⁠`

Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Публикации / Оспаривание действий (бездействия), решений государственных органов в сфере жилищных отношений

Оспаривание действий (бездействия), решений государственных органов в сфере жилищных отношений

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Оспаривание действий (бездействия), решений государственных органов в сфере жилищных отношений

По большинству дел предметами спора являются вопросы снятия с учета граждан, нуждающихся в получении жилья из государственного жилищного фонда.

Подсудность.

Заявление согласно части третьей статьи 292 ГПК подается в суд по месту жительства гражданина либо в суд по месту нахождения государственного органа, должностного лица, государственного служащего, действия которых оспариваются.

Производство по делам данной категории производится в порядке особого искового производства, предметом судебного разбирательства являются государственно-правовые отношения. В них отсутствует спор о праве, производство по этим делам не носит искового (спорного) характера, осуществляется по специальным правилам, существенно отличающимся от общих правил искового и административного производства. Дела указанной категории подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 29 ГПК.

Лица, участвующие в деле.

 Заявителем по делам данной категории выступают граждане, права которых, по их мнению, нарушены, а ответчиками – должностные лица, организации, действия которых подвергаются проверке.

Особенности доказывания.

При рассмотрении дела об оспаривании решения государственного органа суды не связаны доводами, содержащимися в заявлении, поэтому проверяют оспариваемое решение, действие в полном объеме.

В процессе рассмотрения дела суды должны обязательно выяснять следующие вопросы: совершение оспариваемых действий (бездействия), соответствие оспариваемого акта, действий, бездействий закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа или  лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также факт нарушения прав заявителя.

При рассмотрении дел необходимо обращать внимание на следующие моменты. Согласно Конституции в Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем, поэтому необоснованное снятие с очереди нуждающихся жильем должно расцениваться как нарушение жилищных прав.

В резолютивной части решения об удовлетворении заявления должно быть в обязательном порядке указано о наименовании органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; а также указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части, обязанность устранить допущенные нарушения прав с законных интересов заявителя.

Пример.

И.А.Е.обратилась в суд с заявлением о признании действий ГУ «Аппарат акима», протокола жилищной комиссии от 28 декабря 2015 года незаконными, возложении обязанности в восстановлении очереди с 14 августа 2001 года, так как в 2001 году заявителем было подано обращение о постановке на учет как лица, имеющего право на представление жилища из государственного жилищного фонда. Когда ее очередь стала 94, ею 11 января 2016 года получено письмо об отказе в постановке на учет по причине наличия за И.А.Е. недвижимого имущества. Учитывая, что данная квартира приобретена за собственные денежные средства и не соответстветствует  нормам предоставления, у нее имеется ребенок инвалид, который нуждается в жилье, считает снятие ее с очереди незаконным. Решением суда от 16 июня 2016 года заявление И.А.Е. удовлетворено частично. Постановлением судебной коллегии по гражданским делам Мангистауского областного суда от 16 августа 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Из материалов дела следует, что решением суда от 23 февраля 2015 года на акимат города возложена обязанность включить в список очередности работников государственных медицинских организаций города, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по дате подачи заявления в категорию работников бюджетных организаций для предоставления жилища из коммунального жилого фонда. В числе указанных работников была и заявитель. После чего И.А.Е. 21 декабря 2016 года обратилась в местный исполнительный орган с обращением о выделении жилья из государственного жилищного фонда, поданного в связи с обновлением документов. И.А.Е. как работник медицинской организации состояла в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы. Состав ее семьи составляет пять человек, один из троих детей является инвалидом, которому положена отдельная комната. Решением жилищной комиссии от 28 декабря 2015 года в постановке на учет заявителю отказано в связи с тем, что у заявителя имеется квартира, состоящая из двух комнат, общей площадью 66,9 кв.м. и жилой площадью 27,5 кв.м. Суды, удовлетворяя требования, обоснованно указали, что в силу статьи 76 Конституции Республики Казахстан  решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики. И.А.Е. по ранее вынесенному судом решению должна была быть включена в список очередности работников государственных медицинских организаций города Актау. 

Перечень документов, прилагаемых к заявлению

В соответствии с требованиями статьи 149 ГПК, в том числе документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, к которым могут быть отнесены:

- подтверждение факта совершения ответчиком оспариваемых действий;

- подтверждение постановки на учет как нуждающихся в жилье;

- документы, подтверждающие статус заявителя, и др.

Законы, подлежащие применению при рассмотрении и разрешении дел в зависимости от предмета и оснований иска

Конституция.

ГК.

ГПК.

Законы:

- «О жилищных отношениях»;

- «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан»;

- «Об административных процедурах»;

- «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»;

- «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

Нормативные постановления Верховного Суда:

- от 24 декабря 2010 года за № 20 «О некоторых вопросах применения судами норм главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан».

от 18 июля 1997 года № 9 «О практике применения законодательства по приватизации гражданами жилых помещений»

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела