Иски военнослужащих, связанные с компенсацией права приватизации жилища
Наблюдается увеличения количества исков причиной является рост обращений в суд заявителей (социально уязвимые слои населения, госслужащие и работники бюджетных организаций) с требованиями восстановить в очереди на получение жилья, отменить решение по отказу в узаконении договора найма жилья, а также военнослужащих и работников правоохранительных органов, СГО, имеющих обязательства по ипотечным кредитам, об оспаривании отказа жилищными комиссиями в жилищных выплатах.
Последнее обусловлено внесением изменений в законодательство, улучшающее положение указанной категории лиц, в части вопросов использования жилищных выплат для погашения ранее полученных ипотечных жилищных займов.
Данное увеличение указывает на возросшую активность граждан в использовании норм АППК для защиты нарушенных прав.
В области Жетісу истцы оспаривают действия ГУ «Отдел жилищных отношений г.Талдыкорган» акимата г.Талдыкоргана. Данная ситуация вызвана исключением из очереди на получение жилья из ГЖФ и непредоставлением решений жилищной комиссии на право проживания в ранее предоставленных квартирах в периоды с 2009 г. по 2020 годы.
Судами устанавливаются незаконные действия по снятию с учета по разным основаниям, невынесению вопроса о предоставлении квартир при их выдаче на рассмотрение жилищной комиссии.
Тогда как по настоящее время истцы в составе семьи проживают в этих квартирах, несут бремя содержания жилья, оплачивают коммунальные услуги.
Для оперативного разрешения данного вопроса местные суды неоднократно проводили встречи с участием акима города, его заместителей, представителей акимата области, руководителя Отдела жилищной инспекции, заместителем прокурора области и представителей прокуратуры города, ДКНБ и Антикоррупционной службы области.
Порядок осуществления денежной компенсации регулируется пунктом 4 статьи 101-2 Закона, пунктами 6, 7 статьи 55 Закона о воинской службе и Правилами №50. Исходя из подпункта 1) пункта 2 Правил №50 денежная компенсация – это жилищные выплаты единовременного характера, осуществляемые взамен права безвозмездной приватизации в случаях проживания в служебном жилище, не подлежащем приватизации в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 101-2 Закона и пунктами 6, 7 статьи 55 Закона о воинской службе.
Так, интересен пример, когда с учетом буквального толкования вышеприведенных норм закона, ответчик правомерно и обоснованно отказал истцу в выплате испрашиваемой им денежной компенсации.
Справочно: По административному делу по иску М. к РГУ о признании незаконным протокольного решения жилищной комиссии и ответа об отказе в выплате денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации, о признании незаконным адмакта об отказе в выплате денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации, о возложении обязанности устранить нарушение закона, начислить и выплатить денежную компенсацию взамен права безвозмездной приватизации.
Решением СМАС иск удовлетворен частично: признано незаконным протокольное решение жилищной комиссии и адмакт об отказе в выплате денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации ответчика; на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона.
В удовлетворении иска в части признания незаконным ответа ответчика об отказе в выплате денежной компенсации – отказано.
СКАД от 26 января 2023 г. решение СМАС от 20 сентября 2022 г. оставила без изменения (№ 6001-23-00-6ап/739).
Постановлением СКАД ВС судебные акты местных судов изменены.
Решение в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным ответа ответчика об отказе в выплате денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации - отменено, иск в этой части возвращен как не подлежащий рассмотрению в порядке адмсудопроизводства.
Установлено, что истец, будучи военнослужащим, проходит воинскую службу с мая 2002 г., за этот период оспариваемую денежную компенсацию не получал, правом приватизации жилья не пользовался, признан нуждающимся в жилье с 2004 г.
Он и члены его семьи жилья не имеют, проживают в служебной квартире, расположенной в закрытом городке, в силу чего не подлежит приватизации.
Супруга истца при увольнении с воинской службы приказом командира воинской части получила ЕЖВ по пункту 5 статьи 101-2 Закона в размере 7 185 000 тенге.
Оспариваемым решением жилищной комиссии ему отказано в выплате денежной компенсации, так как его супруга при увольнении с воинской службы получила вышеупомянутые жилищные выплаты.
Письмом от 17.06.2022 г., которое также оспаривается истцом, ему сообщено о решении жилищной комиссии. 14.07.2022 г. ответчик по заявлению М. принял адмакт, которым истцу отказано в выплате денежной компенсации по тем же основаниям, что указаны жилищной комиссией.
При разрешении данного дела не подлежал применению пункт 5 статьи 101-2 Закона, по которому соответствующие жилищные выплаты осуществляются без учета супругов военнослужащих, а также их детей, в случае, если право на жилище реализовано военнослужащими до вступления в брак, тогда как в рассматриваемом случае эта норма посвящена ЕЖВ, а не денежной компенсации, которую испрашивает истец. Кроме того, истец и его супруга состоят в браке с 2006 г., то есть право на жилищные выплаты они реализуют после вступления в брак.
Не подлежал применению пункт 4 Правил №50, поскольку его предназначением являются порядок выплаты денежной компенсации и расчет ее размера, тогда как предметом спора является право истца на эту компенсацию, а не ее размер.
Судами установлено, что супруга истца при увольнении с воинской службы получила ЕЖВ на основании вышеприведенной нормы.
Буквальный смысл подпункта 3) абзаца третьего пункта 4 статьи 101-2 Закона ограничивает выплату денежной компенсации истцу, поскольку его супруга получила ЕЖВ. Иного толкования этого императивного требования судебная коллегия не усматривает.
Согласно подпункту 3) статьи 101-7 Закона получатель жилищных выплат (супруга истца) обязан направить их на цели, предусмотренные статьей 101-5 настоящего Закона.
Если оба супруга являются военнослужащими, жилищные выплаты производятся одному из супругов по их выбору, как это установлено пунктом 2 статьи 101-3 Закона.
Пунктом 12 статьи 101-2 Закона установлено, что право военнослужащих на приобретение жилища в собственность путем использования жилищных выплат осуществляется один раз.
Военнослужащим отказывается в признании нуждающимися в жилище, если они либо их супруги получили жилищные выплаты, предусмотренные частью первой пункта 5 статьи 101-2 Закона (подпункт 2) пункта 3статьи 101-3 Закона о жилье).
Системный анализ вышеприведенных норм Закона, по мнению судебной коллегии, указывает на то, что истцу и его супруге законом предоставлено по их совместному выбору воспользоваться:
либо правом на единовременную жилищную выплату при увольнении с воинской службы (которое реализовано супругой истца);
либо правом на денежную компенсацию взамен права безвозмездной приватизации жилища из ГЖФ.
Судебная коллегия согласилась с тем, что оспариваемый истцом ответ ответчика не является административным актом, поскольку в выплате ему денежной компенсации было отказано решением жилищной комиссии и адмактом ответчика.
Однако в этом случае иск в указанной части следовало возвратить по основанию подпункта 11) части второй статьи 138 АППК.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что суды предыдущих инстанций выяснили и подробно изложили обстоятельства дела в объеме, достаточном для его разрешения, но допустили неправильное применение норм материального и процессуального права, как то:
неправильно истолковали закон, применили не подлежащие применению положения нормативных правовых актов и, напротив, не применили подлежащие применению нормы Закона.
Порядок производства по делу
Согласно нормам статей 146, 148 АППК административное дело рассматривается и разрешается в разумные сроки, но не более трех месяцев со дня предъявления иска.
Судебное разбирательство осуществляется по правилам ГПК, за исключением особенностей, установленных статьей 147 АППК.
Суд с согласия сторон вправе рассмотреть административное дело в письменном 13 разбирательстве в разумный срок, но не более чем до трех месяцев со дня предъявления иска.
Суд после регистрации иска, на стадии предварительного слушания и судебного разбирательства, в рамках активной роли суда обеспечивает содействие в формировании верной правовой позиции истцов.
В основном дела указанной категории судами республики рассмотрены с соблюдением вышеуказанных требований.
Вместе с тем, анализ выявил грубое нарушение процессуального закона при рассмотрении споров данной категории по нижеследующему делу.
Справочно: Е. обратился с иском к РГУ (№ 2794-22-00-4/654). Решением СМАС ЗКО от 7 ноября 2022 г. иск удовлетворѐн, на ответчика возложена обязанность принять благоприятный акт по рапорту от 4 августа 2022 г.
Постановлением СКАД ЗКО от 31 января 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением СКАД ВС от 2 ноября 2023 г. постановление СКАД ЗКО отменено, дело направлено на НСР в областной суд в ином составе суда.
Установлено, что в суде апелляционной инстанции указанное дело, касающееся жилищных выплат, было рассмотрено судьей областного суда в письменном производстве единолично, т.е. в незаконном составе, что явилось основанием для отмены постановления с направлением дела на новое рассмотрение в ином составе судей, без обсуждения правильности принятых местными судами судебных актов.
Судья апелляционной инстанции не учла требования части четвертой статьи 24 АППК, в силу которых административные дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются коллегиальным составом в нечетном количестве (не менее трех) судей, один из которых является председательствующим.
Единолично судьей рассматриваются частные жалобы на определения, вынесенные судами. Таким образом, порядок рассмотрения административных дел на стадии апелляционной инстанции, в том числе в части состава суда, регламентирован АППК, исключающим единоличное рассмотрение апелляционных жалоб на решения судов первой инстанции.
Подсудность
При рассмотрении дел по спорам, вытекающим из жилищных правоотношений, особое значение для разрешения споров имеет соблюдение правил подсудности, предъявление иска лицами, имеющими право требования, правильное определение предмета иска.
Подсудность определяется по правилам статей 102, 103 и 106 АППК. По заявлению истца дела, отнесенные к подсудности специализированного районного и приравненного к нему административного суда, могут рассматриваться судом по месту жительства истца, за исключением дел, подсудных специализированным районным и приравненным к ним административным судам, находящимся в пределах городов республиканского значения и столицы, областных центров.
В силу статьи 103 АППК военные суды рассматривают административные дела по искам военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, граждан, проходящих военные сборы, если ответчиком являются органы военного управления, воинская часть, за исключением дел, подсудных другим специализированным судам.
Если на территории соответствующей административнотерриториальной единицы не образован военный суд, отнесенные к его подсудности административные дела рассматриваются специализированными районными и приравненными к ним административными судами в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Вместе с тем, при наличии в регионе военного суда возникают вопросы правильного определения подсудности дел по искам о назначении ЕЖВ.
Так, ТЖВ назначаются действующим военнослужащим и подсудность споров по ним отнесена к компетенции военных судов. Тогда как ЕЖВ назначаются при увольнении военнослужащего и в связи с утратой статуса одной из сторон спора, специальная подсудность уже не применяется.
По изложенной практике судов отмечаем, что правильное определение подсудности является важным в силу конституционной нормы и ее соблюдение по административным делам должно быть обеспечено в соответствии со статьями 102, 103 АППК.
Круг лиц, участвующих в деле
Согласно статье 26 АППК участниками административного процесса являются истец, ответчик, заинтересованное лицо и прокурор.
При этом по жилищным спорам в силу положений статьи 31 АППК прокурор, как правило, не участвует. Круг лиц, участвующих в деле, определяется истцом при подаче иска в суд. Лица, имеющие право обращения с иском в суд, указаны в статьях 67 - 68 Закона.
Судом в предварительном слушании выясняется круг лиц, чьи права, свободы или законные интересы могут быть затронуты административным актом, административным действием (бездействием), впоследствии привлекаются в качестве заинтересованных лиц в соответствии со статьей 14 23 АППК.
Анализ показал, что по искам военнослужащих, сотрудников правоохранительных и СГО, связанным с выплатами ТЖВ и ЕЖВ, в качестве ответчиков выступает соответствующий территориальный административный орган, при котором созданы жилищные комиссии, вынесшие решения (воинские части, учреждения КУИС, ДП, линейные отделы, службы охраны и др.). При необходимости привлекается в качестве заинтересованного лица вышестоящий государственный орган (Комитет, Министерство).
По искам граждан к МИО в качестве ответчика привлекается аким административно-территориальной единицы и/или отдел ЖКХ, отдел жилищных отношений.
Согласно подпункту 12) пункта 1 статьи 31 Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» районный (города областного значения) акимат в соответствии с законодательством Республики Казахстан организует строительство жилья коммунального жилищного фонда и его распределение.
В силу пункта 1 статьи 77 Закона жилище из коммунального жилищного фонда или жилище, арендованное местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, предоставляется по решению местного исполнительного органа по месту жительства заявителя на основании решения жилищной комиссии.
Жилищные комиссии МИО, действующие на постоянной основе, создаются при МИО.
Уполномоченным органом является МИО, предоставляющий жилище.
Необходимо в каждом конкретном случае правильно определить ответчиков, исходя из предмета и оснований требования истца, возражений ответчика и подлежащих применению законов, правового положения, полномочия уполномоченных органов.
При предъявлении иска к ненадлежащему ответчику суду согласно статьям 16, 116 АППК, в целях исключения волокиты при рассмотрении спора, следует разъяснить истцу порядок замены ненадлежащего ответчика надлежащим в соответствии со статьей 29 АППК.
Исходя из практики местных судов, следует, что в привлечении членов жилищных комиссий в качестве ответчиков нет необходимости.
Решение об удовлетворении иска исполняется административным органом, акимом или Отделом ЖКХ, затруднений и проблемных вопросов с исполнением вступивших в законную силу решений не имеется.
Примирительные процедуры
АППК предусматривает возможность проведения примирительных процедур по спорам, вытекающим из публично-правовых отношений, вместе с тем примирение сторон допускается при наличии у ответчика административного усмотрения.
Такое положение норм законодательства является обоснованным в силу того, что устранение нарушений прав гражданина, юридического лица возможно путем отмены обжалованного акта, прекращения какого-либо действия самим государственным органом или должностным лицом.
Стороны на основании взаимных уступок могут полностью или частично окончить административное дело путем заключения соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях (этапах) административного процесса до удаления суда для вынесения решения.
Принятие судом мер для примирения сторон и содействие им в урегулировании спора на всех стадиях процесса вытекает из задач административного судопроизводства. Занимая нейтральную позицию относительно требований сторон, суд разъясняет сторонам их право на проведение примирительных процедур и правовые последствия заключения таких соглашений.
Проведенный анализ показал, что наиболее распространенный вид оконченных дел анализируемой категории в связи с примирением составляют дела, по которым стороны заключили медиативные соглашения.
В целом определения об утверждении соглашений о примирении, медиации исполняются ответчиками добровольно в установленные сроки. Имеются единичные факты наложения судом денежных взысканий на ответчиков за неисполнение определения суда в соответствии с частью пятой статьи 127 АППК.
Значительное количество составляют дела, при рассмотрении которых незаконность действий установлена судом либо признана самим ответчиком. Данные свидетельствуют о неверном применении ответчиками норм жилищного законодательства и нарушении запрета злоупотребления формальными требованиями.
Вместе с тем, применение в рамках административного судопроизводства принципов АППК (активная роль суда, справедливость, соразмерность), мер процессуального принуждения (денежное взыскание) и примирительных процедур значительно повысило качество рассмотрения дел анализируемой категории.
Так, реализация принципа активной роли способствует разрешению спора судом либо отзыву иска ввиду урегулирования спора мирным путем или разъяснением перспектив рассмотрения дела. К примеру, ответчик сам отменяет спорный акт либо производит действия, ввиду которых наличие спора отпадает.
Возвращение исков.
Из числа возвращенных по иным основаниям наибольшее количество составляют возвраты по основанию, предусмотренному:
- подпунктом 11) части второй статьи 138 АППК - дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
- подпунктом 15) части второй статьи 138 АППК - судом отказано в восстановлении пропущенного срока на предъявление иска.
- подпунктом 12) части второй статьи 138 АППК - имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда об утверждении соглашения.
Возвращая иск, суды пришли к выводу, что между сторонами отсутствуют публично-правовые отношения, ответчиком административные акты в отношении истцов не выносились.
Доказательства и доказывание
Несмотря на то, что в силу статьи 129 АППК, по искам об оспаривании бремя доказывания лежит на административном органе, орган/жилищная комиссия располагает лишь теми данными, которые находятся в системах информационного обмена между госорганами.
МИО, при принятии решений, как правило, дополнительные документы у очередников не истребует.
Вместе с тем, характер доказывания по жилищным спорам требует предоставления доказательств, сведения о которых защищены законом или могут быть представлены только истцом в силу своего содержания (ипотечные договоры, справки из банков, справки с места работы, учебы, послужные списки) либо носят, имеют персональный характер (о составе семьи).
Таким образом, в качестве доказательств: а) по искам об оспаривании решений жилищных комиссии МИО об исключении из списка очередников истцы могут представлять - документы об отнесении к категории очередников (послужные списки из отделов управления персоналом, справки с места работы госслужащих, справки об инвалидности, свидетельства о рождении на всех детей, свидетельства о расторжении брака, справки о зарегистрированных правах на имущество на всех членов семьи и т.п.), в качестве доказательств проживания (невыезда) истцы представляют справки с места учебы, с места работы, показания свидетелей, рапорты (характеристики) участковых инспекторов полиции.
Историю регистрации по месту жительства суды вынуждены запрашивать из миграционной полиции, так как в базе СИО ПСО имеются только текущие данные (история с датами постоянной/временной прописки/выписки в СИО ПСО отсутствует), в личных кабинетах в веб-приложениях Еgov такие данные не предоставляются.
Ответчики - решения о постановке на учет, решения жилищной комиссии о снятии с очереди, сведения из ИС kezekte.kz, материалы дел очередников;
б) по искам об оспаривании решений жилищных комиссий в признании нуждающимся в жилье и выплате ЕЖВ, ТЖВ представляются следующие документы:
истцы - договоры аренды с правом выкупа, ипотечные договоры, справки о наличии/ отсутствии имущества,
ответчики - решения жилищной комиссии о постановке на учет нуждающихся, о снятии с учета, об отказе в ЕЖВ - ТЖВ, справки о наличии/отсутствии имущества, приказы о приеме на работу, послужные списки, приказы об увольнении в связи с истечением срока контракта (и т.п.), материалы дел получателей жилищных выплат - очередников.
Согласно части первой статьи 129 АППК истец в соответствии со своими возможностями обязан участвовать в собирании доказательств.
Вне зависимости от поданного вида иска истец обязан доказать время, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, а также размер понесенных убытков.
Зачастую лицо, состоящее на учете о получении жилья, либо его представитель не извещаются уполномоченным органом о снятии с очереди либо о переводе в очередь по другой категории, тогда как пунктом 3 статьи 73 Закона о снятии с учета заинтересованные лица извещаются в письменном виде в десятидневный срок после принятия решения с указанием оснований снятия с учета.
В этой связи при рассмотрении судом вопроса о восстановлении пропущенного срока на предъявление иска в качестве доказательства ответчик обязан предоставить письменное извещение истца о снятии с очереди или о переводе в другую категорию, с отметкой о доставке и/или вручении заинтересованному лицу.
Отсутствие таких доказательств является основанием для признания пропуска срока предъявления иска в суд уважительным.
Сроки предъявления иска (практика восстановления сроков)
Сроки на подачу иска предусмотрены главой 20 АППК, в частности, регулируются статьей 136 АППК.
По общему правилу пропущенный по уважительной причине срок на подачу иска может быть восстановлен судом по правилам ГПК.
Причины пропуска сроков на подачу иска в суд и их значение для правильного разрешения административного дела выясняются судом в предварительном слушании.
Пропуск срока на подачу иска в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основаниями для возвращения иска.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в силу части пятой статьи 136 АППК лицо, не участвовавшее в административной процедуре, права, свободы и законные интересы которого затрагиваются административным актом, вправе подать иск в суд в течение месяца со дня, когда лицо узнало или могло узнать о принятии административного акта, но не позднее одного года со дня его принятия.
На практике имеют место случаи, когда суд, применяя указанную норму, не учитывает фактические обстоятельства по делу.
Справочно: Т. обратился в суд с иском к ГУ-1, ГУ-2 о признании незаконными:
1) принятие на баланс ГУ-1 квартиры,
2) постановление акима о принятии на баланс имущества, в части квартиры.
Определением СМАС от 8 июня 2023 г. в восстановлении срока на подачу иска отказано, иск возвращен согласно подпункту 15) части второй статьи 138 АППК.
Определением СКАД Мангистауской области от 27 июля 2023 г. определение оставлено без изменения.
СКАД ВС от 24 января 2024 г., отменяя определение нижестоящих судов и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указала, что суд первой инстанции, отказывая в восстановлении срока на подачу иска, пришел к выводу, что иск предъявлен спустя более одного года после вынесения оспариваемого постановления, то есть истцом был пропущен годичный срок на подачу иска в суд, который в силу части пятой статьи 136 АППК является пресекательным и восстановлению не подлежит (№6001-23-00-6ап/2368).
Однако судом не был учтен пожилой возраст истца (78 лет), нахождение на реабилитации после перенесенного перелома шейки бедра, то есть истцом были представлены достаточные доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока на подачу иска в суд, и в силу норм действующего законодательства пропущенный истцом срок подлежал восстановлению.
Использованные сокращения:
- АППК – Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
- ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан
- ГК – Гражданский кодекс Республики Казахстан
- НП ВС – Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан
- ИС – информационная система
- СКАД ВС – судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан
- СКАД или коллегия – судебная коллегия по административным делам
- СМАС – специализированный межрайонный административный суд - МВД – Министерство внутренних дел Республики Казахстан
- МО – Министерство обороны Республики Казахстан
- КНБ – Комитет национальной безопасности Республики Казахстан
- ГП – Генеральная прокуратура Республики Казахстан
- ДЧС – Департамент по чрезвычайным ситуациям
- СГО – Специальные государственные органы
- ДП – Департамент полиции
- ТЖВ - текущие жилищные выплаты
- ЕЖВ - единовременные жилищные выплаты
- ГЖФ - государственный жилищный фонд
- МИО – местные исполнительные органы
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы жилищных споров, являются:
- Конституция Республики Казахстан;
- АППК;
- ГК; - ГПК;
- Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее – Закон о жилищных отношениях);
- Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе» (далее – Закон о госимуществе);
- Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее - Закон о воинской службе);
- Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе» (далее – Закон о правоохранительных органах);
- Закон Республики Казахстан «О правовых актах» (далее - Закон о правовых актах);
- НП ВС «О судебной практике применения законодательства о приватизации гражданами жилых помещений из государственного жилищного фонда» от 18 июля 1997 г. №9;
а также подзаконные нормативные правовые акты:
- Правила обеспечения служебным жилищем военнослужащих, исчисления размера, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления жилищных выплат, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан №49 от 12 февраля 2018 г. (далее - Правила №49);
- Правила осуществления денежной компенсации, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан №50 от 12 февраля 2018 г. (далее – Правила №50);
- Правила обеспечения служебным жилищем сотрудников органов внутренних дел, исчисления размера, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления жилищных выплат, а также категорий должностей сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на получение жилищных выплат, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 августа 2021 г. №524 (далее - Правила №524);
- Правила приватизации жилищ из государственного жилищного фонда, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 июля 2013 г. №673 (далее – Правила №673);
- Правила по оказанию государственной услуги «Постановка на учет и очередность, а также принятие местными исполнительными органами решения о предоставлении жилища гражданам, нуждающимся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде», утвержденные приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 13 августа 2021 г. №441;
- Правила передачи государственного имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами, из одного вида государственной собственности в другой, утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 мая 2023 г. №85;
- Правила постановки на учет граждан Республики Казахстан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, утвержденные приказом Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 27 декабря 2023 г. №168.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о жилищных отношениях, то применяются правила международного договора.
Согласно статьям 10 и 12 Закона о правовых актах кодексы обладают большей юридической силой, чем законы; при наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня.
По общему правилу, предусмотренному статьей 4 ГК, статьей 43 Закона о правовых актах, нормативные правовые акты применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в юридической консультации, составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела