

      Согласно подпункту 28) статьи 1 Закона от 20 июля 2011 года сопроводительная накладная на товары является документом, который предназначен для контроля за оборотом нефтепродуктов и необходим для оформления операций по отпуску и приему нефтепродуктов, а также операций по передаче нефтепродуктов поставщикам нефти.

     Приказом Первого заместителя Премьер-Министра – Министра финансов Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 1424 утвержден Перечень товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, а также Правила оформления сопроводительных накладных на товары и их документооборота.

      Правоприменительная практика свидетельствует, что при рассмотрении вопроса об ответственности по статье 197 Уголовного кодекса органы досудебного расследования и суды по-разному решают вопросы подтверждения законности происхождения нефти и нефтепродуктов.

     Участники конституционного производства отмечают, что при осуществлении уголовного преследования по рассматриваемой статье Уголовного кодекса во внимание принимаются договоры, сопроводительные накладные, счета-фактуры и другие документы, предоставленные предпринимателями и перевозчиками.

      Конституционный Суд полагает, что в диспозиции состава уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 197 Уголовного кодекса, речь идет о документах, подтверждающих законность совершения тех или иных действий, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов. Отсутствие подобных документов является ключевым условием привлечения лица к уголовной ответственности.

При оценке конституционности оспариваемой статьи Уголовного кодекса выявлены и иные недостатки. Отдельные действия объективной стороны статьи 197 Уголовного кодекса находятся в конкуренции с другими составами, предусмотренными в данном Кодексе (подпункт 1) части третьей статьи 196) и Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (часть пятая статьи 283-1).

     Конституционный Суд считает, что правильное определение объекта общественно опасного посягательства имеет важное практическое значение, поскольку способствует разграничению противоправного поведения, за которое предусмотрена уголовная ответственность, от правомерного, а также правильной квалификации деяний.

      Из пояснений представителей государственных органов, данных в ходе конституционного производства, следует, что фактически объектом данного вида уголовного правонарушения являются общественные отношения в сфере экономической деятельности, в то время как статья 197 Уголовного кодекса находится в главе 6 "Уголовные правонарушения против собственности".

      Родовым объектом уголовных правонарушений против собственности являются общественные отношения, связанные с институтом собственности. Вместе с тем из диспозиции статьи 197 Уголовного кодекса прямо не прослеживается задача уголовно-правовой защиты права собственности. Кроме того, при совершении деяний, предусмотренных указанной статьей, вред собственнику или иному владельцу нефти или нефтепродуктов может и не причиняться.

      Части первая и вторая статьи 197 Уголовного кодекса содержат признаки уголовных проступков. При этом законодателем не установлен порог криминализации данных деяний. Следовательно, уголовная ответственность за транспортировку, приобретение, реализацию, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработку нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения, может наступать и при совершении данных деяний с незначительным объемом нефти или нефтепродуктов.

     Подобный подход к определению признаков состава уголовного правонарушения, являющегося единственным основанием уголовной ответственности, позволяет правоприменителю широко толковать эти признаки и может привести к ущемлению закрепленных Конституцией прав и свобод человека.

     В этой связи пороговые значения, являющиеся критериями отнесения деяния к разряду уголовно наказуемых, должны быть установлены по аналогии с другими однородными уголовными правонарушениями.

     Конституционный Суд считает, что применительно к законодательной регламентации мер уголовно-правового воздействия в целом следует исходить из того, что нормы уголовного закона в наибольшей степени должны отвечать требованиям ясности, определенности и недвусмысленности, а при бланкетной форме изложения их элементы должны четко раскрываться в соответствующих нормативных правовых актах. Правовая определенность является гарантией соблюдения конституционных прав и свобод человека, их защиты от произвольного вмешательства со стороны государственных органов.

      На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 72 и пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 3) пункта 4 статьи 23, статьями 55 – 58, 62, пунктами 3 и 4 статьи 63, пунктом 4 статьи 64 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 65 Конституционного закона Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года "О Конституционном Суде Республики Казахстан", Конституционный Суд Республики Казахстан

      постановляет:

Признать статью 197 Уголовного кодекса Республики Казахстан соответствующей Конституции Республики Казахстан в данном Конституционным Судом истолковании:

     при привлечении лица к уголовной ответственности за транспортировку, приобретение, реализацию, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработку нефти под документами, подтверждающими законность их происхождения, следует понимать регламентированные в законодательстве Республики Казахстан документы, свидетельствующие о законности совершения лицом названных действий.

Правительству Республики Казахстан не позднее шести месяцев после опубликования настоящего нормативного постановления внести в Мажилис Парламента Республики Казахстан проект закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс и иные законодательные акты Республики Казахстан в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Республики Казахстан, изложенными в настоящем нормативном постановлении.

Настоящее нормативное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит.

Опубликовать настоящее нормативное постановление на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, получивших право на официальное опубликование законодательных актов, единой системе правовой информации и на интернет-ресурсе Конституционного Суда Республики Казахстан.

     Конституционный Суд Республики Казахстан

    © 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан 

     Конституция Закон Кодекс Норматив Указ Приказ Решение Постановление Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела 

Комментарий к статье 197. Злостное нарушение установленного порядка проведения публичных торгов и аукционов УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

Комментарий к статье 197. Злостное нарушение установленного порядка проведения публичных торгов и аукционов УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан Злостное нарушение...

Читать полностью »

Статья 197. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения  УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан

Статья 197. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения УК...

Читать полностью »