Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / messages.НПА / КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 2. ОТНОШЕНИЯ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ НАСТОЯЩИМ КОДЕКСОМ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 2. ОТНОШЕНИЯ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ НАСТОЯЩИМ КОДЕКСОМ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

 КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 2. ОТНОШЕНИЯ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ НАСТОЯЩИМ КОДЕКСОМ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ" 

1. Настоящий Кодекс определяет режим пользования недрами, порядок осуществления государственного управления и регулирования в сфере недропользования, особенности возникновения, осуществления и прекращения прав на участки недр, правового положения недропользователей и проведения ими соответствующих операций, а также вопросы пользования недрами и распоряжения правом недропользования и другие отношения, связанные с использованием ресурсов недр.

2. Использование земель, водных и других природных ресурсов регулируется в соответствии с земельным, водным и экологическим законодательством Республики Казахстан, определяющим режим использования и охраны соответствующих природных ресурсов.

3. Участниками регулируемых настоящим Кодексом отношений являются государство, граждане и юридические лица Республики Казахстан.

4. Иностранцы, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица пользуются в Республике Казахстан правами и свободами и несут обязанности в отношениях по недропользованию, установленные для граждан и юридических лиц Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

___________________________________________________________________________________

(Елюбаев Ж.С.)

1. Комментируемая норма определяет сферу действия Кодекса о недрах и приводит перечень правоотношений в сфере недропользования, регулируемых этим нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что термины "режим права недропользования" и "недропользование" не идентичны по своему смыслу и содержанию. Под "недропользованием" понимается деятельность определенных субъектов по геологическому изучению, разведке полезных ископаемых, добыче полезных ископаемых, использованию пространств недр и старательству. Впервые этот термин был введен Указом Президента Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" №2828 от 27 января 1996 года. Предыдущие правовые акты СССР, Казахской ССР и первый Кодекс Республики Казахстан "О недрах и переработке минерального сырья" от 30 мая 1992 года содержали термины "пользование недрами" и "пользователь недр", которые по смыслу идентичны терминам "недропользование" и "недропользователь".

2. К режиму права недропользования относятся:

1) Лицензионный режим недропользования. Лицензия на недропользование не относится к разрешениям, регулируемым в соответствии с законодательством о разрешениях и уведомлениях, она является документом, выдаваемым государственным органом и предоставляющим ее обладателю право на пользование участком недр в целях проведения операций по недропользованию в пределах указанного в нем участка недр. Правовой институт лицензионного предоставления права недропользования был впервые введен в законодательство о недрах и недропользовании Кодексом РК "О недрах и переработке

минерального сырья" от 30 мая 1992 года (см. статью 20, параграф 1 главы 4). В дальнейшем, регулирование лицензионного режима нашло свое отражение в других нормативных правовых актах – в Постановлении Кабинета Министров РК №377 от 13 апреля 1994 года "О порядке предоставления недр для геологического изучения, добычи полезных ископаемых и пользования в иных целях", "Положении о порядке лицензирования пользования недрами в Республике Казахстан", утвержденном Постановлением Кабинета Министров РК №886 от 8 августа 1994 года. Институт лицензирования впоследствии нашел свое отражение и в Законах РК "О нефти" от 28 июня 1995 года №2350, "О недрах и недропользовании" от 27 января 1996 года №2828. Однако позже, институт лицензирования был исключен Законом РК от 11 августа 1999 года №467 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций в Республике Казахстан". Лицензия на недропользование является основанием возникновения права недропользования и в соответствии с комментируемым Кодексом о недрах (см. статьи 20, параграф 1 главы 4).

2) Контрактный режим недропользования (параграф 2 главы 4 Кодекса о недрах). Контракт на недропользование является одним из видов гражданско-правовых договоров, в которых присутствуют элементы публично-правовых условий (например, установление для недропользователя налогового режима в соответствии с налоговым законодательством и др.). Заключение, исполнение и прекращение контракта на недропользование регулируется нормами Кодекса о недрах. В части не урегулированной Кодексом о недрах, такие контракты регулируются нормами гражданского законодательства. Институт предоставления права недропользования на основе контракта впервые был введен Кодексом РК "О недрах и переработке минерального сырья" (см. статью 20, параграф 2 главы 4), Указами Президента РК, имеющим силу закона, "О нефти" от 28 июня 1995 года №2350, "О недрах недропользовании" от 27 января 1996 года №2828.

3. Осуществление операций по недропользованию без лицензии или контракта является незаконной деятельностью, влекущей за собой предусмотренную законодательством ответственность, в частности, уголовную.

4. Режим пользования недрами предполагает наличие специальных норм, регулирующих: отношения права собственности на недра; отношения, связанные с предоставлением, изменением и прекращением права недропользования; отношения, связанные с лицензионным и контрактным режимом недропользования; отношения, связанные с геологическим изучением

недр; отношения, связанные с разведкой и добычей полезных ископаемых; отношения, связанные с использованием пространств недр для других видов хозяйственной деятельности; отношения, связанные со старательством; отношения, связанные с охраной недр; отношения связанные с государственным управлением недрами, а также осуществлением контроля и мониторинга за деятельностью недропользователей и др.

5. Государственное управление всегда проявляется как общественные отношения, которые складываются между соответствующими государственными органами, юридическими лицами и физическими лицами по поводу того или иного блага, в данном случае – недр. При этом, под "порядком осуществления государственного управления" в сфере недропользования понимается наличие системы государственных органов, в компетенцию которых входят вопросы по управлению недрами, как объектами государственной собственности, и осуществлением контроля за деятельностью недропользователей. Система таких государственных органов состоит из:

1) компетентного органа, определяемого Правительством Республики Казахстан, в функции которого входит представление интересов Республики Казахстан и реализации государственной политики в сфере недропользования;

2) уполномоченных органов в области твердых полезных ископаемых, в области углеводородов, в области добычи урана, в области изучения недр;

3) местных исполнительных органов власти.

6. Под "порядком осуществления государственного регулирования" в сфере недропользования понимается система государственных организационных, научно-технических, технологических, экономических, правовых и иных мер, направленных на соблюдение установленного законодательством порядка недропользования, обеспечение полноты геологического изучения недр, эффективное и комплексное использование запасов полезных ископаемых, а также предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.

7. Кодекс о недрах определяет особенности возникновения, осуществления и прекращения прав на участки недр в зависимости от вида недропользования. Конкретные нормы Кодекса о недрах предусматривают порядок и условия предоставления права недропользования, его изменения и прекращения (например, путем предоставления лицензии на геологическое изучение недр, предоставления права на добычу углеводородов на основании аукциона и заключения контракта, предоставления права на добычу углеводородов и урана национальной компании на основе прямых переговоров, предоставления права

на добычу твердых полезных ископаемых, предоставления права на старательство).

8. Факт предоставления права недропользования определяет правовое положение недропользователя и виды соответствующих операций по пользованию недрами (геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых, пользование пространством недр, старательство).

9. Режим пользования недрами предопределяет и иные требования к недропользователю, в частности, соблюдение требований по: эффективному, рациональному и безопасному проведению операций по недропользованию; разработке и утверждению обязательных технических проектных документов; консервации участков недр по углеводородам; консервации или ликвидации технологических объектов; совершению иных обязательных действий.

10. Отношения, связанные с использованием ресурсов недр многогранны и субсидиарно регулируются нормами не только законодательства о недрах и недропользовании, но и нормами смежных отраслей казахстанского законодательства – земельного, экологического, водного, а также законодательством, регулирующим отношения, связанные с переработкой минерального сырья, производством отдельных видов продукции, сопутствующих недропользованию.

11. Деятельность недропользователя по землепользованию, вытекает из конкретных положений земельного законодательства, и она должна быть непосредственно связана с проведением операций по недропользованию и осуществлением иной хозяйственной деятельности недропользователем. При этом:

1) Если земельный участок предназначен для осуществления деятельности или совершения действий, требующих разрешения, лицензии на недропользование или заключения контракта на недропользование, то предоставление права землепользования на данный участок производится после получения соответствующих разрешения, лицензии на недропользование или заключения контракта на недропользование. При этом границы земельного участка и участка недр могут быть не идентичными, как правило, площадь земельного участка, выделенного в пользование недропользователю, бывает больше площади участка недр, так как, к примеру, недропользователю для проведения операций по недропользованию необходимы инфраструктурные объекты. При досрочном прекращении компетентным органом действия контракта на недропользование, связанного с углеводородным сырьем, правоустанавливающие документы на земельный участок переоформляются на 

доверительного управляющего на основании договора доверительного управления участком недр, заключаемого компетентным органом с национальной компанией в соответствии с Кодексом о недрах.

2) Наличие лицензии на добычу твердых полезных ископаемых, на использование пространства недр или старательство, заключение контракта на добычу углеводородов или дополнения к контракту на разведку и добычу углеводородов, предусматривающего закрепление участка добычи и периода добычи либо подготовительного периода, или договора доверительного управления участком недр, являются основанием для незамедлительного предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РК.

3) Ранее, специальный Закон РК "О недрах и недропользовании" устанавливал, что заключение контракта на недропользование являлось основанием для незамедлительного оформления земельного участка местными исполнительными органами в течение тридцати дней со дня обращения недропользователя. При этом предоставление земельных участков, находящихся в собственности или землепользовании третьих лиц, осуществлялось по правилам земельного законодательства. Пространственные границы оформляемого земельного участка ограничивались территорией, фактически используемой недропользователем. Кроме этого, названным законом определялось, что и передача права недропользования являлась безусловным основанием переоформления земельного участка, регистрации прав на земельный участок и сделок с ним в соответствии с земельным законодательством. Эти предписания носили императивный характер и являлись безусловным основанием для получения недропользователем права на землепользование. В действующем Кодексе о недрах таких положений не имеется. Однако Земельный кодекс РК содержит нормы, регулирующие вопросы предоставления земельного участка недропользователю, смысл и содержание которых практически идентичны с вышеприведенными правилами.

4) Особый режим землепользования регулируется и другой нормой Земельного кодекса РК. Так, операции по разведке полезных ископаемых или геологическому изучению могут проводиться недропользователями на землях, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, на основании публичного сервитута без получения таких земель в собственность или землепользование. Недропользователи, осуществляющие операции по разведке полезных ископаемых или геологическому изучению на земельных участках, находящихся в частной

собственности или землепользовании, могут проводить необходимые работы на таких участках на основании частного или публичного сервитута без изъятия земельных участков у частных собственников или землепользователей.

5) В целях сравнительного анализа следует отметить, что в начале 90-х годов прошлого века, правовые акты Республики Казахстан, регулирующие отношения в сфере освоения недр и пользования землей не отражали в полной мере всех аспектов деятельности недропользователей, особенно в тех случаях, когда недропользователями являлись иностранные юридические лица. Правовые акты того времени носили больше "разрешительный характер" и предоставление земельных участков юридическим лицам, зависело от воли и желания уполномоченного органа или государственного чиновника. Наличие у хозяйствующего субъекта права на недропользование не являлось безусловным основанием к получению права на землепользование, более того, некоторые нормы предусматривали обязанность юридического лица, претендующего на получение права на недропользование, в первую очередь, иметь разрешение на занятие земельных участков на предполагаемой территории недропользования. Так, например, статьей 15 Кодекса РК "О недрах и переработке минерального сырья" от 30 мая 1992 года закреплялось положение о том, что предоставление недр для добычи полезных ископаемых осуществлялось после предоставления, в частности, земельного участка в соответствии с нормами Земельного кодекса РК от 16 ноября 1990 года. Положения статей 12 и 16 Кодекса РК "О недрах и переработке минерального сырья" предписывали, что земельные отношения, связанные с геологическим изучением недр и опытно-промышленной разработкой недр, осуществляются в соответствии с земельным законодательством страны. Кроме того, согласно земельному законодательству того периода совместным предприятиям и иностранным юридическим лицам, в частности по концессионным договорам, земельные участки могли предоставляться только на условиях аренды. То же самое предусматривалось и Положением "О порядке предоставления земель в пользование совместным предприятиям, международным объединениям и организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан", утвержденным Постановлением №1516-XII от 3 июля 1992 года.

12. Следующим важным, сопутствующим недропользованию, видом полезной деятельности является – водопользование. Право на водопользование, как и на любой вид специального природопользования, предоставляется недропользователям местными исполнительными органами власти по

согласованию с уполномоченным органом по вопросам использования и охраны водного фонда.

13. Недропользователи пользуются водными ресурсами не только для питьевых и коммунально-бытовых нужд, но в большой степени для других специальных целей, в частности, для сброса промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод с применением определенных сооружений и технических устройств:

1) сооружений для отведения сточных вод на поля испарения, фильтрации и на рельеф местности;

2) водосборных сооружений (скважин, колодцев, шахт), предназначенных для сброса сточных и других вод в недра;

3) водоотводящих сооружений эксплуатируемых горных выработок, предназначенных для извлечения из шахт, карьеров, штолен, разрезов;

4) поглощающих скважин для сброса промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод, технологических водных растворов в подземные водоносные горизонты и пустоты участков недр;

5) нагнетающих скважин для поддержания пластового давления при разработке углеводородного сырья и подземного выщелачивания при добыче твердых полезных ископаемых.

При этом специальное водопользование осуществляется на основании разрешения исключительно для определенных в нем целей и не должно нарушать права и законные интересы других лиц и причинять вред окружающей среде.

14. Одним из видов специального природопользования, характерного для сферы недропользования, являются эмиссии в окружающую среду, под которыми понимаются - выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, размещение и хранение серы. Практически ни один из недропользователей не может осуществлять операции по недропользованию без получения права на указанные виды специального природопользования. Согласно экологическому законодательству, осуществление эмиссии в окружающую среду допускается лишь после получения от уполномоченного органа соответствующего экологического разрешения. Между тем в этой сфере деятельности недропользователя есть и проблемы, например, связанные со сжиганием сырого газа, которые входят в сферу контроля со стороны двух государственных органов – уполномоченного органа в области углеводородов и уполномоченного

органа в области охраны окружающей среды, что противоречит концепции разделения функций государственных органов.

15. Важным элементом в освоении недр является и соблюдение экологических требований на всех стадиях недропользования. Перечень общих экологических требований при использовании недр предусмотрен, как Кодексом о недрах (статья 52), так и Экологическим кодексом РК (статья 219). При общей схожести этих требований они по своему содержанию и смыслу различны, что можно отнести к издержкам законотворческой деятельности. И поскольку, именно ЭК РК является специальным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере пользования объектами природы и их охраны, то он и должен быть главенствующим при определении экологических требований в сфере недропользования.

16. Все виды специального природопользования, в частности, землепользование, водопользование, эмиссии в окружающую среду осуществляются на платной основе – это экономический фактор. Размеры и ставки платы за специальное природопользование устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством на основе разработанных нормативов.

17. Согласно пункту 3 комментируемой статьи участниками правоотношений в сфере недропользования являются государство, граждане и юридические лица.

18. Главным участником правоотношений в сфере недропользования является государство, поскольку, согласно пункту 3 статьи 6 Конституции РК, статьи 11 Кодекса о недрах и статьи 193 ГК РК недра находятся в государственной собственности. Поэтому в объективном смысле право государственной собственности на недра представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения принадлежности материальных благ государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться недрами. Таким образом, государственная собственность на недра является одной из составляющих основ государственного суверенитета Республики Казахстана.

19. Правовой институт государственного управления в сфере использования и охраны недр является центральным институтом права о недрах. Его содержание составляют функции государственного регулирования в сфере недропользования. К их числу относятся: реализация государством права собственности на недра; государственный контроль в области охраны недр и мониторинг недр; государственный контроль за изучением, использованием недр и проведением операций по недропользованию; государственная

экспертиза недр; государственный баланс запасов полезных ископаемых; государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра; государственный кадастр техногенных минеральных образований.

20. При лицензионном режиме недропользования роль государства в лице его компетентных и уполномоченных органов является особой и выражается в реализации полномочий собственника. Выдача лицензии на осуществление конкретного вида операции на недропользование не предусматривает равенство участников этих правоотношений, она подразумевает административно-разрешительную систему недропользования, где государство выступает главным участником отношений в сфере недропользования, как собственник недр.

21. Между тем, несмотря на наличие четких законодательных регламентаций права государственной собственности на недра, в теории и практике немало споров по вопросам реализации права государственной собственности на недра. Существует мнение о том, что поскольку государство является ведущим субъектом социально-экономических и управленческих отношений и в этом качестве оно обладает всей полнотой публичной власти, то отсюда якобы вытекает, что в гражданско-правовой сделке с участием государства по передаче права пользования участков недр другим лицам, отношения характеризуются состоянием юридического "неравенства сторон". Высказанная позиция о состоянии "неравенства сторон" является не бесспорной, как с точки зрения общей теории права, так и теории гражданского права, поскольку ни статья 6 Конституции РК, ни другие ее нормы, не содержат особой процедуры и правил распоряжения собственностью государства. Напротив, имеются предписания, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность; что собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу; что субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантий и их защиты определяются законом (части 1 и 2 статьи 6 Конституции РК). По смыслу этих конституционных положений при исследовании роли и места государства, например, в контрактах на недропользование, надлежит руководствоваться законодательными актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с владением, использованием и распоряжением собственностью, в частности нормами гражданского законодательства.

22. В этой связи приведем основополагающее установление, определяющее право собственности, как признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. При этом право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества, однако осуществление собственником своих полномочий не должно нарушать прав и законных интересов других лиц и государства (статья 118 ГК РК). Таким образом, конституционные положения и нормы гражданского законодательства и законодательства о недрах не устанавливают для государства особых правил владения, пользования и распоряжения собственностью. Реализация права собственности должно подчиняться общим правилам, закрепленным в ГК РК и Кодекса о недрах. Данный вывод дает основание к выражению суждения о не бесспорности подходов относительно особой роли государства в контрактных (договорных) отношениях в сфере недропользования, как посягающих на принцип равенства сторон в гражданско-правовых отношениях.

23. При этом определенную поддержку этой позиции можно найти в трудах других участников научной дискуссии, которые полагают, что государство (Республика в целом, и ее административно-территориальные единицы) действительно прежде всего должны рассматриваться в качестве субъекта публичных отношений, в которых оно выступает носителем власти, обязывающей других участников юридических отношений подчиняться требованиям, заявленным государственными органами, непосредственно выражающими в границах их компетенции государственную волю. Но государство может от своего имени вступать и в гражданско-правовые обязательства, существенной и непременной чертой каковых является "взаимонезависимость участников, их полное юридическое равенство и их взаимная ответственность за нарушение принятых на себя гражданско-правовых обязательств".

24. Согласно пункту 1 статьи 111 ГК РК Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. В контрактных отношениях в сфере недропользования государство должно выступать равным участником правоотношений, обеспечивая справедливый баланс интересов государства, общества и недропользователя путем применения законодательных инструментов регулирования.

25. Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что государство должно участвовать во всех этих правоотношениях по управлению недрами на равных с другими участниками правоотношений, поскольку любые контракты должны заключаться и исполняться с соблюдением основополагающих принципов гражданского законодательства. Этот вывод основывается и на том, что отношения по освоению недр по своей сути являются экономическими товарно-денежными отношениями. Кроме того, гражданское законодательство рассматривает право недропользования, как один из видов вещного права, и оно отнесено к объектам имущественного найма (пункт 2 статьи 541 ГК РК). Также предусмотрено, что законодательными актами могут быть установлены особенности сдачи в имущественный наем и "участков недр и других обособленных природных объектов", в том числе на основе концессионных соглашений (пункт 4 статьи 541 ГК РК). Следует отметить, что вышеприведенная научная полемика способствовало лучшему пониманию правоотношений, складывающихся в сфере недропользования, формированию единого подхода в определении роли государства в этих правоотношениях, как суверена и собственника недр, а также формированию единообразной правоприменительной практики и сохранению правового режима предоставления права недропользования на основе контракта.

26. Другими участниками отношений в сфере недропользования являются граждане Казахстана и юридические лица, зарегистрированные в Республике Казахстан. Они могут получить право недропользования в соответствии с нормами Кодекса о недрах в режиме лицензирования и путем заключения контракта в порядке и на условиях, прописанных в конкретных нормах Кодекса о недрах и другом законодательстве по вопросам недропользования.

27. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут получить право недропользования по правилам, установленным для граждан и юридических лиц Республики Казахстан, если иное не установлено национальным законодательством, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. При предоставлении права недропользования этой категории участников правоотношений в сфере недропользования дополнительно могут заключаться инвестиционные договоры по правилам гражданского, инвестиционного и предпринимательского законодательства, предусматривающие предоставление определенных льгот и преференции. К примеру, в некоторых контрактах на недропользование, заключенных в начале и середине 90-х годов прошлого века, имеются особые "налоговые режимы", в частности, положения регулирующие вопросы

импорта/экспорта, ведения валютных операций и др. Однако, согласно текущему законодательству Республики Казахстан, предоставление таких преференций невозможно, что в некоторой степени отрицательно влияет на инвестиционный климат в стране.

 

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин