Комментарий к статье 597. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в том числе в местах, оборудованных электрозарядными станциями, за исключением случаев, предусмотренных частями второй, третьей настоящей статьи, - влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, а также остановка или стоянка транспортных средств на клумбах, детской или спортивной площадке -
влекут штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
3. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, -
влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
4. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, -
влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
4-1. Уклонение от уплаты за парковку в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, определенных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, -
влечет штраф в размере трех месячных расчетных показателей.
4-2. Действие, предусмотренное частью 4-1 настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
5. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влекут штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
5-1. Действия, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влекут штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.
6. Действие, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влечет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.
Общим объектом правонарушения, по комментируемой статье являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В статье 1 Закона РК от 17 апреля 2014 года № 194 "О дорожном движении" даны основные понятия, используемые в настоящей статье:
1) остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до пяти минут либо на большее время, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, загрузки или разгрузки транспортного средства (п.5 );
2) стоянка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства (п.52 ).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 рассматриваемой статьи, характеризуется двумя квалифицирующими признаками:
1) нарушение правил остановки транспортных средств;
2) нарушение правил стоянки транспортных средств.
Вышеперечисленные противоправные действия не распространяются на случаи, предусмотренные частями второй, третьей настоящей статьи.
Данные требования изложены в разделе 12 Правил дорожного движения.
Остановка и стоянка транспортных средств допускается на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части дороги у ее края. На левой стороне дороги остановка и стоянка допускаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением допускается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
Ставить транспортное средство на проезжей части дороги разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части дороги, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части дороги) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
Стоянка в целях длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.
Остановка запрещается:
1) в непосредственной близости от трамвайных путей, если это создает помехи движению трамваев;
2) на железнодорожных переездах, в тоннелях;
3) на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними (независимо от количества полос);
4) в местах, где расстояние между остановившимся транспортным средством и сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части дороги) или противоположным краем проезжей части дороги, или стоящим у противоположного края проезжей части дороги транспортным средством меньше трех метров, если это создает помехи движению транспортных средств;
5) на пешеходных переходах и ближе пяти метров перед ними;
6) на проезжей части дороги вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее ста метров хотя бы в одном направлении;
7) на пересечении проезжих частей дорог и ближе тридцати метров от края пересекаемой проезжей части дороги, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу; на остановочных площадках и ближе пятнадцати метров к ним, а при их отсутствии - ближе пятнадцати метров от указателя остановки маршрутных транспортных средств или такси;
8) в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения других транспортных средств (заторы) и пешеходов;
9) на клумбах, газонах, детских и спортивных площадках.
Стоянка запрещается:
1) в местах, где запрещена остановка;
2) на эстакадах, мостах, путепроводах;
3) вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 "Главная дорога". Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков;
4) ближе пятидесяти метров от железнодорожных переездов;
5) механических транспортных средств с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям;
При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель принимает все необходимые меры для отвода транспортного средства из этих мест.
Запрещается открывать двери транспортного средства, оставлять их открытыми или выходить на проезжую часть дороги, не убедившись, что это не создаст помехи или опасности для других участников движения.
Объективная сторона правонарушения части 2 комментируемой статьи выражается противоправными действиямии путем несоблюдения правил остановки или стоянки транспортных средства тротуаре, клумбах, детской или спортивной площадке.
Понятия тротуара и клумбы даны в правилах дорожного движения:
1) тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, примыкающая к проезжей части дороги или отделенная от нее газоном (п.53 раздела 1);
2) клумба - участок земли в форме геометрической фигуры, на котором растения образуют узор или рисунок (п.14 раздела 1).
К сожалению понятия детских и спортивных площадок правилами дорожного движения не определены.
Детская площадка - место, предназначенное для игры детей, преимущественно дошкольного возраста. Находится в населҰнном пункте и ограждена от дорог.
Спортивная площадка – это плоскостное сооружение, оборудованное для одного или нескольких видов спорта или для спортивных игр.
Согласно п. 12.2 правил дорожного движения стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, с полным или частичным заездом на него, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам при условии, что это не будет препятствовать движению пешеходов.
В соответствии с пунктами 12.4, 12.5 правил дорожного движения, остановка и стоянка транспортных средств на клумбах, детских и спортивных площадках запрещена.
Следует учесть, что в соответствии со статьями 58, 59 Закона РК от 17 апреля 2014 года №194 "О дорожном движении" на людей с нарушением опорно-двигательного аппарата не распространяются действия запрещающих дорожных знаков "Стоянка запрещена", "Стоянка запрещена по нечетным числам месяца", "Стоянка запрещена по четным числам месяца", при этом указанные лица имеют право останавливать и ставить транспортное средство в населенных пунктах в зоне действия дорожных знаков, запрещающих остановку или стоянку, при условии, что стоящее транспортное средство полностью располагается на тротуаре таким образом, чтобы для движения пешеходов оставалась свободная полоса шириной не менее полутора метров. Данное правило не действует на участках дороги, обозначенных запрещающей остановку дорожной разметкой. Кроме этого, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют поставить транспортное средство в зоне действия дорожных знаков, запрещающих стоянку, на местах стоянки с ограниченным временем свыше предусмотренного срока и на дорогах на дворовой территории за пределами мест стоянки при условии, что это не создает помех для пешеходов и не лишает другие транспортные средства возможности движения.
Объективная сторона части 3 комментируемой статьи выражается противоправными действиями, нарушающие правила остановки и стоянки на проезжей части, повлекшие создание препятствий для движения других транспортных средств.
Под препятствием для движения понимается, неподвижный объект на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.
С целью исключения создания препятствий для движения других транспортных средств водителю запрещается производить остановку и стоянку транспортных средств, указанных в п. 12.4. правил дорожного движения.
Согласно п. 10.1. правил дорожного движения, водитель транспортного средства при возникновении препятствия и (или) опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасному для других участников движения объезду препятствия.
Объективная сторона административного правонарушения по части 4 комментируемой статьи выражается в противоправном действии, нарушающем правила остановки и стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Закона "О дорожном движении", в случае, если с информационно-указательным дорожным знаком "Место стоянки" установлен дорожный знак дополнительной информации (табличка) "Инвалиды", действие дорожного знака "Место стоянки" распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлены опознавательные знаки "Инвалид".
Водителю транспортного средства запрещается производить остановку и стоянку в местах обозначенных соответствующим дорожным знаком 7.17. (инвалиды).
Объективная сторона части 4-1 исследуемой статьи выражена противоправными действиями в виде уклонения водителями транспортных средств от уплаты за парковку в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств, определенных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы.
Впервые эта норма, а также часть 4-2 статьи 597 КоАП появилась в КоАП на основании Закона РК от 5 мая 2105 года №312 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам естественных монополий и регулируемых рынков".
Водители транспортных средств должны оплатить за парковку в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами по тарифу, определенному местными исполнительными органами уровня областей и городов республиканского значения. Например, в городе Астане тарифы в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств установлены постановлением акимата города Астаны от 22 декабря 2016 года № 108-2602. На основании этого правового акта в столице оплата одного места за один час парковки составляет 100 тенге.
Определение мест для платной парковки также определяются местными исполнительными органами. Например, в городе Астане места, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания оплаты за парковку и учета времени парковки транспортных средств установлены постановлением акимата города Астаны от 22 июня 2017 года № 108-1325.
Порядок организации работы платных стоянок и иных автопарковок в г. Астане определены постановлением акимата города Астаны от 3 мая 2016 года № 108-863. В этих Правилах даны понятия:
1) автостоянка (автопарковка) – здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка в отведенных или специально оборудованных местах, предназначенная для стоянки (хранения) автотранспортных средств;
2) специальные стоянки (площадки) – места, предназначенные для временного хранения задержанного, брошенного или бесхозяйного транспортного средства, создаваемые по решению уполномоченного органа, и являющихся коммунальной собственностью.
Планирование и определение территориальных зон расположения коммунальных платных автопарковок и количества мест на них производится уполномоченным органом с учетом ограничений транспортной модели, спроса населения и организаций, норм безопасности. При планировании количества необходимых коммунальных платных автопарковок в городе учитываются следующие данные:
1) уровень насыщения автомобильным транспортом в районах многоэтажной и малоэтажной застройки;
2) обеспеченность парковками объектов различного профиля;
3) количество автомобилей, прибывающих из других населенных пунктов и других городов, определяемое специальным расчетом.
Объективная сторона части 4-2 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за действия, предусмотренные частью 4-1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания.
Объективная сторона части 5 рассматриваемой статьи устанавливает административную ответственность за действия, предусмотренные частью первой статьи 597 КоАП, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания.
Объективная сторона части 5-1 исследуемой статьи устанавливает административную ответственность за действия, предусмотренные частями второй и третьей статьи 597 КоАП, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания.
Объективная сторона части 6 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за действия, предусмотренные частью четвертой статьи 597 КоАП, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания.
По нашему мнению части 5-1 и 6 следует объединить в одну часть, так как у них предусмотрена одинаковая санкция за административное правонарушение. То есть часть 5-1 следует убрать, а часть шестую изложить в следующей редакции: "6. Действие, предусмотренное частью второй, третьей и четвертой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей".
Субъективная сторона правонарушения может быть выражена в форме прямого умысла так и по неосторожности.
Субъектами административного правонарушения по данной статье являются физические лица, управляющие транспортными средствами.
Рассматривать производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей имеют право:
1) по всем частям -председатели комитетов и начальники департаментов Министерства внутренних дел, начальники территориальных органов внутренних дел, подразделений административной, миграционной полиции, местной полицейской службы области, города республиканского значения, столицы, их заместители (п.1 части 2 ст. 685 КоАП);
2) по частям 5 и 6 - начальники отделов, отделений полиции, подразделений административной, миграционной полиции, местной полицейской службы района (города, района в городе) и их заместители (п.2 части 2 ст. 685 КоАП);
3) по частям первой, второй, третьей, четвертой, 4-1, 4-2 - сотрудники органов внутренних дел (полиции), имеющие специальные звания(п.4 части 2 ст. 685 КоАП);
4) по всем частям - уполномоченные должностные лица органов военной полиции (часть 1 статьи 727 КоАП).
При совершении правонарушения, предусмотренного всеми частями ст. 597 КоАП, сотрудники полиции вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств, путем доставки их для временного хранения на специальные площадки, стоянки или площадки, прилегающие к стационарному посту транспортного контроля, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), до устранения причин задержания (п.1 ч. 1 ст. 797 КоАП).
При совершении правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 ст. 597 КоАП уполномоченное должностное лицо, вправе запрещать эксплуатацию транспортных средств путем изъятия государственных регистрационных номерных знаков до устранения причин запрета на эксплуатацию транспортного средства. Доставление (эвакуация) транспортного средства для его временного хранения на специальных площадках, стоянках или площадках, прилегающих к стационарному посту транспортного контроля, также может быть применено в случаях нарушения водителем транспортного средства правил остановки или стоянки в его отсутствие, а также к транспортным средствам, оставленным водителями на дороге без присмотра, когда установить их место нахождения не представляется возможным. (п.3 ч. 1 ст. 797 КоАП).
На основании статьи 812 КоАП по всем составам правонарушений, предусмотренных статьей 597 КоАП, могут рассматриваться также по месту учета транспортных средств, или по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020 Дата принятия акта: 01.01.2020 Место принятия: 100050000000 Орган, принявший акт: 103001000000 Регион действия: 100000000000 Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5 Статус акта: new Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000 Форма акта: КОММ / КОД Юридическая сила: 1900 Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда