ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ ЕСЛИ НАРУШАЮТ ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОСТАВЩИКА
Согласно статье 47 Закона потенциальный поставщик вправе обжаловать действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействие), решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика.
Протокол об итогах государственных закупок способом конкурса должен содержать следующую информацию:
1) приведении заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации;
2) о запросах конкурсной комиссии в соответствии с подпунктами 1) и 2) пункта 5 статьи 27 настоящего Закона;
3) о потенциальных поставщиках, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с подробным описанием причин их отклонения, в том числе с указанием сведений и документов, подтверждающих их несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации;
4) иные сведения, определенные правилами осуществления государственных закупок. Потенциальными поставщиками итоги конкурса оспаривались по причинам:
a) необоснованности расчета опыта работы потенциальных поставщиков
b) отклонения заявки, в связи с несоответствием потенциального поставщика материальным ресурсам
c) отклонения заявки, в связи с несоответствием потенциального поставщика трудовым ресурсам Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 9 Закона, к потенциальному поставщику предъявляются квалификационные требования: наличие опыта работы (за исключением случаев, когда предметом государственных закупок признается наличие лицензии и (или) разрешения у потенциального поставщика).
Потенциальный поставщик в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, установленным настоящей статьей, представляет организатору ГЗ соответствующие документы, предусмотренные государственных закупок (пункт 3 статьи 9 Закона). правилами осуществления Приказом от 14 января 2022 года Правила осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648, изложены в новой редакции.
Последние изменения вносились приказами Министра финансов 13 октября 2022 года № 1061 и от 31 октября 2022 года № 1110. Пунктом 243 Правил оговорено, что при осуществлении ГЗ способом конкурса применяются следующие критерии, влияющие на конкурсное ценовое предложение:
1) наличие у потенциального поставщика опыта работы на рынке работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок;
2) показатель уплаченных налогов;
3) показатель финансовой устойчивости, рассчитываемый при равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений; 4) функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров и (или) расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт закупаемых товаров.
В пункте 244 Правил указано, при рассмотрении вопроса наличия опыта работы потенциального поставщика, участвующего в конкурсе, конкурсная комиссия рассматривает опыт работы только на рынке выполнения работ и оказания услуг, приобретаемых на данном конкурсе, в том числе по схожим видам работ и услуг.
Пункт 245 Правил оговаривает, конкурсная комиссия при формировании протокола об итогах государственных закупок способом конкурса определяет условные скидки в соответствии с критериями, предусмотренными в конкурсной документации, в соответствии с пунктом 243 настоящих Правил, применительно к каждому потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе, за исключением случаев, когда на участие в конкурсе представлена одна заявка.
В случае непредставления потенциальным поставщиком документов, подтверждающих данные критерии, конкурсная комиссия не применяет к такому потенциальному поставщику соответствующую условную скидку.
Ранее применялись нормы пункта 152-1 Правил, где указывалось, что для определения участника конкурса, предлагающего наиболее качественные товар, работу, услугу, организатор предусматривает в конкурсной документации в числе критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение наличие у потенциального поставщика опыта работы на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок в течение последних десяти лет (до 14 января 2022 года).
Сведения и документы, подтверждающие опыт работы потенциального поставщика за последние десять лет, в том числе за текущий год, вносятся в электронный депозитарий ведомством уполномоченного органа (ГУ «Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан») и его территориальными подразделениями после подтверждения их достоверности (пункт 89 Правил).
Заявки потенциальных поставщиков о внесении в электронный депозитарий сведений и документов, подтверждающих опыт работы за последние десять лет, в том числе за текущий год, формируются потенциальным поставщиком и подаются посредством веб-портала.
Такие заявки потенциальных поставщиков рассматриваются ведомством уполномоченного органа и его территориальными подразделениями в течение десяти рабочих дней.
Также депозитарий формируется путем внесения корректировки сведений, внесенных в электронный депозитарий.
В соответствии с пунктами 96, 97 Правил, по результатам рассмотрения заявок потенциальных поставщиков о подтверждении достоверности сведений и документов, подтверждающих его опыт работы, вносимых в электронный депозитарий, посредством веб-портала принимается одно из следующих решений в разрезе каждого опыта работы потенциального поставщика:
1) о подтверждении, которое принимается в случаях соответствия сведений и документов требованиям, предусмотренным в пунктах 91-93 настоящих Правил;
2) об отказе в подтверждении, которое принимается в следующих случаях: установления факта предоставления потенциальным поставщиком недостоверной информации по документам, подтверждающим опыт работы; несоответствия сведений и документов требованиям, предусмотренным в пунктах 91 - 93 настоящих Правил.
Сведения и документы, подтверждающие опыт работы потенциального поставщика, вносятся в электронный депозитарий со статусом "Подтверждено" в случае принятия решения, предусмотренного подпунктом 1) пункта 96 настоящих Правил. Пункт 102 Правил регламентирует, что решения, предусмотренные в пунктах 96 и 101 настоящих Правил, обжалуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
С сентября 2019 года опыт работы потенциальных поставщиков подтверждается посредством размещения актов выполненных работ в электронном депозитарии веб портала государственных закупок. Уполномоченным органом принимается решение и тот или иной опыт работ верифицируется.
В силу вышеуказанных норм Правил организаторы, заказчики конкурса при подведении итогов должны действовать в пределах своей компетенции и соблюдать требования законодательства.
В данном случае конкурсной комиссии необходимы основания для исключения опыта работ потенциального поставщика при подведении итогов конкурса.
То есть, решение о подтверждении достоверности сведений об опыте работ потенциального поставщика и о подтверждении корректировки должно быть обжаловано в суде и отменено.
Следовательно, при отсутствии оснований, которые не наступили, доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами Республики Казахстан в соответствии с частями 1, 2 статьи 13 АППК.
Административный акт, административное действие (бездействие) считаются законными и обоснованными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо или суд не установят обратное в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Законный благоприятный административный акт может быть отменен лишь в случаях предусмотренных нормами части 4 статьи 85 АППК, а незаконный благоприятный административный акт подлежит отмене в соответствии с частью 7 статью 84 АППК, применяемой при наличии оснований предусмотренных частью 6 данной статьи, а именно:
1) правовой акт, на основании которого был вынесен административный акт, признан неконституционным;
2) установлена заведомая недостоверность документа либо сведений, представленных участником административных процедур;
3) административный акт принят в результате совершения участником административной процедуры противоправных действий, установленных вступившими в законную силу приговором или постановлением суда, постановлением прокурора, органа уголовного преследования, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
4) административный акт затрагивает государственные или общественные интересы, безопасность государства либо может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей.
К примеру, ГУ «Управлением государственных закупок» (Управление) проведены государственные закупки способом электронного конкурса «Строительство водопровода села В., района Б. Западно-Казахстанской области».
Заказчиком закупок является ГУ «Управление архитектуры, градостроительства и строительства района Б.». 11 января 2022 года по итогам конкурса победителем признано ТОО «КА» с условной скидкой 8%. Потенциальным поставщиком, занявшим второе место признано ТОО «Б».
По результатам камерального контроля ДВГА в удовлетворении жалобы ТОО «Б» отказано. Местными судами иск удовлетворен.
Действия Управления по подведению итогов конкурса признаны незаконными. Оспариваемый протокол признан незаконным и отменен.
Суды исходили из того, что ТОО «КА» не имело необходимого опыта по 16 объектам для присвоения ему условной скидки, поскольку по данным электронного депозитария эти объекты числятся за ТОО «РС».
В связи с чем, ответчиком нарушены принципы осуществления государственных закупок, в том числе по предоставлению потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в конкурсе и добросовестной конкуренции.
В кассационной инстанции судебные акты пересмотрены, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска. По выводам коллегии, у административного органа (Управления) в этом случае отсутствовало административное усмотрение.
Оспариваемые акты верифицированы, а решение уполномоченного органа о подтверждении их достоверности в установленном законом порядке не оспорено и не отменено.
Законодательством о государственных закупках потенциальным поставщикам предъявляются квалификационные требования в части обладания материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках (подпункт 4 пункта 1 статьи 9 Закона).
В силу статьи 10 Закона, потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям по одному из следующих оснований:
1) непредставления документа (документов) для подтверждения соответствия квалификационным требованиям потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг;
2) установления факта несоответствия квалификационным требованиям на основании информации, содержащейся в документах, предоставленных потенциальным поставщиком для подтверждения его соответствия, а также несоответствия привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг квалификационным требованиям;
3) установления факта предоставления квалификационным требованиям. недостоверной информации по Одним из принципов осуществления ГЗ, определенных в статье 4 Закона, является принцип оптимального и эффективного расходования денег, используемых для ГЗ.
При проведении государственных закупок работ «Текущий ремонт 30 дворовых территорий в микрорайоне «Жас-Канат» для КГУ «Аппарат акимаТурксибского района города Алматы» Управлением - организатором подведены итоги по лоту «Работы по ремонту/благоустройству территории». Протоколом об итогах по данному конкурсу заявка ТОО «КСП» была отклонена по подпункту 1) пункту 150 Правил осуществления ГЗ (действовавших на тот момент), ввиду несоответствия потенциального поставщика квалификационным требованиям в части обладания материальными и трудовыми ресурсами, указанными в конкурсной документации, а также отсутствия опыта работ за 5 лет.
Не согласившись с итогами ГЗ ТОО «КСП» обратилось с жалобой в ДВГА по городу Алматы. По результатам камерального контроля в адрес организатора внесено уведомление об устранении выявленных нарушений.
Согласно уведомлению, у данного ТОО имеется государственная лицензия на строительно-монтажные работы I категории, в связи с чем, он не обязан представлять документы, подтверждающие обладание материальными и трудовыми ресурсами, предусмотренные в конкурсной документации.
По мнению Департамента, конкурсной комиссией неверно определен опыт работы ТОО.
В свою очередь организатор, не согласившись с уведомлением, направил возражение в Комитет, по результатам рассмотрения которого последним составлено заключение о частичном удовлетворении возражения.
Организатором повторно подведены итоги конкурса государственных закупок работ и согласно протоколу об итогах, заявка ТОО «КСП» была повторно отклонена конкурсной комиссией на основании заключения Комитета ввиду не соответствия квалификационным требованиям, победителем по итогам было признано ТОО «С». Не согласившись с повторными итогами конкурса, ссылаясь на неправильность произведенного расчета условной скидки, ТОО «КСП» обратилось в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска, указав, что опыт истца соответствовал заявленному в конкурсной документации, следовательно, выводы Комитета в заключении в указанной части являются незаконными.
С указанными выводами суда не согласилась судебная коллегия. Установлено, что уполномоченным органом приняты работы истца, указанные в таблице пункта 6 приложения 5-1.
Таким образом, признан опыт работы истца за объекты 2011, 2019, 2020 годы. Вместе с тем, в конкурсной документации Товарищества отсутствовали сведения об иных выполненных работах и опыте работ, в частности, в таблице пункта 6 приложения 5-1, в графе 5 «Дата и номер выдачи документа» Товариществом не были указаны даты и номера актов выполненных работ, акты ввода объектов в эксплуатацию, сведений о них в электронном виде также не приложены.
В этой связи коллегия пришла к выводу, что правомерно организатором и Комитетом не приняты остальные работы в качестве опыта работы участника конкурса, отсутствующие сведения не засчитаны в условную скидку.
Судебная коллегия отметила, что между заказчиком и победителем конкурса ТОО «С» заключен договор о ГЗ работ, не связанных со строительством, сам объект работ носит социально значимый характер.
На момент рассмотрения дела ТОО «С» выполнен весь объем работ, подписаны соответствующие акты, объекты введены в эксплуатацию, претензии по надлежащему исполнению последним обязательств по договору не имеются.
Досудебный порядок урегулирования споров
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 47 Закона о ГЗ по результатам рассмотрения жалобы, поступившей в сроки, установленные пунктом 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение в соответствии с подпунктом 6) статьи 16 настоящего Закона либо об отказе в удовлетворении жалобы.
В случае несогласия с решением уполномоченного органа, принятым в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, потенциальный поставщик вправе обжаловать его в апелляционную комиссию в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле.
Из смысла указанной нормы Закона следует, что в случае несогласия потенциального поставщика с решением уполномоченного органа, при обжаловании действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок в срок не позднее пяти рабочих дней со дня размещения протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона), обжалование его решения в вышестоящий орган, является правом потенциального поставщика.
Однако, пункт 9 Закона, регламентирует, что досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный настоящей статьей, является обязательным.
Согласно пункту 2 статьи 58-6 Закона «О государственном аудите и финансовом контроле» апелляционное урегулирование споров в случаях, предусмотренных настоящим Законом, является обязательным.
В силу пункта 33 Правил проведения камерального контроля, при несогласии с решением ведомства уполномоченного органа и (или) с уведомлением территориального подразделения, направленным в соответствии с подпунктами 2 и 3) части второй пункта 26 настоящих Правил, потенциальный поставщик, подавший заявку на участие в соответствующем конкурсе (аукционе) и (или) объект государственного аудита, подает жалобу в апелляционную Комиссию посредством общедоступных информационных систем, в том числе посредством веб-портала по форме согласно Приложению 7 к настоящим Правилам, либо обращается в суд.
ПОДСУДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ
Согласно части второй статьи 102 АППК судам в порядке административного судопроизводства подсудны споры, вытекающие из публично-правовых отношений, предусмотренные настоящим Кодексом.
Пункт 2 НПВС №4 разъясняет, что оспаривание итогов ГЗ, решений уполномоченного органа о внесении потенциального поставщика в РНУ, а также решений, заключений, предписаний, уведомлений уполномоченного органа по итогам проверки проведения ГЗ, осуществляется в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 106 АППК, по месту жительства (нахождения) истца.
Если истец наряду с требованием о признании итогов конкурса незаконным требует признать на этом основании заключенный договор о ГЗ недействительным, то такие иски подлежат совместному рассмотрению в СМАС с учетом требований части третьей статьи 84, части третьей статьи 155, части второй статьи 156 АППК.
НПВС №4 также предусматривает, что в этом случае, в части иска о признании договора недействительным, не требуется соблюдение истцом предусмотренного договором порядка досудебного урегулирования спора.
Иски потенциального поставщика на действия (бездействие), решения заказчика, организатора, единого организатора ГЗ, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере ГЗ, а также на действия (бездействие), решения уполномоченного органа и органов ГАиФК подлежат рассмотрению СМАС.
Иски организаторов ГЗ, заказчиков, связанных с применением подпунктов 1) и 3) части первой пункта 4 статьи 12 Закона о ГЗ, а также иски, вытекающие из исполнения договоров о ГЗ, подлежат рассмотрению СМЭС.
Иски об оспаривании решения уполномоченного органа о признании потенциального поставщика недобросовестным участником ГЗ, признанного таковым в соответствии с подпунктом 2) части первой пункта 4 статьи 12 Закона о ГЗ подлежат рассмотрению СМАС.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ В СУДАХ
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 АППК, каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный орган, к должностному лицу или в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Отказ от права на обращение в административный орган, к должностному лицу или в суд недействителен. основном Участники ГЗ вправе обратиться в суд в установленные АППК сроки.
В потенциальными поставщиками оспариваются решения уполномоченных органов, решения, действия (бездействие) заказчика, организаторов конкурса в сфере государственных закупок в порядке статьи 132 АППК.
При этом, статьей 136 АППК установлены пресекательные сроки для обращения с иском в суд.
Иски об оспаривании, о принуждении подаются в суд в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу по результатам рассмотрения жалобы.
В случае, если законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до сведения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан.
Пропущенный по уважительной причине срок на подачу иска может быть восстановлен судом по правилам ГПК.
Причины пропуска сроков на подачу иска в суд и их значение для правильного разрешения административного дела выясняются судом в предварительном слушании.
Пропуск срока на подачу иска в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для возвращения иска.
Суд выясняет причины пропуска срока в предварительном слушании и разрешает вопрос о восстановлении пропущенного срока.
В случае отказа в восстановлении пропущенного срока судом иск возвращается.
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА
- Конституция Республики Казахстан;
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (ГК);
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГК)
- Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (АППК); - Бюджетный кодекс Республики Казахстан;
- Налоговый кодекс Республики Казахстан;
- Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» (Закон о ГЗ);
- Закон Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» (Закон о ГАиФК);
- Закон Республики Казахстан «О правовых актах»;
- Закон Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния»;
- Закон Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора»;
- Правила осуществления государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (Правила №648);
- Правила формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694 (Правила №694);
- Правила проведения камерального контроля, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 598 (Правила №598);
- Правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №392 (Правила № 392);
- Специальный порядок государственных закупок, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года №127(срок действия до 31 декабря 2020 года)
- Правила осуществления государственных закупок с применением особого порядка, утвержденные постановлением Правительства Казахстана от 31 декабря 2015 года №1200 (Правила №1200);
- нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 21 апреля 2022 года №4 «О применении судами законодательства о государственных закупках» (НПВС №4);
- Стандарт управления закупочной деятельностью Фонда, утвержденный решением правления Совета директоров Фонда №31/19 от 3 сентября 2019 года; - иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
СОКРАЩЕНИЯ
адмакт – администраивный акт
ГЗ - государственные закупки;
РНУ – реестр недобросовестных участников государственных закупок;
СМАС – специализированный межрайонный административный суд;
СКАД – судебная коллегия по административным делам областного суда;
СКАД ВС РК – судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан;
СМЭС – специализированный межрайонный экономический суд;
Минфин - Министерство финансов Республики Казахстан;
Казначейство – Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан;
КВГА – Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан;
ДВГА – Департамент внутреннего государственного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан;
ГАиФК – государстенный аудит и финансовый контроль;
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела