Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Осуществление предпринимательской деятельность с участием квазигосударственного сектора

Осуществление предпринимательской деятельность с участием квазигосударственного сектора

Осуществление предпринимательской деятельность с участием квазигосударственного сектора

Осуществление предпринимательской деятельность с участием квазигосударственного сектора

В Казахстанской экономике огромную часть занимают квазигосударственный сектор – это государственные предприятия, акционерные общества и хозяйствующие товарищества, где государство является учредителем (акционером) и аффилиированные с ними юридические лица (п.п. 31) п. 1 ст. 3 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан).

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими споры по вопросам, касающихся договорных отношений с участием квазигосударственного сектора, являются:

Конституция Республики Казахстан (далее – Конституция),

Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее – ГК),

Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года N 148,

Закон Республики Казахстан «О концессиях» от 7 июля 2006 года № 167 ,

Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 года № 413-IV,

Закон Республики Казахстан «О конкуренции» от 25 декабря 2008 года N 112-IV,

Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 года N 373,

Закон Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 г. № 220,

Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003 года № 415,

Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года N 303-III,

Закон Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» от 1 февраля 2012 года № 550-IV,

Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года «О секьюритизации» и др.

Также если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в указанных Законах, то применяются правила международного договора.

Также при разрешении дел указанной категории руководствуются нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан (далее – НП) Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 года № 2 "О некоторых вопросах применения законодательства о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» №16 от 22 декабря 2000 года, «О применении судами законодательства о государственных закупках» от 14 декабря 2012 года № 5 и др.

Однако не смотря на указанные нормативные акты, многие правоотношения связанные с субъектами квазигосударственного сектора не находили четкой и конкретной регламентации в действующем законодательстве. Отсутствие необходимого правового регулирования деятельности данных юридических лиц приводят к неэффективным результатам использования государственного имущества (голосующих акций и долей участия), что противоречит принципам эффективного использования государственного имущества на благо общества п.п. 4) ст. 6 Закона «О государственном имуществе».

15 октября 2015 года Депутаты Сената Парламента Казахстана приняли Закон «О государственно-частном партнерстве», предусматривающий структуру договора ГЧП и регулирование правоотношений между его субъектами.

Целью закона является создание условий для эффективного долгосрочного взаимодействия государства с субъектами предпринимательства путем объединения их ресурсов для обеспечения устойчивого социальноэкономического развития страны и реализации общественно-значимых задач.

Согласно положениям Закона, участниками государственно-частного партнерства выступают государство, субъекты квазигосударственного сектора с одной стороны и предпринимательства с другой, а также финансовые организации, обеспечивающие финансирование данных проектов.

Кроме того, законом определяются квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному частному партнеру, для его участия в конкурсе, а также условия проведения конкурса и порядок заключения договора ГЧП. При этом конкурс может проводиться как в упрощенном порядке с использованием типовой конкурсной документации и типовым договором государственно-частного партнерства (в основном для местных проектов), так и с использованием двухэтапных процедур, где объект государственно-частного партнерства является уникальным и технически сложным.

Осуществление государственно-частного партнерства предусмотрено во всех сферах экономики, за исключением объектов, которые не могут быть переданы для реализации проектов государственно-частного партнерства, перечень которых определяется Президентом Республики Казахстан, что обусловлено стратегической задачей по привлечению инвестиций (например, особо охраняемые природные территории, водохозяйственные сооружения (плотины, гидроузлы), имеющие особое стратегическое значение и другие).

Такое внимание к ГЧП обусловлено тем, что на сегодняшний день государственно-частное партнерство является одним из приоритетных направлений развития экономики в Республике Казахстан и привлечения частных инвестиций. При его успешной реализации этот инструмент позволит получить выгоду государству, бизнесу и каждому гражданину республики.

С принятием Закона существенно расширены контрактные формы ГЧП за счет внедрения контрактов жизненного цикла, контрактов на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы (ГЧП в инновациях), сервисных контрактов и лизинговых механизмов.

Также определяются механизмы реализации институционального ГЧП, предполагающие создание совместного предприятия между государственным и частным партнерами для реализации проекта.

Институциональное ГЧП направлено на привлечение прямых инвестиций через вовлечение субъектов квазигосударственного сектора, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству.

Кроме того, наряду с применяемыми одно- и двухэтапными конкурсами, предполагается внедрение новых механизмов определения частного партнера, таких как заключение договора ГЧП путем прямых переговоров и проведение конкурса по упрощенным процедурам по малым формам ГЧП. Заключение договора ГЧП путем прямых переговоров, будет осуществляться при наличии у частного партнера готового объекта для реализации на его базе проекта ГЧП. Частный партнер вправе самостоятельно инициировать переговорный процесс с государством и заключить соответствующий договор.

Законом предусматривается четкое определение форм участия субъектов ГЧП: государства, частного сектора и квазигосударственных юридических лиц (АО, ТОО с государственным участием) в проектах ГЧП.

Предусмотрены также меры господдержки для всех проектов, реализуемым на основе ГЧП. В их числе - субсидии, компенсация инвестиционных затрат; компенсация операционных затрат;вознаграждение за управление; плата за доступность; поручительства государства по инфраструктурным облигациям; государственные гарантии по займам; передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности; предоставление натурных грантов; софинансирование проектов ГЧП; гарантия потребления государством.

              Принятие закона о ГЧП позволит обеспечить эффективное выполнение государственных обязательств, не наращивая бюджетные расходы и долю государственного сектора в экономике.

Исходя из целей и задач принятия Закона, следует ожидать более широкое использование института ГЧП во всех сферах экономики, что приведет и к возникновению судебных споров, по которым предстоит выработка единообразной судебной практики.

Сенаторами также одобрен в двух чтениях сопутствующий законопроект "О внесении изменений и дополнении в некоторые законодательные акты по вопросам государственно-частного партнерства", 4 в котором вносятся изменения в Гражданский, Земельный, Бюджетный кодексы и 14 законов.

Данные изменения подлежит учитывать в правоприменительной практике.

Гражданско-правовой договор - это эффективный и гибкий инструмент частно-государственное партнерства. Он позволяет в наибольшей мере учесть интересы обеих сторон при соблюдении принципа последовательности – построение среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между участниками государственно-частного партнерства на договорной основе;

Правовое оформление ГЧП возможно через различные правовые конструкции, как общие, так и специально разработанные для ГЧП. К ним, в частности, относятся: -концессионные соглашения;

-соглашения о разделе продукции;

-инвестиционные договоры с определением прав на создаваемые объекты;

-арендные договоры с инвестиционными обязательствами;

-договоры о совместной деятельности;

-различные смешанные договоры.

       Споры, связанные с заключением, изменением, расторжением договора (сделки) и исполнением договорных обязательств между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, с участием квазигосударственного сектора, рассматриваются специализированными межрайонными экономическими судами, в соответствии с их подсудностью, установленной Гражданским процессуальным кодексом.

Согласно ст. 31 ГПК по общему правилу иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения органа юридического лица.

Вместе с тем по делам обобщаемой категории возможно предъявления иска и в соответствии со ст. 32 ГПК по выбору истца.

В частности, иск к юридическому лицу может быть предъявлен также по месту нахождения его имущества.

Иск, вытекающий из деятельности филиала или представительства юридического лица, может быть предъявлен также по месту нахождения филиала или представительства.

Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место исполнения, могут быть предъявлены также по месту исполнения договора.

Данные обобщения свидетельствуют о соблюдении указанных норм ГПК судами республики.

Как показывает судебная практика, в основном рассматриваются дела по спорам, возникающим в процессе осуществления государственными органами, государственными учреждениями, государственными предприятиями, а также акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилиированными с ними юридическими лицами, закупок товаров, работ и услуг, которые регулируются в настоящее время законодательством о государственных закупках, а также гражданским законодательством, регламентирующим отдельные виды обязательств.

Если выполнение дополнительных работ было необходимо, и заказчик об этом извещен своевременно, то есть требования статьи 654 Гражданского кодекса Республики Казахстан выполнены, то Подрядчик вправе требовать их оплату в пределах суммы, определенной договором государственных закупок и выделенной из бюджета с соблюдением процедур, предусмотренных бюджетным законодательством.

Так, ТОО «ПСК ӨСКЕМЕН-ҚҰРЫЛЫС» (далее – Товарищество) обратилось в суд с иском к ГУ «Управление строительства, архитектуры и градостроительства Восточно-Казахстанской области» (далее – Управление строительства) о взыскании 35 927 867 тенге, указывая, что в полном объеме исполнило принятые на себя обязательства по договору от 4 июля 2012 года № 92 по разработке проектно-сметной документации и строительству школы на 320 мест с интернатом на 100 мест в городе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области. В 2012 году Товариществом фактически выполнено 83,4 % работ, тогда как проектно-сметной документацией предусматривалось выполнение 41% работ с рыночным коэффициентом 2012 года.

В результате образовалась экономия финансовых средств. При этом Товариществом выполнены работы, упущенные при составлении проектно-сметной документации. Без выполнения дополнительных работ объект не был бы принят в эксплуатацию. Факт выполнения работ на сумму 35 927 867 тенге полностью подтвержден, однако Управлением строительства оплата не произведена.

Решением специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области от 25 декабря 2013 года иск удовлетворен частично. Взысканы с Управления строительства в пользу Товарищества задолженность в сумме 35 683 067 тенге, в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины 1 070 492 тенге.

В остальной части иска о взыскании 244 800 тенге отказано. Постановлением апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам Восточно-Казахстанского областного суда от 20 февраля 2014 года решение суда оставлено без изменения.

Постановлением кассационной судебной коллегии ВосточноКазахстанского областного суда от 26 мая 2014 года постановление апелляционной инстанции оставлено без изменения. При рассмотрении дела в порядке надзора по протесту Генерального Прокурора Республики Казахстан и по ходатайству Управления строительства надзорная судебная коллегия не усмотрела нарушений требований ст.387 п.3 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК).

Из материалов дела следует, что 1 июля 2012 года между Управлением строительства (заказчик) и Товариществом (подрядчик) заключен договор № 92 по выполнению работ по разработке проектно-сметной документации и строительству школы на 320 мест с интернатом на 100 мест в городе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области. По условиям договора подрядчик обязался выполнить подрядные работы по строительству объекта на условиях «под ключ».

Цена договора составляла 1 187 504 204 тенге. С учетом дополнительных соглашений срок действия договора определен до 31 декабря 2013 года.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в 2012 году Товариществом выполнены, а Управлением строительства приняты работы на сумму 990 486 000 тенге, в 2013 году на сумму 127 668 464 тенге, всего на общую сумму 1 118 154 464 тенге. Данная сумма заказчиком полностью оплачена.

Согласно Акту государственной приемочной комиссии о приемке построенного объекта в эксплуатацию от 4 октября 2013 года объект принят в эксплуатацию. При этом до сдачи объекта в эксплуатацию Товариществом выполнены дополнительные работы на сумму 35 927 867 тенге в виде устройства входной группы, устройства подъездных путей с покрытием асфальта к школеинтернату с улицы, труб для отвода талых вод, приобретены 111 матрацев, шторы-жалюзи и построено футбольное поле с искусственным покрытием с ограждением.

Управлением строительства выполнение дополнительных работ и приобретение указанного имущества не оспаривается, эти работы приняты государственной приемочной комиссией.

Суд первой инстанции, вынося решение о частичном удовлетворении иска, исходил из того, что выполнение дополнительных работ было необходимо, и заказчик об этом извещен своевременно, то есть требования статьи 654 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК) соблюдены.

Кроме того, он учел, что выполнение дополнительных работ произведено без увеличения сметной стоимости работ по ПСД, сметный расчет проверен проектировщиком ТОО ПИИ «Семстройпроект» и правильность применения расценок подтверждена. Также предметом исследования и оценки суда явились письма акима Шемонаихинского района и заместителя акима ВосточноКазахстанской области, из которых следовало, что вопрос возможности оплаты выполненных дополнительных работ разрешался на разных уровнях местной исполнительной власти.

Факт выполнения Товариществом дополнительных работ с ведома заказчика установлен достоверно, подтвержден документально. Общая стоимость выполненных работ не превышает сумму, определенную договором государственных закупок и выделенную из бюджета с соблюдением процедур, предусмотренных бюджетным законодательством.

Доводы о выполнении дополнительных работ с нарушением законодательства о государственных закупках, без согласия заказчика явились предметом исследования и надлежащей оценки местных судов. Обнаружив необходимость выполнения дополнительных работ, связанных с интересами детей, и сдачей объекта «под ключ», подрядчик составил сметный расчет стоимости таких работ, который был проверен и одобрен технадзором, также был подписан и заказчиком. В последующем работы полностью выполнены и приняты государственной приемочной комиссией.

Таким образом, при названных обстоятельствах местные суды сделали правильный вывод о частичном удовлетворении требований Товарищества.

Согласно пункту 3 статьи 305 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК) залог права аренды или иного права на чужую вещь не допускается без согласия ее собственника или лица, имеющего на нее право хозяйственного ведения, если законодательными актами или договором запрещено отчуждение этого права без согласия указанных лиц.

В соответствии с пунктом 1 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 16 июля 2007 года № 6 «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства» имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено земельным, экологическим, водным законодательством, законодательством о недрах, о растительном и животном мире и об особо охраняемых природных территориях Республики Казахстан.

По вопросам предоставления в залог земельных участков применяются нормы специального закона, то есть Земельного кодекса Республики Казахстан.

В статьях 77, 79 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года (в редакции на момент заключения сделки) указаны исчерпывающие ограничения залога земельного участка и права землепользования, и исчерпывающий перечень документов при передаче в залог земли. Указанные нормы закона не содержат требования о получении согласия собственника, для предоставления в залог достаточно решение землепользователя.

В соответствии с подпунктом 7) пункта 2 статьи 33 Земельного кодекса не допускается совершение сделок землепользователями в отношении права землепользования на землях земельных участков, представленных на праве временного землепользования для ведения крестьянского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства, за исключением передачи в залог. Таким образом, суды применили закон, не подлежащий применению, и сделали неправильные выводы.

При таких обстоятельствах выводы судов о признании недействительным договора залога в части земельного участка площадью 15 336 га являются необоснованными и противоречат вышеуказанным нормам Земельного кодекса.

При рассмотрении аналогичных дел следует руководствоваться судебным актом надзорной коллегии и применять нормы специального Закона.

В соответствии с п.13.ст.37 Закона «О государственных закупках» в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых поставщиком обязательств по договору о государственных закупках заказчик обязан не позднее десяти рабочих дней по истечении финансового года принять меры по взысканию неустойки в доход соответствующего бюджета, государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, или аффилиированных с ними 1юридических лиц.

Однако данный срок не относится к пресекательному и к сроку исковой давности. Передача истцом ответчику участка, отведенного под капитальное строительство, с просрочкой, необоснованно отнесена к форс-мажорному обстоятельству, влекущему освобождение подрядчика от ответственности за просрочку исполнения обязательств по договору.

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела