Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / messages.НПА / Комментарий к статье 126. Ликвидация последствий недропользования по углеводородам кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

Комментарий к статье 126. Ликвидация последствий недропользования по углеводородам кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

   Комментарий к статье 126. Ликвидация последствий недропользования по углеводородам кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”  

1. Ликвидация последствий недропользования по углеводородам проводится в соответствии с утвержденным недропользователем и получившим положительные заключения предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проектом ликвидации последствий недропользования.

Требования к проведению работ по ликвидации последствий недропользования по углеводородам устанавливаются в правилах консервации и ликвидации при проведении разведки и добычи углеводородов, утверждаемых уполномоченным органом в области углеводородов.

2. Ликвидация последствий недропользования производится:

1) на участке недр, право недропользования по которому прекращено, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2) и 3) пункта 4 статьи 107 настоящего Кодекса;

2) на участке недр (его части), который (которую) недропользователь намеревается вернуть государству в порядке, предусмотренном статьей 114 настоящего Кодекса.

3. В случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи, лицо, право недропользования которого в отношении такого участка недр прекращено, обязано:

1) не позднее двух месяцев со дня прекращения права недропользования утвердить и представить для прохождения предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проект ликвидации последствий недропользования по углеводородам;

2) завершить ликвидацию последствий недропользования на участке недр в сроки, установленные в проекте ликвидации последствий недропользования по углеводородам.

4. Ликвидация последствий недропользования по углеводородам считается завершенной со дня подписания акта ликвидации:

1) недропользователем (лицом, право недропользования которого прекращено безусловным);

2) представителем компетентного органа;

3) представителями уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы;

4) в случае проведения ликвидации на земельном участке, находящемся в частной собственности или долгосрочном землепользовании, – собственником земельного участка или землепользователем.

5. В случае если после подписания акта ликвидации будет установлено, что лицо, право недропользования которого прекращено по соответствующему участку недр, выполнило работы по ликвидации в нарушение проекта ликвидации, либо будет обнаружено нарушение герметичности устья ликвидированной (законсервированной) им скважины, то компетентный орган письменно уведомляет такое лицо о выявленном нарушении, а также о его обязанности устранить такое нарушение за свой счет в установленный срок.

Положение части первой настоящего пункта не распространяется на случаи выявления нарушений на участках недр, переданных в пользование новому недропользователю.

6. Исполнение недропользователями обязательства по ликвидации последствий недропользования по углеводородам обеспечивается залогом банковского вклада, за исключением недропользователей, проводящих разведку углеводородов на море.

7. Банковский вклад, являющийся предметом залога, обеспечивающего исполнение обязательства по ликвидации последствий разведки, формируется посредством взноса денег в размере суммы, определенной в проекте разведочных работ на основе рыночной стоимости работ по ликвидации последствий разведки углеводородов, до начала проведения операций, предусмотренных таким проектным документом.

В случае утверждения дополнения к проекту разведочных работ, предусматривающего увеличение стоимости работ по ликвидации последствий разведки, либо проекта пробной эксплуатации соответствующая дополнительная сумма должна быть внесена до начала проведения работ, предусмотренных таким про

8. Банковский вклад, являющийся предметом залога, обеспечивающего исполнение обязательства по ликвидации последствий добычи, формируется посредством взноса денег в размере суммы, определенной в проекте разработки месторождения пропорционально планируемым объемам добычи углеводородов.

9. Сумма обеспечения исполнения обязательства по ликвидации последствий добычи определяется в проекте разработки месторождения на основе рыночной стоимости работ по ликвидации последствий добычи углеводородов и подлежит пересчету не реже одного раза в три года в рамках анализа разработки.

По результатам пересчета либо в процессе проведения работ по ликвидации последствий добычи углеводородов сумма обеспечения может быть скорректирована соразмерно снижению рыночной стоимости работ по ликвидации последствий добычи углеводородов либо стоимости ликвидационных работ, фактически выполненных на участке недр.

10. Передача права недропользования является безусловным основанием переоформления (передачи) прав по заложенному банковскому вкладу, сформированному по условиям контракта.

11. К ликвидации последствий недропользования по углеводородам не относится ликвидация скважин, осуществляемая в соответствии со статьей 128 настоящего Кодекса.

__________________________________________________________________________________________

(Мухамедов Р.Н.)

1. Комментируемая статья устанавливает порядок ликвидации последствий недропользования по углеводородам, который (как отмечалось выше) был введен взамен предусматривавшемуся Законом 2010 года (см. ст. 111 Закона 2010 года) порядку ликвидации объектов недропользования (подробнее см. комментарий к Главе 8 Кодекса о недрах).

2. П. 1 комментируемой статьи устанавливает, что ликвидация последствий недропользования производится в соответствии с техническим проектным документом — проектом ликвидации последствий недропользования. По такому проекту должны быть получены положительные заключения экспертиз, предусмотренных Кодексом о недрах и иными законами РК.

3. Согласно п. 2 комментируемой статьи предусматриваются два случая проведения ликвидации:

1) проводимая в четко установленные сроки – после прекращения права недропользования, если компетентным органом принято решение

ликвидировать последствия недропользования. В данном случае у недропользователя имеется два месяца на разработку проекта, а сама ликвидация должна быть проведена после прохождения экологической экспертизы в сроки, установленные таким проектом. Нарушение данных требований, предусмотренных п.3 комментируемой статьи, влечет административную ответственность по ст. 353 КоАП;

2) проводимая при возникновении у недропользователя обязанности произвести возврат участка недр или его части – до осуществления такого возврата.

В обоих случаях ликвидация считается завершенной с момента подписания заинтересованными государственными органами и лицами акта ликвидации, и на инвестора накладывается бессрочная ответственность за возможные случаи "излияния" ликвидированных скважин. Как уже было рассмотрено в комментарии к ст. 122 Кодекса о недрах, такая обязанность прекращается только с предоставлением участка недр новому недропользователю и носит явно избыточный характер.

4. Как отмечалось в комментарии к гл. 8 Кодекса о недрах, с его принятием в РК была внедрена новая модель финансирования ликвидации последствий недропользования, предусматривающая обеспечение ликвидации. При этом согласно положениям п. 3 ст. 277 Кодекса о недрах, данная модель внедряется и по ранее заключенным контрактам по истечении трех лет со дня введения в действие Кодекса о недрах, что потребует внесения соответствующих изменений в контракты (когда в них установлен иной порядок финансирования ликвидации) и проектные документы.

Несмотря на большое разнообразие видов обеспечения ликвидации, в отношении углеводородов допускается наиболее надежный (по мнению компетентного органа) – залог банковского вклада. Вместе с тем, п. 6 комментируемой статьи предусматривает исключение из данного правила для разведки на море. Несмотря на то, что данное исключение сформулировано недостаточно точно, можно утверждать, что для таких дорогостоящих проектов законодателем было сделано послабление в виде возможности использования и иных форм обеспечения, указанных в гл. 8 Кодекса о недрах.

5. Одним из основных недостатков нового механизма, о котором уже было сказано в комментарии в гл. 8 Кодекса о недрах, является необходимость изыскания недропользователями двойной стоимости ликвидации – в процессе формирования банковского вклада, являющегося предметом залога, а также при непосредственном финансировании ликвидации (после завершения которой обременение должно быть снято).

При этом в отношении работ по разведке – до их начала должна быть внесена полная стоимость работ по ликвидации последствий, а в отношении добычных работ (в связи с высокой стоимостью ликвидации и значительными затратами на само обустройство месторождения) - в соответствии с графиками, предусмотренными проектом разработки месторождения, пропорционально объемам добычи углеводородов.

Несколько снижает указанную финансовую нагрузку возможность корректировки размера банковского вклада на стоимость ликвидационных работ, фактически выполненных на участке недр. Таким образом, недропользователь может выполнить определенную часть работ по ликвидации, затем сократить размер обеспечения, и на высвобожденные средства продолжить финансирование ликвидационных работ.

Кроме того, согласно п. 11 комментируемой статьи, к ликвидации последствий недропользования по углеводородам не относится ликвидация скважин, что также было предусмотрено в целях сокращения избыточной финансовой нагрузки на недропользователей.

 

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин