Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / По искам юридических лиц к налоговым органам связанных с нарушением налогового законодательства

По искам юридических лиц к налоговым органам связанных с нарушением налогового законодательства

По искам юридических лиц к налоговым органам связанных с нарушением налогового законодательства

По искам юридических лиц к налоговым органам связанных с нарушением налогового законодательства

            Согласно статьям 666, 668 НК налогоплательщик вправе обжаловать в суде уведомление о результатах налоговой проверки и действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы.

Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, в том числе в процессе проведения налоговых проверок, регламентируется главой 95 НК.

Право на обжалование, закрепленное ст.686 НК, является одним из основных прав налогоплательщика и предоставляет налогоплательщику либо его уполномоченному представителю возможность отстаивать свои права и законные интересы в отношениях с налоговыми органами путем обращения как в адрес вышестоящего налогового органа, так и в суд.

Реализация налогоплательщиком права на обжалование, предоставленного ему государством, порождает обязанности у других участников правоотношений, в частности у должностных лиц органов налоговой службы и, как следствие, ответственность должностных лиц за неисполнение либо ненадлежащее исполнение возникшей обязанности.

Предоставленное налогоплательщику право на обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы обеспечено принудительной силой государство, в связи с чем к лицам, препятствующим налогоплательщику в реализации его законного права, государство обязано применять меры государственного принуждения.

Судебный порядок рассмотрения заявлений об оспаривании результатов налоговой проверки и действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы регулируется главой 27 ГПК, поскольку в указанном порядке оспариваются решения налоговых органов, в результате которых на юридическое лицо возложена та или иная обязанность.

В соответствии со ст.279 ГПК к решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в судебном порядке, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (или бездействие), в результате которых: -нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы юридических лиц, -созданы препятствия к осуществлению юридическим лицом его прав и охраняемых законом интересов, -на юридическое лицо незаконно наложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Гражданские дела по заявлениям, поданным в порядке главы 27 ГПК, вытекают из публичных правоотношений и рассматриваются в порядке особого искового производства, за исключением дел, возникших из вещных и обязательственных правоотношений, которые рассматриваются только в порядке искового производства. Особое исковое производство является разновидностью искового производства, имеющее особенности:

1) спор разрешается путем обжалования решений, действий (бездействия) субъектов, перечисленных в части первой статьи 278 ГПК, которыми нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц;

2) дело не подлежит рассмотрению в порядке заочного производства;

3) дело не может быть окончено мировым соглашением;

4) по делам указанной категории установлен сокращенный срок исковой давности и сокращенный срок рассмотрения дел.

В случае возникновения спора о праве, вытекающем из вещных или обязательственных правоотношений, суд в соответствии с частью второй статьи 290 ГПК выносит определение о рассмотрении дела в порядке искового производства.

В связи с этим, гражданские дела по заявлению юридических лиц к налоговым органам об обжаловании решений, действий (бездействий) должностных лиц органов налоговой службы,рассмотреные в порядке главы 27 ГПК не относятся к обобщаемой категории дел по строке 147.

Более того, проведения обобщений судебной практики рассмотрения споров по делам об оспаривании действий (бездействий) и решений налоговых органов, об оспаривании действий (бездействий) и решений налоговых органов, в том числе производство по делам об оспаривании уведомлений по результатам проверок налоговых органов (особо исковое производство) по распределению строки Классификатора распределены Мангистаускому областному суду.

Обобщение судебной практики рассмотрения споров, связанных с нарушением налогового законодательства (по искам юридических лиц к налоговым органам (строка номер 147) должно было проведено по искам юридических лиц к налоговым органам, то есть рассматриваемых висковом производстве, а не по заявлениям (гл.27 ГПК).

О подсудности

Юридическое лицо, полагающее, что его права нарушены, вправе обратиться за защитой своих прав в судебные органы.

По смыслу статьи 8 ГПК государственные органы, юридические лица или граждане имеют право обратиться в суд с заявлением о защите прав и охраняемых законом интересов других лиц или неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законом.

Данные споры рассматривались специализированными межрайонными экономическими судами (далее – экономический суд) по подсудности, установленной главой 3ГПК.

В соответствии с частью первой статьи 30 ГПК специализированными межрайонными экономическими судами рассматриваются гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам между гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическими лицами, а также по корпоративным спорам.

В соответствии со статьей 31 ГПК иск юридическому лицу предъявляется поместу нахождения органа юридического лица. Согласно правилу общей подсудности иск предъявляется по месту нахождения ответчика.

При этом местом нахождения организации, учреждения является место его государственной регистрации в качестве юридического лица, на что указывается в свидетельстве о государственной регистрации и учредительных документах.

Предъявление иска

Исковое заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 150, 151 ГПК. На стадии оформления заявления и принятия его к производству имеет значение проверка правового статуса налогоплательщика.

Для всех категорий налоговыхспоров при обращении в экономический суд необходимо, чтобы налогоплательщик(налоговый агент, плательщик сборов) обладал статусом юридического лица.

Согласно нормам действующего законодательства Республики Казахстан, документом, подтверждающим этот статус, является свидетельство о государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 150 ГПК обязательным является указание в заявлении наименование суда, в который оно адресуется, наименование заявителя, его место нахождения, идентификационный номер и банковские реквизиты.

В обязательном порядке к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель налогоплательщик основывает свои требования.

В принятии заявления в производство суда может быть отказано только по основанию, предусмотренному подпунктом 2) статьи 153 ГПК. По основаниям, предусмотренным подпунктами 2) – 7) части 1 статьи 154 ГПК иск может быть возвращен истцу

Подготовка дел к судебному разбирательству

Подготовка дел к судебному разбирательству проводится надлежаще. После принятия заявления к производству, суд согласно статье 168 ГПК выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству.

Задачами этой стадии являются определение характера спорного правоотношения, обстоятельств, имеющих значения для правильного рассмотрения дела, содействие сторонам в предоставлении доказательств.

Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству является необходимой частью стадии производства в суде первой инстанции и создает необходимые условия для полного, всестороннего и объективного исследования в судебном заседании представленных сторонами доказательств, действительных прав и обязанностей сторон, подлежащих применению норм материального права, вынесения законного и обоснованного судебного акта.

При проведении подготовки дела к судебному разбирательству судьям необходимо руководствоваться положениями ГПК и нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству».

В соответствии со статьей 168 ГПК судья обязан по каждому делу вынести определение о подготовке дела к судебному разбирательству с указанием в нем конкретных действий, которые с учетом категории спора являются необходимыми для своевременного и правильного разрешения спора в судебном заседании.

В тексте определения сторонам предлагается представить к определенному конкретному сроку необходимые суду документы. Стороны предупреждаются о том, что все доказательства и возражения должны быть представлены ими до рассмотрения дела по существу.

Судьям при подготовке гражданских дел к судебному разбирательству надлежит разъяснять заявителям и ответчикам предусмотренные статьей 47 ГПК процессуальные права и обязанности, в том числе обязанность по представлению доказательств в обоснование заявленных требований или возражений против них, а также правовые последствия неисполнения стороной этой процессуальной обязанности.

Eсли в заявлении истец не указывает доводы ответчика, либо в приобщенных к исковому заявлению материалах содержатся сведения о наличии заслуживающих внимания возражений ответчика против иска, при подготовке дела к судебному разбирательству вызов ответчика к судье на беседу является необходимым.

Выяснение в беседе с ответчиком существа его возражений дает возможность уточнить имеющие значение для дела обстоятельства и доказательства, а также по ходатайству ответчика позволит оказать ему содействие в истребовании доказательств от других юридических лиц, которые ответчик самостоятельно не может представить суду.

Для более точного определения характера спора и уточнения других вопросов, имеющих значение для правильного разрешения дела, истец и ответчик могут быть вызваны к судье на беседу одновременно, если судья признает это необходимым.

Положение пункта 13) статьи 170 ГПК свидетельствует о том, что данный перечень процессуальных действий не является исчерпывающим и в выборе дополнительных процессуальных шагов судье законом предоставлена самостоятельность.

В соответствии с положениями пункта 19 указанного нормативного постановления, указанный в статье 167 ГПК, семидневный срок подготовки дел к судебному разбирательству по требованиям о взыскании алиментов, о возмещении потерпевшему вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также по случаю потери кормильца и по всем требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, продлению не подлежит.

По другим категориям дел в исключительных случаях этот срок может быть продлен судьей до одного месяца только по делам особой сложности.

Под исключительными случаями надлежит понимать обстоятельства, по которым предусмотренные судьей действия по подготовке дела к судебному  разбирательству не могли быть завершены в пределах семидневного срока или срока, предусмотренного законодательными актами для некоторых категорий дел.

Качество составления судебных актов.

Согласно статье 218 ГПК решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным тогда, когда оно вынесено с соблюдением норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости (статья 5и статья 6 ГПК ).

Обоснованным считается решение, в котором отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости и достоверности, или являющиеся общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, и в совокупности достаточными для разрешения спора.

Судебные акты судов Республики Казахстан подлежат оформлению с учетом положений Гражданского процессуального кодекса, а также нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан №5 от 11 июля 2003 года «О судебном решении» (с изменениями и дополнениями,внесенными нормативными постановлениями ВС РК №6 от 29 июня 2006 года и № 2 от 12 января 2009 года). Также суды должны руководствоваться положениями Методических рекомендаций по оформлению судебных актов судов Республики Казахстан, утвержденных распоряжением Председателя Верховного Суда от 17 марта 2010 года (далее-Методические рекомендации), В соответствии со статьей 221 ГПК, решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Согласно части 3 статьи 221 ГПК во вводной части решения указываются: дата и место вынесения решения; наименование суда, вынесшего решение; состав суда; секретарь судебного заседания; стороны; другие лица, участвующие в деле, и представители, предмет спора или заявленное требование.

Качество судебных актов соответствует требованиям статей 217, 218 ГПК. Мотивы принятых решений приведены подробно, со ссылкой на доказательства, представленные сторонами и закон, подлежащий применению.

Сроки рассмотрения дел.

Согласно статье 174 ГПК гражданские дела рассматриваются и разрешаются в срок до двух месяцев со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству.

Язык судопроизводства Согласно статье 14 ГПК язык судопроизводства устанавливается определением суда в зависимости от языка, на котором подано в суд исковое заявление.

Производство по одному и тому же гражданскому делу осуществляется на установленном первоначальном языке судопроизводства.

ТОО «Арыстан холдинг» обратилось в специализированный межрайонный экономический суд Кустанаской области с иском к РГУ «Департамент государственных доходов по Костанайской области» об оспаривании уведомления, о защите деловой репутации и взыскании компенсации убытков в размере 1 000 000 тенге, указывая, что ответчиком (далее -Департамент) в ходе проверки были исключены из вычетов как не подтвержденные расходы по транспортным услугам, а именно ввиду отсутствия отрывных талонов путевых листов и товарнотранспортных накладных (далее ТТН) за 2012 -2014 годы по КПН, при этом, во время проведения налоговой проверки истцом были представлены затребованные документы для ознакомления и работы, у налогоплательщика в наличии имелись все отрывные талоны путевых листов и ТТН, но проверяющие на основании проверенных двух-трех ТТН сделали вывод, что они оформлены неправильно и, следовательно, их нет вообще, отразив это в акте проверки.

Затем инспектором были самостоятельно выбраны поставщики транспортных услуг и все затраты по ним были убраны с вычетов без проверки первичных учетных документов, и в результате в акте отражен поставщик ИП «Долгополов И.В.» обороты на сумму 2 426 000 тенге, а по данным бухгалтерского учета и согласно предоставленных деклараций по форме 300.08 услуги были представлены ИП «Долгополов В.И.» всего на сумму 170 000 тенге.С контрагентами ТОО «Travel KST» и ТОО «Servicekz» были заключены договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание (транспортная экспедиция), в порядке ст. 708 ГК РК, по условиям, которых экспедитор самостоятельно заключал договоры перевозки груза с перевозчиками от своего имени, выступал в качестве грузоотправителя. За оказанные услуги экспедиторы выставляли счета на оплату услуг ТОО «Арыстан холдинг» согласно актам выполненных работ. Обязательства по оформлению, хранению товарно-транспортных накладных и отрывных талонов путевых листов лежит на экспедиторе - грузоотправителе, но не на клиенте - ТОО «Арыстан холдинг».

Путевые листы автотранспортного средства и товарно-транспортные накладные подлежат регистрации в журналах учета движения путевых листов и товарно-транспортных накладных, и хранению Перевозчиком вместе с журналами в течение 5 лет, в главе 35 ГК РК указаны договоры транспортной экспедиции, в которой наличие и оформление товарно-транспортной накладной ТТН не предусмотрено вообще, данная глава подпадает по действие Закона Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года № 156-XIII «О транспорте в Республике Казахстан», который определяет основы правовой, экономической и организационной деятельности транспорта Республики Казахстан.В доказательство наличия взаимоотношений между ТОО «Арыстан холдинг» и ТОО «Travel KST» и ТОО «Servicekz» были представлены первичные бухгалтерские документы: копии договоров, выборочно копии счетов-фактур, оформленных согласно статье 264 Налогового Кодекса РК, подтверждающие факт получения транспортноэкспедиционных услуг, однако ответчиком они не были приняты во внимание, так как всего их около 1500 штук.Департаментом в ходе проверки исключено из вычетов обороты по поставщику ТОО «AQUAPOOL», необоснованно указав о том, что истец неправомерно отнес на вычеты суммы по взаиморасчетам с ним, в результате анализа налоговой отчетности налоговый орган установил, что в налоговой отчетности ф. 300.000 по НДС за 1, 2 квартал 2013 г.

ТОО «AQUAPOOL» не отразило реализацию в адрес ТОО «Арыстан холдинг», отчетность сдана с нулевым показателями, соответственно ТОО «AQUAPOOL» не произвел уплату НДС, при этом, встречная проверка с поставщиком не проводилась. У истца имеются все первичные подтверждающие документы о том, что приобрело у ТОО «AQUAPOOL» товары, они оприходованы на склад товарищества по приходным ордерам. Считает, что ТОО «AQUAPOOL» должно само нести ответственность перед налоговыми органами за искажение информации в налоговой отчетности по формам, и не вводить в заблуждение налоговые органы.

Согласно отчету «Пирамида по покупателям», по данным ТОО «Инвест Трейд компани» в их адрес ТОО «Арыстан холдинг» реализовало товар (услуги) на сумму 22 464 235 тенге, однако по данным бухгалтерского учета ТОО «Арыстан холдинг» реализации не было, с ТОО «Инвест Трейд компани» заявитель никогда не работал, Департаментом не были предоставлены документы подтверждающие реализацию, встречная проверка с поставщиком на момент подписания акта не была окончена. Налоговым органом неоднократно высказывалось о недействительности ТТН, подписей водителей поставщиковгрузоперевозчиков, эти не соответствующие действительности сведения порочат деловую репутацию ТОО «Арыстан холдинг», его работников и тем самым наносят вред имиджу предприятия. Истец был вынужден для доказательства действительности ТТН производить розыск юридических и физических лиц, которыми оказывались транспортные услуги, отбирать от них объяснительные, обеспечивать явку в суд свидетелей и третьих лиц, тем самым нести дополнительные расходы на ГСМ для розыска вышеуказанных лиц. Также при сборе доказательств дополнительно затрачены рабочее время работников истца, производились звонки на сотовые телефоны и выезды к грузоперевозчикам, чем причинен ущерб деловой репутации в размере 1 миллион тенге. Решением суда иск удовлетворен частично.

Судом постановлено: признать незаконным и отменить уведомление о результатах налоговой проверки № 537 от 3 октября 2014 года, вынесенного в отношении ТОО «Арыстан-Холдинг» в части доначисленных сумм КПН в размере 16909336 тенге, НДС в размере 2695707 тенге, обязать РГУ «Департамент государственных доходов по Костанайской области» произвести перерасчет пени по вышеуказанным отмененным суммам налогов,признать право на возврат ТОО «Арыстан-Холдинг» уплаченной государственной пошлины в сумме 196050 тенге (по платежному поручению от 17 октября 2014 года ДБ АО «Сбербанк»), в иске о защите деловой репутации и взыскании компенсации убытков в размере 1000000 тенге отказать.

Суд первой инстанции, отказывая в иске о защите деловой репутации и взыскании компенсации убытков в размере 1000000 тенге, исходил из следующего: согласно Нормативному постановлению Верховного Суда РК «О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц», порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь и достоинство гражданина или организации вобщественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов, моральных принципов общества (например, сведения о совершении нечестного поступка, недостойном поведении; сведения, опорочивающие производственно-хозяйственную деятельность, репутацию и т.п.). В то же время не могут признаваться обоснованными требования об опровержении сведений, содержащих соответствующую действительности критику недостатков в работе, в общественном месте, в коллективе, в быту. Однако в мотивировочной части решения не указаны были ли распространены сведения, об опровержении которых предъявлен иск, порочат ли они репутацию ТОО, соответствует ли эти сведения действительности.

  Источники налогового законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 2 Налогового кодекса налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового кодекса и других правовых актов, принятие которых предусмотрено этим кодексом.

К таким нормативным правовым актам относятся нормативные постановления Правительства, нормативные правовые приказы руководителя уполномоченного государственного органа в системе органов налоговой службы, нормативные правовые решения местных представительных органов об установлении ставок отдельных налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Основными нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие по спорам, связанным с нарушением налогового законодательстваявляются:

1.Конституция Республики Казахстан Конституция РК определяет исходное начало, отправную точку налогового права – обязанность каждого платить законно установленные налоги.

2.Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс) (далее – НК).

Налоговый Кодекс РК рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.

Структура НК состоит из трех частей:

1.общая - в ней определены принципы формирования налогового законодательства.

2.особенная – содержит методику и базы налогообложения.

3.налоговое администрирование - содержит процессуальные вопросы.

3.Международные договора.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 НК, если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в НК, применяются правила указанного договора.

На сегодняшний день наиболее распространенными видами международных договоров по налогообложению являются двухсторонние межправительственные договоры - Конвенции об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов.

В практике заключения Республики Казахстан международных договоров по вопросам налогообложения имеются и случаи заключения многосторонних международных договоров. Все указанные выше договора (их более 100) имеются в нормативной базе «Законодательство», поэтому перечислять их не имеет смысла.

  1. Закон РК «О нормативных правовых актах». Данный закон регламентирует общие правила действия нормативных правовых актов. В силу пункта 1 статьи 30, пункта 6 статьи 36 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения и введения в действие.

Пунктом 1 статьи 38 указанного Закона предусмотрено, что нормативные правовые акты государственных органов, перечисленные в подпункте 4) пункта 2 статьи 36, имеющие общеобязательное значение, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, не могут быть введены в действие без государственной регистрации в органах юстиции.

В соответствии со статьей 9 Налогового кодекса нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях. Суды при рассмотрении налоговых споров не вправе применять нормативные правовые акты, не соответствующие указанным условиям.

Нормативное Постановление Верховного суда Республики Казахстан №1 от 27 февраля 2013 года «О судебной практике применения налогового законодательства» Проводя обобщение, необходимо остановиться на общих вопросах налогового права - характеристики налогового законодательства, налоговых правоотношений.

В соответствии с требованиями ст.1 НК РК налоговые отношения представляют собой властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком , связанные с исполнением налоговых обязательств.

 Следовательно, налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права.

При этом необходимо различать отличие налоговых правоотношений от гражданских. Это отличие, заключается во властно-имущественном характере налогового правоотношения.

Об этом отличии, указано в п.4 ст.1 ГК РК, в которой установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим бюджетным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Указанные отношения регулируются Конституцией Республики Казахстан, Налоговым Кодексом Республики Казахстан, а также иными актами налогового законодательства Республики Казахстан и другими источниками действующего права Республики Казахстан.

В судах республики в основном рассматриваются споры по заявлениям юридических лиц к налоговым органам об оспаривании решений (действия или бездействия) налогового органа, поскольку налоговые отношения между государством в лице органов налоговой службы и налогоплательщиком носят сугубо административный, т.е. односторонне-властный характер.

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела