По искам налоговых органов о ликвидации юридического лица прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
Подведомственность и подсудность. Язык судопроизводства. Подготовка дел к судебному разбирательству.
В соответствии со статьей 24 ГПК суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, если в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами их защита не осуществляется в ином судебном порядке.
Суды рассматривают дела по спорам, вытекающим из гражданских (включая корпоративные споры) правоотношений Судам подведомственны и другие дела, отнесенные законом к их компетенции.
Статьей 30 ГПК предусмотрено, что специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, по корпоративным спорам, а также гражданские дела о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями, в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Согласно статье 31 ГПК иск предъявляется в суде по месту жительства ответчика.
Иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения органа юридического лица. В части 3 статьи 32 указанного кодекса, иск, вытекающий из деятельности филиала или представительства юридического лица, может быть предъявлен также по месту нахождения филиала или представительства.
На основании указанных норм, дела данной категории подсудны специализированным межрайонным экономическим судам.
В статье 14 ГПК предусмотрено, что судопроизводство по гражданским делам ведется на государственном языке, а при необходимости в судопроизводстве наравне с государственным употребляется русский или другие языки.
Язык судопроизводства устанавливается определением суда в зависимости от языка, на котором подано в суд исковое заявление (заявление).
Производство по одному и тому же гражданскому делу осуществляется на установленном первоначально языке судопроизводства.
Если в ходе подготовки к рассмотрению дела в суде первой инстанции выяснилось, что истец не владеет языком, на котором его представителем подано исковое заявление (заявление), то по письменному ходатайству истца суд выносит определение об изменении языка судопроизводства.
Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству является необходимой частью стадии производства в суде первой инстанции и создает необходимые условия для полного, всестороннего и объективного исследования в судебном заседании представленных сторонами доказательств, действительных прав и обязанностей сторон, подлежащих применению норм материального права, вынесения законного и обоснованного судебного акта.
При проведении подготовки дела к судебному разбирательству необходимо руководствоваться положениями ГПК и нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству».
В соответствии со статьей 168 ГПК судья обязан по каждому делу вынести определение о подготовке дела к судебному разбирательству с указанием в нем конкретных действий, которые с учетом категории спора являются необходимыми для своевременного и правильного разрешения спора в судебном заседании.
Правовые основания В соответствии со статьей 35 Конституции Республики Казахстан уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.
В статье 12 НК определены следующие понятия: налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер, другие обязательные платежи - обязательные отчисления денег в бюджет в виде плат, сборов, пошлин, за исключением таможенных платежей, производимые в размерах и случаях, установленных настоящим Кодексом.
Действующим налоговым законодательством Республики Казахстан налоговые органы наделены широкими полномочиями в отношении хозяйствующих субъектов.
Порядок исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком, связанные с исполнением налогового обязательства, регулируются НК.
Согласно подпункту 12 статьи 19 НК органы налоговой службы вправе предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными, ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 2 статьи 49 ГК, а также иные иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Так, согласно подпунктам 1,2 пункта 2 статьи 49 ГК по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях банкротства и признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.
Особенности прекращения деятельности субъектов частного предпринимательства предусмотрены нормами Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве». Являясь юридическими лицами, органы налоговой службы могут быть истцами и ответчиками в суде.
В пунктах 4,5 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года №1 «О судебной практике применения налогового законодательства» также указываются о вышеуказанных полномочиях налоговых органов предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе о ликвидации юридического лица. Из подпункта 1) пункта 1 статьи 18 НК следует, что основной задачей органов налоговой службы является обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Налоговый орган вправе предъявлять в суды иски о ликвидации юридического лица по основанию признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер (подпункт 2) пункта 2 статьи 49 ГК).
Удовлетворение судом таких исков влечет определенные правовые последствия как для самого ликвидированного юридического лица, так и для его контрагентов.
Поэтому судам следует разграничивать нарушения, допущенные при создании юридического лица, от нарушений, допущенных им при осуществлении своей деятельности.
Необходимо исходить из положения статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» о том, что государственная регистрация юридических лиц включает в себя, в частности, проверку соответствия документов, представленных на государственную регистрацию, законодательным актам Республики Казахстан.
При этом нарушения законодательных актов должны быть неустранимыми.
Например, указание в уставе некоммерческой организации как основной ее цели извлечение дохода или же в уставе товарищества с ограниченной ответственностью первоначального размера уставного капитала менее суммы, установленной пунктом 2 статьи 23 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».
Отсутствие разрешения уполномоченного органа на привлечение иностранной рабочей силы в связи с назначением иностранного физического лица руководителем создаваемого юридического лица, непредставление налоговой отчетности, отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, не могут быть отнесены к нарушениям законодательства, указанным в подпункте 2) пункта 2 статьи 49 ГК.
Данные нарушения являются нарушениями, допущенными юридическим лицом при осуществлении своей деятельности. Факт регистрации (перерегистрации) юридического лица на лицо, которое не имеет отношения к его созданию, является основанием для отмены данной регистрации (перерегистрации) по иску прокурора в порядке статьи 55 ГПК.
Согласно подпунктам 1,2 части 2 статьи 49 ГК по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях банкротства и признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 49 ГК по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Так, РГУ «Управление государственных доходов по району имени М.Жумабаева Департамента государственных доходов СКО» обратилось к ГУ «Суворовская неполная средняя школа», указывая, что данное юридическое лицо бездействует. Решением суда от 05 июня 2015 года иск удовлетворен.
Судом установлено, что данное юридическое лицо зарегистрировано в ДЮ СКО 09.11.1999г., прошло перерегистрацию 26.11.2006г., постановлением акимата района М.Жумабаева от 09.09.2006г. №292 ликвидирована.
Сославшись на пункт 2 статьи 579 НК, где разъяснено, что бездействующим юридическим лицом признается юридическое лицорезидент, не представившее декларации по подоходному налогу, по фиксированному налогу и упрощенную декларацию по истечении одного года после установленных НК сроков их представления, на основании пункта 1 статьи 33 ГК о том, что юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, учитывая, что ответчик не представляет налоговую отчетность, не оплачивает налоги и другие обязательные платежи с 2010 года, деятельность не осуществляет, кредиторской задолженности, имущества и других активов не имеет, учредители и юридическое лицо отсутствуют по месту регистрации, суд обоснованно удовлетворил иск налогового органа.
Этим же судом с вынесением решения об удовлетворении иска от 13 мая 2015 года рассмотрено гражданское дело по иску налогового органа к ГУ «Камышловская неполная средняя школа» по аналогичным основаниям.
По основаниям, предусмотренным п.п 5 пункта 2 статьи 49 ГК рассмотрены гражданские дела в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 26 декабря 2012 года №61-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения».
Так, Законом Республики Казахстан от 26 декабря 2012 года №61-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» предусмотрено проведение процедуры принудительной ликвидации юридических лиц, филиалов, представительств юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, с изложением требований, предъявляемых к таким субъектам.
Согласно статье 2 Закона налоговые органы обязаны были до 1 июля 2013 года сформировать окончательный перечень юридических лиц, филиалов, представительств и индивидуальных предпринимателей, подлежащих принудительной ликвидации (снятию с учетной регистрации, прекращению деятельности), в порядке, определенном настоящей статьей. В перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежат включению:
1) юридические лица-резиденты, филиалы и представительства юридических лиц;
2) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение без открытия филиалов, представительств;
3) юридические лица-резиденты, филиалы и представительства юридических лиц-резидентов, информация о которых отсутствует в Национальном реестре идентификационных номеров;
4) индивидуальные предприниматели.
Субъекты, указанные в пункте 2 настоящей статьи (далее – субъекты), должны соответствовать одновременно следующим условиям:
1) до 1 января 2012 года, но не менее срока исковой давности, установленного Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс): не представлявшие налоговую отчетность; не совершавшие экспортно-импортные операции; не осуществлявшие платежи и (или) переводы денег по банковским счетам, за исключением случаев, если сумма платежа и (или) перевода денег за календарный год не превышает 12-кратный минимальной размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года, а также получения пенсионных и (или) социальных выплат; не состоящие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;
2) по состоянию на 1 января 2012 года: не состоящие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость; не приостановившие представление налоговой отчетности в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан; не имеющие на праве собственности объекты обложения налогами на имущество, транспортные средства, земельным налогом, единым земельным налогом, за исключением объектов обложения указанными налогами с физических лиц. Условия, определенные настоящим пунктом, не распространяются на субъектов, указанных в подпункте 3) пункта 2 настоящей статьи.
Органы налоговой службы:
1) не позднее 1 февраля 2013 года формируют первоначальный перечень субъектов, соответствующих условиям пункта 3 настоящей статьи;
2) не позднее 1 марта 2013 года размещают в средствах массовой информации сформированный перечень субъектов с указанием следующих сведений: регистрационного номера налогоплательщика; идентификационного номера (при его наличии); фамилии, имени, отчества (при его наличии) либо наименования субъекта; регистрационного номера налогоплательщика, идентификационного номера (при его наличии), фамилии, имени, отчества (при его наличии) руководителя юридического лица, структурного подразделения юридического лица (при наличии таких сведений); наименования налогового органа по месту нахождения (пребывания) субъекта; адрес налогового органа для приема заявлений (претензий) кредиторов и (или) иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в случае принудительной ликвидации (снятия с учетной регистрации, прекращения деятельности) субъекта;
3) не позднее 1 апреля 2013 года после опубликования в средствах массовой информации перечня сформированных субъектов для получения сведений направляют запросы в: банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, – о платежах и (или) переводах денег, определенных подпунктом 1) пункта 3 настоящей статьи; уполномоченные государственные органы – о наличии имущества, транспортных средств, земельных участков; органы юстиции – о наличии (отсутствии) в Национальном реестре идентификационных номеров.
Сведения, указанные в подпункте 3) пункта 4 настоящей статьи, подлежат представлению в органы налоговой службы не позднее 1 мая 2013 года.
Заявления (претензии) кредиторов или иных лиц принимаются органами налоговой службы с приложением документов, подтверждающих правомерность предъявляемых претензий, до 1 мая 2013 года. Органы налоговой службы после получения сведений, указанных в подпункте 3) пункта 4 настоящей статьи, не позднее 1 июля 2013 года формируют окончательный перечень субъектов, подлежащих принудительной ликвидации (снятию с учетной регистрации, прекращению деятельности).
Органы налоговой службы в отношении субъектов, включенных в перечень указанных в пункте 7 настоящей статьи, не позднее 1 января 2015 года подают в суд исковые заявления для принудительной ликвидации (снятия с учетной регистрации, прекращения деятельности).
Таким образом, для выполнения требований статьи 2 Закона для органов налоговых служб были предусмотрены поэтапные действия.
После совершения предусмотренных законом указанных процедур органы налоговых служб имели право обращаться в суд с требованием о принудительной ликвидации (снятия с учетной регистрации, прекращения деятельности).
Согласно статье 155 ГПК суды оставляют исковые заявления без движения в следующих случаях: - если в заявлении не указаны (статья 150 ГПК) : наименование суда, в который подается заявление, наименование истца, его дата рождения, место жительства, сведения о регистрации по месту жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, идентификационный номер и банковские реквизиты, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем, кроме того, сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), дата рождения ответчика, его место жительства или нахождения, абонентский номер сотовой связи и электронный адрес (если они имеются), а если ответчиком является юридическое лицо, то его наименование, местонахождение, а также дополнительно идентификационный номер, электронный адрес, если эти данные известны истцу, суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его исковые требования, обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, цена иска, если иск подлежит оценке, перечень прилагаемых к заявлению документов, иные сведения, имеющие значение для разрешения спора, а также ходатайства истца. заявление не подписано истцом (представителем), отсутствуют электронные цифровые подписи истца(представителя).
Если к заявлению не приложены (статья 151 ГПК): копии искового заявления по числу ответчиков и третьих лиц, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Судами исковые заявления оставлены на основании пунктов 3), 9) статьи 249 ГПК, то есть в связи с подачей заявления о возвращении искового заявления, подписанием и подачей заявления лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление.
При этом характерными ошибками для всех истцов являлись: - одно и то же исковое заявление подавалось в суд различными способами: письменно и в электронном варианте, в связи с чем, судам приходилось возвращать исковое заявление, мотивируя тем, что в производство суда уже принято данное заявление (п.п.5 п.1 ст.154 ГПК).
Например, определением специализированного межрайонного экономического суда ВКО от 06 января 2015 года исковое заявление возвращено истцу со всеми приложенными документами, поскольку аналогичное заявление имелось на производстве у другого судьи этого суда.
Также суды отказывали в принятии иска к производству суда, мотивируя тем, что имеется вступившее в законную силу вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
Согласно пункту 8 Закона Республики Казахстан от 26 декабря 2012 года №61-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», органы налоговой службы в отношении субъектов, включенных в перечень, указанных в пункте 7 настоящей статьи, не позднее 1 января 2015 года подают в суд исковые заявления для принудительной ликвидации (снятия с учетной регистрации, прекращения деятельности).
Таким образом, законодателем установлен пресекательный срок для налоговых органов, в течение которого они могли предъявить иски в суды. Определением СМЭС Алматинской области от 02 апреля 2015 года исковое заявление налогового органа к «Областной школе управления сельского хозяйства» о принудительной ликвидации возвращено истцу в связи с истечением срока подачи заявления в суд.
При этом истцу разъяснено право обращения в суд на основании статьи 49 ГК. В определении судья ошибочно указал статью155 ГПК, хотя определение вынесено в соответствии стребованиями специального закона. Решением СМЭС Атырауской области от 25 сентября 2015 года отказано в удовлетворении иска налогового органа к ТОО «Атыраукурылыс-А+» о принудительной ликвидации на основании пункта 8 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 26 декабря 2012 года №61-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», в связи с пропуском срока обращения в суд налоговым органом.
В удовлетворении около 800 исков, предъявленных налоговым органом в 2015 году, были отказаны по аналогичным основаниям.
Однако, как показало изучение судебных актов, некоторые суды, не обращая внимание на то, что истцом пропущен срок предъявления иска в суд в соответствии со специальным законом, выносили решения об удовлетворении исков.
Например, СМЭС Алматинской области 05 июня 2015 года рассмотрено гражданское дело по иску налогового органа к учреждению «Гимназия», к УЮ о принудительной ликвидации.
Определение суда о принятии искового заявления к производству суда датировано 08 мая 2015 года.
Удовлетворяя иск, суд сослался на то, что ответчик не имеет БИН, отсутствие информации в НРИН, при этом указывая, что налоговые органы должны обращаться в суд с иском не позднее 1 января 2014 года. Судом вынесено заочное решение.
Полагаем, указанное решение суда вынесено в нарушение требований специального закона. - в нарушение требований статьи 150 ГПК иски предъявлялись без привлечения в качестве ответчика Департаментов юстиции. Некоторые суды выносили определения о привлечении в качестве третьего лица ДЮ. Большинство судов республики рассмотрели указанные дела без привлечения Департаментов юстиции ни в качестве ответчика, ни в качестве третьего лица. Таким образом, судами не устранены нарушения, допущенные истцами при подаче иска.
Гражданские дела по данной категории рассматривались судами в основном без участия сторон – истца (по заявлениям налоговых органов о рассмотрении дела без их участия) и субъекта(ответчика), в отношении которого ставился вопрос о принудительной ликвидации (прекращении деятельности), так как они являлись в основном «не явочными».
Судами Алматинской, ЮКО, Мангистауской области в 2015 году выносились заочные решения по таким делам.
В пункте 11 Нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан №5 от 18 июня 2004 года «О судебной практике ликвидации юридических лиц, осуществляющих свою деятельность с грубым нарушением законодательства» предусмотрено, что заявления о ликвидации отсутствующего юридического лица рассматриваются в порядке искового производства, о банкротстве отсутствующего должника - в порядке особого производства. Неявка лиц, уполномоченных учредительными документами на представление интересов юридического лица (учредителей, участников и должностных лиц) в заседание суда не влечет рассмотрение заявления в заочном производстве. В связи с этим, полагаем, что дела обобщаемой категории также не должны рассматриваться в заочном производстве.
Так, заочным решением СМЭС Мангистауской области от 09 января 2015 года удовлетворено исковое заявление налогового органа к Общественному фонду «Комек-Ш» о принудительной ликвидации. Во всех специализированных межрайонных экономических судах республики сложилась схожая практика по рассмотрению дел обобщаемой категории. Так, истец ГУ «Управление государственных доходов по г. Талдыкорган» /бывшее наименование ГУ «Налоговое управление по г. Талдыкорган Алматинской области»/ обратился в суд с иском, мотивируя иск тем, что в соответствии со статьей 2 Закона Республики Казахстан от 26 декабря 2012 года № 61-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», на налоговые органы возложена обязанность по размещению в средствах массовой информации не позднее 01 марта 2013 года сформированного перечня субъектов, подлежащих принудительной ликвидации. Сформированный перечень субъектов подлежащих принудительной ликвидации по Алматинской области, в том числе о принудительной ликвидации названного ответчика был размещен на сайте Налогового департамента по Алматинской области www.taxalmaty.kz, что подтверждается скрином с сайта и в газете «Огни Алатау» от 05.03.2013г. № 28 (16677) и повторно от 30.03.2013г. № 38 (16687).
Также в соответствии с пунктом 6 Закона, срок приема заявлений (претензий) кредиторов или иных лиц, чьи права могут быть затронуты принудительной ликвидацией, истек 01 мая 2013 года. Заявления (претензии) со стороны иных кредиторов, в налоговый орган не поступали. Согласно пункту 3 статьи 2 Закона, условия, при которых субъекты подлежат принудительной ликвидации, не распространяются на юридических лиц-резидентов, филиалов и представительств юридических лиц-резидентов, информация о которых отсутствует в Национальном реестре идентификационных номеров.
Учитывая изложенное, вышеуказанные категории налогоплательщиков, не проходивших государственную (учетную) регистрацию в органах юстиции (при которой производится включение в Национальный реестр идентификационных номеров), подлежат принудительной ликвидации без необходимости установления фактов совершения ими экспортно-импортных операций, наличия недвижимости на праве собственности, совершения банковских операций и т.д. Городскому медицинскому вытрезвителю не присваивался регистрационный номер налогоплательщика, также он не имеет бизнес идентификационного номера, информация о нем отсутствует в Национальном реестре идентификационных номеров, что подтверждается ответом регистрирующего органа, и соответственно указанное юридическое лицо подлежат принудительной ликвидации. Дело рассмотрено с участием представителя истца, без участия ответчика.
Представитель ответчика ГУ «Департамент юстиции Алматинской области» на судебное заседание также не явился. Однако в предоставленном суду отзыве указали, что согласно Национального реестра бизнес - идентификационных номеров сведений о Городском медицинском вытрезвителе не имеется.
На основании подпункта 5 пункта 2 ст.49 ГК РК, где предусмотрено, что по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях, предусмотренными другими законодательными актами, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 26 декабря 2012 года № 61-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», где установлено, что до 01 июля 2013 года налоговые органы обязаны сформировать окончательный перечень юридических лиц, филиалов, представительств и индивидуальных предпринимателей, подлежащих принудительной ликвидации (снятию с учетной регистрации, прекращению деятельности), в порядке, определенном данной статьей.
В указанный перечень, в том числе подлежат включению юридические лица-резиденты, филиалы и представительства юридических лиц-резидентов, информация о которых отсутствует в Национальном реестре идентификационных номеров, суд удовлетворил иск.
Решение суда основано также в пункте 3 статьи 2 Закона, где определены условия для отнесения субъектов подлежащих принудительной ликвидации в соответствии с порядком, установленным Законом. При этом соблюдение данных условий не распространяются на юридических лиц-резидентов, филиалы и представительства юридического лица-резидента, информация о которых отсутствует в Национальном реестре идентификационных номеров.
Таким образом, согласно пункту 3 статьи 2 Закона юридические лица-резиденты, филиалы и представительства юридических лиц-резидентов, сведения о которых отсутствует в Национальном реестре идентификационных номеров, подлежат принудительной ликвидации без необходимости установления фактов совершения ими экспортно-импортных операций, наличия недвижимости на праве собственности, совершения банковских операций и т.д.
Суд пришел к обоснованному выводу, что одним из субъектов, подлежащих принудительной ликвидации, является Городской медицинский вытрезвитель, который зарегистрирован Управлением юстиции Алматинской области от 27 июля 2003 года, зарегистрированного по адресу: Алматинская область, г. Талдыкорган.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 2 Закона на налоговые органы возложена обязанность по размещению в средствах массовой информации не позднее 01 марта 2013 года сформированного перечня субъектов, подлежащих принудительной ликвидации.
Сформированный перечень субъектов подлежащих принудительной ликвидации по Алматинской области, в том числе о принудительной ликвидации Городского медицинского вытрезвителя был размещен на сайте Налогового департамента по Алматинской области www.taxalmaty.kz, что подтверждается скрином с сайта.
Также в соответствии с пунктом 6 Закона, срок приема заявлений (претензий) кредиторов или иных лиц, чьи права могут быть затронуты принудительной ликвидацией, истек 01 мая 2013 года. Объявление о принятии претензий опубликовано в газете «Огни Алатау» от 05.03.2013г. № 28 (16677) и повторно от 30.03.2013г. № 38 (16687). Заявления (претензии) со стороны иных кредиторов, в налоговый орган не поступали.
Согласно пункта 2 статьи 13 Закона РК «О национальных реестрах идентификационных номеров», по истечении шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона физические и юридические лица (филиалы и представительства), а также индивидуальные предприниматели обязаны обратиться в регистрирующие органы для формирования идентификационного номера и переоформления ранее выданных документов в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Информация о Городском медицинском вытрезвителе отсутствует в Национальном реестре идентификационных номеров, то есть данное юридическое лицо не имеет бизнес идентификационного номера, что подтверждается ответом департамента юстиции Алматинской области.
Согласно пункта 8 статьи 2 Закона органы налоговой службы в отношении субъектов, включенных в указанный перечень, подают в суд исковые заявления для принудительной ликвидации (снятия с учетной регистрации, прекращения деятельности).
Таким образом, поскольку информация о данном юридическом лице отсутствует в Национальном реестре идентификационных номеров и оно включено в перечень субъектов, подлежащих принудительной ликвидации, судом принято законное решение о ликвидации данного юридического лица.
Решения судов об отказе в удовлетворении требований налоговых органов выносятся также в соответствии с нормами применяемых законов. Так, специализированным межрайонным экономическим судом Жамбылской области рассмотрено гражданское дело по иску государственного учреждения «Управление государственных доходов по городу Тараз» к индивидуальному предпринимателю Бекпенбетову Жанаю Сабырбековичу о принудительном прекращении деятельности, снятии с учетной регистрации. Дело рассмотрено с участием представителя истца, без участия ответчика.
Представитель третьего лица на стороне ответчика просил в иске отказать, так как 18 декабря 2014 года решением специализированого межрайонного экономического суда Жамбылской области исковые требования акционерного общества «Народный сберегательный банк Казахстана» к индивидуальному предпринимателю Бекпенбетову Жанаю Сабырбековичу о возврате суммы долга 2 729 893 тенге и суммы уплаченной государственной пошлины в размере 81 897 тенге были удовлетворены.
Взыскано с индивидуального предпринимателя Бекпенбетова Жаная Сабырбековича сумма долга 2 729 893 тенге и суммы уплаченной государственной пошлины в размере 81 897 тенге.
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Бекпенбетов Жанай Сабырбекович зарегистрирован в управлении государственных доходов по городу Тараз.
Статьей 2 Закона регламентировано проведение процедуры принудительной ликвидации (принудительного прекращения деятельности) юридических лиц, филиалов, представительств и индивидуальных предпринимателей, которые до 1 января 2012 года не представляли налоговую отчетность, не совершали экспортно-импортные операции, не осуществляли платежи и переводы денег по банковским счетам, не состояли на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, не приостановили представление налоговой отчетности в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан, не имеют на праве собственности объекты обложения налогами на имущество, транспортные средства, единым земельным налогом, не совершал экспортноимпортные операции, не состоял на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, не имеют на праве собственности объекты обложения налогами на имущество, транспортные средства, единым земельным налогом.
Ответчик с 1 января 2007 года не предоставляет в налоговые органы налоговую отчетность, заявление о приостановлении представления налоговой отчетности не подавал. Как установлено судом, доводы истца о том, что ответчик не осуществлял платежи и переводы денег по банковским счетам, поскольку не имеет банковских счетов не соответствуют действительности, так как судом достоверно установлено, что между Жамбылским областным филиалом акционерного общества «Народный сберегательный банк Казахстана» и индивидуальным предпринимателем Бекпенбетовым Жанаем Сабырбековичем был заключен договор банковского займа № 956-ВL2/06 от 20 октября 2006 года на сумму 2 800 000 тенге, срок договора истек 2011 году.
Согласно вступившего в законную силу решения специализированого межрайонного экономического суда Жамбылской области от 18 декабря 2014 года исковые требования акционерного общества «Народный сберегательный банк Казахстана» к индивидуальному предпринимателю Бекпенбетову Жанаю Сабырбековичу о возврате суммы долга 2 729 893 тенге и суммы уплаченной государственной пошлины в размере 81 897 тенге были удовлетворены.
Взыскано с индивидуального предпринимателя Бекпенбетова Жаная Сабырбековича сумма долга 2 729 893 тенге и суммы уплаченной государственной пошлины в размере 81 897 тенге.
В связи с установленными обстоятельствами, суд отказал в удовлетворении иска. Как видно из материалов дел, ИП не соответствует критериям, указанным в статье 2 Закона «О внесении изменении и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения».
Законодательная база Конституция Республики Казахстан.
Налоговый кодекс Республики Казахстан (НК). Гражданский кодекс Республики Казахстан (ГК).
Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГПК).
Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2012 года №61-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения».
Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» от 07.03.2014г.
Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31.01.2006г.
Нормативное Постановление Верховного Суда Республики Казахстан №1 от 27 февраля 2013 года «О судебной практике применения налогового законодательства».
Нормативное Постановление Верховного Суда Республики Казахстан №5 от 18 июня 2004 года «О судебной практике ликвидации юридических лиц, осуществляющих свою деятельность с грубым нарушением законодательства».
Нормативное Постановление Верховного Суда Республики Казахстан №3 от 28 апреля 2000 года «О некоторых вопросах применения судами Республики Казахстан законодательства о банкротстве».
Нормативное Постановление Верховного Суда Республики Казахстан № 21 от 13 декабря 2001года «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству».
Нормативное Постановление Верховного Суда Республики Казахстан № 5 от 11 июля 2003года «О судебном решении».
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела
Скачать документ
-
По искам налоговых органов о ликвидации юридического лица
439 скачиваний -
НП ВС РК от29 июня 2017 №4 каз
428 скачиваний -
НП ВС РК от 18 июня 2004 года №5 каз
426 скачиваний -
НП ВС РК от29 июня 2017 №4 рус
431 скачиваний -
НП ВС РК от 18 июня 2004 года №5 рус
422 скачиваний -
Сот шеш3м3 практика бойынша (1)
447 скачиваний -
Сот шеш3м3 практика бойынша (2)
442 скачиваний -
Судебный акт по практике (4)
423 скачиваний -
Судебный акт по практике (6)
424 скачиваний -
Судебный акт по практике (5)
427 скачиваний -
Судебный акт по практике (3)
428 скачиваний -
Судебный акт по практике (4)
423 скачиваний -
Судебный акт по практике (3)
438 скачиваний -
Судебный акт по практике (2)
430 скачиваний -
Судебный акт по практике (1)
423 скачиваний -
Судебный акт по практике (2)
439 скачиваний -
Судебный акт по практике (1)
428 скачиваний