Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED 😎

Главная страница / Публикации / ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ

 Согласно статье 47 Закона потенциальный поставщик вправе обжаловать действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействие), решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика.

Протокол об итогах государственных закупок способом конкурса должен содержать следующую информацию:

1) о приведении заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации;

2) о запросах конкурсной комиссии в соответствии с подпунктами 1) и 2) пункта 5 статьи 27 настоящего Закона;

3) о потенциальных поставщиках, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с подробным описанием причин их отклонения, в том числе с указанием сведений и документов, подтверждающих их несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации;

4) иные сведения, определенные правилами осуществления государственных закупок.

Потенциальными поставщиками итоги конкурса оспаривались по причинам:

  1. a) необоснованности расчета опыта работы потенциальных поставщиков
  2. b) отклонения заявки, в связи с несоответствием потенциального поставщика материальным ресурсам
  3. c) отклонения заявки, в связи с несоответствием потенциального поставщика трудовым ресурсам.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 9 Закона, к потенциальному поставщику предъявляются квалификационные требования: наличие опыта работы (за исключением случаев, когда предметом государственных закупок признается наличие лицензии и (или) разрешения у потенциального поставщика).

Потенциальный поставщик в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, установленным настоящей статьей, представляет организатору ГЗ соответствующие документы, предусмотренные правилами осуществления государственных закупок (пункт 3 статьи 9 Закона).

Приказом от 14 января 2022 года Правила осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648, изложены в новой редакции. Последние изменения вносились приказами Министра финансов 13 октября 2022 года № 1061 и от 31 октября 2022 года № 1110.

Пунктом 243 Правил оговорено, что при осуществлении ГЗ способом конкурса применяются следующие критерии, влияющие на конкурсное ценовое предложение:

1) наличие у потенциального поставщика опыта работы на рынке работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок;

2) показатель уплаченных налогов;

3) показатель финансовой устойчивости, рассчитываемый при равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений;

4) функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров и (или) расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт закупаемых товаров.

В пункте 244 Правил указано, при рассмотрении вопроса наличия опыта работы потенциального поставщика, участвующего в конкурсе, конкурсная комиссия рассматривает опыт работы только на рынке выполнения работ и оказания услуг, приобретаемых на данном конкурсе, в том числе по схожим видам работ и услуг.

Пункт 245 Правил оговаривает, конкурсная комиссия при формировании протокола об итогах государственных закупок способом конкурса определяет условные скидки в соответствии с критериями, предусмотренными в конкурсной документации, в соответствии с пунктом 243 настоящих Правил, применительно к каждому потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе, за исключением случаев, когда на участие в конкурсе представлена одна заявка.

В случае непредставления потенциальным поставщиком документов, подтверждающих данные критерии, конкурсная комиссия не применяет к такому потенциальному поставщику соответствующую условную скидку.

Ранее применялись нормы пункта 152-1 Правил, где указывалось, что для определения участника конкурса, предлагающего наиболее качественные товар, работу, услугу, организатор предусматривает в конкурсной документации в числе критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение наличие у потенциального поставщика опыта работы на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок в течение последних десяти лет (до 14 января 2022 года).

Сведения и документы, подтверждающие опыт работы потенциального поставщика за последние десять лет, в том числе за текущий год, вносятся в электронный депозитарий ведомством уполномоченного органа (ГУ «Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан») и его территориальными подразделениями после подтверждения их достоверности (пункт 89 Правил).

Заявки потенциальных поставщиков о внесении в электронный депозитарий сведений и документов, подтверждающих опыт работы за последние десять лет, в том числе за текущий год, формируются потенциальным поставщиком и подаются посредством веб-портала.

Такие заявки потенциальных поставщиков рассматриваются ведомством уполномоченного органа и его территориальными подразделениями в течение десяти рабочих дней.

Также депозитарий формируется путем внесения корректировки сведений, внесенных в электронный депозитарий.

В соответствии с пунктами 96, 97 Правил, по результатам рассмотрения заявок потенциальных поставщиков о подтверждении достоверности сведений и документов, подтверждающих его опыт работы, вносимых в электронный депозитарий, посредством веб-портала принимается одно из следующих решений в разрезе каждого опыта работы потенциального поставщика:

1) о подтверждении, которое принимается в случаях соответствия сведений и документов требованиям, предусмотренным в пунктах 91-93 настоящих Правил;

2) об отказе в подтверждении, которое принимается в следующих случаях:

установления факта предоставления потенциальным поставщиком недостоверной информации по документам, подтверждающим опыт работы;

несоответствия сведений и документов требованиям, предусмотренным в пунктах 91 - 93 настоящих Правил.

Сведения и документы, подтверждающие опыт работы потенциального поставщика, вносятся в электронный депозитарий со статусом "Подтверждено" в случае принятия решения, предусмотренного подпунктом 1) пункта 96 настоящих Правил.

Пункт 102 Правил регламентирует, что решения, предусмотренные в пунктах 96 и 101 настоящих Правил, обжалуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

С сентября 2019 года опыт работы потенциальных поставщиков подтверждается посредством размещения актов выполненных работ в электронном депозитарии вебпортала государственных закупок.

Уполномоченным органом принимается решение и тот или иной опыт работ верифицируется.

 В силу вышеуказанных норм Правил организаторы, заказчики конкурса при подведении итогов должны действовать в пределах своей компетенции и соблюдать требования законодательства.

В данном случае конкурсной комиссии необходимы основания для исключения опыта работ потенциального поставщика при подведении итогов конкурса. То есть, решение о подтверждении достоверности сведений об опыте работ потенциального поставщика и о подтверждении корректировки должно быть обжаловано в суде и отменено.

Следовательно, при отсутствии оснований, которые не наступили, доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами Республики Казахстан в соответствии с частями 1, 2 статьи 13 АППК.

Административный акт, административное действие (бездействие) считаются законными и обоснованными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо или суд не установят обратное в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Законный благоприятный административный акт может быть отменен лишь в случаях предусмотренных нормами части 4 статьи 85 АППК, а незаконный благоприятный административный акт подлежит отмене в соответствии с частью 7 статью 84 АППК, применяемой при наличии оснований предусмотренных частью 6 данной статьи, а именно:

1) правовой акт, на основании которого был вынесен административный акт, признан неконституционным;

2) установлена заведомая недостоверность документа либо сведений, представленных участником административных процедур;

3) административный акт принят в результате совершения участником административной процедуры противоправных действий, установленных вступившими в законную силу приговором или постановлением суда, постановлением прокурора, органа уголовного преследования, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

4) административный акт затрагивает государственные или общественные интересы, безопасность государства либо может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей.

Законодательством о государственных закупках потенциальным поставщикам предъявляются квалификационные требования в части обладания материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках (подпункт 4 пункта 1 статьи 9 Закона).

 В силу статьи 10 Закона, потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям по одному из следующих оснований:

1) непредставления документа (документов) для подтверждения соответствия квалификационным требованиям потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг;

2) установления факта несоответствия квалификационным требованиям на основании информации, содержащейся в документах, предоставленных потенциальным поставщиком для подтверждения его соответствия, а также несоответствия привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг квалификационным требованиям;

3) установления факта предоставления недостоверной информации по квалификационным требованиям.

Одним из принципов осуществления ГЗ, определенных в статье 4 Закона, является принцип оптимального и эффективного расходования денег, используемых для ГЗ.

 

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА

- Конституция Республики Казахстан;

- Гражданский кодекс Республики Казахстан (ГК);

- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГК)

- Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (АППК);

- Бюджетный кодекс Республики Казахстан;

- Налоговый кодекс Республики Казахстан; - Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» (Закон о ГЗ);

- Закон Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» (Закон о ГАиФК);

- Закон Республики Казахстан «О правовых актах»;

- Закон Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния»;

- Закон Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора»;

- Правила осуществления государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (Правила №648);

- Правила формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694 (Правила №694);

- Правила проведения камерального контроля, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 598 (Правила №598);

- Правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №392 (Правила № 392);

- Специальный порядок государственных закупок, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года №127(срок действия до 31 декабря 2020 года)

- Правила осуществления государственных закупок с применением особого порядка, утвержденные постановлением Правительства Казахстана от 31 декабря 2015 года №1200 (Правила №1200);

- нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 21 апреля 2022 года №4 «О применении судами законодательства о государственных закупках» (НПВС №4);

- Стандарт управления закупочной деятельностью Фонда, утвержденный решением правления Совета директоров Фонда №31/19 от 3 сентября 2019 года;

- иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.

 

ГЗ - государственные закупки;

РНУ – реестр недобросовестных участников государственных закупок;

СМАС – специализированный межрайонный административный суд;

СКАД – судебная коллегия по административным делам областного суда;

СКАД ВС РК – судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан;

СМЭС – специализированный межрайонный экономический суд;

Минфин - Министерство финансов Республики Казахстан;

Казначейство – Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан;

КВГА – Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан;

ДВГА – Департамент внутреннего государственного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан;

 ГАиФК – государстенный аудит и финансовый контроль;

 

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Казахстан  Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные дела споры Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела