Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Социальный налог должен уплачиваться ИП вне зависимости от получения дохода.

Социальный налог должен уплачиваться ИП вне зависимости от получения дохода.

Социальный налог должен уплачиваться ИП вне зависимости от получения дохода.

Социальный налог должен уплачиваться ИП вне зависимости от получения дохода.

№6001-22-00-6ап/1980 (2) от 16.05.2023г.

Истец: Индивидуальный предприниматель Н.М.

Ответчик: РГУ «Управление государственных доходов Департамента государственных доходов»

Предмет спора: о признании незаконным и отмене уведомления о результатах проверки от 17.09.2012 года, понуждении прекратить деятельность индивидуального предпринимателя.

Пересмотр по кассационной жалобе истца

ФАБУЛА:

Управлением проведена комплексная налоговая проверка истца ИП Н.М. 

По результатам проверки ответчиком истцу начислен социальный налог в размере 180302 тенге, пени в размере 76377 тенге. С актом налоговой проверки истец не согласен, так как за проверяемый период предпринимательской деятельностью не занимался, доходов от такой деятельности не имел, соответственно не должен был делать социальные отчисления. Уведомление о задолженности по налоговым обязательствам вручено. В июне 2012 года ответчик вынес постановление о привлечении истца к административной ответственности по части 3 статьи 88 КоАП, которое он оспорил в суде. Определением суда постановление ответчика было отменено за отсутствием состава административного правонарушения, жалоба истца удовлетворена.

30.07.2012 году истец написал ответчику заявление о прекращении действия ИП, но сотрудники налогового органа ввели его в заблуждение, ИП прекращено не было, говорили, что долги спишутся, в результате, наоборот долги увеличиваются. В связи с чем, истец вынуждено обратился в суд с иском, так как не желает быть в статусе индивидуального предпринимателя.

Судебные акты:

1-я инстанция: иск удовлетворен. Признано незаконным и отменено оспариваемое уведомление. Возложена на Управление обязанность прекратить деятельность ИП на основании заявления от 30.07.2012 года.

Апелляция: решение отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Кассация: постановление оставлено в силе.

Выводы: Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств осуществления истцом предпринимательской деятельности за проверяемый период. В 2009 году истец признан бездействующим налогоплательщиком. Наличие у истца статуса ИП без осуществления им налогооблагаемой деятельности не может расцениваться в качестве основания возникновения налоговых обязательств. Ввиду отсутствия за истцом налоговой  задолженности требование о понуждении прекратить его деятельность в качестве ИП также судом удовлетворено.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, апелляционная инстанция, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса 2008 года), действовавшего в проверяемый период 2019- 2012 годов, пришла к выводу о том, что социальный налог должен уплачиваться ИП вне зависимости от получения дохода, так как является налогом с фиксированной ставкой: 2- кратный размер МРП за ИП и 1-кратный размер МРП за каждого работника. Объектом обложения является численность работников, включая самих индивидуальных предпринимателей.

Наличие задолженности истца по социальному налогу подтверждается выпиской по лицевому счету.

Указанные выводы суда апелляционной инстанции полностью соответствуют требованиям пункта 1 статьи 357, пункта 2 статьи 358 и пункта 2 статьи 359 Налогового кодекса 2008 года.

В период проверки 2017 - 2018 годов действовали аналогичные положения статей 315 - 317 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 июня 2001 года (далее - Налоговый кодекс 2001 года).

Доводы кассационной жалобы истца о применении к образовавшейся задолженности трехлетнего срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса, несостоятельны.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса).

Оспариваемое уведомление выставлено в 2012 году, в период действия Налогового кодекса 2008 года, срок исковой давности по которому составлял 5 лет (пункт 2 статьи 46).

В этой связи период проверки, начиная с 2007 года, не противоречит нормам применимого права.

К исчисленной и начисленной сумме налогов по неисполненному уведомлению срок исковой давности не применяется. Положения статьи 54 Налогового кодекса 2008 года и статьи 56

Налогового кодекса содержат исключительный перечень оснований прекращения налогового обязательства, к которым относится прекращение деятельности ИП при условии отсутствия или погашения им налоговой задолженности.

Ввиду наличия задолженности по социальному налогу правовых оснований для возложения на Управление обязанности прекратить деятельность истца в качестве ИП не имелось.

Доводы жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям обратной силы пункта 2 статьи 485 Налогового кодекса 2017 года, улучшающего положение налогоплательщика, согласно которому социальный налог уплачивается только при наличии дохода от предпринимательской деятельности, не приняты во внимание.

Обязательство по уплате социального налога возникло у истца в периодс 2007 по 2012 годы, уведомление выставлено в 2012 году, в этой связи к спорным правоотношениям применимы положения действовавших на тот момент Налоговых кодексов 2001 и 2008 годов.

Согласно пункту 5 статьи 3 Налогового кодекса 2017 года положения законов Республики Казахстан, устанавливающие новые виды налогов и (или) платежей в бюджет, повышающие ставки, устанавливающие новые обязанности, а также ухудшающие положение налогоплательщика (налогового агента), обратной силы не имеют.

Ссылка автора жалобы на вышеуказанную норму ошибочна, поскольку при вынесении уведомления о начисления налога ответчиком правильно применены положения действовавшего на тот момент налогового законодательства. Тогда как пункт 2 статьи 485 Налогового кодекса 2017 года применим к налоговым обязательствам, возникшим после введения его в действие.

Исключением из вышеуказанного правила является пункт 3 статьи 3 Налогового кодекса 2017 года, согласно которому законы, вносящие изменения и дополнения в настоящий Кодекс по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, улучшению положения налогоплательщика (налогового агента), могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года.

Доводы о преюдициальном значении для данного дела постановлений специализированного административного суда от 05.07.2012 года о прекращениидел об административном правонарушении по части первой статьи 88 и части первой статьи 206 КоАП правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, так как оспариваемое уведомление не было предметом проверки при рассмотрении дел об административном правонарушении.

 

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в юридической консультации,  составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.