Комментарии к статье 12. Независимость судей Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан
1. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции Республики Казахстан и закону 2. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих любое постороннее воздействие на них. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия запрещается и влечет установленную законом ответственность. По конкретным делам судьи не подотчетны.
3. Гарантии независимости судей установлены Конституцией Республики Казахстан и законом.
1. Важнейшей гарантией самостоятельности судебной власти является принцип независимости судов и судей. В странах, где данный принцип провозглашен конституционно, в том числе и в Казахстане, не могут издаваться нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов.
Согласно Конституционному закону «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, ущемляющих статус и независимость судей.
Независимость - это не привилегия судей, а ответственность перед обществом и гражданином. Такое понимание независимости сформулировано в «Основных принципах независимости судей», принятых седьмым Конгрессом ООН в 1985 году. В этом документе подчеркивается, что независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в Конституции или других законах страны, и обращается внимание на то, что указанные принципы принимаются для обеспечения провозглашенного во Всеобщей декларации прав человека и закрепленного в Международном пакте о гражданских и политических правах, права всех граждан на справедливое правосудие. Следовательно, борьба за независимость судей - это борьба за права граждан, за защиту конституционного строя, а не борьба за судейские привилегии.
Закрепление принципов независимости судебной власти, несменяемости судьи - это не самоцель, она нужна, прежде всего, для обеспечения беспристрастности правосудия.
Предусмотренные международными стандартами принципиальные положения, определяющие независимость судебной власти, в целом восприняты казахстанской судебной системой.
Следует отметить, что судебная реформа, проведенная в Казахстане, преследовала две взаимоувязанные цели: с одной стороны - укрепить независимость судей, с другой -повысить требования к их профессиональной и гражданской ответственности.
Но именно вопрос достижения оптимального баланса между независимостью и подконтрольностью судей населению стал главной трудностью на этом пути, поскольку достаточно сложно объективно достичь должного равновесия между двумя конкурирующими ценностями, без покушения при этом на судейский иммунитет и независимость.
Правила поведения и ответственность судей закреплены в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и в Кодексе этики судей.
Независимость судов и строго определенный порядок их деятельности создают четкую правовую основу для защиты прав личности. Закрепление принципа независимости судебной власти и принятие конкретных мер, направленных на его реализацию, необходимо для обеспечения беспристрастности правосудия.
Суды должны уделять особое внимание вопросам независимости судей, принимать меры по недопустимости вмешательства в их деятельность, пресекать попытки контроля за судьями или возложения на них обязанностей, не свойственных их полномочиям.
2. В разделе 7 Конституции подчеркивается независимость суда, а также устанавливаются основные гарантии независимости судьи (запрет вмешательства, свобода судей от подотчетности по конкретному делу, иммунитет, нормы о несовместимости должности судьи с занятием иных должностей) Под вмешательством в деятельность суда следует понимать любые формы воздействия на судью в целях воспрепятствования осуществлению им объективного и беспристрастного правосудия по конкретному делу. К таким видам вмешательства, в частности, могут быть отнесены прямое указание или косвенная просьба со стороны того или иного лица о принятии решения в пользу конкретной стороны судебного процесса, умышленное создание условий, при которых судья вынужден принять определенное решение, и другие подобные действия.
Взятие на контроль дела, находящегося в производстве суда, государственными органами или их должностными лицами следует расценивать как вмешательство в судебную деятельность в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.
Судья при осуществлении правосудия должен быть беспристрастным, строго придерживаться принципа состязательности и равноправия сторон.
Высказывание судьей в какой-либо форме предварительных суждений по делу, находящемуся в его производстве, недопустимо. Судья свое мнение по конкретному делу высказывает только в совещательной комнате.
В соответствии с Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» обращения, заявления и жалобы граждан и организаций, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены по существу или взяты на контроль никакими другими органами, должностными и иными лицами.
Исходя из этого, суды должны оставлять без рассмотрения письменные или устные обращения должностных лиц государственных органов, в которых излагаются рекомендации по поводу разрешения того или иного дела, а в необходимых случаях, кроме того ставить вопрос о привлечении к ответственности этих лиц.
Должностные лица государственных органов в соответствии с указанными выше требованиями закона, на обращения и заявления граждан и организаций по судебным делам должны разъяснять заявителям, что жалобы на судебные решения могут подаваться только в вышестоящий суд и в установленном законом порядке.
Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» также запрещает вмешательство любого рода в деятельность судов и предусматривает правовые санкции в случае вмешательства. Казахстанским законодательством предусмотрены административные и уголовные меры ответственности за нарушение принципа невмешательства в отправление правосудия, что является объективным критерием для вынесения справедливого решения суда.
Конституция предусматривает, что «какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону». То есть фиксируется четкая гарантия того, что ни один государственный орган, должностное лицо либо физическое или юридическое лицо не может навязывать судье свое видение решения того или иного вопроса, рассматриваемого судом.
Вместе с тем, следует учитывать, что судебная власть самостоятельна только в рамках своих полномочий, то есть при отправлении правосудия.
3. Независимость суда в системе иных государственных органов исполнительной и законодательной власти - это, несомненно, достижение прогрессивной человеческой мысли, нашедшее свое достойное применение в практике многих государств, идущих по пути развития своих демократических общественных институтов.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону относится к числу конституционных принципов гражданского процесса.
Эти конституционные положения получили дальнейшее развитие в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». В частности, нормы указанного Конституционного закона предусматривают следующие правила:
1) судьи всех судов Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями;
2) на судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в составы государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка;
3) при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону;
4) никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Такие действия преследуются по закону;
5) судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях;
6) финансирование судов, материальное обеспечение судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия.
Судебные решения и требования судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных решений и требований судьи влечет установленную законом ответственность.
Судья независим, однако его независимость четко регламентирована законом, т.е.
«ограничена», очерчена законодательными, нормативными правовыми актами, которым судья строго подчинен.
В самом общем плане независимость судей обеспечивается юридическими, политическими и экономическими гарантиями.
Дополнительный комментарий
«Независимость судебной власти вместе с гарантией доступа к средствам правовой защиты и принципам «законного и независимого судьи» формируют основу правового государства. Независимость судебной власти влечет за собой и функциональную независимость (отсутствие внешнего влияния на принятие решений)»
___________________
5 Экспертное заключение по проекту ГПК германского эксперта Лутца Дивелла.
2. Условия, при которых рассматриваются и разрешаются дела, имеют большое значение для надлежащего отправления правосудия. Как правило, дела рассматриваются в зале судебного заседания, решения выносятся в специально отведенной совещательной комнате, исключающие любое постороннее воздействие на суд.
Устанавливается правило о том, что какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия запрещается и влечет установленную законом ответственность. Указание о неподотчетности судей по конкретным делам дает процессуальные гарантии для невмешательства в процесс отправления правосудия руководителей судебных органов (председателей судов и председателей судебных коллегий судов).
БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Астана, 2016 год
УДК 347 (574)
К 63
ISBN 978-601-236-042-4
Комментарии статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда Уголовное законодательство Нормативно правовые акты Республики Казахстан