ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ
Согласно статье 47 Закона потенциальный поставщик вправе обжаловать действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействие), решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика.
Протокол об итогах государственных закупок способом конкурса должен содержать следующую информацию:
1) о приведении заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации;
2) о запросах конкурсной комиссии в соответствии с подпунктами 1) и 2) пункта 5 статьи 27 настоящего Закона;
3) о потенциальных поставщиках, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с подробным описанием причин их отклонения, в том числе с указанием сведений и документов, подтверждающих их несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации;
4) иные сведения, определенные правилами осуществления государственных закупок.
Потенциальными поставщиками итоги конкурса оспаривались по причинам:
- a) необоснованности расчета опыта работы потенциальных поставщиков
- b) отклонения заявки, в связи с несоответствием потенциального поставщика материальным ресурсам
- c) отклонения заявки, в связи с несоответствием потенциального поставщика трудовым ресурсам.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 9 Закона, к потенциальному поставщику предъявляются квалификационные требования: наличие опыта работы (за исключением случаев, когда предметом государственных закупок признается наличие лицензии и (или) разрешения у потенциального поставщика).
Потенциальный поставщик в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, установленным настоящей статьей, представляет организатору ГЗ соответствующие документы, предусмотренные правилами осуществления государственных закупок (пункт 3 статьи 9 Закона).
Приказом от 14 января 2022 года Правила осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648, изложены в новой редакции. Последние изменения вносились приказами Министра финансов 13 октября 2022 года № 1061 и от 31 октября 2022 года № 1110.
Пунктом 243 Правил оговорено, что при осуществлении ГЗ способом конкурса применяются следующие критерии, влияющие на конкурсное ценовое предложение:
1) наличие у потенциального поставщика опыта работы на рынке работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок;
2) показатель уплаченных налогов;
3) показатель финансовой устойчивости, рассчитываемый при равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений;
4) функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров и (или) расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт закупаемых товаров.
В пункте 244 Правил указано, при рассмотрении вопроса наличия опыта работы потенциального поставщика, участвующего в конкурсе, конкурсная комиссия рассматривает опыт работы только на рынке выполнения работ и оказания услуг, приобретаемых на данном конкурсе, в том числе по схожим видам работ и услуг.
Пункт 245 Правил оговаривает, конкурсная комиссия при формировании протокола об итогах государственных закупок способом конкурса определяет условные скидки в соответствии с критериями, предусмотренными в конкурсной документации, в соответствии с пунктом 243 настоящих Правил, применительно к каждому потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе, за исключением случаев, когда на участие в конкурсе представлена одна заявка.
В случае непредставления потенциальным поставщиком документов, подтверждающих данные критерии, конкурсная комиссия не применяет к такому потенциальному поставщику соответствующую условную скидку.
Ранее применялись нормы пункта 152-1 Правил, где указывалось, что для определения участника конкурса, предлагающего наиболее качественные товар, работу, услугу, организатор предусматривает в конкурсной документации в числе критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение наличие у потенциального поставщика опыта работы на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок в течение последних десяти лет (до 14 января 2022 года).
Сведения и документы, подтверждающие опыт работы потенциального поставщика за последние десять лет, в том числе за текущий год, вносятся в электронный депозитарий ведомством уполномоченного органа (ГУ «Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан») и его территориальными подразделениями после подтверждения их достоверности (пункт 89 Правил).
Заявки потенциальных поставщиков о внесении в электронный депозитарий сведений и документов, подтверждающих опыт работы за последние десять лет, в том числе за текущий год, формируются потенциальным поставщиком и подаются посредством веб-портала.
Такие заявки потенциальных поставщиков рассматриваются ведомством уполномоченного органа и его территориальными подразделениями в течение десяти рабочих дней.
Также депозитарий формируется путем внесения корректировки сведений, внесенных в электронный депозитарий.
В соответствии с пунктами 96, 97 Правил, по результатам рассмотрения заявок потенциальных поставщиков о подтверждении достоверности сведений и документов, подтверждающих его опыт работы, вносимых в электронный депозитарий, посредством веб-портала принимается одно из следующих решений в разрезе каждого опыта работы потенциального поставщика:
1) о подтверждении, которое принимается в случаях соответствия сведений и документов требованиям, предусмотренным в пунктах 91-93 настоящих Правил;
2) об отказе в подтверждении, которое принимается в следующих случаях:
установления факта предоставления потенциальным поставщиком недостоверной информации по документам, подтверждающим опыт работы;
несоответствия сведений и документов требованиям, предусмотренным в пунктах 91 - 93 настоящих Правил.
Сведения и документы, подтверждающие опыт работы потенциального поставщика, вносятся в электронный депозитарий со статусом "Подтверждено" в случае принятия решения, предусмотренного подпунктом 1) пункта 96 настоящих Правил.
Пункт 102 Правил регламентирует, что решения, предусмотренные в пунктах 96 и 101 настоящих Правил, обжалуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
С сентября 2019 года опыт работы потенциальных поставщиков подтверждается посредством размещения актов выполненных работ в электронном депозитарии вебпортала государственных закупок.
Уполномоченным органом принимается решение и тот или иной опыт работ верифицируется.
В силу вышеуказанных норм Правил организаторы, заказчики конкурса при подведении итогов должны действовать в пределах своей компетенции и соблюдать требования законодательства.
В данном случае конкурсной комиссии необходимы основания для исключения опыта работ потенциального поставщика при подведении итогов конкурса. То есть, решение о подтверждении достоверности сведений об опыте работ потенциального поставщика и о подтверждении корректировки должно быть обжаловано в суде и отменено.
Следовательно, при отсутствии оснований, которые не наступили, доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами Республики Казахстан в соответствии с частями 1, 2 статьи 13 АППК.
Административный акт, административное действие (бездействие) считаются законными и обоснованными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо или суд не установят обратное в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Законный благоприятный административный акт может быть отменен лишь в случаях предусмотренных нормами части 4 статьи 85 АППК, а незаконный благоприятный административный акт подлежит отмене в соответствии с частью 7 статью 84 АППК, применяемой при наличии оснований предусмотренных частью 6 данной статьи, а именно:
1) правовой акт, на основании которого был вынесен административный акт, признан неконституционным;
2) установлена заведомая недостоверность документа либо сведений, представленных участником административных процедур;
3) административный акт принят в результате совершения участником административной процедуры противоправных действий, установленных вступившими в законную силу приговором или постановлением суда, постановлением прокурора, органа уголовного преследования, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
4) административный акт затрагивает государственные или общественные интересы, безопасность государства либо может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей.
Законодательством о государственных закупках потенциальным поставщикам предъявляются квалификационные требования в части обладания материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках (подпункт 4 пункта 1 статьи 9 Закона).
В силу статьи 10 Закона, потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям по одному из следующих оснований:
1) непредставления документа (документов) для подтверждения соответствия квалификационным требованиям потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг;
2) установления факта несоответствия квалификационным требованиям на основании информации, содержащейся в документах, предоставленных потенциальным поставщиком для подтверждения его соответствия, а также несоответствия привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг квалификационным требованиям;
3) установления факта предоставления недостоверной информации по квалификационным требованиям.
Одним из принципов осуществления ГЗ, определенных в статье 4 Закона, является принцип оптимального и эффективного расходования денег, используемых для ГЗ.
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА
- Конституция Республики Казахстан;
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (ГК);
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГК)
- Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (АППК);
- Бюджетный кодекс Республики Казахстан;
- Налоговый кодекс Республики Казахстан; - Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» (Закон о ГЗ);
- Закон Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» (Закон о ГАиФК);
- Закон Республики Казахстан «О правовых актах»;
- Закон Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния»;
- Закон Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора»;
- Правила осуществления государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (Правила №648);
- Правила формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694 (Правила №694);
- Правила проведения камерального контроля, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 598 (Правила №598);
- Правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №392 (Правила № 392);
- Специальный порядок государственных закупок, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года №127(срок действия до 31 декабря 2020 года)
- Правила осуществления государственных закупок с применением особого порядка, утвержденные постановлением Правительства Казахстана от 31 декабря 2015 года №1200 (Правила №1200);
- нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 21 апреля 2022 года №4 «О применении судами законодательства о государственных закупках» (НПВС №4);
- Стандарт управления закупочной деятельностью Фонда, утвержденный решением правления Совета директоров Фонда №31/19 от 3 сентября 2019 года;
- иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
ГЗ - государственные закупки;
РНУ – реестр недобросовестных участников государственных закупок;
СМАС – специализированный межрайонный административный суд;
СКАД – судебная коллегия по административным делам областного суда;
СКАД ВС РК – судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан;
СМЭС – специализированный межрайонный экономический суд;
Минфин - Министерство финансов Республики Казахстан;
Казначейство – Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан;
КВГА – Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан;
ДВГА – Департамент внутреннего государственного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан;
ГАиФК – государстенный аудит и финансовый контроль;
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Казахстан Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные дела споры Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела