Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Споры с нарушением бюджетного законодательства

Споры с нарушением бюджетного законодательства

Споры с нарушением бюджетного законодательства

Споры с нарушением бюджетного законодательства

Согласно п.11 ст.3 Кодекса под нарушением бюджетного законодательства понимается деяние (действия или бездействие), повлекшее за собой нарушение положений бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, регулирующего отношения, связанные с планированием и использованием бюджетных средств и активов государства, связанных грантов, гарантированных государством займов, предоставлением поручительств государства. Следующими пунктами указанной статьи предусмотрены понятия:

12) бюджет - централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций;

12-1) бюджетная система – совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса и отношений;

12-2) бюджетные средства – деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме;

12-4) бюджетный процесс – регламентированная бюджетным законодательством Республики Казахстан деятельность государственных органов по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению и корректировке бюджета, ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности, бюджетного учета и бюджетной отчетности, государственному финансовому контролю, бюджетному мониторингу и оценке результатов;

21) бюджетные отношения - отношения, возникающие в бюджетном процессе;

24) грант - безвозмездная финансовая или техническая помощь, предоставляемая донорами государственным организациям Республики Казахстан;

46) активы государства - имущественные и неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку, полученные в государственную собственность в результате прошлых операций или событий;

47) заем, привлекаемый под поручительство государства, - негосударственный заем, осуществляемый посредством выпуска инфраструктурных облигаций;

48) долг по поручительствам государства - сумма на определенную дату полученных и непогашенных сумм негосударственных займов, привлеченных под поручительство государства;

51) гарантированный государством заем - негосударственный заем, обеспеченный государственной гарантией;

57) государственный заем - отношения займа, в которых заемщиком выступает Правительство Республики Казахстан, Национальный Банк Республики Казахстан или местные исполнительные органы; Следовательно, к спорам, связанным с нарушением бюджетного законодательства относятся правоотношения, возникшие в связи с действиями или бездействиями, повлекшие за собой нарушение положений бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, регулирующего отношения, связанные с планированием и использованием бюджетных средств и активов государства, связанных грантов, гарантированных государством займов, предоставлением поручительств государства.

Статьей 96 Бюджетного Кодекса РК предусмотрены следующие обязательства государственных учреждений:

1.Государственные учреждения принимают обязательства по спецификам экономической классификации расходов как с заключением гражданско-правовых сделок, так и без них. Государственное учреждение обеспечивает правомерность принятия обязательств, достоверность информации и реквизитов, указанных в гражданско-правовых сделках. Государственное учреждение не принимает обязательства по бюджетным инвестиционным проектам, включенным в перечень, указанный в подпункте

2-1) части второй пункта 2 статьи 79 настоящего Кодекса, до представления центральному уполномоченному органу по бюджетному планированию документации в соответствии с пунктом 7 статьи 153 настоящего Кодекса до уточнения или корректировки республиканского бюджета со дня положительного предложения Республиканской бюджетной комиссии.

  1. Заключение государственным учреждением гражданско-правовых сделок на приобретение товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственных закупок, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках. Заключение государственным учреждением гражданско-правовых сделок на приобретение товаров (работ, услуг) без применения норм законодательства Республики Казахстан о государственных закупках осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
  2. Государственное учреждение обеспечивает соблюдение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, гражданского законодательства Республики Казахстан и несет ответственность за их несоблюдение.
  3. Гражданско-правовые сделки государственных учреждений заключаются государственными учреждениями на срок, не превышающий установленного законодательством Республики Казахстан о государственных закупках. Гражданско-правовые сделки государственных учреждений в рамках международного договора о государственных займах, ратифицированного Республикой Казахстан, или о связанном гранте заключаются государственными учреждениями на срок, не превышающий срока действия международного договора о государственных займах, ратифицированного Республикой Казахстан, или о связанном гранте.
  4. Гражданско-правовые сделки государственных учреждений вступают в силу после их обязательной регистрации в территориальных подразделениях центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета.

Подлежат регистрации в пределах сумм, утвержденных индивидуальным планом финансирования по обязательствам на соответствующий финансовый год, и базовых расходов бюджета второго и третьего финансовых годов планового периода гражданско-правовые сделки в течение всего срока их действия, связанные с:

1) бюджетными программами развития со сроком реализации более одного года;

2) текущими бюджетными программами, предусматривающими приобретение активов и других товаров, длительность технологического срока изготовления которых обуславливает их поставку в следующем (последующие) финансовом году (финансовые годы);

3) предоставлением услуг со сроком более одного финансового года в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;

4) предоставлением услуг, осуществляемых без применения норм законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, срок завершения которых наступает в следующем (последующие) финансовом году (финансовые годы);

5) проведением мероприятий за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан, со сроком реализации более одного финансового года. При изменении базовых расходов бюджета указанные гражданскоправовые сделки подлежат перерегистрации.

Регистрация гражданско-правовых сделок, связанных со строительством либо реконструкцией зданий, сооружений, дорог, капитальным ремонтом помещений, зданий, сооружений, дорог и других объектов, производится при обязательном наличии положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы по проектно-сметной документации, кроме объектов, по которым стоимость изготовления проектной (проектносметной) документации включена в стоимость договора.

Регистрация гражданско-правовых сделок по бюджетным инвестиционным проектам, включенным в перечень, указанный в подпункте 2-1) части второй пункта 2 статьи 79 настоящего Кодекса, осуществляется после представления центральному уполномоченному органу по бюджетному планированию документации в соответствии с пунктом 7 статьи 153 настоящего Кодекса до уточнения или корректировки республиканского бюджета со дня положительного предложения Республиканской бюджетной комиссии.

Государственное учреждение не принимает обязательства по оплате акций или долей участия в уставном капитале юридических лиц, включенных в перечень, указанный в подпункте 2-1) части второй пункта 2 статьи 79 настоящего Кодекса, до представления центральному уполномоченному органу по бюджетному планированию документации в соответствии с пунктом 2 статьи 154 настоящего Кодекса до уточнения или корректировки республиканского бюджета со дня положительного предложения Республиканской бюджетной комиссии.

  1. Для регистрации гражданско-правовых сделок государственных учреждений в иностранной валюте сумма договора приводится в иностранной валюте, регистрация производится по рыночному курсу обмена валют на дату регистрации, установленному согласно законодательству Республики Казахстан.
  2. Подтверждающим документом о регистрации гражданско-правовой сделки является уведомление о регистрации договора.
  3. Регистрация гражданско-правовых сделок после 20 декабря текущего финансового года не допускается, за исключением случаев выделения бюджетных денег из резерва Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа, а также регистрации дополнительных соглашений к ранее зарегистрированным в территориальном подразделении центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета гражданско-правовым сделкам.
  4. Порядок осуществления регистрации гражданско-правовых сделок государственных учреждений определяется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.

Так, решением Алматинского районного суда г.Астаны от 15 декабря 2014 года исковые требования государственного учреждения «Министерство внутренних дел Республики Казахстан» к Худайбергенову Тимуру Садуллаевичу о взыскании суммы удовлетворены, постановлено:

Взыскать с Худайбергенова Тимура Садуллаевича, в доход бюджета на код неналоговых платежей 206106 «Возврат неиспользованных средств ранее выделенных из республиканского бюджета» 1091013 тенге и в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 32730 тенге.

Судом установлено, ответчик был зачислен в учебное заведение Карагандинский юридический институт МВД РК имени Баримбека Бейсенова 27 июля 2004 года. 17 сентября 2005 года с ответчиком был заключен контракт на обучение за рубежом – с направлением на обучение в Волгоградскую академию МВД Российской Федерации на период с октября 2005 года по 08 2010 года.

09 августа 2007 года приказом №493 л/с ответчик был уволен за грубое нарушение служебно-воинской дисциплины по п.п.И) п.91 Положения о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства РК №1644 от 27 декабря 1996 года.

Согласно п.6 ст.9 Закона РК о правоохранительной службе в случае отказа сотрудника от дальнейшего прохождения службы в правоохранительном органе после окончания им организации образования правоохранительного органа либо досрочного расторжения контракта он обязан возместить государству бюджетные средства, затраченные на выплату стипендии, питание, вещевое довольствие в период его обучения.

Сумма, подлежащая удержанию, рассчитывается пропорционально за каждый полный недослуженный месяц до окончания срока контракта.

 Согласно справки департамента финансового обеспечения МВД РК за период обучения ответчика в Волгоградской академии МВД РФ было перечислено 174712 российских рублей за период с 2005 года по 2006 год и за шесть месяцев шесть дней 2006 -2007 года – 75719 российских рублей. Общая сумма – 250431 российских рублей.

Решением Алматинского районного суда г.Астаны от 22 декабря 2014 года исковые требования государственного учреждения «Отдел экономики и бюджетного планирования города Экибастуза» к Балгабаевой Меиз Бериковне о взыскании суммы удовлетворены, постановлено: взыскать с Балгабаевой Меиз Бериковны, в доход соответствующего бюджета 90720 тенге, в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 2721 тенге.

Судом установлено, что между сторонами 04 декабря 2009 года был заключен договор о предоставлении мер социальной поддержки специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты.

Истцом, как администратором программы было принято обязательство по выплате подъемного пособия в размере 90720 тенге, ответчик обязался отработать не менее пяти лет в ГУ «СОШ№14 отдела образования акимата города Экибастуза», расположенной в Кояндинском сельском округе с.Коянды.

Истец выполнил принятые по договору обязательства, что ответчиком не оспаривается. Ответчиком также не оспаривается факт нарушения им принятых по договору обязательств увольнением с работы до истечения пяти лет.

Нормативная правовая база

В Республике Казахстан при рассмотрении споров, связанных с нарушением бюджетного законодательства считаем необходимым применять нормы ГК и Бюджетного Кодекса РК, и налогового законодательства, Закона РК «О государственных закупках».

Согласно ст.1 Бюджетного кодекса Республики Казахстан бюджетное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.

Бюджетный Кодекс РК регулирует бюджетные, межбюджетные отношения, устанавливает основные положения, принципы и механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирование и использование Национального фонда Республики Казахстан.

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела

Скачать документ