Статья 19-1. Порядок осуществления проверок в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора Лесного кодекса Республики Казахстан
1. Проверкам с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора подлежит деятельность в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения.
2. Должностное лицо ведомства уполномоченного органа, территориальных подразделений осуществляет проверку работ и мероприятий в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, а также контроль за несанкционированным изъятием объектов растительного и животного мира с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.
3. По результатам проведенных проверок в зависимости от установленных нарушений требований лесного законодательства Республики Казахстан должностными лицами ведомства уполномоченного органа, территориальных подразделений, осуществляющими государственный контроль за состоянием, охраной, защитой лесного фонда, пользованием им, воспроизводством лесов и лесоразведением, выносятся акт о результатах проверки и предписание об устранении выявленных нарушений в случаях выявления нарушений.
4. В случае отсутствия нарушений требований, установленных лесным законодательством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, при проведении проверки в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.
5. Должностное лицо ведомства уполномоченного органа, территориальных подразделений незамедлительно передает материалы в правоохранительные органы, если ущерб составляет сто месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете и действующих на 1 января соответствующего финансового года, либо его превышающий, или составляет протокол об административном правонарушении, если ущерб составляет до ста месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете и действующих на 1 января соответствующего финансового года, в случае обнаружения:
1) на территории государственного лесного фонда нарушений по:
факту незаконной порубки леса;
уничтожению или повреждению деревьев и кустарников;
уничтожению или повреждению лесных культур, сеянцев, саженцев в лесных питомниках и на плантациях, молодняков естественного происхождения, подроста, самосева на площадях, предназначенных для воспроизводства лесов и лесоразведения;
уничтожению или повреждению деревьев и кустарников в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности;
2) умышленного уничтожения или повреждения объектов государственного природно-заповедного фонда.
6. Периодичность проверок:
комплексные проводятся один раз в год;
тематические – четыре раза в год (весенняя и осенняя ревизии обходов, подготовка к пожароопасному сезону, лесокультурные работы).
Сроки проверок составляют не более десяти рабочих дней и с продлением срока проверки – до пяти рабочих дней. Основаниями для продления сроков проверки являются:
1) природно-климатические факторы (лесные пожары, разлив рек, лавины, камнепады, сели, снегопады, ураганы, ливни и другие);
2) вновь выявленные обстоятельства (обнаруженный объем незаконных порубок леса, установление площадей пораженных участков воспроизводства лесов и другое).
Примечание ИЗПИ!
В пункт 7 предусмотрены изменения Законом РК от 06.04.2024 № 71-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7. Внеплановые проверки назначаются по обращениям физических или юридических лиц по конкретным фактам о причинении вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, поручениям органов прокуратуры и иных правоохранительных органов, обращениям государственных органов, а также в случаях возникновения крупных лесных пожаров и выявления незаконных порубок леса.
Сроки внеплановых проверок составляют не более пяти рабочих дней и с продлением срока проверки – до трех рабочих дней.
8. По объему проверки подразделяются на:
1) комплексные;
2) тематические.
Комплексной проверкой является проверка деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора по комплексу вопросов соблюдения требований лесного законодательства Республики Казахстан в части охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, а также контроль за несанкционированным изъятием объектов растительного и животного мира.
Тематической проверкой является проверка деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора по отдельным вопросам соблюдения требований лесного законодательства Республики Казахстан в части охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения.
9. Основанием для назначения проверки является приказ первого руководителя ведомства уполномоченного органа или первого руководителя территориального подразделения. Основаниями для издания соответствующего приказа являются:
1) проведенный анализ и мониторинг деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора;
2) годовой график проверок;
3) итоги мониторинга предыдущих проверок.
10. Должностные лица ведомства уполномоченного органа, территориальных подразделений, прибывшие для проверки, обязаны предъявить субъекту:
1) приказ о назначении проверки;
2) служебное удостоверение;
3) при необходимости – разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов.
Началом проведения проверки считается дата вручения проверяемому субъекту приказа о назначении проверки.
11. Итоги проверок могут быть обжалованы проверяемым субъектом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
12. Территориальные подразделения осуществляют мониторинг исполнения и прохождения материалов по фактам выявленных нарушений лесного законодательства Республики Казахстан в различных инстанциях с учетом действующих сроков обжалования и исполнения решений.
13. В целях учета нарушений, анализа их динамики по количеству, видам и местам нарушения территориальными подразделениями ведется журнал регистрации нарушений лесного законодательства Республики Казахстан, изъятых орудий незаконного природопользования и незаконно добытых лесных ресурсов и объектов животного мира.
14. Проверки с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора признаются недействительными, если они проведены должностными лицами ведомства уполномоченного органа, территориальных подразделений с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок.
Рассмотрение вышестоящим государственным органом заявления субъекта контроля и надзора об отмене акта о результатах проверки в связи с недействительностью проверки и отмене предписания об устранении выявленных нарушений в связи с недействительностью результатов проверки с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления.
Признание вышестоящим государственным органом результатов проверки с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора недействительными является основанием для их отмены.
Акт о результатах проверки и предписание об устранении выявленных нарушений по итогам проверок с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, признанных недействительными, не могут являться доказательством нарушения субъектами контроля и надзора требований, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.
К грубым нарушениям проверок относятся:
1) отсутствие оснований проведения проверки с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
2) отсутствие приказа о назначении проверки с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
3) непредставление субъекту контроля и надзора приказа о назначении проверки с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
4) назначение ведомством уполномоченного органа, территориальными подразделениями проверок с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора по вопросам, не входящим в их компетенцию;
5) нарушение сроков проведения проверок с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.
- При проведении проверки с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора должностные лица ведомства уполномоченного органа, территориальных подразделений не вправе:
1) требовать предоставления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;
2) разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
3) превышать установленные сроки проведения проверки с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
4) проводить проверку с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, в отношении которого ранее проводилась проверка с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом, по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи;
5) проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля за счет проверяемых субъектов.
Сноска. Глава 4 дополнена статьей 19-1 в соответствии с Законом РК от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Примечание ИЗПИ!
Заголовок статьи 19-2 предусмотрен в редакции Закона РК от 06.04.2024 № 71-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Лесной кодекс Водный кодекс Бюджетный кодекс О браке (супружестве) и семье Уголовно-исполнительный О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда