Комментарий к статье 14. Месторождения и их классификация кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”
1. Месторождением признается природное или техногенное скопление полезного ископаемого (полезных ископаемых), которое по своим количественным, качественным и горнотехническим характеристикам может быть пригодно для промышленной разработки с положительным экономическим эффектом.
2. По величине ресурсов или запасов полезных ископаемых и их экономической значимости в отдельную категорию выделяются крупные месторождения.
3. Крупными признаются месторождения твердых полезных ископаемых, содержащие следующие ресурсы:
Полезное ископаемое, единица измерения Количество
Железные руды, млн. т >100
Марганцевые руды, млн. т >50
Хромитовые руды, млн. т >30
Медь, млн. т >5
Свинец, млн. т >5
Цинк, млн. т >5
Бокситы, млн. т >50
Никель, тыс. т >50
Вольфрам, тыс. т >100
Молибден, тыс. т >200
Золото, т >250
Уголь коксующийся, млн. т >50
Уголь энергетический, млн. т >500
Уголь бурый, млн. т >500
Горючие сланцы, млн. т >500
Фосфориты (руда), млн. т >200
Сернокислотные, смешанные калийные соли, млн. т >100
Крупными признаются месторождения углеводородов, содержащие следующие геологические запасы:
Полезное ископаемое, единица измерения Количество
Нефть, млн. т >100
Природный газ, млрд. м3 >50
______________________________________________________________________________________
(Мухамедов Р.Н.)
1. П. 1 комментируемой статьи содержит общее определение понятия "месторождение", которое должно применяться с учетом других положений законодательства о недрах.
Применительно к месторождениям углеводородов следует, в частности, иметь в виду важные требования, предусмотренные в Особенной части Кодекса о недрах, прежде всего в п. 2 ст. 121 Кодекса о недрах.
Исходя из смысла п. 1 и 2 ст. 121 Кодекса о недрах, месторождения углеводородов, в понимании п. 1 комментируемой статьи, относятся к природным скоплениям полезных ископаемых.
В свою очередь критерий техногенных скоплений полезных ископаемых, также упомянутый в п. 1 комментируемой статьи, отсылает к положениям ст. 13 Кодекса о недрах.
Пригодность для промышленной разработки с положительным экономическим эффектом применительно к месторождениям углеводородов определяется в рамках государственной экспертизы недр (см. ст. 141 Кодекса о недрах), где рассматриваются соответствующие отчеты по подсчету (оперативному подсчету) запасов полезных ископаемых.
При этом оперативный подсчет запасов проводится после завершения оценки обнаруженной залежи углеводородов, а "окончательный" подсчет запасов – после завершения проведения геологоразведки и перед переходом на стадию добычи или на подготовительный период (см. в частности п. 4 ст. 139, п. 4 ст. 118 Кодекса о недрах).
2. О понятиях "полезные ископаемые", "нефть" см. в ст. 12 Кодекса о недрах. Определение понятия "природный газ" Кодексом о недрах не установлено.
3. Определение месторождений углеводородов в качестве нефтяных, газонефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных, газовых или газоконденсатных - осуществляется, в частности, согласно правилам п. 11 ЕПРКИН.
4. Градация месторождений в зависимости от величины запасов в целях установления отличий в условиях и регулировании недропользования проводилась и в рамках Закона о недрах 2010 г., однако непосредственных
критериев отнесения месторождений к категориям крупных или уникальных не приводилось. Данный вопрос решался в рамках Инструкции по классификации запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и природного углеводородного газа (действие которой не прекращено по настоящее время), Приложением 2 к которой установлены следующие критерии:
Классы месторождений по величине извлекаемых запасов нефть+конденсат млн.т газ млрд. м 3
гигантские более 300 более 300
крупнейшие 100,1 -300 100,1 -300
крупные 30,1-100 30,1-100
средние 10,1 -30 10,1 -30
малые 3,1-10 3,1-10
мелкие 1-3 1-3
очень мелкие до 1 до 1
Таким образом, в указанной инструкции имеются критерии крупных месторождений, однако по уникальным они отсутствуют (по всей вероятности, к уникальным могут быть отнесены крупнейшие и гигантские месторождения).
В свою очередь, в рамках комментируемой статьи Кодекса о недрах были установлены критерии отнесения месторождений углеводородов к категории крупных, которые при этом оперируют величиной не извлекаемых, а геологических запасов, что связано с планируемой с 2024 года реформой отчетности по запасам, отраженной в переходных положениях Кодекса. Однако критерии уникальных (несмотря на использование данного термина и в рамках Кодекса о недрах) по-прежнему не установлены.
О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда
ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY"
Нур-Султан 2022
Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022
Уважаемые читатели!
Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании".
Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений.
Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны.
Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли.
В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров.
Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом.
Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в
понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса.
Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев.
С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин