КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 8. ПЛАТНОСТЬ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ"
Недропользование является платным (возмездным). Плата за пользование недрами осуществляется посредством уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
__________________________________________________________________________________________
(Телемтаев М.Б., Ибрагимов М.А.)
1. Недра, являющиеся собственностью государства, представляют собой важнейший актив в составе национального богатства Казахстана. Их эффективное использование имеет важнейшее значение в деле развития экономики и благосостояния общества и граждан, что во многом проявляется в той бюджетообразующей роли, которую играют поступления, вносимые в пользу государства лицами, осуществляющими различные операции по недропользованию. Именно поэтому закрепляемая комментируемой статьей платность недропользования, наряду с другими принципами законодательства о недрах, сформулированными в ст.4 Кодекса о недрах, является одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере недропользования.
2. Данный принцип последовательно формулировался и в ранее действовавшем законодательстве. Так, платность, как принцип пользования недрами, а затем и принцип законодательства о недрах был сформулирован, в том числе, в Кодексе о недрах и переработке минерального сырья 1992 г. (ст.6 и ст.32), а также в Законе о недрах 1996 г. (ст.3). Подобная норма имелась и в Законе о недрах 2010 г. (ст.5), а ст.9 этого законодательного акта гласила, что "отношения в сфере недропользования строятся на возмездной основе, за исключением случаев, установленных настоящим Законом". Одним из таких исключений являлась, к примеру, безвозмездная добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд в пределах определенных объемов.
3. В отличие от этого Кодекс о недрах не устанавливает каких-либо исключений такого рода. Теперь все операции, которые в соответствии с Кодексом о недрах являются операциями по недропользованию, осуществляются на платной основе, что является результатом последовательной реализации платности как принципа законодательства о недрах. Такая реализация означает не только простое пополнение государственного бюджета, но и преследует цели экономического стимулирования эффективного использования минерально-сырьевых ресурсов, охраны недр и окружающей природной среды, регулирования хозяйственных и финансовых условий деятельности недропользователей, а также решения социально-экономических проблем республики в целом и ее административно-территориальных единиц, на территории которых расположены месторождения полезных ископаемых и техногенные минеральные образования.
4. Следует подчеркнуть, что комментируемая статья говорит именно о платности недропользования, т.е. о плате за пользование недрами, а не о налогообложении недропользователей. Дело в том, что недропользователи, как субъекты предпринимательской деятельности, обязаны платить все налоги и платежи в бюджет, установленные налоговым законодательством в отношении любого хозяйствующего субъекта. Однако, это же законодательство устанавливает порядок исполнения особых налоговых обязательств по специальным платежам и налогам, которые подлежат исполнению соответствующими субъектами именно в связи с их операциями по недропользованию, включая особенности исполнения налоговых обязательств по деятельности, осуществляемой в рамках соглашений (контрактов) по разделу продукции (ст.720 НК РК). О значимости такого рода налогов и платежей может свидетельствовать то, что сумма одного только налога на добычу полезных
ископаемых, собираемого с организаций, не относящихся к нефтяному сектору экономики, составляет ежегодно от 3,5 до 4 процентов годового бюджета республики, а сумма всех налогов и обязательных платежей, уплачиваемых недропользователями, в среднем составляет до 50 и более процентов ежегодных налоговых поступлений в бюджет Казахстана.
5. Специальное закрепление Кодексом о недрах платности как принципа правового регулирования в сфере недропользования не является исключением среди законодательных актов Казахстана, регламентирующих отношения по природопользованию. В силу его важнейшего значения аналогичный принцип сформулирован также в Лесном кодексе РК от 8 июля 2003 г., где платность пользования лесными ресурсами и полезными свойствами лесов определена не только как принцип лесного законодательства (ст.3), но и в качестве экономического принципа и метода охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения (ст.104). Таким же образом решен вопрос и в рамках водного законодательства. Так, Водный кодекс РК от 9 июля 2003 г. также содержит в себе специальное положение о том, что водное законодательство РК основывается, в том числе, на принципе платности специального водопользования (ст.9) и что специальное водопользование осуществляется на платной основе в соответствии с налоговым законодательством РК (ст.133).
6. Следует различать платность недропользования как принцип законодательства, который является основанием и находит свое развитие в форме налогового института, регулирующего взимание специальных налогов и других платежей с недропользователей, и платность, как реальную систему налоговых отношений, имеющую своим экономическим результатом получение (изъятие) государством соответствующей природной ренты от лиц, которым оно предоставило право пользоваться принадлежащими ему недрами. В первом случае речь идет о чисто правовом явлении, закрепляемом комментируемой статьей и получающим свое дальнейшее развитие в конкретных требованиях текущего налогового законодательства, тогда как во втором – о практической реализации указанных требований и об определенном эквивалентном возмещении, компенсации, реально получаемой государством в обмен на предоставленное право недропользования в виде изъятия у недропользователей не связанного с их непосредственной предпринимательской деятельностью регулярного дохода, получаемого от недропользования
7. Платность, как один из принципов правового регулирования отношений в сфере недропользования в Казахстане, лежит в основе формирования особого
налогового института в виде совокупности специальных законодательных правил о налогообложении операций по недропользованию, реализуемых в форме налоговых, арендных и других платежей в бюджет. Комментируемая статья Кодекса о недрах содержит бланкетное предписание, в соответствии с которым плата за пользование недрами осуществляется посредством уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с РК.
8. Сформулированная в налоговом законодательстве система налогов и других обязательных платежей недропользователей в значительной мере направлена не только на решение чисто фискальных задач, но и на активизацию и повышение эффективности проводимых операций по недропользованию, обеспечение прироста ресурсной базы в виде выявленных запасов полезных ископаемых, сохранение и усиление стратегического значения нефтегазового и горно-металлургического комплексов для устойчивого роста экономики Казахстана. Так, налоговое законодательство предусматривает ряд мер, улучшающих инвестиционный климат в сфере недропользования. Такими мерами стали, к примеру, отмена бонуса коммерческого обнаружения, отмена налога на сверхприбыль для горнорудного сектора, отмена платежа по возмещению исторических затрат для недропользователей, получивших лицензии в соответствии с Кодексом о недрах, снижение ставок налога на добычу олова и подземных вод и др.
9. Налогообложение в сфере недропользования имеет свои особенности по сравнению с обычным порядком. Поэтому не случайно, что вопросам налогообложения различных операций по недропользованию в НК РК посвящен специальный Раздел 23 "Налогообложение недропользователей", включающий в себя более пятидесяти статей, устанавливающих особые налоги и иные обязательные платежи в бюджет, регулирующих различные вопросы налоговых обязательств лиц, занятых проведением операций по недропользованию, и определяющих порядок исполнения таких обязательств.
Так, ст.720 Налогового кодекса РК предусмотрены специальные платежи и налоги недропользователей, в том числе осуществляющих деятельность в рамках соглашений о разделе продукции, которые включают:
1) подписной бонус;
2) платеж по возмещению исторических затрат;
3) альтернативный налог на недропользование;
4) роялти;
5) долю РК по разделу продукции;
6) налог на добычу полезных ископаемых; и
7) налог на сверхприбыль.
Подписной бонус. Это разовый фиксированный платеж за приобретение права недропользования на контрактной территории (участке недр), а также при расширении контрактной территории (участка недр) в порядке, определенном законодательством РК (см. ст.ст.724-730 НК РК).
В соответствии со ст.725 и пп.22 п.1 ст.1 НК РК плательщиками подписного бонуса являются физические или юридические лица, ставшие победителями конкурса на получение права недропользования или получившие право недропользования на основе прямых переговоров по предоставлению права недропользования, а также заключившие (получившие) в установленном порядке один из следующих правоустанавливающих документов на недропользование:
1) контракт (лицензию) на разведку;
2) контракт (лицензию) на добычу полезных ископаемых;
3) контракт на совмещенную разведку и добычу;
4) лицензию на геологическое изучение;
5) лицензию на использование пространства недр; и
6) лицензию на старательство.
Стартовый размер подписного бонуса устанавливается отдельно для каждого заключаемого контракта и для каждой выдаваемой лицензии на недропользование в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом РК. В зависимости от характера операции по недропользованию, вида и суммарной стоимости полезного ископаемого, а также оснований получения документа в виде аукциона, дающего право на проведение операций по недропользованию, сумма подписного бонуса исчисляется в кратном размере к месячному расчетному показателю или исходя из ставки, выраженной в месячном расчетном показателе, установленном законом о республиканском бюджете и действующем на дату уплаты подписного бонуса.
Платеж по возмещению исторических затрат. Данный платеж представляет собой фиксированный платеж по возмещению суммарных затрат, понесенных государством на геологическое изучение контрактной территории (участка недр) и разведку месторождений до заключения контракта на недропользование (ст.731 НК РК).
Плательщиками данного платежа являются недропользователи, осуществляющие деятельность в рамках контракта на недропользование, по месторождениям полезных ископаемых, по которым до заключения контракта на недропользование государством были понесены расходы по геологическому
изучению контрактной территории или разведку соответствующих месторождений, участки по которым передаются в пользование недропользователю.
От обязанности по уплате платежа по возмещению исторических затрат освобождаются недропользователи, осуществляющие деятельность по лицензии на разведку или добычу твердых полезных ископаемых, при условии, что лицензия выдана после 31 декабря 2017 года и при этом лицензионная территория является территорией, на которую до 1 января 2018 года уже предоставлялось право недропользования по контрактам на недропользование. Кроме того, платеж по возмещению исторических затрат не уплачивается по контрактам на проведение разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающим последующей их добычи (п.3 ст.734 НК РК).
Подлежащая уплате сумма исторических затрат, понесенных государством на геологическое изучение контрактной территории (участка недр) и разведку месторождений, рассчитывается уполномоченным государственным органом по изучению недр В настоящее время таким органом является специальное ведомство Министерства экологии, геологии и природных ресурсов в лице Республиканского государственного учреждения "Комитет геологии Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан". Сумма исторических затрат может быть установлена указанным государственным органом в иностранной валюте, но подлежит уплате в тенге с пересчетом по рыночному курсу обмена валюты.
Альтернативный налог на недропользование. Данный платеж представляет собой новый вид налога, введенный для недропользователей, осуществляющих операции в отношении углеводородного сырья. Альтернативный налог на недропользование может быть использован вместо платежа по возмещению исторических затрат, налога на сверхприбыль и налога на добычу полезных ископаемых. Правом на применение альтернативного налога могут воспользоваться недропользователи, осуществляющие операции по контракту добычу и (или) на совмещенную разведку и добычу углеводородов на континентальном шельфе РК, а также по контракту на добычу и (или) разведку и добычу углеводородов по месторождениям с глубиной верхней точки залежей углеводородов, указанной в горном отводе или в контракте на недропользование, не выше 4500 метров и нижней точки залежей углеводородов 5000 метров и ниже.
Объектом обложения альтернативным налогом на недропользование является разница между совокупным годовым доходом для целей исчисления
альтернативного налога на недропользование и вычетами для целей альтернативного налога на недропользование. Альтернативный налог на недропользование исчисляется как произведение объекта обложения таким налогом на недропользование и ставки, установленной НК РК, которая, в зависимости от уровня мировой цены на нефть, колеблется от нуля (при цене до 50 долларов США за баррель включительно) до тридцати процентов (при цене свыше 90 долларов США за баррель).
Следует подчеркнуть, что альтернативный налог на недропользование не является дополнительной налоговой нагрузкой на недропользователей. Он лишь предоставляет для них возможность альтернативным способом исполнять свои налоговые обязательства по ряду специальных платежей таким образом, что в итоге налоговая нагрузка переносится на момент получения дохода. Данная мера, безусловно, является выгодной для недропользователей и, высвобождая определенные финансовые средства, стимулирует их увеличивать размер инвестиций в текущие операции по недропользованию.
Роялти. Роялти представляют собой платеж за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований. Данный платеж уплачивается недропользователем, осуществляющим операции по добыче, в отдельности по каждому виду добываемых на территории РК полезных ископаемых. Налоговой базой для исчисления подлежащих уплате роялти является стоимость добываемых полезных ископаемых. В отдельных случаях такой платеж производится в натуральной форме в порядке, предусматриваемом налоговым законодательством.
Доля РК по разделу продукции. Как известно, Казахстаном заключен ряд соглашений о разделе продукции с известными международными компаниями, которые выступили инвесторами в сфере разработки крупных месторождений углеводородов. Одним из существенных условий этих соглашений являются положения о том, что недропользователь взамен уплаты целого ряда налогов и других обязательных платежей в бюджет (налога на сверхприбыль; земельного налога; налога на имущество, рентного налога на экспортируемую сырую нефть и газовый конденсат; роялти и др.) передает в пользу государства определенную долю добытого углеводородного сырья в натуральной или денежной форме. Также, как и при уплате роялти, налоговой базой для исчисления данного платежа является физический объем полезных ископаемых, добытых недропользователем за налоговый период.
Налог на добычу полезных ископаемых. Налог на добычу полезных ископаемых уплачивается недропользователями отдельно по каждому виду добываемых на территории РК минерального сырья, углеводородов, подземных вод и лечебных грязей. Вне зависимости от вида проводимой добычи, данный налог по всем видам добываемых минерального сырья, углеводородов, подземных вод и лечебных грязей уплачивается по ставкам и в порядке, которые установлены НК РК.
Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются недропользователи, осуществляющие добычу углеводородов, минерального сырья, подземных вод и лечебных грязей, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований, по которым не уплачен налог на добычу полезных ископаемых и (или) роялти, в рамках каждого отдельного заключенного контракта или выданной лицензии на недропользование, за исключением недропользователей, осуществляющих деятельность исключительно в рамках лицензии на старательство.
Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является физический объем добытых недропользователем за налоговый период углеводородов, запасов полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье (облагаемый объем погашенных запасов), общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей.
Налоговой базой для исчисления налога на добычу полезных ископаемых является стоимость объема добытых за налоговый период соответствующих полезных ископаемых.
При исчислении суммы налога на добычу полезных ископаемых, подлежащей уплате в бюджет, она определяется исходя из объекта налогообложения, налоговой базы и ставки, которая в зависимости от вида полезного ископаемого устанавливается в процентах к цене соответствующего полезного ископаемого или в месячных расчетных показателях, устанавливаемых законами о республиканском бюджете, за единицу объема добытого полезного ископаемого.
Налог на сверхприбыль. Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование. Обязанность по уплате налога на сверхприбыль не распространяется на лиц, которые осуществляют операции по недропользованию на основании: а) соглашений (контрактов) о разделе продукции, заключенных до 1 января 2009 года, и контрактов на недропользование, утвержденных Президентом РК; б) контрактов на разведку и
(или) добычу твердых полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других групп полезных ископаемых, и в) контрактов на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей.
Платеж исчисляется за налоговый период по каждому отдельному контракту на недропользование, по которому недропользователь является плательщиком. Для целей исчисления налога недропользователь определяет объект обложения, а также такие, связанные с налогообложением объекты, как чистый доход, налогооблагаемый доход, валовый годовой доход, вычеты, корпоративный подоходный налог и др. При этом объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя, определенного для целей исчисления налога на сверхприбыль, превышающая сумму, равную 25 процентам от суммы вычетов недропользователя, установленных для целей исчисления налога на сверхприбыль.
10. Комментируемая статья упоминает о том, что помимо уплаты налогов плата за пользование недрами осуществляется также посредством уплаты других обязательных платежей в бюджет, которые предусмотрены налоговым законодательством РК. К числу таких важнейших платежей относятся вновь введенные в налоговое законодательство арендные платежи, которые в НК РК именуются как плата за пользование земельными участками.
Данная плата взимается за предоставление государством участка недр на основании лицензии на разведку или добычу твердых полезных ископаемых. Порядок предоставления земельных участков и участков недр устанавливается как Кодексом о недрах, так и ЗК РК.
Плательщиками платы являются лица, получившие участок недр на основании лицензии, а объектом обложения выступает, соответственно, участок недр, предоставленный лицу по лицензии на разведку или добычу твердых полезных ископаемых. Данное обстоятельство следует подчеркнуть особо: размер данной платы зависит от площади территории именно участка недр, а не от размера земельного участка как такового, особенно, если учесть, что, к примеру, при проведении операций по разведке ТПИ обладателю соответствующей лицензии земельный участок вообще не предоставляется, а в случае добычи выделяемый земельный участок часто может не соответствовать территории соответствующего участка недр, предоставленного для добычи. Таким образом, рассматриваемый платеж носит чисто недропользовательский характер и не связан с платежом в виде земельного налога, предусматриваемого
Разделом 14 "Земельный налог" (ст.ст.497 - 516) НК РК и взимаемого в установленных случаях.
По участку недр, предоставленному на основании лицензии на разведку или добычу твердых полезных ископаемых, ставки платы определяются исходя из размера месячного расчетного показателя (МРП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 число налогового периода. Данные ставки для лицензий на разведку по одному блоку составляют от 15 до 60 МРП в зависимости от периода действия лицензии на разведку. Так, в период с 1-го по 36-й месяцы действия лицензии, недропользователь обязан вносить в бюджет плату в размере 15 МРП за один блок, тогда как с 85-го месяца действия лицензии и далее ставка возрастет до 60 МРП за один блок. Нетрудно заметить, что установление такой возрастающей шкалы ставок оплаты за пользование земельными участками серьезно стимулирует недропользователя к всемерной интенсификации операций по разведке на занимаемых участках недр (блоках) и максимально быстрому возврату государству выделенных для разведки территорий. По лицензиям на добычу ставка платы является фиксированной и составляет 450 МРП за один квадратный километр территории, на которой проводятся операции по добыче твердых полезных ископаемых.
11. Важная особенность налоговых обязательств, связанных с ведением операций по недропользованию, состоит в том, что по общему правилу исчисление размера таких обязательств по деятельности, осуществляемой в рамках контракта или лицензии на недропользование, производится в соответствии с налоговым законодательством РК, действующим на момент возникновения обязательств по их уплате. Это означает, что в отношении таких налогов и обязательных платежей не действует так называемая "налоговая стабильность" и они подлежат уплате в том виде и размере, которые предусматриваются налоговым законодательством, действующим на момент их уплаты.
Исключением их этого общего правила являются случаи, когда налоговый режим, предусматривающий уплату налогов и платежей в бюджет по деятельности, осуществляемой в рамках контракта на недропользование, определяется в соглашении (контракте) о разделе продукции, заключенном между Правительством РК или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 года и прошедшем обязательную налоговую экспертизу, а также в контракте на недропользование, утвержденном Президентом РК. В этих случаях такой налоговый режим, вне зависимости от изменений в налоговом законодательстве, сохраняется неизменным, при условии, что в отношении
соответствующих налогов и платежей в бюджет положениями такого соглашения (контракта) прямо предусмотрена стабильность налогового режима (ст. 722 НК РК).
12. Нарушения порядка и сроков уплаты вышеуказанных налогов и других обязательных платежей влекут для налогоплательщика ряд негативных последствий в виде применения к нарушителю различных мер ответственности. Одной из таких мер, предусмотренных налоговым законодательством, является, прежде всего, начисление и последующее взыскание пени на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет. Возможны также и иные меры юридической ответственности, применяемые к нарушителям налогового законодательства. Если, к примеру, уклонение от уплаты начисленных сумм налогов может привести к административным взысканиям в виде штрафов, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, то неуплата в срок подписного бонуса либо платы за пользование земельными участками (арендных платежей) может повлечь отзыв лицензии на недропользование, а победитель аукциона, не уплативший в срок подписной бонус, может быть лишен права на заключение контракта на недропользование.
Таким образом, комментируемая статья Кодекса о недрах, закрепляя принцип платности недропользования, используемый при регулировании государством данного сектора экономики, служит правовым основанием для построения весьма разветвленной системы налогообложения, регулирующей отношения между недропользователями и бюджетом, как в интересах самих недропользователей, так и в интересах государства, как собственника недр.
О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда
ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY"
Нур-Султан 2022
Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022
Уважаемые читатели!
Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании".
Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений.
Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны.
Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли.
В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров.
Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом.
Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в
понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса.
Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев.
С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин